г. Москва |
|
18 января 2023 г. |
Дело N А40-174743/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 января 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Центральной электронной таможни
на решение Арбитражного суда города Москвы от 19.09.2022 по делу N А40-174743/21
по заявлению АО "Михайловский ГОК им. А.В. Варичева"
к Центральной электронной таможне
о признании незаконным решения о классификации товара N РКТ-10131010-21/000134,
при участии:
от заявителя: |
Безбородых В.Н. по доверенности от 28.11.2022; |
от заинтересованного лица: |
Попов В.В. по доверенности от 29.12.2022; |
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Михайловский ГОК им. А.В. Варичева" (далее - Заявитель, АО "Михайловский ГОК им. А.В. Варичева", Общество) обратилось в арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральной электронной таможне (далее - Заинтересованное лицо, ЦЭлТ, Таможня, таможенный орган) о признании незаконным решения ЦЭлТ о классификации товара N РКТ-10131010-21/000134 от 27.05.2021 по декларации на товары N 10131010/260521/0337012.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19.09.2022 заявление АО "Михайловский ГОК им. А.В. Варичева" удовлетворено.
Не согласившись с вынесенным решением, ЦЭлТ обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Таможни при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель таможенного органа доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу; считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что согласно Спецификации N 3 от 26.02.2021 к контракту N МГ-210456 от 25.02.2021 заключенному между АО "Днепропетровский стрелочный завод" (Украина) (Поставщик) и АО "Михайловский ГОК им. А.В. Варичева" (Покупатель), был поставлен, на условиях "DAP ст. Михайловский Рудник МЖД") (ИНКОТЕРМС 2010), в вагоне 66180480 {Ж/Ц накладная N 47336714) Товар (код ТН ВЭД: 8608 00 0001):
1. ремонтный комплект стрелочного перевода типа Р65:
- проекта ЛПТП.668341.101Дн (правый) - 14 шт.;
- проекта ЛПТП.668341.101Дн-01 (левый)-4 шт.;
2. крестовина с неупрочненным сердечником стрелочного перевода типа Р65 проект ЛПТП.668352.101ДН - 20 шт.
Контрактом N МГ-210456 от 25.02.2021, доп. соглашением N 1 от 25.02.2021, спецификацией N 3 от 26.02.2021, счет - фактурой N 91 от 27.04.2021 были согласованы существенные для сторон условия сделки:
наименование (вид) товара, производитель, описание, тип по проекту, количество, цена в рублях, условия платы и поставки, перечень сопроводительных документов (в т.ч. сертификаты происхождения и качества товара, упаковочные листы).
Товар, являющийся предметом указанного контракта, был поставлен в РФ, досмотрен 13.05.2021 таможенным органом (акт таможенного досмотра N 10108020/130521/100080), а также было проведено его декларирование путем подачи АО "Михайловский ГОК им. А.В. Варичева" 26.05.2021 в Центральный таможенный пост (центр электронного декларирования) Центральной электронной таможни (10131010) (декларации N 10131010/260521/0337012 на Товар.
Декларантом Товар классифицирован как "оборудование для железнодорожных путей" по коду 8608 00 000 1 (ставка ввозной таможенной пошлины 5 %).
27.05.2021 таможенный орган (в редакции изменений от 01.06.2021) в ходе контроля приняла решение о классификации Товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза N РКТ-10131010-21/000134.
Удовлетворяя заявление Общества, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
В статьях 20, 21 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) предусмотрено, что товары при их таможенном декларировании подлежат классификации в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы, в случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение о классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов Евразийского экономического союза.
Как установлено судом, при подаче ДТ таможенному органу были предоставлены:
Паспорта на ремонтные комплекты стрелочного перевода типа Р65 ЛПТП.668341.101 Дн; ПС (рельс рамный прямой с остряком кривым типа Р65 марки 1/9) (к пр. ЛПТП.665121.101Дн 10;(-11)),
При подаче ДТ таможенному органу были предоставлены Паспорта на ремонтные комплекты стрелочного перевода типа Р65 ЛПТП.668341.101 Дн; ПС (рельс рамный прямой с остряком кривым типа Р65 марки 1/9) (к пр. ЛПТП.665121.101Дн 10;(-11)).
Согласно приложенному к декларации в таможенный орган Сертификату соответствия Евразийского экономического союза N ЕАЭС BY/112 02.01.064 00270, сроком действия с 22.12.2020 по 21.12.2025, ремонтные комплекты стрелочных переводов типа Р65 отнесены к коду ТН ВЭД ЕАЭС - 8608 00 0001.
