г. Владивосток |
|
19 января 2023 г. |
Дело N А51-9993/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 января 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей А.В. Пятковой, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Региональная торговая компания",
апелляционное производство N 05АП-8110/2022
на решение от 22.11.2022
судьи Т.Б. Власенко
по делу N А51-9993/2022 Арбитражного суда Приморского края
по иску Федерального государственного казенного учреждения "Войсковая часть 2430" (ИНН 2538143578, ОГРН 1102538009001)
к обществу с ограниченной ответственностью "Региональная торговая компания" (ИНН 5835106327, ОГРН 1145835001322)
о взыскании 88 941 рублей,
при участии в заседании:
от ФГКУ "Войсковая часть 2430": Штефанчук Г.В. по доверенности от 26.08.2020, сроком действия на 3 года, паспорт, диплом (регистрационный номер 06-936); Ткаченко С.Н. по доверенности от 14.03.2022, сроком действия на 3 года, паспорт, диплом (регистрационный номер Д 3026);
от ООО "Региональная торговая компания": не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение "Войсковая часть 2430" (далее - истец, учреждение, ФГКУ "В/ч 2430") обратилось с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Региональная торговая компания" (далее - ответчик, общество, ООО "РТК") о взыскании 88 941 рублей, в том числе 51 320,28 рублей стоимости хранения некачественного товара, 36 978,36 рублей стоимости за проведение экспертизы некачественного товара, 643,84 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами по состоянию на 31.03.2022 (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением суда от 22.11.2022 Арбитражный суд Приморского края взыскал с ООО "РТК" в пользу ФГКУ "В/ч 2430" 88 298,64 рублей убытков. В удовлетворении остальной части иска отказал.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "РТК" обратилось с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда от 22.11.2022.
Согласно доводам жалобы, апеллянт считает, что истцом в материалы дела не представлено документов, подтверждающих обоснованность размера заявленных требований о взыскании стоимости затрат на экспертизу качества товара, а также стоимости хранения товара, следовательно, основания для взыскания убытков отсутствуют.
ФГКУ "В/ч 2430" согласно представленному в материалы дела отзыву, против доводов жалобы возражает, считает решение суда законным и обоснованным.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела коллегия апелляционного суда установила следующее.
11.02.2021 между Федеральным государственным казенным учреждением "Войсковая часть 2430" (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Региональная торговая компания" (поставщик) по результатам аукциона заключен государственный контракт на поставку консервов рыбных в масле N 212118910164077702361314/23/2-164-21 (далее - Контракт), по условиям которого поставщик обязуется передать в собственность (поставить) продукты питания (далее - товар) заказчику в обусловленный настоящим контрактом срок, согласно Спецификации и разнарядке (-ам) (Спецификации-разнарядке) заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить товар в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом (пункт 1.1 договора).
В соответствии с пунктом 2.1 Контракта цена контракта (за единицу товара) определена по результатам закрытого аукциона протоколом от 28.01.2021 N 23/2/1-518 и составляет 12 866 292 рубля. Цена единицы товара установлена в Спецификации (Спецификации-разнарядке) (Приложение N1 к Контракту).
Датой оплаты считается дата списания денежных средств со счета заказчика, указанного в настоящем Контракте (пункт 2.7 Контракта).
Пунктом 3.1 Контракта установлено, что товар поставляется заказчику (получателю (ям) единовременно в соответствии с условиями настоящего Контракта. Количество товара определяется на основании настоящего Контракта. Частичная поставка и поставка товара по частям не допускается. Товар, поставляемый поставщиком по Контракту, является воинским грузом.
