19 января 2023 г. |
дело N А40-95686/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 января 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Кузнецовой Е.Е.
Судей Семёновой А.Б., Тетюка В.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Егоровой Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Истца
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.10.2022 г. (резолютивная часть от 03.10.2022 г.) по делу N А40-95686/22
по иску Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН: 1037700255284) к акционерному обществу "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБУСТРОЙСТВА ВОЙСК" (ОГРН: 1097746390224) о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца: Загоскин С.В. по доверенности от 13.08.2021,
от ответчика: Помогов В.И. по доверенности от 20.12.2022
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации (далее - истец, заказчик) предъявило акционерному обществу "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБУСТРОЙСТВА ВОЙСК" (далее - ответчик, подрядчик) иск о взыскании неустойки в размере 82 580 431,56 руб., процентов за пользование коммерчески кредитом в размере 19 420 030,32 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы, объявленным в порядке ч. 2 ст. 176 АПК РФ 03.10.2022 г., изготовленным в полном объеме 31.10.2022 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением, Истец подал апелляционную жалобу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Истец требования и доводы своей жалобы поддержал, Ответчик по ним возражал.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, полагает его подлежащим оставлению без изменения.
Установлено, что между истцом (государственный заказчик) и ответчиком (генподрядчик) 03.12.2018 был заключен контракт на выполнение полного комплекса работ по Объекту.
Цена контракта установлено в п. 3.1 контракта (в редакции Дополнительного соглашения от 25.07.2019 N 1).
Разделом 5 контракта установлены следующие сроки выполнения обязательств:
- инженерные изыскания, обследования, обмеры - 28.02.2019;
- разработка проектной документации - 30.04.2019;
- получение положительного заключения Государственной экспертизы Министерства обороны Российской Федерации - 25.06.2019;
- разработка рабочей документации - 20.07.2019;
- выполнение СМР - 01.09.2019;
- подписание итогового акта приемки выполненных работ - 25.12.2019.
Поскольку, как указывает истец, работы со стороны ответчика по состоянию на 14.10.2020 выполнены не были, госзаказчиком было произведено начисление неустойки по п. 18.3 и п. 18.4 контракта на общую сумму 82 580 431,56 руб.
Судом установлено, что производя расчет неустойки, истец начисляет ее сумму от цены контракта, без учета выполненных работ, что противоречит принципу юридического равенства.
Начисление неустойки на всю сумму Контракта, то есть возложение ответственности, в том числе за надлежащее исполнение обязательств, противоречит общим началам гражданского законодательства и принципам гражданско-правовой ответственности.
Неустойка как форма обеспечения исполнения обязательств может быть взыскана при условии неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, факт которого достоверно установлен, однако доказательств нарушения сроков поставки Ответчиком товара по Контракту в целом истцом в суде первой инстанции не предоставлено.
Начисление неустойки возможно только на ту часть обязательства, которая не исполнена, исходя из приходящейся на неисполненное обязательство доли цены Контракта. Если часть обязательства уже исполнена, то необходимость в обеспечении ее исполнения отпадает и эта часть не может быть объектом начисления неустойки. Иное противоречит как обеспечительной, так и компенсационной природе неустойки.
Начисление неустойки на общую сумму договора без учета надлежащего исполнения части обязательства противоречит принципу юридического равенства, предусмотренному пунктом 1 статьи 1 Кодекса, поскольку создает преимущественные условия кредитору. Превращение института неустойки в способ обогащения кредитора недопустимо и противоречит ее компенсационной функции.
При наличии в договоре промежуточных сроков выполнения работ применение мер ответственности без учета исполнения подрядчиком своих обязательств по договору противоречит ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации. Приведенная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.07.2014 N 5467/14, в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.12.2015 N 307-ЭС15-15798.
Однако, судом установлено, что истцом было допущено встречное неисполнение обязательств.
Материалами дела установлено, что строительная площадка передана по акту приёма-передачи 18.01.2019, то есть спустя 46 дней с даты заключения контракта.
Градостроительный план земельного участка направлен Минобороны России в адрес АО "ГУОВ" 11.06.2019, то есть спустя 190 дней с даты заключения Контракта.