При подаче ДТ таможенному органу были предоставлены Паспорта на крестовины с неупрочненным сердечником стрелочного перевода типа Р65 ЛПТП.668352.101 Дн ПС (крестовина типа Р65 марки 1/9).
Решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 года N 522 утверждено Положение о порядке применения единой ТН ВЭД ТС при классификации товаров (далее - Положение).
Глава III Положения определяет методику применения Основных правил интерпретации ТН ВЭД для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке.
Основные правила интерпретации ТН ВЭД, приведены в Едином таможенном тарифе Евразийского экономического союза, утверждённом решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года N 54 (далее - ОПИ).
Исходя из содержания пунктов 2, 6 - 7 Положения о порядке применения единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности при определении кода ТН ВЭД в первую очередь подлежит определению товарная позиция (на уровне первых четырех знаков кода ТН ВЭД) исходя из текстов товарных позиций и примечаний к разделам и группам. Далее - субпозиция (на уровне 6 знаков) по тем же правилам в рамках выбранной товарной позиции.
Решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 года N 522 утверждено Положение о порядке применения единой ТН ВЭД ТС при классификации товаров (далее - Положение).
Глава III Положения определяет методику применения Основных правил интерпретации ТН ВЭД для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке.
Основные правила интерпретации ТН ВЭД, приведены в Едином таможенном тарифе Евразийского экономического союза, утвержденном решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года N 54 (далее - ОПИ).
Согласно ОПИ 3(а) при наличии, prima facie, возможности отнесения товаров к двум или более товарным позициям, предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.
Согласно Пояснениям к избранной таможенным органом для спорного товара товарной позиции 7302 ТН ВЭД ЕАЭС, в данную товарную позицию включаются конструктивные элементы железнодорожных и трамвайных путей из черных металлов обычной или узкой колеи:
(1) Рельсы для железнодорожных или трамвайных путей представляют собой горячекатаные изделия. В данную товарную позицию включаются все рельсы любой длины, в том числе двухголовчатые рельсы, широкоподошвенные (с плоской подошвой) рельсы, желобчатые трамвайные рельсы, шлицованные рельсы для электрических трамваев и токопроводы и т.п.
В данную товарную позицию включаются все рельсы типа, обычно используемого для железнодорожных или трамвайных рельсовых путей независимо от их предполагаемого применения (подвесная дорога, самоходные краны и т.п.). Однако в нее не включаются рельсы, не относящиеся к типу железнодорожных или трамвайных (например, направляющие рельсы раздвижных дверей или рельсы лифта).
Контррельсы, также известные как направляющие рельсы или рельсы безопасности, крепятся к основным рельсам для предотвращения схода с рельсов вагонов у стрелочных переводов и на кривых участках пути.
Зубчатые рельсы предназначены для установки на крутых участках железной дороги. Зубчатые рельсы одного типа состоят из двух длинных параллельных брусков, соединенных близко расположенными поперечными стержнями; интервалы между этими стержнями предназначены для зацепления зубцов зубчатого колеса, расположенного под локомотивом. Ко второму типу относятся зубчатые рельсы, которые аналогичным образом сцепляются с зубчатым колесом.
Все вышеописанные рельсы могут быть прямыми, изогнутыми или иметь просверленные отверстия для болтов.
(2) Переводные рельсы, крестовины глухого пересечения, переводные штанги и прочие поперечные соединения, которые могут быть получены литьем или другим способом, используются на железнодорожных узлах или на пересечениях основной дороги.
(3) Шпалы из черных металлов используются для того, чтобы поддерживать рельсы и сохранять их параллельность. Они обычно прессуются в окончательную форму после прокатки, но могут быть также собраны путем сварки или склепывания нескольких элементов вместе. Обычно они имеют поперечное сечение в форме буквы "U" или "омега" с очень короткими плечиками, и они включаются в данную товарную позицию независимо от того, просверлены они или нет, пробиты, имеют ли прорези, оснащены ли подкладками или опорными плитами или интегральными крепежными приспособлениями.
(4) Стыковые накладки представляют собой горячекатаные, кованые или литые изделия различной формы (плоские, с заплечиками, уголковые и т.д.), которые используются для присоединения одного рельса к следующему. Они включаются в данную товарную позицию независимо от того, просверлены они, пробиты или нет.
(5) Рельсовые подкладки (обычно из чугунного литья) используются для крепления двухголовчатых рельсов к шпалам; они крепятся костылями или болтами.
