город Ростов-на-Дону |
|
18 января 2023 г. |
дело N А53-10033/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 января 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей И.Н. Глазуновой, О.Ю. Ефимовой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.
при участии: от Министерства общего и профессионального образования Ростовской области: представитель Попов С.В. по доверенности от 01.04.2022, паспорт;
от индивидуального предпринимателя Синебрюхова Даниила Евгеньевича: представитель Ахмедова Ф.Н. по доверенности от 27.06.2022, удостоверение;
от Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ростовской области Дереза О.В.: представитель Ананьян А.Г. по доверенности от 30.05.2022, удостоверение,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства общего и профессионального образования Ростовской области и индивидуального предпринимателя Синебрюхова Даниила Евгеньевича
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.10.2022 по делу N А53-10033/2021
по иску Министерства общего и профессионального образования Ростовской области (ИНН 6164046502, ОГРН 1026103290510)
к индивидуальному предпринимателю Синебрюхову Даниилу Евгеньевичу (ИНН 614704689500, ОГРНИП 318619600091750)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ростовской области Дереза О.В.
о взыскании средств субсидии и процентов за пользование чужими денежными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Синебрюхову Даниилу Евгеньевичу (далее Предприниматель) о взыскании субсидии на финансовое обеспечение получения дошкольного образования в размере 8553300 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 234603 руб. 18 коп. за период с 15.08.2020 по 06.04.2021, а также по день фактического исполнения обязательства.
К участию в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Арбитражным судом Ростовской области привлечён Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ростовской области Дереза Олег Владимирович.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 27.10.2021, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2022, с Предпринимателя в пользу Министерства взыскано 8553300 руб. субсидии, 234603 руб. 18 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 15.08.2020 по 06.04.2021 и 266206 руб. 82 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 07.04.2021 по 20.10.2021, а также 68271 руб. государственной пошлины.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.05.2022 решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.10.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2022 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 26.10.2022: с Предпринимателя в пользу Министерства взыскано 2368970 руб. 78 коп. субсидии, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 64977 руб. 04 коп. за период с 15.08.2020 по 06.04.2021, проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на сумму задолженности 2368970 руб. 78 коп. за период с 07.04.2021 по 31.03.2022, исходя из ключевой ставки Банка России, действовавшей в соответствующие периоды, с последующим их начислением со следующего дня по окончании действия моратория, введённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами", до момента фактического исполнения основного обязательства. В удовлетворении остальной части требований Министерству было отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что Предпринимателем не представлены доказательства расходования субсидии на всю сумму, предоставленную Министерством, что является основанием для возврата денежных средств в бюджет Ростовской области в полном объёме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство и Предприниматель обратились в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
В апелляционной жалобе Министерство просит решение суда изменить, взыскать с индивидуального предпринимателя Синебрюхова Д.Е. 8553300 руб. субсидии, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 898245 руб. 54 коп. за период с 15.08.2020 по 31.03.2022, проценты за пользование чужими денежными средствами за период на сумму задолженности 8553300 руб. за период с 01.10.2022 по день фактической оплаты задолженности, исходя из ключевой ставки Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в расчёте определения объёма субсидии допущены арифметические ошибки. Предпринимателем предоставлены недостоверные сведения о численности обучающихся, что в является основанием для возврата средств субсидии в бюджет Ростовской области в полном объеме.
В своей апелляционной жалобе Предприниматель просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объёме.
