г. Красноярск |
|
19 января 2023 г. |
Дело N А33-9475/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 января 2023 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Макарцева А.В.,
судей: Дамбарова С.Д., Яковенко И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Щекотуровой Я.С.,
в соответствии со статьей 153(2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проводит судебное заседание путем использования системы информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание),
в судебном заседании, с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание), участвуют:
от третьего лица - публичного акционерного общества "Сбербанк России": Рожихина К.В., представитель по доверенности от 16.03.2022 N 52-Д; Кочерга А.А., представитель по доверенности от 29.09.2021 N 920-Д;
в судебном заседании находясь в помещении Третьего арбитражного апелляционного суда участвует:
от третьего лица - публичного акционерного общества "Сбербанк России": Хорошавина Л.В., представитель по доверенности от 11.03.2022 N 8646/65-Д,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Сбербанк России"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 28 сентября 2022 года по делу N А33-9475/2022,
УСТАНОВИЛ:
Государственная корпорация развитие "ВЭБ.РФ" (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с иском к индивидуальному предпринимателю Сахаровой Ларисе Ивановне (далее - ответчик, ИП Сахарова Л.И.) о взыскании денежных средств в размере 195 705 рублей 55 копеек, из которых: основной долг - 159 110 рублей 20 копеек, неустойка - 36 595 рублей 35 копеек.
Определением суда от 20.04.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество "Сбербанк России" (далее - заявитель, апеллянт, третье лицо, общество "Сбербанк России").
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 28.09.2022 в удовлетворении иска Государственной корпорацией развитие "ВЭБ.РФ" отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, третье лицо - общество "Сбербанк России" обратилось с апелляционной жалобой, доводы которой сводятся к следующему:
- суд не применил нормы материального права, подлежащие применению;
- действия банка соответствовали правилам предоставления субсидий и положений кредитного договора, следовательно, договор обоснованно был переведен на период погашения, поскольку ответчик несвоевременно разместил сведения о численности работников на Платформе ФНС.
Определение о принятии апелляционной жалобы к производству от 07.11.2022 опубликовано на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в разделе "Картотека арбитражных дел" 08.11.2022 10:49:39 МСК, где лица, участвующие в деле, могли с ним ознакомиться. Определение о принятии апелляционной жалобы к производству выполнено в виде электронного документа, подписанного электронно-цифровой подписью, и считается направленным сторонам посредством его размещения в информационной-телекоммуникационной сети "Интернет".
От ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он с ее доводами не согласился, настаивал на законности обжалуемого судебного акта.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором ее доводы поддержал, просил решение отметить, иск удовлетворить.
23.12.2022 от общества "Сбербанк России" поступили пояснения по расчету исковых требований с приложением следующих документов: выписка с расчетного счета ответчика на 46л.; ведомость начисленных процентов; карточка движений средств по кредиту; договор поручительства N 07/1357 от 01.06.2020; дополнительное соглашение к договору поручительства.
27.12.2022 от Государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ" поступили письменные пояснения с приложением копии договора поручительства от 01.06.2020 N 07/1357, копии требования общества "Сбербанк России" об исполнении обязательств по договору поручительства с приложениями.
В целях объективного и всестороннего рассмотрения апелляционной жалобы, а также в связи с тем, что данные доказательства были представлены по предложению апелляционного суда как необходимые для рассмотрения дела, представленные документы и пояснения приобщены к материалам дела на основании статьи 268 АПК РФ.
В судебном заседании представители третьего лица поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При проверке законности и обоснованности решения судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Как следует из материалов дела, на основании заявления от 28.07.2020 о присоединении к Общим условиям кредитования между обществом "Сбербанк России" (банком) и ИП Сахаровой Л.И. (заёмщиком) заключен договор об открытии кредитной линии N 4400CTDO9QFRGQ0AQ0QZ3F.
Принимая во внимание кредитование заёмщика в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение неполученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности, утверждёнными Постановлением Правительства N 696 от 16.05.2020, в текст договора внесены следующие термины:
- базовый период договора: период с даты заключения договора по 01.12.2020;
- период наблюдения по договору: период с 01.12.2020 по 31.03.2021.
Период наблюдения по договору начинается по окончании базового периода договора при соблюдении, в том числе, следующего условия:
- численность работников заёмщика в течение базового периода договора на конец одного или нескольких отчётных месяцев составляет не менее 80% численности работников заёмщика по состоянию на 01.06.2020.
Период погашения по договору: период продолжительностью 3 месяца по окончании базового периода договора, либо по окончании периода наблюдения по договору, в случае, если кредитором не принято решение о списании задолженности заёмщика, в который заёмщиком осуществляется возврат кредитору основного долга, уплата процентов и других платежей в размере, сроки и на условиях договора.