Подкладочные клинья используются для удержания рельсов на подкладке.
Путевые подкладки (опорные пластины, накладки на шпалы) используются для крепления широкоподошвенных рельсов к шпалам. Они защищают шпалы и крепятся к ним скобами, болтами, глухарями, костылями или, в случае стальных изделий, сваркой.
Крюковые рельсовые болты аналогичным образом используются для крепления широкоподошвенных (с плоской подошвой) рельсов к шпалам; они прикрепляются болтами к шпалам и прижимают к ним плоскую подошву рельса.
В данную товарную позицию также включаются другие жесткие крепежные приспособления для железнодорожных рельсов, например, полученные путем сгибания стального стержня приблизительно в L-форме (форме неравнобокого уголка); короткая сторона прижимается к подошве рельса, а длинная сторона со слегка расплющенным, но не заостренным концом фиксируется в отверстии, предварительно просверленном в шпале.
Кроме того, упругие крепежные приспособления для рельсов также включаются в данную товарную позицию. Они производятся из пружинной стали и крепят рельс к шпале или к опорной пластине. Прижимное усилие достигается путем геометрического отклонения крепления от исходного "промышленного" положения. Между креплением и рельсом или между креплением и шпалой устанавливается прокладка или изолирующее приспособление, обычно из резины или пластмасс.
(6) Подушки и растяжки используются для закрепления рельсов в параллельном положении.
Некоторые растяжки и уголковые стержни предназначены для крепления болтами к ряду последовательно расположенных деревянных шпал; закрепленные таким образом под прямым углом к шпалам, они служат для предотвращения деформации (или "угона") пути в определенных точках.
(7) Другие специальные приспособления, противодействующие угону пути, представляют собой устройства, которые крепятся к рельсу в тех местах, где имеет место его продольное перемещение. Они крепятся к шпале или опорной плите для предотвращения такого продольного смещения. В данную товарную позицию не включаются:
(а) винты, болты, гайки, заклепки и костыли, используемые для крепления конструктивных элементов рельсового пути (товарные позиции 7317 и 7318);
(б) собранные звенья пути, поворотные круги, упорные буфера платформ и габаритные ворота (товарная позиция 8608).
Согласно Пояснениям к товарной позиции 8608 ТН ВЭД ЕАЭС к путевому оборудованию и устройствам для железнодорожных или трамвайных путей относятся:
(1) Рельсовый путь в собранном виде, то есть рельсы, уже прикрепленные к шпалам или другому основанию. Такие пути могут поставляться в виде стыков, стрелок или крестовин, кривых и прямых участков пути и т.д.
(2) Поворотные круги, с электрическим приводом или без него, то есть большие, как правило, круглые платформы, которые могут вращаться вокруг своей оси и оборудованы железнодорожными или трамвайными рельсами; в большинстве случаев они также оборудованы роликами, поддерживающими платформу по ее периметру.
Локомотивы и т.д. могут разворачиваться на поворотном круге и сходить с него в другом направлении. В данную товарную позицию также включаются поворотные круги с ручным приводом для узкоколейных железных дорог на строительных площадках, в карьерах и т.д.
Однако в данную товарную позицию не включаются локомотивы или платформы для передвижения в поперечном направлении, с помощью которых железнодорожные транспортные средства переводятся с одного пути на другой.
Эти и другие машины для работы с подвижным составом (например, вагоноопрокидыватели, толкатели вагонов и т.д.) включаются в товарную позицию 8428.
(3) Путевые упоры, то есть гидравлические или подпружиненные останавливающие устройства, устанавливаемые в конце каждого отрезка пути для уменьшения удара, если подвижной состав не остановится до конечной точки пути.
(4) Они заделываются либо в кирпичную кладку (например, конечных станций), либо в прочные конструкции (например, на маневровых путях).
(4) Габаритные ворота, то есть сооружения арочной формы, обеспечивающие соблюдение проходящими под ними поездами предельных габаритов по ширине и высоте, установленных для данного участка пути.
В данную товарную позицию не включаются деревянные шпалы (товарная позиция 4406), бетонные шпалы (товарная позиция 6810) или шпалы, рельсы или другие элементы из несобранных путевых строительных материалов из черных металлов, которые входят в товарную позицию 7302.
Опоры и порталы для крепления подвесных проводов не считаются арматурой для железнодорожных или трамвайных путей и классифицируются в соответствии с материалом, из которого они изготовлены, в товарных позициях 6810, 7308 и т.д.