В силу пункта 3.2.2 Контракта поставщик обязан в течение 5 (пяти) календарных дней после заключения Контракта представить заказчику:
сведения о непосредственном производителе подлежащих к поставке продовольственных товаров (организационно-правовая форма, юридический адрес и фактическое местонахождение производства), станции, с которой планируется осуществление отгрузки;
экземпляры поставляемых продовольственных товаров в количестве, соответствующем требованиям нормативной документации, регламентирующей отбор образцов (проб) для проведения экспертизы (проверки, исследований) по проверяемым показателям качества и безопасности (далее - экспертизы), из расчета: один экземпляр - для проведения экспертизы; второй - для использования заказчиком в качестве образца (эталона);
технические условия (далее - ТУ) на поставляемые продовольственные товары, утвержденные и зарегистрированные в порядке, установленном действующим законодательством (в случае поставки Товара по ТУ производителя). При поставке продовольственных товаров в комплекте, ТУ представляется на каждый вид (наименование) продукции, входящей в данный комплект;
документы, подтверждающие соответствие продовольственных товаров требованиям нормативной документации на продукцию.
Предоставленные поставщиком экземпляры продовольственных товаров оплате заказчиком не подлежат.
Заказчик в течение 3 (трех) рабочих дней с момента получения экземпляров поставляемых продовольственных товаров и соответствующих документов, передает один из представленных экземпляров в специализированную экспертную организацию, отобранную заказчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации, для проведения экспертизы.
На основании положительных результатов экспертизы заказчиком принимается решение об использовании второго экземпляра представленной продукции, в качестве образца (эталона) поставляемых продовольственных товаров. Данное решение принимается заказчиком в форме соответствующего акта. Заказчик в течение 5 (пяти) рабочих пней с момента составления указанного акта направляет поставщику один экземпляр данного акта, а также разнарядки на поставку продовольственных товаров в соответствии с условиями Контракта.
В случае отрицательных результатов экспертизы, поставщик возмещает заказчику расходы ее проведение и в течение 5 (пяти) календарных дней представляет повторные образцы продукт для проведения экспертизы.
В случае неисполнения поставщиком требований пункта 3.2.2, настоящего Контракта, в том числе если представленный повторно экземпляр продукции не соответствует требованиям Контракта и (или) требованиям экспертизы по показателям качества и безопасности, установленным ГОС ОСТ, ТУ, НТД и др., что является существенным условием Контракта, заказчик вправе расторгнуть Контракт в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и взыскания неустойки, предусмотренной разделом VII Контракта.
Пунктом 3.3.2 Контракта установлено, что для проверки поставленного товара в части соответствия товара условиям настоящего Контракта, заказчик и (или) получатель проводит экспертизу. Экспертиза поставленного товара производится заказчиком и (или) получателем самостоятельно (своими силами), или к ее проведению могут привлекаться независимые эксперты (экспертные организации).
Заказчик и (или) получатель вправе не вызывать представителя поставщика (отправителя) для участия в отборе образцов (проб) товара для направления на экспертизу, отобранные образцы (пробы) товара изготовителю (отправителю) товара и (или) поставщику не отправляются. Заказчик и (или) получатель вправе самостоятельно определять экспертную организацию (учреждение). Порядок и сроки проведение экспертизы, а также порядок и сроки оформления результатов такой экспертизы определяются нормативными правовыми актами. В случае если нормативные правовые акты не регулируют проведение и оформление результатов экспертизы закупаемого по Контракту товара, порядок и сроки проведения экспертизы и оформление ее результатов, определяются заказчиком и (или) получателем.
Срок проведения экспертизы не превышает 60 календарных дней с момента получения товара получателем.
Товар на период проведения экспертизы находится у заказчика (получателя) на ответственном хранении.
Заказчик (получатель) дополнительно вправе проводить экспертизу поставленного товара (находящегося на складе получателя в период гарантийного срока), представитель поставщика (отправителя) для участия в отборе образцов (проб) товара не вызывается, экспертная организация (учреждение) самостоятельно определяется заказчиком (получателем).
В случае установления факта несоответствия качества товара требованиям, установленным заказчиком, государственным стандартам (ГОСТ) и отраслевым стандартам (ОСТ), техническими условиям (ТУ), иным документам, устанавливающим требования к качеству (комплектности данного товара, а также требованиям Контракта, поставщик обязан возместить расходы, связанные с проведением экспертизы (проверки, исследования) определения качества (комплектности) товара, том числе при выборочном контроле качества.