Разрешение на строительство утверждено 16.12.2019, то есть спустя 378 дней с даты заключения Контракта.
Задание на проектирование утверждено Государственным заказчиком 26.07.2019 (просрочка Заказчика составила 235 дней, период с 04.12.2018 по 26.07.2019).
Заказчиком 18.10.2019 получены технические условия от 17.04.2019 N 166/19 (РАСЦО), технические условия по технологическому присоединению инженерных сетей N 4/6102 (просрочка Заказчика составила 319 дней, период с 04.12.2018 по 18.10.2019).
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В силу п. 2 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В соответствии с п. 1 ст. 405 Гражданского кодекса Российской Федерации должник, просрочивший исполнение, отвечает перед кредитором за убытки, причиненные просрочкой, и за последствия случайно наступившей во время просрочки невозможности исполнения.
По смыслу п. 3 ст. 405 Гражданского кодекса Российской Федерации должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.
Согласно п. 1 ст. 406 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитор считается просрочившим, если он отказался принять предложенное должником надлежащее исполнение или не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства.
В соответствии с п.п. 7.1.10 п. 7.1 Контракта, Заказчик до начала проектно- изыскательских Работ передает Генподрядчику в установленном порядке Исходные данные, необходимые для выполнения проектно-изыскательских Работ.
Под Исходными данными стороны признали документы, необходимые Генподрядчику для выполнения инженерных изысканий, разработки Проектной и Рабочей документации, получения согласований по разработанной Документации и положительного заключения государственной экспертизы (п.п. 1.1.18 п. 1.9 Контракта.).
Учитывая, что датой начала Работ определено 03.12.2018, предполагается, что все Исходные данные Заказчик должен передать Генподрядчику не позднее 03.12.2018.
В силу ч. 6, 7 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 10, п. 11 постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию":
- задание на проектирование;
- утвержденный и зарегистрированный в установленном порядке градостроительный план земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства;
- технические условия, предусмотренные ч. 7 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно без его подключения к сети инженерно-технического обеспечения общего пользования;
- иные исходно-разрешительные документы, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе техническими градостроительными регламентами, - являются частью исходных данных для проектирования, которые на основании ст. 759 Гражданского кодекса Российской Федерации Заказчик должен предоставить Генподрядчику.
Проектирование - комплексный последовательный процесс. Согласно п. 1 ст. 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что не допускаются подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
Таким образом, результаты инженерных изысканий также являются исходными данными для разработки проектной документации. В отсутствии результатов инженерных изысканий невозможно разработать проектную документацию.
В соответствии с п. 3 ст. 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицами, выполняющими инженерные изыскания, являются застройщик, лицо, получившее в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий, либо привлекаемые ими или техническим заказчиком на основании договора физическое лицо или юридическое лицо.
Согласно своду правил проведения инженерных изысканий, СНиП 11-02-96, утвержденному Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30.12.2016 N 1033/пр, к договору Заказчик прилагает задание на выполнение инженерных изысканий (далее - задание) материалы и документы, необходимые для выполнения работ, - исходные данные (п. 4.12, п. 4.16, п. 4.17 Свода правил):
- ситуационный план (схему) участка работ, удостоверенный заказчиком, с указанием границ площадки (площадок), точек начала и окончания трассы линейного сооружения, направления и границ полосы трассы, контуров проектируемых зданий;
- правоустанавливающие документы (заверенные заказчиком копии) на земельный участок (объект недвижимости) или иные документы, подтверждающие право заказчика выполнять инженерные изыскания на территории данного объекта (объектов) недвижимости, сведения о землепользовании и землевладельцах;
- схему расположения точек подключения проектируемого объекта к источникам снабжения, инженерным сетям, коммуникациям;
- материалы согласования мест пересечения (примыкания) и технических условий на параллельное следование, примыкание и пересечение железных и автомобильных дорог, магистральных трубопроводов, инженерных коммуникаций, иных естественных и искусственных препятствий;
- координаты, отметки и абрисы (карточки закладки) имеющихся исходных пунктов плановой и высотной геодезической основы;
- копии имеющихся топографических и иных карт и планов, ортофотокарт и ортофотопланов в цифровой, графической, фотографической или иной форме;
- материалы ранее выполненных инженерных изысканий и исследований, данные о наблюдавшихся на территории (площадке, трассе) осложнениях при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, в том числе деформациях и аварийных ситуациях;
- материалы утвержденной проектной документации, необходимые для выполнения инженерных изысканий при строительстве и/или реконструкции объектов;
- иные имеющиеся материалы и документы, необходимые для выполнения инженерных изысканий.