Апелляционная жалоба Предпринимателя мотивирована тем, что вывод суда о нарушении предпринимателем условий соглашения о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение получения дошкольного образования противоречат фактическим обстоятельствам дела; нарушения в сведениях о расходовании средств субсидии на реализацию образовательных программ или нецелевое расходование субсидии не установлены, фактически цели получения субсидии достигнуты. Соглашение о предоставлении субсидии не предусматривает обязанность получателя субсидии представить в Министерство заключения психолого-медико-педагогической комиссии (далее - заключения ПМПК) на зачисленных в образовательное учреждение детей. Обязанность установить перечень необходимых для назначения субсидии документов, а также проверить их достаточность и достоверность возложена на министерство. При приеме в образовательную организацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) предоставление заключения ПМПК не является обязательным. Заключение ПМПК также не является единственным и обязательным документом, подтверждающим наличие у детей статуса ОВЗ, так как оно имеет консультационный (рекомендательный) характер и не может являться препятствием для возможности обучения детей с различного рода отклонениями совместно с детьми с обычным уровнем развития. Субсидия предоставляется независимо от наличия у обучающегося ребенка статуса ОВЗ, различается лишь размер субсидии на каждого зачисленного обучающегося.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объёме, просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы Предпринимателя по доводам, изложенным в отзыве. Апелляционный суд приобщил отзыв к материалам дела.
Представитель Предпринимателя поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объёме, просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы Министерства.
Представитель Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ростовской области просил удовлетворить апелляционную жалобу Предпринимателя и отказать в удовлетворении апелляционной жалобы Министерства, по доводам, изложенным в отзыве. Апелляционный суд приобщил отзыв к материалам дела.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
07.03.2019 Предприниматель обратился в Министерство с заявкой на получение субсидии на финансовое обеспечение получения дошкольного образования на 2019 год.
В сведениях о численности воспитанников по состоянию на 01.01.2019, представленных в составе заявки, предприниматель заявил 81 воспитанника, в том числе: 51 воспитанник в группах оздоровительной направленности; 30 воспитанников в группах компенсирующей направленности, из них 11 воспитанников в группах с фонетико-фонематическими нарушениями речи; 5 воспитанников в группах с тяжелыми нарушениями речи, для слабослышащих, для детей с амблиопией, косоглазием, для детей с задержкой психического развития, для детей с умственной отсталостью легкой степени; 14 воспитанников в группах для слабослышащих детей, для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени, с аутизмом, для детей со сложным дефектом.
Приказом Министерства от 04.04.2019 N 248 "Об утверждении объёмов субсидии частным образовательным организациям и индивидуальным предпринимателям на 2019 год" Предпринимателю назначена субсидия в размере 8553300 рублей.
05.04.2019 между Министерством и Предпринимателем заключено соглашение N ЧДОО-14 о предоставлении из областного бюджета субсидии частной дошкольной образовательной организации (предпринимателю) на финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях (далее - Соглашение), предметом которого является предоставление в 2019 году из областного бюджета субсидии в целях возмещения затрат получателя, связанных с реализацией образовательных программ дошкольного образования, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).
Платёжными поручениями от 29.04.2019 N 231759, от 24.07.2019 N 445698, от 24.10.2019 N 666862, от 26.12.2019 N 857387 Министерство перечислило Предпринимателю субсидию в размере 8553300 рублей.
На основании приказа от 16.06.2020 N 517 Министерство провело внеплановую аудиторскую документарную проверку Предпринимателя за 2018-2020 годы, в ходе которой установило нарушение условий для предоставления 8553300 руб. субсидии на финансовое обеспечение получения дошкольного образования, а именно: представленные Предпринимателем в Министерство в составе заявлений на получение субсидии на финансовое обеспечение получения дошкольного образования на 2019 год сведения о численности принятых в компенсирующие группы воспитанников с ОВЗ на 01.01.2019, 01.04.2019, 01.07.2019, 01.10.2019, 31.12.2019 недостоверны: на 22 воспитанника из 30 воспитанников, числившихся в группах компенсирующей направленности в 2019 году, отсутствуют заключения ПМПК; 8 заявленных предпринимателем воспитанников имели подтвержденный статус детей с ОВЗ, принимающихся на обучение в группы компенсирующей направленности.
Результаты проверки отражены в акте от 03.07.2020.
Министерство направило Предпринимателю уведомление от 16.07.2020 N 24/1.4-10371 о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня получения уведомления возвратить в областной бюджет 8553300 рублей полученной в 2019 году субсидии на финансовое обеспечение получения дошкольного образования.
