г. Москва |
|
16 января 2023 г. |
Дело N А40-102640/2022 |
Резолютивная часть постановления оглашена 16.01.2023.
Полный текст постановления изготовлен 16.01.2023.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Суминой О.С.,
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Мустанг Ступино" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.08.2022 по делу N А40-102640/22, в порядке упрощенного производства,
по заявлению: ООО "Мустанг Ступино" (ИНН: 5045060190)
к Московской областной таможне
об отмене постановления
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Гридина Е.Г. по доверенности от 29.12.2022; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Мустанг Ступино" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании постановления Московской областной таможне от 14.04.2022 N 10013000-003912/2022 о привлечении к административной ответственности ст. 16.5 КоАП РФ, прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 16.08.2022 в удовлетворении заявленных требований, отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, принятое судом первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
Через канцелярию суда от таможенного органа поступил отзыв на апелляционную жалобу, который в порядке ст.262 АПК РФ приобщен к материалам дела.
В судебном заседании представитель таможни поддержал решение суда первой инстанции.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. 272.1 АПК РФ. Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, а также в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ, пришел к выводу, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии с ч.4 ст.210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 7 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, апелляционный суд установил, что положения ст.ст.25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ административным органом соблюдены.
Протокол об административном правонарушении составлен, а оспариваемое постановление вынесено уполномоченными должностными лицами административного органа.
Нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п.10 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленные ст.4.5 КоАП РФ, таможенным органом также соблюден.
Статьей 16.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за перемещение товаров и (или) транспортных средств либо лиц, включая должностных лиц государственных органов, за исключением должностных лиц таможенных органов, через границу зоны таможенного контроля или в ее пределах либо осуществление производственной или иной хозяйственной деятельности без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно влечет административную ответственность.
Объектом правонарушения является установленный порядок перемещения лиц через границу зоны таможенного контроля, предусмотренный ст.319 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее также - ТК ЕАЭС) и п.23 ст.217 Федерального закона РФ от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", его объективную сторону составляет противоправное деяние, выраженное в пропуске транспортного средства через границы зоны таможенного контроля без разрешения таможенного органа.
В настоящем случае поводом для привлечения Общества к административной ответственности по ст.16.5 КоАП РФ послужили следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Старшим государственным таможенным инспектором Михневского таможенного поста Московской областной таможни Ключко Олегом Викторовичем, 17.02.2022 на основании статьи 330 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, предписания Михневского т/п от 17.02.2022 N 10013230/170222/000004 в присутствии представителя владельца (пользователя) помещений и (или) территорий: заместителя генерального директора ООО "Мустанг Ступино" Молочникова В.Б., с участием начальника таможенного поста Н.А. Дульцева и старшего помощника Восточного транспортного прокурора А.А. Храмова проведен таможенный осмотр помещений и территорий на территории особой экономической зоны "Ступино-Квадрат" резидента особой экономической зоны ООО "Мустанг-Ступино" (142821, Московская область, г. Ступино, д. Шматово, ул. Индустриальная, влд. 40). Постоянная зона таможенного контроля на территории особой экономической зоны "Ступино-Квадрат" создана приказом МОТ от 20.05.2020 N 337.
В результате таможенного осмотра помещений и территорий (акт таможенного осмотра помещений и территорий N 10013230/170222/000004) зафиксированы нарушения порядка обеспечения контрольно-пропускного режима на территории ПЗТК особой экономической зоны ООО "Мустанг Ступино", включая порядок доступа лиц на такую территорию.
Согласно журнала учета въезда/выезда транспортных средств на КПП, в ПЗТК резидента ОЭЗ ООО "Мустанг Ступино" порожнее транспортное средство с государственным номером В786ХУ799 въехало на загрузку 17.02.2022 в 08 час. 55 мин. Уведомление о ввозе товаров и транспортных средств на Михневский таможенный пост МОТ в отношении грузового автомобиля Форд регистрационный номер В786ХУ799 не поступало.
С заявлением о получении разрешения на перемещение через границы постоянной зоны таможенного контроля указанного грузового автомобиля ООО "МустангСтупино" на Михневский таможенный пост МОТ не обращалось.
Согласно п. 1 ст. 319 ТК ЕАЭС зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу Союза, территории складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, территории магазинов беспошлинной торговли и иные места, установленные настоящим Кодексом и (или) устанавливаемые законодательством государств - членов о таможенном регулировании.
В иных местах зоны таможенного контроля создаются для проведения таможенного осмотра и (или) таможенного досмотра товаров, совершения грузовых и иных операций.
В соответствии с п. 4 ст. 319 ТК ЕАЭС порядок создания, прекращения функционирования (ликвидации) и обозначения зон таможенного контроля, требования к ним, а также правовой режим зоны таможенного контроля устанавливаются законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
Согласно ст. 217 Федерального закона Российской Федерации от 03.08.2018 N 289- ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц иных государственных органов, через границы зон таможенного контроля и в их пределах допускается с разрешения таможенных органов и под их надзором, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 203 ТК ЕАЭС, ч. 2 ст. 37.2 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", территория особой экономической зоны является зоной таможенного контроля.
Перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц государственных органов, за исключением должностных лиц таможенных органов, через границы особых экономических зон и в их пределах допускается с разрешения таможенного органа и под его надзором с учетом положений настоящей статьи.
Приказом ФТС России N 566 от 26.03.2012 утвержден Порядок и технологии совершения таможенных операций в отношении товаров, включая транспортные средства, ввозимых (ввезенных) на территории особых экономических зон и вывозимых с территорий особых экономических зон, и порядка идентификации.