Согласно СП 11-104-97 "Инженерно-геодезические изыскания для строительства", СП 11-105-97 "Инженерно-геологические изыскания для строительства", инженерно-геодезические и инженерно-геологические изыскания включают в себя полевой этап, в ходе которого должны быть произведены рекогносцировочные обследования территории, а также комплекс иных полевых работ.
Таким образом, обязательным условием выполнения изыскательских работ является сам земельный участок и правоустанавливающие документы на него, которые должны быть заблаговременно переданы лицу, выполняющему соответствующие работы.
Согласно п. 1 ст. 747 Гражданского кодекса Российской Федерации Заказчик обязан своевременно предоставлять для строительства земельный участок. Площадь и состояние земельного участка должны соответствовать содержащимся в договоре строительного подряда условиям, а при отсутствии таких условий обеспечивать своевременное начало работ, нормальное их ведение и завершение в срок.
Пункт 4 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, застройщик или технический заказчик должен подготовить земельный участок для строительства и объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта.
В соответствии с п. 7.1.4 Контракта Заказчик до начала производства работ передает Генподрядчику строительную площадку и объект по акту приема-передачи строительной площадки и объекта.
Генподрядчик письмом от 20.02.2019 N 566/ЗВО направил Заказчику межевой план на вновь формируемый земельный участок под Объектом, просил оказать содействие в сдаче указанного документа в Росреестр по г. Санкт-Петербургу для постановки на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности Российской Федерации.
На вновь сформированный земельный участок, выделенный для производства Работ, зарегистрировано: 19.03.2019 право собственности Российской Федерации.
Заказчик направил в Департамент имущественных отношений Минобороны России заявление от 24.04.2019 N ФКП/14/4783дсп с просьбой издать приказ о предоставлении Заказчику земельного участка в безвозмездное пользование.
В силу п. 5 ст. 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации с заявлением в уполномоченный орган с заявлением о получении градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) вправе обратиться только правообладатель такого земельного участка.
Правообладатели земельных участков - собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков (ст. 5 Земельного Кодекса Российской Федерации).
На основании заявления от 13.05.2019 N 01-21-25009/19 ФГКОУ СПБ СВУ МО РФ Комитетом по градостроительству и архитектуре был утвержден 06.06.2019 градостроительный план земельного участка.
Заказчик передал ГПЗУ Генподрядчику письмом от 11.06.2019 N 11/2538 (просрочка Заказчика составила 190 дней, период с 04.12.2018 по 11.06.2019).
Объект распоряжением КГИОП от 14.05.2014 N 10-225 включен в объекты культурного наследия регионального значения.
Распоряжением КГИОП от 15.12.2017 N 556-р утвержден предмет охраны объекта культурного наследия.
На основании ст. 40 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.06.2002 N 73-ФЗ работы, направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия, являются работами по сохранению и включают в себя ремонтно-реставрационные работы, ремонт памятника, реставрацию памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.
Порядок проведения работ по сохранению объектов культурного наследия регламентируется статьей 45 указанного Федерального закона, в соответствии с которой работы по сохранению проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.
Распоряжение КГИОП от 15.12.2014 N 556-р передано Заказчиком Генподрядчику 13.12.2018 (письмо Заказчика от 12.12.2018 N 4/6299).
Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объект культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации получено 26.02.2019 N 01-52-158/19.
Задание на проектирование утверждено Государственным заказчиком 26.07.2019 (просрочка Заказчика составила 235 дней, период с 04.12.2018 по 26.07.2019).
К моменту заключения Контракта Заказчик должен был предоставить Генподрядчику исходные данные и технические условия, однако, свою обязанность не исполнил.