В связи с невозвратом Предпринимателем спорной субсидии в добровольном порядке Министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением о её принудительном взыскании и взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает контроль за соблюдением получателями субсидий, определенных названным Кодексом, условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии со статьёй 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, их адресности и целевого характера.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Частью 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно абзацу второму пункта 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым названного пункта. В случае нарушения получателями предусмотренных названной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Порядок определения объёма и предоставления субсидий на финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях регламентирован Положением (Приложение N 1), утвержденным Постановлением Правительства Ростовской области от 11.04.2018 N 235 (далее - Порядок).
Согласно пункту 4 Положения главным распорядителем средств областного бюджета, направляемых на предоставление субсидии, является Министерство.
В соответствии с пунктом 19 Положения ЧДОО и ИП несут административную ответственность в соответствии с законодательством Ростовской области за предоставление органам государственной власти Ростовской области и (или) должностным лицам органов государственной власти Ростовской области заведомо ложной информации.
Пунктом 20 Положения установлено, что в случае нарушения ЧДОО и ИП условий, целей и порядка предоставления субсидии, выявленного по фактам проверок, проведенных министерством и органами государственного финансового контроля, министерство в течение 10 рабочих дней со дня выявления нарушения письменно уведомляет получателя субсидии об одностороннем отказе от исполнения Соглашения в соответствии со статьей 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и о возврате субсидии в областной бюджет в полном объёме.
ЧДОО и ИП обязаны в течение 20 рабочих дней со дня получения уведомления, указанного в пункте 20 Положения, перечислить полученную субсидию в областной бюджет в полном объеме (пункт 21 Положения).
Согласно пункту 22 Положения в случае неперечисления ЧДОО и ИП полученной субсидии в областной бюджет в срок, установленный пунктом 21 Положения, указанные средства взыскиваются министерством в судебном порядке.
Из материалов дела следует, что представленные Предпринимателем в Министерство сведения о численности воспитанников на 01.01.2019, на 01.04.2019, на 01.07.2019, на 01.10.2019, на 31.12.2019 недостоверны, на 22 воспитанника из 30, числившихся в группах компенсирующей направленности в 2019 году, отсутствовали заключения ПМПК.
Фактически только 3 заявленных воспитанников имели подтвержденный статус детей с ограниченными возможностями здоровья, принимающихся на обучение в группы компенсирующей направленности.
Кроме того, представлены заключения ПМПК, выданные в течение 2019 года еще на 5 воспитанников.
Предприниматель указывает, что у него отсутствует обязанность представлять заключения психолого-медико-педагогической комиссии в отношении воспитанников в группах компенсирующей направленности, кроме того, диагнозы воспитанников подтверждаются иными медицинскими документами. Фактически цели получения субсидии достигнуты, нарушения в сведениях о расходовании средств субсидии на реализацию образовательных программ или нецелевое расходование субсидии не установлены.
Согласно части 3 статьи 55 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Как предусмотрено пунктом 16 статьи 2 Федерального закона N 273-ФЗ, обучающийся с ОВЗ - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Таким образом, при приеме ребенка с ОВЗ в образовательную организацию на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе необходимо заключение ПМПК.
Вместе с тем, как предусмотрено пунктом 7 Порядка, для получения субсидии в министерство предоставляется заявка на получение субсидии, которая включает следующие документы: заявление на получение субсидии по форме, установленной министерством; копии учредительных документов; копии документов, подтверждающих полномочия руководителя частной дошкольной образовательной организации (далее - ЧДОО (для индивидуального предпринимателя - копию паспорта); сведения о численности обучающихся на начало текущего финансового года по форме, установленной Министерством; копию отчёта по форме федерального статистического наблюдения N 85-К "Сведения о деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми" на 31 декабря отчётного года с отметкой территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области по месту нахождения о принятии отчёта для формирования сводных данных по Ростовской области (для ИП - копии договоров об оказании услуг дошкольного образования, действующих в текущем финансовом году); справку о среднемесячной заработной плате работников ИП за последний отчетный квартал, предшествующий дате представления заявки, по форме, установленной министерством; копии отчетов по форме федерального статистического наблюдения N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников" за каждый месяц последнего отчетного квартала, предшествующего дате представления заявки, средняя численность работников которого превышает 15 человек; копии отчётов по форме федерального статистического наблюдения N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников" или N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия" за два последних отчетных квартала, предшествующих дате представления заявки, средняя численность работников которого не превышает 15 человек; копии отчетов по форме "Расчет по страховым взносам" за два последних отчетных квартала, предшествующих дате представления заявки (для ИП); справку об отсутствии просроченной задолженности по заработной плате по состоянию на начало месяца, в котором представлена заявка, в произвольной форме; справку о просроченной задолженности по субсидиям, бюджетным инвестициям и иным средствам, предоставленным из областного бюджета в соответствии с нормативными правовыми актами Ростовской области, по состоянию на начало месяца, в котором представлена заявка, по форме, установленной министерством.
