г. Москва |
|
19 января 2023 г. |
Дело N А41-69639/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 января 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей: Виткваловой Е.Н., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Ломовской Д.А.,
в судебном заседании участвуют представители:
от ООО "ИрисРиэлтИнвест" 9ИНН 7714693240, ОГРН 5077746726910) - Емельянова В.Д. представитель по доверенности от 21.10.2022 года;;
от Администрации городского округа Щелково (ИНН 5050002154, ОГРН 1035010204745)- представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев апелляционную жалобу Администрации городского округа Щелково Московской области на решение Арбитражного суда Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 15 ноября 2022 года по делу N А41-69639/22 по заявлению ООО "ИрисРиэлтИнвест" к Администрации городского округа Щелково Московской области, о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ИрисРиэлтИнвест" (далее - ООО "ИрисРиэлтИнвест" ) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Администрации городского округа Щелково Московской области (далее - Администрация) с требованиями: - признать незаконным отказ Администрации городского округа Щелково Московской области от 25.08.2022 на заявление Общества с ограниченной ответственностью "ИрисРиэлтИнвест" N Р001-3550072557-61626269 в выдаче порубочного билета;
- обязать Администрацию городского округа Щелково Московской области выдать Обществу с ограниченной ответственностью "ИрисРиэлтИнвест" порубочный билет на земельные участки с кадастровыми номерами 50:14:0050303:363 и 50:14:0050303:2576.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15 ноября 2022 года по делу N А41-69639/22 заявленные требования удовлетворены в полном объеме (л.д. 137-140).
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, полагая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же неправильно применены нормы материального права
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, сославшись на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ответчика и третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Заслушав представителя истца, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, Администрацией городского округа Щелково Обществу с ограниченной ответственностью "ИрисРиэлтИнвест" предоставлены в аренду земельные участки на основании следующих Договоров аренды: - от 07.03.2018 г. N 16-1683 предоставлен за плату во временное владение и пользование земельный участок площадью 2413 кв.м, с кадастровым номером 50:14:0050303:363, категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для размещения многофункционального торгового центра, расположенных по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка (соглашением от 22.01.2021 г. срок действия договора аренды продлен до 05.03.2024 г.); - от 16.05.2018 г. N 16-1710/18 предоставлен за плату во временное владение и пользование земельный участок площадью 3579 кв.м, с кадастровым номером 50:14:0050303:2576, категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для размещения многофункционального торгового центра, расположенных по адресу: Московская область, г. Щелково, Пролетарский проспект (соглашением от 22.01.2021 г. срок действия договора аренды продлен до 11.05.2024 г.
Как следует из указанных договоров аренды земельные участки с кадастровыми номерами 50:14:0050303:363 и 50:14:0050303:2576 предоставлены для размещения многофункционального торгового центра.
ООО "ИрисРиелтИнвест" получено Разрешение на строительство от 04.02.2021 г. N RU50-14-17586-2021.
ООО "ИрисРиэлтИнвест" обратилось с заявлением от 03.08.2022 N Р001- 3550072557-61626269 о выдаче порубочного билета.
Уведомлением от 25.08.2022 администрация отказала в предоставлении муниципальной услуги на основании п. 13.1.2 Административного регламента, согласно которому "отсутствует целесообразность в вырубке зеленых насаждений".
Считая отказ Администрации незаконным и нарушающим права и законные интересы общества заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, признал требования обоснованными.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Удовлетворение требования о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным или его решения, действия (бездействия) незаконным возможно при установлении несоответствия названных акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса).
Согласно п. 13 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) строительство - создание зданий, строений, сооружений. В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 48 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации, рабочей документации (в том числе путем внесения в них изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю. Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функциональнотехнологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В силу п. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Подпунктом 2 п. 11.1 ст. 51 ГрК РФ предусмотрено, что в случае, если подано заявление о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, уполномоченные органы проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату выдачи разрешения на строительство, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, в случае выдачи лицу такого разрешения.