Данные обстоятельства, а также неисполнение Заказчиком встречных обязательств оказало влияние на сроки выполнения работ в сторону их увеличения.
Таким образом, срок исполнения обязательств Генподрядчиком подлежит продлению на такой же период, в течение которого Генподрядчик не считается просрочившим, а неустойка может быть начислена за нарушение срока выполнения работ после истечения периода продления срока (п. 10 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
Несмотря на сложившуюся ситуацию, Генподрядчик письмами от 06.03.2019 N 758/ЗВО, от 30.04.2019 N 1492/ЗВО, от 01.07.2019 N 2286/ЗВО передал Заказчику проектную документацию.
Согласно п.п. 7.1.3 п. 7.1 Контракта, Заказчик осуществляет приемку выполненных Генподрядчиком проектно-изыскательских Работ в течение 10 рабочих дней по накладной разработанной Документации.
В случае отсутствия в течение 10 рабочих дней замечаний со стороны Заказчика по переданной ему Документации, Документация считается принятой Заказчиком без замечаний и подлежит оплате (п.п. 8.2.15 п. 8.2 Контракта).
Но в установленный Контрактом срок Заказчик мотивированный отказ не направил, более того выдал положительное заключение от 30.07.2019.
В связи с чем, в силу ст. 720 Гражданского кодекса Российской Федерации Заказчик работы считаются принятыми без замечаний, и Заказчик лишается права ссылаться на какие-либо недостатки, и дальнейшее их устранение осуществляется Генподрядчиком в добровольном порядке.
Согласно ч. 7 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Закон N 44) приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документов о приемке, который подписывается заказчиком, либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.
В соответствии с ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исходя из системного толкования Закона N 44-ФЗ установленные заказчиком в контракте сроки приемки выполненной работы (ее результатов), а также сроки оформления результатов такой приемки не входят в срок исполнения основного обязательства предусмотренного контрактом.
Таким образом, при расчете заказчиком размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, не могут учитываются дни, потребовавшиеся заказчику для приемки выполненной работы (ее результатов), оформления результатов такой приемки (письмо Минфина России от 07.11.2017 N 24- 03-08/73293).
По разработанной Генподрядчиком проектной документации получено положительное заключение государственной экспертизы от 31.10.2019.
Выполнение работ по разработке Рабочей документации невозможно в отсутствии полностью разработанной Проектной документации.
Согласно ч. 15 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация утверждается заказчиком. При этом проектная документация утверждается только при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации.
В соответствии с п. 1.1.28 п 1.1 Контракта Рабочая документация разрабатывается на основании утвержденной Проектной документации.
Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделом проектной документации и требованиях к их содержанию", рабочая документация разрабатывается в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства. Она состоит из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий.
Основные требования к порядку оформления и составу рабочей документации содержатся в ГОСТ Р 21.1101-2013 "Система проектной документации для строительства (СПДС). Основные требования к проектной и рабочей документации".
Из изложенного следует, что рабочая документация не является составной частью проектной документации и разрабатывается поле разработки проектной документации и получения положительного заключения по итогам экспертизы. Указанная позиция подтверждается письмом Минрегиона России от 22.06.2009
N 19088-СК/08 "О применении Положения о составе разделом проектной документации и требованиях к их содержанию".
Таким образом, ввиду несвоевременного предоставления Заказчиком исходных данных, сроки разработки Рабочей документации были смещены по независящим от Генподрядчика причинам.
Разработанную Рабочую документацию Генподрядчик передал Заказчику по накладной от 18.11.2019 N 3/3-21/18-5ПД, письмами от 12.12.2019 N 4316/ЗВО, от 16.12.2019 N 4349/ЗВО, от 24.12.2019 N 4426/ЗВО, от 22.01.2020 N 124/ЗВО.
Заказчик мотивированного отказа в приемке Документации в срок, установленный п.п. 8.2.15 п. 8.2 Контракта, не высказал, следовательно, Работы считаются принятыми.
От Заказчика письмами от 07.12.2020 N 4/5326, от 29.12.2020 N 4/5707 поступили Генподрядчику указания о внесении изменений в Рабочую документацию в соответствии с предложениями Пользователя по размещению дополнительного технологического оборудования.
