г. Томск |
|
19 января 2023 г. |
Дело N А27-17080/2022 |
Судья Седьмого Арбитражного апелляционного суда Бородулина И.И., рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N 15 (N07АП-11935/2022) на решение от 14.12.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-17080/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания "Малиновский дом-интернат для граждан, имеющих психические расстройства", поселок Малиновка, Калтанский городской округ, Кемеровская область - Кузбасс (ОГРН 1024201856403, ИНН 4222003754) к Государственному учреждению - Кузбасскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, город Кемерово (ОГРН 1034205040935, ИНН 4205049090) в лице филиала N 15, город Осинники, о признании недействительным решения от 18.07.2022 N42152250000097,
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания "Малиновский дом-интернат для граждан, имеющих психические расстройства" (далее - заявитель, ГБУ "Малиновский дом-интернат для граждан, имеющих психические расстройства", страхователь) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 15) (далее -Фонд социального страхования) от 18.07.2022 N 42152250000097 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением от 14.12.2022 (резолютивная часть от 21.11.2022) Арбитражного суда Кемеровской области заявленные требования удовлетворены.
Фонд социального страхования обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что в нарушение статьи 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) страхователем не начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование oт несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на суммы выплат, направленных на возмещение расходов работников по прохождению ими предварительных (при поступлении на работу) медицинских осмотров в 2019-2021 в сумме 216 622.82 рублей.
Статьей 20.2 Закона N 125-ФЗ определен перечень не подлежащих обложению страховыми взносами выплат. Выплаты, направленные на возмещение расходов работникам по прохождению ими предварительных (при поступлении на работу) медицинских осмотров в данном перечне отсутствуют, а, значит, являются объектом обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев па производстве и профессиональных заболеваний.
В отзыве заявитель просит оставить решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу Фонда социального страхования - без удовлетворения.
На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Фонд социального страхования заявил письменное ходатайство о процессуальном правопреемстве заинтересованного лица - Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу в связи с прекращением деятельности Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации с 01.01.2023 в рамках его реорганизации в форме присоединения к ГУ - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области- Кузбассу и преобразованием в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области- Кузбассу на основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации и в отношении Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области- Кузбассу от 21.12.2022, Постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 09.12.2022 N 316п.
Рассмотрев ходатайство о процессуальном правопреемстве, суд апелляционной инстанции считает необходимым его удовлетворить по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
В этой связи суд апелляционной инстанции производит замену заинтересованного лица по делу - Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на его правопреемника - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания "Малиновский дом-интернат для граждан, имеющих психические расстройства" зарегистрировано в филиале N 15 ГУ-КРОФСС РФ как страхователь.
На основании решения директора филиала N 15 ГУ-КРОФСС РФ от 25.05.2022 в соответствии со статьей 26.16 Закона N 125-ФЗ проведена выездная проверка ГБУ "Малиновский дом-интернат для граждан, имеющих психические расстройства" за период с 01.01.2019 по 31.12.2021.
В ходе проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в части исполнения обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
По результатам проверки составлен акт, вынесено решение от 18.07.2022 N 42152250000097 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Страхователю предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 444,28 руб.
Также указанным решением общество привлечено к ответственности по статье 26.29 Закона N 125-ФЗ в виде штрафа в размере 88,86 руб., начислены пени в сумме 182,25 руб. Страхователю предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета.
Не согласившись с указанным решением, ГБУ "Малиновский дом-интернат для граждан, имеющих психические расстройства" обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частью 65 АПК РФ заявитель не освобожден от обязанности доказывания обстоятельств нарушения своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской и экономической деятельности.
Отношения в системе обязательного социального страхования регулирует Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, который определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.
В соответствии со статьей 4 Закона N 125-ФЗ основными принципами обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются: гарантированность права застрахованных на обеспечение по страхованию; экономическая заинтересованность субъектов страхования в улучшении условий и повышении безопасности труда, снижении производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; обязательность регистрации в качестве страхователей всех лиц, нанимающих (привлекающих к труду) работников, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; обязательность уплаты страхователями страховых взносов; дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 Закона N 125-ФЗ.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в части исполнения обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Так, в нарушении статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ страхователем ГБУ "Малиновский дом-интернат для граждан, имеющих психические расстройства" не начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на суммы выплат, направленных на возмещение расходов работников по прохождению ими предварительных (при поступлении) медицинских осмотров в 2019-2021 г. в сумме 216662,82 руб.