Заключения ПМПК в качестве прилагаемых к заявке документов пунктом 7 Порядка не указаны и не истребованы Министерством при решении вопроса о предоставлении субсидии.
Доказательства представления Предпринимателем заведомо ложной информации в целях получения субсидии Министерство не представило.
Кроме этого, в материалы дела не представлены документы уполномоченного государственного органа, содержащие вывод о нарушении предпринимателем требований части 3 статьи 55 Федерального закона N 273-ФЗ в части отсутствия согласия родителей (законных представителей) или рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии при принятии предпринимателем на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе детей с ограниченными возможностями здоровья.
Не представлены и доказательства причинения вреда такими действиями, а также принятия соответствующих мер реагирования на выявленные нарушения (по жалобам родителей, законных представителей детей и др.).
При этом, частью 6 Приложения N 1 Порядка установлен порядок расчета объёма субсидии, а именно: объём субсидии рассчитывается в соответствии с нормативами на реализацию образовательных программ дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, утверждёнными Правительством Ростовской области (далее - нормативы), и численностью воспитанников, обучающихся по образовательным программам дошкольного образования, по данным формы федерального статистического наблюдения N 85-К "Сведения о деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми" на начало текущего финансового года, скорректированной с учётом изменений численности воспитанников в течение финансового года (по данным индивидуального предпринимателя, подтвержденными копиями договоров об оказании услуг дошкольного образования).
Из материалов дела следует, что в представленных в составе заявки на получение субсидии сведениях о численности воспитанников по состоянию на 01.01.2019 Предприниматель заявил 81 воспитанника, в том числе: 51 воспитанник в группах оздоровительной направленности; 30 воспитанников в группах компенсирующей направленности (11 воспитанников в группах с фонетико-фонематическими нарушениями речи; 5 воспитанников в группах с тяжелыми нарушениями речи, для слабослышащих, для детей с амблиопией, косоглазием, для детей с задержкой психического развития, для детей с умственной отсталостью легкой степени; 14 воспитанников в группах для слабослышащих детей, для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени, с аутизмом, для детей со сложным дефектом).
По состоянию на 01.01.2019 численность воспитанников, обучающихся у Предпринимателя, составила 81, из которых: 51 воспитанник в группах оздоровительной направленности; 3 воспитанника в группах компенсирующей направленности. Также, в отношении 27 воспитанников предпринимателем представлены медицинские документы, подтверждающие необходимость их обучения в группах оздоровительной направленности (список воспитанников указан Министерством в ходатайстве от 24.07.2022 (т. 5 л.д. 20- 21).
В отношении 5 воспитанников в группах компенсирующей направленности договоры были заключены в течение 2019 года (договор от 01.06.2019 N 27, договор от 01.04.2019 N 06, договор от 01.06.2019 N 25, договор от 01.09.2019 N 49, договор от 01.11.2019 N 53), что также отражено в акте проверки. В отношении указанных лиц Предпринимателем представлены ПМПК.
Численность воспитанников Министерством не оспаривается.
Доказательства расходования средств Предпринимателем субсидии на иные цели, не связанные с образованием детей с ограниченными возможностями, равно как и доказательства, подтверждающие наличие безусловных оснований для расторжения соглашения и предъявления требования о возврате субсидии, в материалы дела не представлены.