Согласно п.п. 7.1.11 п. 7.1 Контракта, Заказчик до начала производства строительно-монтажных Работ передает Генподрядчику в установленном порядке на период строительства Объекта Строительную площадку по Акту передачи строительной площадки, а также всю необходимую для строительства Объекта документацию (Проектную документацию, прошедшую государственную экспертизу, Рабочую документацию, журнал производства работ, порубочный билет (в случае необходимости), технические условиям на временные присоединения в соответствии с ПОС, разрешение на строительство.
Разрешение на строительство получено Заказчиком 19.05.2020.
Необходимо отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, дающий застройщику право осуществлять строительство.
Пункт 4 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, застройщик или технический заказчик должен подготовить земельный участок для строительства и объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать лицу осуществляющему строительство, материалы инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство.
Таким образом, без разрешения на строительство Генподрядчик не имеет возможности приступить к выполнению строительно-монтажных работ.
Заказчиком получено: разрешение на строительство от 18.12.2019, разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия от 28.09.2020.
Указанное свидетельствует о том, что просрочка исполнения обязательств по Контракту возникла из-за несвоевременного предоставления Заказчиком Исходных данных, не оказания содействия Генподрядчику, в связи с чем, возникли обстоятельства, препятствующие своевременному выполнению Работ.
Также, вопреки доводам жалобы заказчика, к подрядчику не подлежит применению неустойка по п. 18.3. Контракта в силу того, что подписание Итогового акта приемки выполненных работ не является собственно работой, выполнение которой является предметом Госконтракта, а является требованием к порядку документального оформления сдачи-приемки результата выполнения работ, поэтому неподписание Итогового акта само по себе гражданских прав и законных интересов заказчика не нарушает.
Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании процентов за пользование коммерческим кредитом на сумму 19 420 030,32 руб. на основании п. 4.19 контракта.
В соответствии с п. 1 ст. 823 Гражданского кодекса Российской Федерации договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе, в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом.
В силу п. 2 ст. 823 Гражданского кодекса Российской Федерации к коммерческому кредиту соответственно применяются правила главы 42 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено правилами о договоре, из которого возникло соответствующее обязательство, и не противоречит существу такого обязательства.
Судом при рассмотрении настоящего спора были установлены факты неисполнения Минобороны России своих встречных обязательств по контракту, что явилось причиной несвоевременного выполнения генподрядчиком работ по контракту.
В пункте 10 Обзора Президиума Верховного Суда России от 28.06.2017 "Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной и муниципальных нужд" также указано, что при несовершении заказчиком действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или существа обязательства, до совершения которых исполнитель государственного (муниципального) контракта не мог исполнить своего обязательства, исполнитель не считается просрочившим, а сроки исполнения обязательств по государственному (муниципальному) контракту продлеваются на соответствующий период просрочки заказчика, поскольку подрядчик не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора в соответствии с пунктом 3 статьи 405, пунктом 1 статьи 406 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 9 статьи 34 Закона о контрактной системе. При таких обстоятельствах срок выполнения работ продлевается на период, соответствующий просрочке кредитора-заказчика.
Таким образом, существенными обстоятельствами, подлежащим установлению по данному делу, являются наличие или отсутствие причинной связи между несовершением заказчиком действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором, либо вытекающих из обычаев или существа обязательства и просрочкой выполнения работ со стороны общества.
Ввиду того, что обязанность уплачивать проценты за пользование коммерческим кредитом применяются к неисправной стороне обязательства, которая не исполнила свои обязательства по договору, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требования о взыскании процентов за пользование коммерческим кредитом, поскольку кредитором встречные обязательства выполнялись ненадлежащим образом, что установлено судом при рассмотрении настоящего спора.
Учитывая совокупность установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции о неправомерности заявленных исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы искового заявления, изложенные выше, признанные судами необоснованными, в связи с чем оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 31.10.2022 г. (резолютивная часть от 03.10.2022 г.) по делу N А40-95686/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Е. Кузнецова |
Судьи |
В.И. Тетюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-95686/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: АО "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБУСТРОЙСТВА ВОЙСК"