Указанным заявлением заёмщик подтвердил своё согласие на получение кредита на следующих условиях:
- лимит кредитной линии: 378 450 рублей (пункт 1);
- на базовый период договора и период наблюдения по договору устанавливается процентная ставка за пользование выданными траншами в размере 2% годовых, на период погашения по договору устанавливается стандартная процентная ставка в размере 15% годовых (пункт 3);
- дата открытия лимита - 28.07.2020. Выдача кредита (кредитных траншей) по договору осуществляется ежемесячно в размере, не превышающем произведение двукратного расчётного размера оплаты труда и численности работников заёмщика в течение периода доступности кредитования, который начинается с даты открытия лимита, указанной настоящем пункте договора и истекает 30.11.2020. По истечении периода доступности выдача кредитных траншей не производится (пункт 5);
- дата полного погашения кредита:
в случае наступления периода погашения по договору с даты, следующей за датой окончания базового периода договора при не переходе договора в соответствии с условиями договора на период наблюдения по договору - 01.03.2021;
в случае наступления периода погашения по договору с даты, следующей за датой окончания периода наблюдения по договору при переходе в соответствии с условиями договора периода наблюдения - 30.06.2021.
Заёмщик уведомлен и согласен о списании задолженности по договору по возврату кредитору полученного кредита и уплате процентов за пользование им и других платежей, при соблюдении одновременно следующих условий:
а) в отношении заёмщика на дату завершения периода наблюдения по договору не введена процедура банкротства, деятельность заёмщика не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а заёмщик-индивидуальный предприниматель не должен прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;
б) численность работников заёмщика в течение периода по договору на конец каждого месяца составляет не менее 80% численности работников заёмщика по состоянию на 01.06.2020;
в) средняя заработная плата, выплачиваемая одному работнику заёмщика в течение периода наблюдения по договору, определяемая с использованием информационного сервиса Федеральной налоговой службы, не может быть менее минимального размера оплаты труда;
г) принято решение кредитора о списании задолженности заёмщика перед кредитором по договору в порядке, установленном Правилами.
Списание задолженности заёмщика по договору при соблюдении условий, указанных выше, осуществляется в размере:
- 100% от сформировавшейся задолженности на дату окончания периода наблюдения по договору, в случае, если отношение численности работников заёмщика, определённой кредитором на основании сведений, размещённых в информационном сервисе Федеральной налоговой службы по состоянию на 01.03.2021, к численности работников заёмщика, определённой кредитором на основании сведений, размещённых в информационном сервисе Федеральной налоговой службы по состоянию на 01.06.2020, составляет не менее 0,9;
- 50% от сформировавшейся задолженности на дату окончания периода наблюдения по договору, в случае, если отношение численности работников заёмщика, определённой кредитором на основании сведений, размещённых в информационном сервисе Федеральной налоговой службы по состоянию на 01.03.2021, к численности работников заёмщика, определённой кредитором на основании сведений, размещённых в информационном сервисе Федеральной налоговой службы по состоянию на 01.06.2020, составляет не менее 0,8.
Списание задолженности заёмщика перед кредитором по договору при выполнении условий, предусмотренных настоящим пунктом, правилами и при принятии решения о списании задолженности заёмщика осуществляется кредитором не позднее 01.04.2021 (пункт 6);
- по окончании базового периода договора, договор переводится на период наблюдения, в том числе, при соблюдении условия о том, что численность работников заёмщика в течение базового периода договора на конец одного или нескольких отчётных месяцев составляет не менее 80% численности работников заёмщика по состоянию на 01.06.2020.
При невыполнении указанного условия договор переходит на период погашения, кредитор направляет заёмщику в срок до 30.11.2020 уведомление о наступлении периода погашения договора с даты, следующей за датой окончания базового периода договора (пункт 7).
В силу пункта 9 договора в качестве обеспечения своевременного и полного возврата основного долга по кредиту, предусмотренного договором, предоставляется поручительство Государственной Корпорации развития "ВЭБ.РФ" в соответствии с договором поручительства N 07/1357 от 01.06.2020. Поручительством обеспечивается возврат до 85% суммы основного долга по кредиту; иные платежи заёмщика, предусмотренные условиями настоящего договора, поручитель не обеспечивает.
Подпункт "м" п.18 Правил предоставления субсидий устанавливает обязательство получателя субсидии осуществить доступ к информационному сервису ФНС. В силу абз.7 п.24 Правил предоставления субсидий проверка выполнения условий о численности работников заемщика проверяется Банком на основании сведений на соответствующую отчетную дату, размещенных в информационном сервисе ФНС.
Абзац 3 п.24 Правил предоставления субсидий предусматривает, что численность работников заемщика определяются получателем субсидии на основании сведений по состоянию на 1 июня 2020 года, размещенных в информационном сервисе ФНС.
Согласно размещенным на Платформе ФНС сведениям значение численности работников ответчика на дату подачи заявления по данным ФНС на 01.06.2020 составляло 3 человека.
В связи с тем, что согласно сведениям Платформы ФНС численность работников истца c июля по октябрь 2020 года (2 человека) упала ниже 80% (и стала составлять 66,67 %) от численности работников заемщика, определенной при выдаче кредита (3 человека), кредитный договор в силу п.11 Правил предоставления субсидий и п.7 кредитного договора был переведен с 01.12.2020 на период погашения.
Согласно пояснениям ответчика, 24.12.2020 от банка предпринимателем получено сервисное уведомление, в уведомлении было указано, что до 25.12.2020 предприниматель может откорректировать сведения о количестве работников.