Вместе с тем, Предприниматель в нарушение части 6 Приложения N 1 Порядка не скорректировал численность воспитанников с учётом изменений в группах по образовательным программам в течение финансового года.
Суд принимает во внимание, что пунктом 13 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утверждённого приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 N 1014 (действовал на момент составления соглашения от 05.04.2019) установлено, что образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах. Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.
В группах общеразвивающей направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования.
В группах компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса специальных лечебно-оздоровительных мероприятий.
В группах оздоровительной направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования, а также комплекс санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур.
В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Приложением N 16 к Областному закону Ростовской области от 25.12.2018 N 70- ЗС "Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" утверждены нормативы на реализацию образовательных программ дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021:
- 76389 руб. и 67068 руб. в год на одного воспитанника в возрасте до 3-х лет и старше 3-х лет соответственно в группах продленного дня оздоровительной направленности;
- 74953 руб. в год на одного воспитанника в возрасте старше 3-х лет в группах продленного дня компенсирующей направленности (с фонетико-фонематическими нарушениями речи);
- 144948 руб. и 126824 руб. в год на одного воспитанника в возрасте до 3-х лет и старше 3-х лет соответственно в группах продленного дня компенсирующей направленности (с тяжелыми нарушениями речи, слабовидящие, страдающие амблиопией, косоглазием, имеющие задержку психического развития, умственную отсталость легкой степени);
- 277306 руб. и 242389 руб. в год на одного воспитанника в возрасте до 3-х лет и старше 3-х лет соответственно в группах продленного дня компенсирующей направленности (слабослышащих, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, умственную отсталость умеренной, тяжелой степени, страдающие аутизмом, сложным дефектом).
На основании представленных в материалы дела копий договоров об оказании услуг дошкольного образования, заключениями ПМПК, медицинскими документами, расчёт субсидии составил: 51 воспитанник групп оздоровительной направленности: 15 чел. (до 3-х лет) * 76389 руб./чел. + 36 чел. (старше 3-х лет) * 67 068 руб./чел. = 3560283 руб. 8 воспитанников в группах компенсирующей направленности: 2 чел. (старше 3-х лет в группах продленного дня компенсирующей направленности (с тяжелыми нарушениями речи, слабовидящие, страдающие амблиопией, косоглазием, имеющие задержку психического развития, умственную отсталость легкой степени)) * 126824 руб./чел. + 1 чел. (старше 3-х лет в группах продленного дня компенсирующей направленности (слабослышащих, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, умственную отсталость умеренной, тяжелой степени, страдающие аутизмом, сложным дефектом)) * 242389 руб./чел. = 496037 рублей.
При этом, суд отмечает, что в отношении 5 воспитанников договоры были заключены в течение 2019 года, соответственно расчет произведен пропорционально времени находящегося на обучении исходя из даты заключения договора (договор от 01.06.2019 N 27, договор от 01.04.2019 N 06, договор от 01.06.2019 N 25, договор от 01.09.2019 N 49, договор от 01.11.2019 N 53).
Указанные дети старше 3-х лет и обучались в группах продленного дня компенсирующей направленности (с тяжелыми нарушениями речи, слабовидящие, страдающие амблиопией, косоглазием, имеющие задержку психического развития, умственную отсталость легкой степени). 126824 руб. * 214 дней/365 = 74357 руб. 08 коп. 126824 руб. * 275 дней/365 = 95552 руб. 33 коп. 126824 руб. * 214 дней/365 = 74357 руб. 08 коп. 126824 руб. * 122 дней/365 = 42390 руб. 49 коп. 126824 руб. * 61 дней/365 = 21195 руб. 24 копейки.
В отношении 27 воспитанников, обучающихся по состоянию на 01.01.2019, Предпринимателем представлены медицинские документы, подтверждающие необходимость их обучения в группах оздоровительной направленности. 1 чел. (до 3-х лет) * 76389 руб./чел. + 26 чел. (старше 3-х лет) * 67068 руб./чел. = 1820157 руб. Таким образом, размер субсидии составил 6184329 руб. 22 копейки.