Постановлением администрации городского округа Щелково Московской области от 28.11.2019 N 4880 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения на вырубку зеленых насаждений - порубочного билета " (далее - регламент), которым установлен стандарт предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения на вырубку зеленых насаждений - порубочного билета на территории городского округа Щелково, установлен состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур по предоставлению муниципальной услуги, согласно пункту 10 которого одним из документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешений на вырубку зеленых насаждений является перечетная ведомость (п. 10.2.2).
Пунктом 13 регламента предусмотрены основания для отказа в предоставлении услуги, а именно: 13.1 Основаниями для отказа в предоставлении Муниципальной услуги являются: 13.1.1. Наличие противоречий или несоответствие в документах и информации, представленных Заявителем и/или полученных в порядке межведомственного информационного взаимодействия. 13.1.2. Установление в ходе выездного осмотра отсутствия целесообразности в вырубке зеленых насаждений. 13.1.3. Отсутствие сведений об оплате компенсационной стоимости за вырубку зеленых насаждений. 13.1.4. Представление документов, необходимых для предоставления Муниципальной услуги, не соответствующих требованиям, установленным правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами Московской области, настоящим Административным регламентом. 13.1.5. Поступление в Администрацию ответа на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для проведения работ, в соответствии с подразделами 10 и 11 настоящего Административного регламента, если соответствующий документ не был представлен Заявителем по собственной инициативе. 13.2
Решение об отказе в предоставлении Муниципальной услуги направляется Заявителю посредством РПГУ или выдается в МФЦ, в зависимости от выбранного Заявителем способа получения результата Муниципальной услуги, не позднее следующего рабочего дня с даты принятия решения об отказе в предоставлении Муниципальной услуги.
Заявителю предоставлены в аренду земельные участки с кадастровыми номерами 50:14:0050303:363 и 50:14:0050303:2576, для строительства и размещения многофункционального торгового центра. 04.02.2021 обществом получено разрешение на строительство N RU50-14-17586- 2021.
В соответствии со Свидетельством о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта нежилого назначения общей площадью менее 1500 кв.м. на территории Московской области от 26.03.2020 N АГО41-0002/2020,
Разрешение на строительство требуется только на земельный участок с кадастровым номером 50:14:0050303:363, поскольку на нем предусмотрено строительство основного здания (торгового центра), а земельный участок с кадастровым номером 50:14:0050303:2576 предназначен для размещения парковочного пространства.
ООО "ИрисРиэлтИнвест" обратилось с заявлением от 01.02.2022 N Р001-3550072557-56205897 о выдаче порубочного билета. По результатам рассмотрения указанного заявления администрация направила в адрес заявителя Уведомление от 25.02.2022 г. об отказе в предоставлении муниципальной услуги (Приложение N 7), в связи с нарушением п. 13.1.1 Административного регламента Наличие противоречий или несоответствий в документах и информации, представленных Заявителем и/или полученных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В основания для отказа указано, что в заявлении не указаны основания для выдачи порубочного билета в соответствии с административным регламентом (разрешение на строительство и т.д.); Отсутствует разрешение на строительство объекта капитального строительства;
Отсутствуют копии разделов проектной документации (в случае осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства, инженерных коммуникаций и отсутствия проектной документации в ИСОГД Московской области);
Дендроплан не соответствует требованием административного регламента. Дендроплан разрабатывается на инженерно-топографическом плане масштаба 1:500.
Дендроплан совмещают со стройгенпланом (в случае осуществления строительства). ООО "ИрисРиэлтИнвест" повторно обратилось в администрацию с заявлением от 28.02.2022 N Р001-3550072557-56974512 о выдаче порубочного билета, в ответ на которое администрация 23.03.2022 проинформировала о повторном отказе в выдаче порубочного билета.
В качестве основания для отказа указано, что в перечетной ведомости указаны неверные диаметры указанных деревьев (п. 13.1.1 регламента).
В соответствии с пунктом 1.3.3 Приказа Госстроя Российской Федерации от 15.12.1999 N 153 "Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации" (далее - Приказ N 153) дендроплан и перечетная ведомость на вырубаемые и пересаживаемые деревья и кустарники выполняются на стройгенплане.