25.12.2020 в тот же день ответчиком с бухгалтером была обнаружена ошибка в поданных сведениях СЗВ-М (не указана Колина Н.А., которая фактически работала весь этот период), 25.12.2020, т.е. в указанный ответчику срок, были поданы дополняющие сведения по форме СЗВ-М, отчеты приняты 25.12.2020; также 25.12.2020 предпринимателем направлено обращение в Межрайонную ИФНС России N 4 по Красноярскому краю с просьбой о корректировке данных по численности работников; о подаче уточняющих сведений сообщено менеджеру банка в телефонном разговоре.
В связи с тем, что ответчиком ненадлежащим образом исполнялись принятые на себя кредитные обязательства перед банком, общество Сбербанк обратилось к государственной корпорации развития ВЭБ.РФ за исполнением обеспечиваемых обязательств в размере, установленном договором поручительства.
В адрес ВЭБ.РФ было направлено требование общества Сбербанк от 06.05.2021 о погашении поручителем суммы задолженности в размере 219 551,31 руб. (ошибочно указанная сумма, уточненная сумма обеспечиваемых обязательств составляет 159 110,2 руб.) в связи с тем, что заемщиком ненадлежащим образом исполнялись обязательства перед ПАО Сбербанк по кредитному договору. ВЭБ.РФ исполнило обязательство, перечислив в пользу ПАО Сбербанк денежные средства в размере 161 847,81 руб., что подтверждается платежным поручением N 112 от 05.08.2021.
06.08.2021 поступили денежные средства от ПАО Сбербанк по кредитному договору N 4400CTDO9QFRGQ0AQ0QZ3F в размере 2 737,61 руб. с назначением платежа "возврат излишне перечисленных денежных средств по п/п N112 ОТ 06.08.2021 по договору N4400CTDO9QFRGQ0AQ0QZ3F, 28.07.2020".
Истец полагает, что исполнил обязательство, перечислив в пользу ПАО Сбербанк денежные средства в размере 159 110,20 руб., в указанной части к нему перешли права, принадлежащие третьему лицу по кредитному договору. По состоянию на 23.03.2022 задолженность ответчика перед истцом составляет 195 705 рублей 55 копеек, из них: - основной - 159 110,20 руб., - неустойка - 36 595,35 руб.
Претензия направленна истцом в адрес ответчика о выплате денежной суммы, уплаченной третьему лицу во исполнение обязательств ответчика по кредитному договору, последним добровольно не удовлетворена.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал. Пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае общество "Сбербанк России", получив информацию о недостоверности размещенных на Платформе ФНС России сведений, не произвело никаких действий, направленных на выяснение причин публикации на Платформе ФНС России недостоверной информации, и не предприняло всех возможных мер к получению соответствующей информации из других источников. По мнению суда первой инстанции недостаточно оперативное размещение передаваемых ответчиком сведений на Платформе ФНС не может являться основанием для возложения на последнего негативных последствий.
В апелляционной жалобе заявитель выражает несогласие с выводами суда первой инстанции, поскольку полагает, что действия банка соответствовали правилам предоставления субсидий и положениям кредитного договора, следовательно, договор обоснованно был переведен на период погашения, поскольку ответчик несвоевременно разместил сведения о численности работников на Платформе ФНС.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Проанализировав условия договора от 28.07.2020 N 4400CTDO9QFRGQ0AQ0QZ3F, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что правоотношения сторон регулируются параграфом 1 главы 42 ГК РФ, если иное не предусмотрено правилами настоящего параграфа и не вытекает из существа кредитного договора (пункт 2 статьи 819 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за пользование ею, а также предусмотренные кредитным договором иные платежи, в том числе связанные с предоставлением кредита.
Согласно пункту 1 статьи 810 ГК РФ заемщик обязан возвратить заимодавцу полученную сумму займа в срок и в порядке, которые предусмотрены договором займа.
На основании пункта 3 статьи 420 ГК РФ к обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статьи 307 - 419 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами настоящей главы и правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в ГК РФ.
В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Преамбулой договора установлено, что кредитование заемщика осуществляется в соответствии с Правилами предоставления субсидий, утвержденных Постановлением Правительства от 16.05.2020 N 696.
Настоящие Правила предоставления субсидий устанавливают цель, условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности.
В соответствии с письмом ФНС России от 20.11.2020 N АБ-4-19/19051@ в целях повышения эффективности мер государственной поддержки, оказываемых субъектам малого и среднего предпринимательства, наиболее пострадавшим от коронавирусной инфекции, ФНС России спроектировала и реализовала новую цифровую платформу (далее - Платформа) на базе технологии распределенного реестра (блокчейн).
Источником данных для Платформы выступают официальные ресурсы, оператором или владельцем которых является ФНС России, - Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, автоматизированная информационная система "Налог-3", которая содержит информацию из налоговой отчетности налогоплательщиков по расчетам страховых взносов и среднесписочной численности работников, о поступлениях налогов и сборов, а также оперативные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, полученные по официальным каналам от Пенсионного фонда Российской Федерации.