В соответствии с Порядком, в целях вывоза товаров и выезда средства транспорта, перевозящего такие товары, с территории ОЭЗ уполномоченный таможенный орган выдает письменное разрешение на вывоз товаров и выезд средства транспорта с территории ОЭЗ. Разрешение на вывоз товаров выдается уполномоченным таможенным органом резиденту ОЭЗ (нерезиденту ОЭЗ) или лицу, действующему по его поручению. Разрешение на вывоз выдается при выполнении условия: в уполномоченный таможенный орган представлены документы и сведения, которые включают в том числе сведения о средстве транспорта (о типе, марке, регистрационных номерах средства транспорта, если перевозка осуществляется автомобильным транспортом, о номере(ах) железнодорожного(ых) вагона(ов) (контейнеров), если перевозка осуществляется железнодорожным транспортом).
Въезд порожнего средства транспорта на территорию ОЭЗ допускается при условии, что такое средство транспорта въезжает на территорию ОЭЗ в целях осуществления перевозки товаров, и лицом, в адрес которого оно следует, согласно документам, имеющимся в наличии у перевозчика и предъявленным должностному лицу таможенного органа на КПП, является резидент ОЭЗ или нерезидент ОЭЗ.
Выезд средства транспорта, на котором ранее осуществлялся ввоз товаров на территорию ОЭЗ и который выезжает с территории ОЭЗ порожним, осуществляется без письменного разрешения на выезд.
Разрешение на въезд порожнего средства транспорта на территорию ОЭЗ осуществляется путем направления через личный кабинет уведомления в систему ЕАИС таможенных органов в КПС АИСТ-М, которое регистрируется в случае разрешения на въезд.
Въезд порожнего грузового автомобиля Форд регистрационный номер В786ХУ 799 на территорию ПЗТК резидента ОЭЗ ООО "Мустанг Ступино" произведен без предъявления имеющихся в наличии у перевозчика документов должностному лицу Михневского таможенного поста МОТ.
Разрешение на въезд транспортного средства с государственным номером В786ХУ 799 путем направления уведомления через систему ЕАИС таможенных органов, на Михневский таможенный пост МОТ не поступало, транспортное средство въехало в ПЗТК без разрешения таможенного органа.
ООО "Мустанг Ступино" с заявлением о получении разрешения на размещение в ПЗТК указанного транспортного средства на Михневский таможенный пост МОТ не обращалось.
Административная ответственность в соответствии со ст. 16.5 КоАП РФ наступает в случае перемещения товаров и (или) транспортных средств либо лиц, включая должностных лиц государственных органов, за исключением должностных лиц таможенных органов, через границу зоны таможенного контроля или в ее пределах либо осуществление производственной или иной хозяйственной деятельности без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно.
Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 16.5 КоАП РФ, является установленный порядок перемещения лиц через границу зоны таможенного контроля, предусмотренный ст. 319 ТК ЕАЭС и п. 23 ст. 217 Федерального закона Российской Федерации N 289-ФЗ.
Объективную сторону административного правонарушения составляет противоправное деяние, выраженное в пропуске транспортного средства через границы зоны таможенного контроля без разрешения таможенного органа.
Субъектом административного правонарушения является ООО "Мустанг Ступино".
Из обстоятельств дела, в их совокупности, следует, что ООО "Мустанг Ступино" обязано было получить разрешение на перемещение транспортного средства через границы ПЗТК. Для надлежащего исполнения установленной обязанности ООО "Мустанг Ступино" могло и должно было своевременно получить разрешение на перемещение транспортного средства через границы ПЗТК.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП России или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП России юридическое лицо признается виновным в совершении АП, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Выполнение тех или иных обязанностей в сфере таможенных правоотношений вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закрепленного в статье 15 Конституции Российской Федерации, любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности.
Вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Вина ООО "Мустанг Ступино" состоит в отсутствии объективных обстоятельств, препятствующих выполнению лицом своих обязанностей, отсутствии факта реализации прав, обеспечивающих исполнение этих обязанностей, то есть лицо было обязано, имело и правовую, и реальную возможность эту обязанность выполнить, но не приняло всех зависящих от него мер к ее выполнению.
Дата совершения административного правонарушения: 17.02.2022.
Место совершения административного правонарушения: ООО "Мустанг Ступино" (142821, Московская область, г. Ступино, д. Шматово, ул. Индустриальная, влд. 40).
Таким образом, ООО "Мустанг-Ступино" совершено административное правонарушение, выразившееся в пропуске в зону таможенного контроля без разрешения таможенного органа транспортного средства - грузового автомобиля Форд регистрационный номер В786ХУ 799, ответственность которое предусмотрена ст. 16.5 КоАП РФ, что подтверждается следующими доказательствами: копией акта таможенного осмотра помещений и территорий от 17.02.2022 N 10013230/170222/000004, копией журнала учета въезда/выезда транспортных средств и другими доказательствами, собранными по делу.
Административное наказание назначено Обществу в пределах санкции ст.16.5 КоАП РФ с учетом правил, установленных ст.4.1 КоАП РФ.
Исключительных обстоятельств для признания совершенного Обществом административного правонарушения малозначительным на основании ст.2.9 КоАП РФ, с учетом положений п.18 и п.18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, не установлено.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований об оспаривании постановления таможни является обоснованным.
Следует отметить, что МОТ в отношении ООО "Мустанг Ступино" по аналогичным нарушениям, выявленным в 2021 году, 30.03.2021 вынесены постановления по делам об АП N 10013000-000803/2021, N 10013000-000804/2021, N 10013000-000805/2021, N 10013000-000806/2021, N10013000-000807/2021 по ст. 16.5 КоАП РФ назначено административное наказание.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и отклонены, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нормы процессуального законодательства при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 16.08.2022 по делу N А40-102640/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-102640/2022
Истец: ООО "МУСТАНГ СТУПИНО"
Ответчик: МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ТАМОЖНЯ