Согласно пункту 3.3.2.1 Контракта первичная экспертиза (проверка, исследование) определения качества (комплектности) поставляемых продовольственных товаров проводится заказчиком (получателем самостоятельно за свой счет, в случае получения неудовлетворительных результатов экспертиз проводится повторная (дополнительная) проверка от удвоенного объема выборки за счет поставщика, в независимой экспертной организации, отобранной заказчиком (получателем).
В случае получения неудовлетворительных результатов экспертизы от удвоенного объема выборки, поставщик обязан за свой счет заменить товар в течение 20 (двадцати) календарных дней с момента получения соответствующего уведомления (претензии) и возместить расходы заказчика (получателя) за проведение первичной экспертизы.
Экспертиза (проверка, исследование) замененного товара проводится от удвоенного объема выборки за счет поставщика, в независимой экспертной организации, отобранной заказчиком (получателем).
В случае повторного выявления по результатам экспертизы, предусмотренной настоящим пунктом, нарушений условий настоящего Контракта заказчик вправе отказаться от исполнен настоящего Контракта по основаниям, предусмотренным гражданским законодательств Российской Федерации.
Оплата за проведенные экспертизы, не зависимо от результата, заказчиком (получателем) возмещается.
В случае несогласия поставщика с результатами экспертиз (проверок, исследована определения качества (комплектности) товара, проведенных получателем (заказчиком) дополнительные или повторные экспертизы (проверки, исследования) товара проводятся за счет поставщика, в независимой экспертной организации, отобранной заказчиком (пункт 3.3.2.2 Контракта).
Пунктом 3.4.1 Контракта установлено, что обязательство поставщика по поставке товара считается исполненным в момент:
доставки товара на склад получателя (передача товара на складе получателю) и подписания
(утверждения) заказчиком документа о приемке поставленного товара;
передачи товара на складе поставщика (самовывоз) и подписания (утверждения) заказчиком документа о приемке поставленного товара;
отгрузки товара в адрес получателя железнодорожному перевозчику, либо передачи ФГУП "Главный центр специальной связи" и подписания (утверждения) заказчиком документа о приемке поставленного товара в адрес получателя.
С наступлением соответствующего момента исполнения обязательства у поставщика возникает право требования осуществления расчетов по Контракту.
В соответствии с пунктом 3.4.3 Контракта документом о приемке поставленного товара является акт об исполнении обязательств (приемке) (Приложение N 2 к Контракту), который подписывается (утверждается) заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком). Акт об исполнении обязательств (приемке) или отказ в приемке оформляется на основании результатов экспертизы и документов, подтверждающих поставку, передачу, отгрузку, приемку товаров Получателем(ми), в том числе предоставление документов указанных во исполнение Поставщиком настоящего пункта Контракта. Акт об исполнении обязательств (приемке) или отказ в приемке подписывается (утверждается) заказчиком в течении 30 (тридцати) календарных дней со дня получения заказчиком документов на основании которых он оформляется. Акт об исполнении обязательств (приемке) является основанием для оплаты денежных обязательств по Контракту. Дата подписания указанного акта является датой исполнения поставщиком своих обязательств по поставке товара, а также датой других изменений, исполнений (неисполнений) поставщиком обязательств по Контракту.
Согласно пункту 6.1 Контракта поставщик гарантирует безопасность товара в соответствии с техническими регламентами, санитарно-эпидемиологическими требованиями и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими требования к качеству товара.
Товар не должен представлять опасности для жизни и здоровья граждан (пункт 6.2 Контракта).
Пунктом 6.3 Контракта установлено, что товар должен быть пригодным для целей, для которых товар такого рода обычно используется и соответствовать государственным стандартам (ГОСТ) и отраслевым стандартам (ОСТ), техническим регламентам, техническим условиям (ТУ), иным документам, устанавливающим требования к качеству (комплектности) данного товара, а также условиям настоящего Контракта. Качество поставляемого товара удостоверяется соответствующим документом, в зависимости от вида (типа) товара и способа контроля качества, установленного обязательными документам устанавливающими требования к качеству товара.