Первоисточником информации о численности сотрудников является отчетность по форме СЗВ-М, передаваемая заемщиком ежемесячно в Пенсионный фонд Российской Федерации в порядке и сроки, установленные постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество: идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
На основании изложенного апелляционная коллегия отмечает, что для отражения сведений на сервисе ФНС о работающих у заемщика застрахованных лицах используются исключительно сведения, предоставляемые заемщиком в Пенсионный фонд РФ по форме СЗВ-М.
Аналогичные разъяснения были даны также в письме Министерства экономического развития РФ от 17.07.2020 N Д13и-22474 "О реализации постановления Правительства от 16.05.2020 N 696".
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).
Согласно пункту 3 Правил N 696 субсидии предоставляются Министерством экономического развития Российской Федерации в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Таким образом, Министерство экономического развития Российской Федерации является уполномоченным органом по определению порядка предоставления субсидий по программе льготного кредитования.
В Письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.07.2020 N Д13и-22474 сказано, что с учетом сроков предоставления указанной отчетности по состоянию на 1 июня 2020 года в информационном сервисе ФНС России доступны сведения о численности работников по итогам апреля 2020 года, при этом сведения о численности работников по итогам мая 2020 года страхователи вправе предоставить в Пенсионный фонд Российской Федерации до 15 июня 2020 года.
В связи с этим для целей определения максимального размера кредита в соответствии с пунктом 24 Правил N 696 предоставления субсидий, а также для оценки соблюдения заемщиком требования по сохранению занятости, предусмотренных пунктом 12 Правил N 696 предоставления субсидий, получателю субсидии необходимо использовать данные, размещенные в информационном сервисе ФНС России по состоянию на дату обращения заемщика в кредитную организацию.
В Письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.07.2020 N Д13и-22474 указано, что при этом данные по численности работников заемщика, размещенные в информационном сервисе ФНС России по состоянию на 1 июня 2020 года и примененные для расчета максимального размера кредита, не подлежат актуализации при предоставлении заемщиком отчетности по форме СЗВ-М по итогам мая 2020 года.
В связи с этим, для целей оценки соблюдения заемщиком требований о сохранении занятости, предусмотренных пунктами 11, 12 Правил N 696 предоставления субсидий, а также условий договора, получателю субсидии необходимо использовать данные, размещенные в информационном сервисе ФНС России по состоянию на дату обращения заемщика в кредитную организацию.
Банк в целях сохранения возможности участия заемщика в программе льготного кредитования обязан руководствоваться размещенными на Платформе ФНС сведениями, так как именно на основании данных сведений Минэкономразвития принимается решение о возможности субсидирования предоставленного заемщику кредита.
Согласно пункту 12 Правил предоставления субсидий в первоначальной редакции (до внесения изменений Постановлением Правительства РФ от 30.11.2020 N 1976) одним из условия предоставления субсидии по списанию задолженности являлось поддержание численности работников заемщика в течение периода наблюдения по кредитному договору (соглашению) на конец каждого отчетного месяца в размере не менее 80% численности работников заемщика по состоянию на 1 июня 2020 года.
Правила предоставления субсидий в редакции Постановления Правительства РФ N 1976 от 30.11.2020 не ухудшают правовое положение банка, поскольку редакция Правил предоставления субсидий, действовавшая на момент заключения кредитного договора, предусматривала аналогичный порядок определения численности работников заемщика.
Так, пунктом 11 Правил предоставления субсидии (редакция, действовавшая на момент заключения кредитного договора) установлено, что кредитный договор должен быть переведен получателем субсидии на период погашения по кредитному договору по окончании базового периода кредитного договора в случае, если численность работников заемщика в течение базового периода кредитного договора на конец одного или нескольких отчетных месяцев составила менее 80% численности работников заемщика по состоянию на 1 июня 2020 года.
При этом в силу пункта 24 Правил предоставления субсидий (редакция, действовавшая на момент заключения кредитного договора) численность работников заемщика определяется получателем субсидии на основании сведений, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы по состоянию на 1 июня 2020 года.
В действующей редакции пункт 12 дополнен подпунктом б(1), согласно которому для предоставления субсидии по списанию задолженности необходимо, чтобы численность работников заемщика, обратившегося к получателю субсидии до 25 июня 2020 года, в течение периода наблюдения по кредитному договору (соглашению) на конец одного или нескольких отчетных месяцев по состоянию на 25 марта 2021 года составила не менее 80 процентов численности работников заемщиков, определенной, исходя из сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по итогам мая 2020 года, если численность работников заемщика по итогам мая 2020 года составила менее 80 процентов численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил.
Также новой редакцией предусмотрено, что для заемщиков, обратившихся к получателю субсидии до 25 июня 2020 года для определения максимальной суммы кредитного договора (соглашения), допустимо определение численности работников исходя из сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по итогам апреля 2020 года. Подтверждение выполнения условий, предусмотренных подпунктами "а", "б" и "б(1)" пункта 12 (условия предоставления субсидии по списанию), а также определение размера субсидии по списанию в соответствии с пунктом 28 настоящих Правил осуществляются получателем субсидии на основании сведений на соответствующую отчетную дату, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы.
Согласно пункту 13(1) Правил предоставления субсидий кредитный договор, переведенный получателем субсидии в соответствии с пунктом 11 Правил предоставления субсидий на период наблюдения, может быть переведен получателем субсидии на период погашения на основании уточненных сведений о численности работников заемщика в течение базового периода кредитного договора на конец одного или нескольких отчетных месяцев, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы не позднее 25 декабря 2020 года.