Предпринимателем не представлены доказательства расходования субсидии на всю сумму, предоставленную Министерством, в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении требований в размере 2368970 руб. 78 копеек.
Апелляционный суд считает, что Министерство не обосновало требования, заявленные к Предпринимателю в размере 6184329 руб. 22 коп., а именно не указывает какое нарушение условий и целей получения субсидии было допущено Предпринимателем, ввиду чего, распоряжение на возврат субсидии не соответствует Порядку и условиям соглашения о предоставлении субсидий от 04.04.2019.
В силу пункта 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.
В связи с тем, что судом признана обоснованной ко взысканию сумма субсидии в размере 2368970 руб. 78 коп. от заявленной Министерством, то требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами подлежат удовлетворению за период с 15.08.2020 по 06.04.2021 и рассчитаны самостоятельно судом в размере 64 977 руб. 04 копейки.
Проценты за пользование чужими денежными средствами по требованию истца взимаются по день уплаты этих средств кредитору.
На основании пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"" в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" с 01.04.2022 на территории Российской Федерации сроком на 6 месяцев введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.
Согласно разъяснениям, изложенным в ответе на вопрос 10 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, утвержденного Президиумом Верховного Суда 30.04.2020, одним из последствий введения моратория является прекращение начисления неустоек (штрафов и пеней) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежных обязательств и обязательных платежей по требованиям, возникшим до введения моратория (подп. 2 п. 3 ст. 9.1, абз. 10 п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве).
Таким образом, в период действия указанного моратория проценты не подлежат начислению с 01.04.2022 до момента окончания моратория.
На основании изложенного, апелляционный суд считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что с Предпринимателя подлежат взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на сумму задолженности 2368970 руб. 78 коп. за период с 07.04.2021 по 31.03.2022, исходя из ключевой ставки Банка России, действовавшей в соответствующие периоды, с последующим их начислением со следующего дня по окончании действия моратория, введенного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами", до момента фактического исполнения основного обязательства.
Апелляционный суд проверил расчёт суда первой инстанции, и признал его верным, произведенным в соответствии со статьёй 395 ГК РФ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497, Федеральным законом N 127-ФЗ.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Министерства к Предпринимателю в части суммы субсидии в размере 2368970 руб. 78 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 64977 руб. 04 коп. за период с 15.08.2020 по 06.04.2021, процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на сумму задолженности 2368970 руб. 78 коп. за период с 07.04.2021 по 31.03.2022, исходя из ключевой ставки Банка России, действовавшей в соответствующие периоды, с последующим их начислением со следующего дня по окончании действия моратория, введенного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами", до момента фактического исполнения основного обязательства.
В остальной части доводы апелляционных жалоб Министерства и Предпринимателя, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на Предпринимателя Синебрюхова Даниила Евгеньевича в размере 3000 рублей.
При подаче апелляционной жалобы государственная пошлина Предпринимателем не была уплачена.
С учётом изложенного, с Предпринимателя в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3000 рублей.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, Министерство, в данном случае, освобождена от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов в связи с уплатой государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.10.2022 по делу N А53-10033/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства общего и профессионального образования Ростовской области и индивидуального предпринимателя Синебрюхова Даниила Евгеньевича - без удовлетворения.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Синебрюхова Даниила Евгеньевича (ИНН 614704689500, ОГРНИП 318619600091750) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 рублей.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Пименов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-10033/2021
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Синебрюхов Даниил Евгеньевич
Третье лицо: Уполномоченный по защите прав предпринимателей в РО, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ростовской области Дереза О.В., Дереза Олег Владимирович
Хронология рассмотрения дела:
03.08.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3481/2023
18.01.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21358/2022
18.01.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21595/2022
26.10.2022 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-10033/2021
08.05.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3190/2022
18.01.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-22707/2021
27.10.2021 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-10033/2021