Как указывает Фонд социального страхования, статьей 20.2 Закона N 125-ФЗ определен перечень не подлежащих обложению страховыми взносами выплат. Выплаты, направленные на возмещение расходов работникам по прохождению ими предварительных (при поступлении на работу) медицинских осмотров, в данном перечне отсутствуют, а значит, являются объектом обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Затраты на прохождение предварительного медицинского осмотра при устройстве на работу, сотрудникам возмещены на основании заявлений, чеков, заключенных договоров на оказание медицинских услуг.
Данное нарушение привело к занижению базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в ФСС РФ на 216 662,82 руб., что повлекло неуплату страховых взносов в сумме 466,65 рублей (70371,06*0,22%+47076,76 * 0,22% + 99175,00 * 0,21%).
Вместе с тем, согласно статье 220 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) для отдельных категорий работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности, для лиц в возрасте до 21 года - ежегодное) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.
На основании приказа от 28.01.2021 N 29Н Министерства здравоохранения Российской Федерации утвержден перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, а также работами, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры.
Согласно статье 220 ТК РФ предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя.
По своей сути указанные медосмотры являются допуском к профессиональной деятельности по конкретной должности, их непрохождение или нахождение у лица медицинских противопоказаний по состоянию здоровья к выполнению той или иной профессиональной деятельности влечет недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей.
Если работник оплатил прохождение медицинского осмотра за счет собственных денежных средств, то в силу статьи 220 ТК РФ оплата работником стоимости прохождения медицинского осмотра подлежит компенсации (возмещению) со стороны работодателя.
Статьей 15 ТК РФ определено, что трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В статье 129 ТК РФ закреплено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Между тем выплаты социального характера, обусловленные коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, которые не являются по своей правовой природе стимулирующими и не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не могут признаваться оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Основанием для начисления страховых взносов являются выплаты, предусмотренные системой оплаты груда и произведенные в пользу работников в связи с выполнением ими трудовых обязанностей за определенный трудовой результат.
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и. работником не является основанием для вывода о том, что все выплаты, производимые в пользу работника, представляют собой оплату труда.
В силу того, что трудовым законодательством Российской Федерации обязанность по оплате обязательных медицинских осмотров возложена на работодателя, соответственно, если работник оплатил прохождение медицинского осмотра из собственных денежных средств, такая оплата подлежит компенсации со стороны работодателя.
Компенсации, определенные статьей 164 ТК РФ как денежные выплаты, установленные в целях возмещения работниками затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами, объектом обложения страховыми взносами не являются.
Затраты на прохождение предварительного медицинского осмотра при устройстве на работу сотрудникам возмещены на основании заявлений, представленных чеков и произведены учреждением в качестве компенсации затрат на прохождение работниками обязательных предварительных при поступлении на работу медицинских осмотров. Компенсации выплачивались только работникам учреждения, оказываемые услуги в рамках проведенных предварительных медицинских осмотров не превышали необходимый перечень услуг. Компенсация выплачивалась на основании документов, подтверждающих факт прохождения медицинского осмотру и факта оплаты работниками данных услуг. Работодатель выполняет данную обязанность путем возмещения работнику, а не самостоятельно оплачивает медицинские осмотры. Законодательный запрет на возмещение работнику затрат на прохождение предварительного медицинского осмотра отсутствует. Действия работодателя по выплате возмещения согласуются с целями и задачами трудового законодательства - создания благоприятных условий труда.
Произведенные компенсации затрат на прохождение предварительного медицинского осмотра при устройстве на работу сотрудникам, не связана с выполнением трудовой функции, не связана с системой оплаты труда в зависимости от должностного оклада, квалификации, качества или количества выполняемой работы и иных составляющих, не зависит от трудового результата, а носит компенсационный характер.
Доказательства, свидетельствующие о том, что произведенные выплаты являлись оплатой труда работников, носили систематический характер, зависели от квалификации работника, сложности, количества, качества работы или трудового вклада работников, Фондом в соответствии со статьей 65 АПК РФ не представлены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, на основании имеющихся в деле доказательств, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее по отдельности, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что указанные в оспариваемом решении обстоятельства в рассматриваемой ситуации заинтересованным лицом не доказаны, правомерность его вынесения по тем основаниям, которые в нем изложены, не подтверждена.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку заинтересованное лицо освобождено от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, судебные расходы по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не распределяются.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 48, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
произвести замену Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на его процессуального правопреемника - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу.
Решение от 14.12.2022 (резолютивная часть от 21.11.2022) Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-17080/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N 15 - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Судья |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-17080/2022
Истец: Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания "Малиновский дом-интернат для граждан, имеющих психические расстройства"
Ответчик: ГУ Кузбасское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 15