Абзацем 7 пункта 24 Правил предоставления субсидий установлено, что проверка выполнения условий о численности работников заемщика проверяется Банком на основании сведений на соответствующую отчетную дату, размещенных в информационном сервисе ФНС.
Соответствующее положение закреплено также в пункте 1.2 Дополнительного соглашения к Кредитному договору, согласно которому в рамках исполнения обязательств по договору кредитор использует информацию, предоставленную с помощью электронных сервисов ФНС России непосредственно кредитору, в т.ч. (но не исключительно) для проверки соответствия заемщика условиям и требованиям Правил предоставления субсидий.
Таким образом, основанием для перевода договора на период погашения из периода наблюдения является размещение в срок до 25.12.2020 на Платформе ФНС сведений, подтверждающих нарушение заемщиком требований Правил предоставления субсидий о сохранении численности не менее 80% в течение базового периода.
Кроме того, из изложенного выше следует, что банк не проводит самостоятельный расчет количества сотрудников для проверки соблюдения заемщиком условий государственной программы, определяющее значение для такой проверки имеют данные, размещенные в информационном сервисе ФНС. Иного порядка определения численности работников заемщика Кредитным договором и Правилами предоставления субсидий не предусмотрено.
Апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что Правилами предоставления субсидий и условиями спорного кредитного договора однозначно и недвусмысленно урегулированы обстоятельства, при наступлении которых договор подлежит переводу на период погашения или наблюдения, что в свою очередь является формальным подходом, которого и следует придерживаться банку.
Расширительное толкование тех событий, под условием наступления которых поставлено возникновение, изменение или прекращение соответствующих прав и обязанностей является недопустимым. Иной подход противоречит принципу свободы договора и правовой определенности. Кроме того, такое регулирование установлено непосредственно Правительством РФ (пункт 13(1) Правил предоставления субсидий), уполномоченным на установление порядка предоставления юридическим лицам средств субсидий из федерального бюджета.
На основании сказанного, вывод суда первой инстанции о том, что формальный подход получения сведений, используемый обществом "Сбербанк России", не отвечает целям предоставления субсидий, предусмотренных Правилами N 696, является ошибочным, который в свою очередь привел к принятию неверного решения об отказе в удовлетворении иска.
Из представленных материалов дела следует, что по состоянию на 25.12.2020 на Платформе ФНС размещены сведения о том, что численность работников ответчика по состоянию на 01.06.2020 составляла 3 человека, при этом по итогам июля-октября 2020 года произошло снижение численности работников до 2 человек (более, чем на 20%), в связи с чем банк в соответствии с Правилами предоставления субсидий и условиями кредитного договора был обязан перевести кредитный договор на период погашения.
Следовательно, действия банка по переводу договора на период погашения являются законными, соответствуют условиям заключенного кредитного договора и Правилам предоставления субсидий.
Указание о снижении численности работников заемщика более 20% доведено до банка путем размещения сведений на Платформе ФНС и является обязательным при определении возможности перевода заемщика на период наблюдения по договору. При этом у банка отсутствуют какие-либо полномочия по изменению данных о численности работников заемщика на Платформе ФНС, в связи с чем банк не несет ответственности за размещенные на Платформе ФНС сведения.
Таким образом, банк в данном случае действовал в полном соответствии с указанными нормами и не вправе был принимать иные решения в рамках государственной программы, устанавливающей императивной порядок действий субъектов, являющихся ее участниками.
Апелляционный суд также обращает внимание, что Правилами предоставления субсидий установлены предельные сроки принятия решений о переводе кредитного договора на период наблюдения или погашения, а именно пунктом 13(1) Правил предоставления субсидий установлено, что договор переводится на период погашения из периода наблюдения на основании размещенных на информационном сервисе ФНС сведений о численности работников заемщика до 25.12.2020, при этом соответствующее уведомление направляется заемщику в течение двух рабочих дней.
Иных правовых оснований для перевода кредитного договора на период наблюдения из периода погашения Правилами предоставления субсидий не установлено, в связи с чем выводы суда первой инстанции о необходимости принимать банком соответствующие решения на основании предоставленных заемщиком в банк 29.12.2020 документов (за пределами срока действия государственной программы) не основаны на нормах материального права.
Вышеизложенное означает, что банк не может принимать решение в рамках государственной программы на основании направленных в банк отчетов СЗВ-М вопреки официальным сведениям, размещенным на Платформе ФНС, поскольку такие действия повлекут отказ в предоставлении государственного субсидирования и привлечение должностных лиц банка к ответственности.
Из буквального толкования указанного ранее пункта 13(1) Правил предоставления субсидий следует, что по состоянию на 25.12.2020 уточнения заемщика уже должны быть непосредственно отражены на Платформе ФНС.
Данные условия можно понимать, толковать и применять только таким образом, что если с 01.12.2020 кредит был переведен на период погашения, однако заблаговременно, до указанной даты заемщик побеспокоился и откорректировал сведения, направив их в Пенсионный орган, что повлекло их своевременное, до 25.12.2020 отражение на Платформе ФНС, то договор переводится на период наблюдения и погашения не происходит.