На стройгенплан наносятся все деревья и кустарники, которые попадают под пятно застройки и по трассам инженерных сетей и нуждаются в удалении, при этом проектной организацией определяется, исходя из возраста и состояния насаждений, возможность их пересадки или необходимость вырубки. Все эти данные записываются в перечетную ведомость.
На основе дендроплана и перечетной ведомости строительная организация помечает деревья, предназначенные к вырубке и пересадке.
Таким образом, дендроплан - особый вид изысканий, при которых объектом исследований становятся зеленые насаждения. На план наносят все зеленые насаждения и будущие постройки. С помощью условных обозначений все деревья, кустарники и газоны делятся на те, что нужно вырубить, пересадить, сохранить в процессе строительства.
Данный отказ был обжалован обществом в Арбитражный суд Московской области (дело N А41-24182/22).
В ходе рассмотрения дела N А41-24182/22 во исполнение определения суда сторонами было проведено обследование земельных участков, согласно акту обследования территории от 14.07.2022 года выявлены многочисленные расхождения диаметров деревьев, указанных в перечетной ведомости и по факту обследования.
В связи с этим, решением Арбитражного суда Московской области от 11.08.2022, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2022, отказано в удовлетворении заявленных требований ООО "ИрисРиэлтИнвест" в признании незаконным отказа в выдаче порубочного билета, принятого 23 марта 2022 года.
03.08.2022 общество вновь обратилось в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на зеленых насаждений - порубочного билета.
К заявлению приложена перечетная ведомость деревьев и кустарников, составленная в соответствии с проведенными обследованиями территории - земельных участков с кадастровыми номерами 50:14:0050303:363, в ходе рассмотрения дела N А41-24182/22.
Уведомлением от 25.08.2022 в предоставлении муниципальной услуги отказано на основании п. 13.1.2 регламента - в связи с отсутствием целесообразности в вырубке зеленых насаждений.
Как следует из пояснений заинтересованного лица в отзыве, основанием для принятия оспариваемого уведомления послужило наличие судебного спора в отношении рассматриваемого вопроса, по оспариванию отказа администрации от 23.03.2022 N Р001- 3550072557-56974512 в выдаче порубочного билета, обязании выдать порубочный билет на земельные участки с кадастровыми номерами 50:14:0050303:363 и 50:14:0050303:2576, в связи с чем рассмотрение вопроса о выдаче порубочного билета до рассмотрения дела в суде являлось нецелесообразным.
Иных оснований для признания целесообразности в вырубке зеленых насаждений на спорных земельных участках отсутствующей администрацией не указано. Судом таких оснований также не установлено
На иные основания для отказа в выдаче порубочного билета администрация не ссылается.
В данном случае заинтересованным лицом не доказано соответствие оспариваемого отказа от 25.08.2022 нормативным правовым актам.
Судом установлено, и администрацией не оспорено, что недостатки, обнаруженные администрацией и изложенные в ранее принятых отказах, заявителем устранены.
Иных оснований для отказа, помимо нецелесообразности, в оспариваемом заявлении, в отзыве на заявление, не содержится.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что оспариваемый отказ не соответствует закону и нарушает права и интересы заявителя, который не может приступить к освоению земельных участков, предоставленных под строительство и размещение торгового центра.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (п. 2 ст. 201 АПК РФ).
В связи с изложенным, обоснованно удовлетворено требование о признании незаконным отказа Администрации городского округа Щелково Московской области о предоставлении муниципальной услуги "Выдача разрешения на вырубку зеленых насаждений - порубочного билета".
В целях устранения нарушенных прав заявителя суд обязал Администрацию городского округа Щелково Московской области выдать ООО "ИрисРиэлтИнвест"" порубочный билет..
Таким образом, исходя из предмета и оснований заявленных требований, установленных фактических обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств в их совокупности, апелляционный суд приходит к выводу, что требования ООО "ИрисРиэлтИнвест" являются обоснованными.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны приводимым в суде первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 15 ноября 2022 года по делу N А41-69639/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-69639/2022
Истец: ООО "ИРИСРИЭЛТИНВЕСТ"
Ответчик: Администрация городского округа Щелково МО
Третье лицо: Администрация городского округа Щелково МО