При исполнении Контракта по согласованию заказчика с поставщиком допускается постав товара, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойств которого является улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими функциональными характеристиками, указанными в Контракте.
Согласно пункту 6.4 Контракта остаточный срок годности товара устанавливается заказчиком в Спецификации или Спецификации-разнарядке (Приложение N 1 к настоящему Контракту).
Товар должен соответствовать требованиям, предъявляемым к качеству товара в момент передачи, в течение остаточного срока годности, установленного настоящим Контрактом.
Заказчик (получатель) предъявляет претензии по качеству товара в течение остаточного срока годности товара.
В соответствии с пунктом 6.5 Контракта в течение остаточного срока годности товара поставщик обязан за свой счет заменить товар ненадлежащего качества, если не докажет, что недостатки товара возникли в результате нарушения заказчиком (получателем) правил хранения товара. Замена товара производится в течение 20 (двадцати) календарных дней с момента уведомления заказчиком (получателем) поставщика.
В случае если по результатам экспертизы, указанной в пункте 3.3 настоящего Контракта выявлено нарушение условий настоящего Контракта в части качества и безопасности товара и (или) установлен факт фальсификации товара, Поставщик осуществляет поставку товара надлежаще качества и соответствующего требованиям безопасности в объеме партии товара, поставленного заказчику (получателю), образец из которой был исследован в рамках указанной экспертизы, в срок, установленный пунктом 3.3.2.1 Контракта.
Согласно пункту 6.5.1 Контракта поставленный получателю (заказчику), в том числе сданный железнодорожному переводчику (в соответствии с подпунктом "б" пункта 3.2 Контракта), либо переданный ФГУ "Главный центр специальной связи" (в соответствии с подпунктом "в" пункта 3.2 Контракта) товар несоответствующий требованиям Контракта, считается не поставленным и подлежит возврату за счет поставщика, с возмещением всех затрат, связанных с его доставкой, погрузо-разгрузочными работами, приемкой, хранением, охраной, перевозкой и возвратом.
При отказе поставщика в добровольном порядке вывести со склада получателя товар, по качеству не соответствующий требованиям Контракта, поставщик оплачивает хранение товара на складе получателя до полного вывоза товара, по средней рыночной стоимости услуг хранения, сложившейся в регионе, где хранится товар.
Расчет стоимости услуг по хранению товара, производится на основании статистических данных Федеральной службы государственной статистики, а в случае отсутствия данных в Федеральной службе государственной статистики по данным мониторинга цен, сложившихся в регионе.
В случае неисполнения поставщиком условий настоящего Контракта заказчик вправе обратиться в суд с требованием о расторжении настоящего Контракта (пункт 7.2 Контракта).
Пунктом 7.3 Контракта предусмотрено, что в случае полного (частичного) неисполнения условий настоящего Контракта одной из сторон эта сторона обязана возместить другой стороне причиненные убытки.
Размеры штрафов, пени при неисполнении Контракта предусмотрены разделом VII Контракта.
Пунктом 9.1 Контракта установлено, что сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства по Контракту, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно пункту 10.2 Контракта в случае, если претензионная работа осуществлялась получателем, споры, по которым достигнуто соглашение сторон, могут быть рассмотрены в арбитражном суде по месту нахождения получателя (в указанном случае право выбора суда остается за получателем или заказчиком). Получатели вправе осуществлять претензионно-исковую работу по Контракту (направлять поставщику претензии и (или) исковые заявления).
Пунктом 10.4 Контракта установлено, что претензия должна быть составлена в письменной форме и направлена одной стороной другой стороне по адресу стороны-адресата, установленному настоящим Контрактом, с использованием курьерской доставки с отметкой о вручении либо с использованием почтовой связи заказным или ценным письмом с уведомлением о вручении. Момент получения претензии стороной-адресатом определяется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Сторона должна дать в письменной форме ответ на претензию по существу в срок не позднее 10 (десяти) календарных с даты получения претензии. Заказчик (получатель) вправе в тесте претензии установить иной (до 30 (тридцати) календарных дней) срок направления ответа на претензию (пункт 10.5 Контракта).