Пунктами 13 и 14 Постановления Правления ПФ РФ от 11.03.2020 N 178п предусмотрено, что ПФР в течение одного рабочего дня с момента поступления сведений о застрахованных лицах направляет страхователю уведомление о доставке и в течение трех рабочих дней с момента направления уведомления о доставке, осуществляет проверку предоставленных сведений. Следовательно, предоставляемая отчетность по форме СЗВ-М обрабатывается ПФР в течение четырех рабочих дней, после чего может быть направлена для отражения на Платформе ФНС.
Таким образом, поступившая в ФНС после 25.12.2020 уточненная отчетность не отражается на Платформе ФНС.
Порядок направления ПФР информации в ФНС установлен Дополнительным соглашением от 28.04.2020 N 5 к Соглашению об информационном взаимодействии Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда Российской Федерации от 30.11.2016 года N ММВ-23-11/26@/АД-09-31/СОГ/79, в соответствии с п. 1.2. которого ПФР представляет ФНС информацию, сформированную на основании сведений о застрахованных лицах (отчет по форме СЗВ-М) по следующим показателям: ИНН, КПП, ОКВЭД работодателя; отчетный период; численность застрахованных лиц, указанная в отчетности. Срок представления информации, сформированной на основании отчета по форме СЗВ-М, - 15-го числа месяца, следующего за отчетным, далее - еженедельно не позднее четверга.
В настоящем деле корректирующие сведения о количестве работников заемщика по итогам июня-октября 2020 года поданы ответчиком в ПФР только 25.12.2020, в связи с чем указанные сведения не были и не могли быть отражены на Платформе ФНС до 25.12.2020.
Более того, апелляционный суд обращает внимание на то, что такие сведения не отражены на Платформе ФНС в настоящее время в связи с закрытием программы льготного кредитования для заемщика и истечения срока уточнения сведений.
Из порядка взаимодействия пенсионного органа и ФНС апелляционный суд делает вывод, что до 25 декабря могут быть отражены сведения по итогам октября 2020 года, которые поданы в пенсионный орган (в том числе это же относится и к корректировке) до 15 ноября 2020 года. Соответственно, в любом случае сведения, поданные в пенсионный орган непосредственно 25 декабря, на Платформе ФНС не появятся и появиться не могут, банк их не увидит.
Обстоятельствами дела подтверждается, что в срок до 25.12.2020 поданные ответчиком непосредственно 25.12.2020 корректирующие отчеты СЗВ-М не были направлены ПФР для отражения на Платформе ФНС.
В представленном в материалы дела письме ГУОПФР по Красноярскому краю от 05.02.2021 N ИВ-903/2810-21 (л.д.73) территориальный орган Пенсионного фонда РФ сообщил, что в соответствии с законодательством представленные 25.12.2020 ответчиком сведения будут внесены на лицевой счет не позднее 25.01.2021, что в свою очередь означает пропуск ответчиком установленного Правилами предоставления субсидий срока.
На основании изложенного, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что ответчик не воспользовался правом заблаговременного предоставления уточненных сведений о численности своих сотрудников по итогам месяцев базового периода в ПФР для их размещения на Платформе ФНС, а также не оспорил отраженную на Платформе ФНС информацию, при этом как указано выше, банк согласно содержанию Правил предоставления субсидий не вправе получать сведения о численности работников заемщика из иных источников.
Заемщик является индивидуальным предпринимателем, т.е. профессиональным участником хозяйственных отношений, следовательно, на нем лежит обязанность по своевременной подаче достоверной отчетности о застрахованных лицах.
Принимая участие в программе льготного кредитования, заемщик должен был контролировать на ежемесячной основе правильность собственных отчетов по форме СЗВ-М, если он рассчитывал на получение льготы в виде списания задолженности по кредиту.
Однако ответчик не обеспечил подачу достоверной отчетности и ее своевременную корректировку.
Следует отметить, что ответственность за правильное и своевременное направление отчетности законом возложена именно на заемщика. Поведение заемщика, осведомленного о том, что он принимает участие в программе льготного кредитования, которая предполагает регулярный мониторинг соблюдения заемщиком требования о сохранении численности работников, и, несмотря на это, нарушавшего требования пункта 2.2 статьи 11 Закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" о необходимости своевременного предоставления корректной отчетности о численности работников, а также не предпринявшим никаких действий по направлению сведений о корректной численности своих работников в ПФР вплоть до 25.12.2020, когда оставшегося до 25.12.2020 срока очевидно недостаточно (с учетом сроков обработки и передачи отчетности между ПФР и ФНС) для отражения указанных сведений на Платформе ФНС, является недобросовестным.
Направив уточненные сведения 25.12.2020, учитывая, что один из трех работников - Колина Н.А. был уволен 02.05.2020 и принят на работу 01.06.2020, при этом соответствующие сведения были поданы для корректировки только 25.12.2020 и не могли появиться на Платформе ФНС ранее указанной даты, поэтому ни 01.12.2020, ни 25.12.2020 банк не мог их обнаружить, ответчик для целей исключения перевода кредита в период погашения явно злоупотребил своими правами.