Согласно прим. 1 (б) к группе 8608 ТН ВЭД ЕАЭС "Железнодорожные локомотивы или моторные вагоны трамвая, подвижной состав и их части; путевое оборудование и устройства для железных дорог или трамвайных путей и их части; механическое (включая электромеханическое) сигнальное оборудование всех видов" в данную группу не включаются:
(а) железнодорожные или трамвайные шпалы из дерева или бетона или бетонные секции направляющего пути для поездов на воздушной подушке (товарная позиция 4406 или 6810);
(б) изделия из черных металлов, используемые для железнодорожных или трамвайных путей товарной позиции 7302;
(в) электрические устройства сигнализации, устройства обеспечения безопасности или управления движением товарной позиции 8530.
Спорный товар, как следует из спорной ДТ N 10131010/260521/0337012, товаросопроводительных документов и контракта, является ремонтным комплектом для стрелочных переводов Р-65, состоящем из специальный рельс, крепежа и фурнитуры.
Однако, формулируя вывод об отнесении ввозимых Обществом товаров к товарной позиции 7302 ТН ВЭД, как об однозначном варианте классификации, таможенный орган по существу исходил из наименования ввозимых Обществом товаров (наличия в наименовании слов "рельс", "подкладка", а также материала товара - изделия из черных металлов), не придав значение их свойствам и характеристикам.
Ввезенные Обществом товары, исходя из описания, конструкционных особенностей, принципа работы и функционального назначения, представляют собой часть оборудования для железнодорожных переводов, которое не может использоваться иным способом, кроме как в составе перевода Р-65.
В силу правил 3 (а) Основных правил интерпретации ТН ВЭД и примечания 2 (а) к разделу XVI ТН ВЭД ТС, указанный товар подлежал классификации по товарной позиции, содержащей наиболее конкретное описание товара. Следовательно, спорный товар относится к товарной позиции 8608 00000 1 ТН ВЭД ТС, поскольку описание товара в товарной позиции 8608 содержит наиболее конкретное описание товара, ввезенного декларантом, по сравнению с товарной позицией 7302, а именно: товар, оборудование для железнодорожных путей: устройства, служащее для перевода подвижного состава. Товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правил 3 (а) или 3 (б), должны классифицироваться в товарной позиции, последней в порядке возрастания кодов среди товарных позиций, в равной степени приемлемых для рассмотрения при классификации данных товаров, т.е. по коду 8608 00 000 1 (п. 3 (в) Правил интерпретации).
Как следует из правовых позиций, изложенных в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2017 года N 34-П, акты информационно-разъяснительного характера уполномоченных органов влекут благоприятные последствия для налогоплательщика в случае, если они касаются непосредственно норм законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, которое состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах и регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (пункт 1 статьи 1 и пункт 1 статьи 2 НК РФ).
Сходное регулирование имеет место в таможенных правоотношениях. В пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2019 года N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" разъяснено, что с учетом положений пункта 5 части 1 статьи 254 Закона о таможенном регулировании начисление пеней может быть признано необоснованным, если суд установит, что декларант добросовестно следовал письменным разъяснениям уполномоченного федерального органа исполнительной власти о применении таможенного законодательства, данным ему либо неопределенному кругу лиц, письменным консультациям, полученным декларантом от наделенных соответствующей компетенцией должностных лиц таможенных органов (статья 264 Закона о таможенном регулировании).
Кроме того, как это следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 марта 2008 года N 6-П, однородные по своей юридической природе отношения должны регулироваться одинаковым образом.
В соответствии с "Информацией ФТС России "О продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия при помещении под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования в соответствии с ее назначением в Российской Федерации, с указанием кодов ТН ВЭД ЕАЭС", опубликованной на официальном сайте Федеральной таможенной службы, товар "Стрелочные переводы, ремкомплекты (полустрелки)" подлежит классификации по коду ТН ВЭД ЕАЭС 8608 00 000 1.
Указанные разъяснения уполномоченного органа также подтверждают выводы суда первой инстанции о правомерности классификации товара, избранной Заявителем.
Соответствующая правовая позиция изложена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2020 года N 302-ЭС20-10494.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции верно счёл, что таможенным органом не доказано наличие законных оснований для принятия оспариваемого решения
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявления АО "Михайловский ГОК им. А.В. Варичева".
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 19.09.2022 по делу N А40-174743/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-174743/2021
Истец: АО "МИХАЙЛОВСКИЙ ГОК ИМЕНИ АНДРЕЯ ВЛАДИМИРОВИЧА ВАРИЧЕВА"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