Согласно материалам дела, банк, придерживаясь Правил предоставления субсидий, 27.11.2020 направил заемщику уведомление о переводе кредитного договора на период погашения, а также сообщил о праве заемщика подать уточненные сведения о количестве работников для их размещения на Платформе ФНС в срок до 25.12.2020. Повторное уведомление направлено 09.12.2022.
В соответствии с пунктом 9.1 Общих условий кредитования любое уведомление или иное сообщение, направляемое сторонами друг другу по договору, может быть совершено в письменной форме на бумажном носителе или в виде электронного документа.
Стороны договора пришли к соглашению, что электронное уведомление считается направленным надлежащим образом, если оно доставлено стороне договора посредством системы дистанционного Банковского обслуживания "Сбербанк Бизнес Онлайн" (АС СББОЛ), с использованием сервиса "Электронный документооборот с Банком и (или) программного обеспечения компании ООО "КОРУС Консалтинг СНГ" - программного модуля "СФЕРА-Курьер" системы "СФЕРА" и подписано уполномоченными на подписание лицами в соответствии с требованиями к указанным документам, условиями договора и требованиями указанной(ых) системы(м), с использованием простой (для АС СББОЛ) или квалифицированной (для АС "СФЕРА-Курьер") электронной подписи.
Таким образом, договором установлено, что документы, направленные в электронном виде, являются надлежащим доказательством и могут быть использованы при возникновении споров, в том числе в судебных органах.
То обстоятельство, что заемщик не проверял входящую корреспонденцию в АС СББОЛ, не опровергает факт своевременного уведомления банком о переводе кредитного договора на период погашения.
Относительно расчета исковых требований апелляционной коллегией установлено следующее.
Заемщику на основании кредитного договора N 4400CTDO9QFRGQ0AQ0QZ3F выдана сумма кредита в размере 378 450 рублей (л.д.16).
Факт выдачи кредитных средств подтверждается выпиской по специальному банковскому счету ИП Сахаровой Л.А., выпиской по счету, представленной истцом в материалы дела в приложении к исковому заявлению. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.
В соответствии с пунктом 3 кредитного договора на базовый период и период наблюдения по договору устанавливается процентная ставка за пользование выданным траншам в размере 2 % годовых.
Начисленная сумма процентов за период с даты заключения договора до наступления периода погашения по договору переносится в основной долг по договору на дату окончания базового периода договора.
Сумма процентов, начисленная за базовый период и не уплаченная заемщиком в течение базового периода договора, не уплачивается в указанный период, а включается (увеличивает) сумму кредита установленного лимита кредитования (задолженность по основному долгу) и погашается заемщиком в период погашения по договору в даты погашения задолженности по кредитной линии (основной долг) ежемесячно равными долями.
За период с 28.07.2020 по 30.11.2021 включительно на сумму выданного кредита начислена сумма процентов по ставке 2% процента годовых в общем размере 1388 рублей 26 копеек.
Поскольку 01.12.2020 кредитный договор переведен на период погашение, указанная сумма процентов была перенесена 01.12.2020 в основной долг по договору.
Таким образом, сумма основного долга увеличилась на сумму начисленных процентов в базовом периоде и составила: 379 838 рублей 26 копеек (378 450 руб.+ 1388,26 руб.).
Согласно абзацу 6 пункта 3 кредитного договора, на период погашения по договору устанавливается стандартная процентная ставка в размере 15 % годовых.
В случае наступления периода погашения по договору, погашение кредита производится по графику указанному в пункте 7 кредитного договора.
Согласно выписке по расчетному счету, заемщиком частично оплачена сумма в счет погашения задолженности в размере 229 977 рублей 07 копеек. (220 728,06 руб. сумма основного долга + 9249,01 руб. сумма процентов).
Следует обратить внимание на то, что факт частичного погашения заемщиком кредитных обязательств сам по себе свидетельствует о согласии ответчика с позицией банка и истца об обоснованности перевода кредита в период погашения.
Остаток просроченной задолженности заемщика по состоянию на 05.08.2021 составил 159 110 рублей 20 копеек (379 838,26 - 220 728,06) и был погашен поручителем, что подтверждается платежным поручением N 112 от 05.08.2021 на сумму 161 847 рублей 81 копейка (приложение N 6.1 к исковому заявлению).
06.08.2021 излишне перечисленные денежные средства в размере 2737 рублей 61 копейки были возвращены банком поручителю.
Общество "Сбербанк России" представило в материалы дела заключенный между ПАО Сбербанк и ГКР "ВЭБ.РФ" договор поручительства N 07/1357 от 01.06.2020 с дополнительными соглашениями (приложения N 4,5 к пояснениям от 23.12.2022).
Согласно пункту 1.1 договора поручительства N 07/1357 от 01.06.2020 "Обеспечиваемые обязательства" означает обязательства каждого должника по возврату 85% от суммы основного долга по кредиту, полученному должником в рамках программы, и начисленных процентов по нему, включенных в основной долг, в определенном Программой порядке, в том числе обязательства, которые возникнут в будущем, на основании соглашения.
Таким образом, в процентном соотношении размер ответственности поручителя по обязательствам заемщика ограничен 85% от суммы основного долга и процентов, включенных в основной долг (от суммы 379 838,26 руб.).
21.04.2021 в адрес поручителя направлено требование банка о погашении поручителем суммы задолженности 219 551,31 руб. (приложение N 1 к пояснениям истца от 29.06.2022).
Согласно пункту 2.1.2 договора поручительства кредитор на ежемесячной основе обязан направлять поручителю реестр сведений по форме, утвержденной программой о фактически представленных суммах кредитов по каждому должнику. Реестр направляется кредитором поручителю в срок не позднее 10-го числа каждого месяца посредством системы электронного документооборота/заказным письмом с уведомлением о вручении/нарочно.
Реестр должен содержать информацию об уменьшении сумм основного долга, данные о фактической дате погашения основного долга и размере погашения основного долга.
В случае если должник частично погасил задолженность по кредитному договору, к поручителю предъявляется требование об исполнении обязательств по договору поручительства в сумме фактического остатка по кредиту, но не более лимита ответственности поручителя - 85% от остатка основного долга на момент выставления требования поручителю и начисленных процентов по нему, включенных в основной долг в определенном Государственной программой порядке по государственной программе "Господдержка под 2%".
Согласно реестру от 15.07.2021 сумма остатка основного долга составляла 190 409 рублей 19 копеек. Соответственно сумма, подлежащая к выплате, составляла 161 847 рублей 81 копейку.
05.08.2021 исполняя принятые на себя обязательства по договору поручительства, Государственной Корпорацией развития "ВЭБ.РФ" в счет погашения задолженности по кредитному договору N 4400CTDO9QFRGQ0AQ0QZ3F по платежному поручению N 112 перечислила сумму в размере 161 847,81 руб., что соответствовало размеру требования по реестру от 15.07.2021.
При этом с учетом частичного гашения задолженности заемщиком, по состоянию на 05.08.2021 сумма просроченной задолженности составила 159 110 рублей 20 копеек.
06.08.2021 излишне перечисленные денежные средства в размере 2737 рублей 61 копейки. были возвращены банком поручителю.
Таким образом, поручителем погашена сумма основного долга по кредиту в процентном соотношении 41,89% (от суммы 379 838,26 руб.), то есть в пределах лимита ответственности поручителя (до 85%), что соответствует условиям Кредитного договора и договора поручительства.
В соответствии с пунктом 8 кредитного договора неустойка за несвоевременное перечисление платежа в погашение кредитной линии, уплату процентов или иных выплат и комиссий, предусмотренных договором, составляет 0,1 процентов от суммы просроченного платежа и начисляется за каждый день просрочки с даты возникновения просроченной задолженности (не включая эту дату) по дату полного погашения просроченной задолженности (включительно).
По состоянию на дату обращения с исковым заявлением в суд (23.03.2022) сумма неустойки составила 36 595 рублей 35 копеек (159 110,20 * 0,1% * 230 дней (период с 06.08.2021 по 23.03.2022).
На основании изложенного, начисление неустойки является правомерным и определено истцом в верном размере.
Исходя из вышеизложенного, апелляционный суд приходит к выводу о том, что в данном случае применим именно формальный подход, такой же, как при выдаче кредита, т.е. с использованием Платформы ФНС. Это означает, что дальнейшие действия банка также определяются по сайту ФНС, следовательно, основания для дополнительных проверок и расследований банка отсутствуют.
На основании сказанного, учитывая, что суд первой инстанции не учел все имеющие значение обстоятельства дела, он пришел к неверным выводам относительно необоснованности иска. Оценивая имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимной связи, апелляционная инстанция приходит к выводу о несоответствии выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела.
В соответствии с пунктами 1 и 3 части 1 статьи 270 АПК РФ основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции является неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела и несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Согласно статье 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
На основании изложенного, решение Арбитражного суда Красноярского края от 28 сентября 2022 года по делу N А33-9475/2022 подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении искового заявления в полном объеме.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска в размере 6871 рубля подлежат взысканию с ответчика в пользу истца, а за апелляционное обжалование в размере 3000 рублей подлежат взысканию с ответчика в пользу апеллянта - общества "Сбербанк России" на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 28 сентября 2022 года по делу N А33-9475/2022 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Сахаровой Ларисы Ивановны (ИНН 244318042530, ОГРН 311244316600014) в пользу Государственной корпорации развитие "ВЭБ.РФ" (ИНН 7750004150, ОГРН 1077711000102) 195 705 рублей 55 копеек, в том числе: 159 110 рублей 20 копеек основного долга, 36 595 рублей 35 копеек неустойки; взыскать 6871 рубль расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Сахаровой Ларисы Ивановны в пользу публичного акционерного общества "Сбербанк России" (ИНН 7707083893, ОГРН 1027700132195) 3000 рублей государственной пошлины за апелляционное обжалование.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.В. Макарцев |
Судьи |
С.Д. Дамбаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-9475/2022
Истец: ГК РАЗВИТИЯ "ВЭБ.РФ", ГКР "ВЭБ.РФ"
Ответчик: САХАРОВА ЛАРИСА ИВАНОВНА
Третье лицо: ПАО "Сбербанк России", ПАО Сбербанк России в лице Красноярского отделения N 8646