Содержание претензии описано в пунктах 10.6 - 10.9 Контракта.
Согласно пункту 10.10 Контракта при отклонении претензии полностью или частично либо неполучении ответа в установленные для ее рассмотрения сроки, либо неисполнении требований по претензии в установленные для их исполнения сроки, либо невручении претензии по обстоятельствам, зависящим от стороны-адресата, сторона, предъявившая претензию, вправе после наступления любого из указанных событий передать спор на разрешение в Арбитражный суд города Москвы или в Арбитражный суд по месту нахождения получателя.
В соответствии с пунктом 11.1 Контракта он вступает в силу с даты его заключения (подписания) обеими сторонами и действует по 31.12.2021 (включительно), а в части неисполненных обязательств - до полного их исполнения сторонами. Окончание срока действия настоящего контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств сторон по настоящему контракту.
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта, спецификацией (Приложение N 1 Контракта) и Разнарядкой Заказчика от 08.04.2021 N 23/2/3-3339 (далее - разнарядка заказчика), ООО "РТК" обязалось поставить в адрес ФГКУ "В/ч 2430" консервы рыбные: "Сайра тихоокеанская натуральная с добавлением масла", ГОСТ 13865-2000, с остаточный сроком хранения на день поставки 20 месяцев, упакованную, маркированную, транспортируемую в соответствии с требованиями ГОСТ 15846-2002 для районов Крайнего Севера в ящиках из гофрированного картона с обечайкой по ГОСТ 34033-2016. Всего: 23 000 кг (далее - товар).
В соответствии с актом приемки от 15.11.2021 N 69 по товарной накладной от 01.10.2021 N 388 учреждение 29.10.2021 приняло от общества на временное хранение две партии товара спорного качества, 23 000 кг. (1 917 ящиков), а именно: 2 880 кг. товара (240 ящ. х 48 б. х 0,25 к.) - дата выработки 28.07.2021, 20 120 кг. товара (1 677 ящ. х 48 б. х 0,25 кг.) - дата выработки 12.08.2021.
На основании требований части 3 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), положений пунктов 3.3.2., 3.3.2.1. Контракта, истец направил образцы поступивших партий товара на экспертное исследование качества товара.
Исследование образцов производил Центр испытаний ООО "Центр сертификации Восток-Тест" (далее - "Восток-Тест"). Уникальный номер в реестре аккредитации - RA.RU.2inM46.
Согласно выводам экспертов в экспертных заключениях ООО "Эксперт" от 10.11.2021 N 104-2021/2430 (на протокол N 1874-02) и N 105-2021/2430 (на протокол N 1875-02) следует, что партия товара 23 000 кг. (даты выработки 28.07.2021 и 12.08.2021) - не подлежит использованию по назначению.
Для получения результатов испытаний учреждением оплачено ООО "Эксперт" 15 278,36 рублей, что подтверждается платежным поручением от 08.12.2021 N 730526, Актом приемки работ от 11.11.2021 N 320.
Экспертные заключения ООО "Эксперт" от 10.11.2021 N 104-2021/2430 и N 105-2021/2430 (исх. N 23/10РЦ/1-7873 от 15.11.2021) представлены обществу, тем самым учреждение уведомило ответчика о дате и времени проведения повторного отбора проб товара спорного качества.
Экспертная организация ООО "Эксперт" исх. N 136 от 15.11.2021 направила запрос в адрес изготовителя товара - ООО "Фортуна Крым" (далее - производитель) о подтверждении производителем изготовления консервов рыбных и маркировки банок ж/б N 5 по 0,250 кг партий товара (даты выработки 28.07.2021 и 12.08.2021) исследованных экспертами.
Производитель письмом исх. б/н от 15.11.2021 предоставил ООО "Эксперт" ответ, что этикетка на банках очень схожа по дизайну и цвету с банкой производителя, но точный ответ возможен после проведения экспертизы.
В порядке выполнения пунктов 3.3.2 и 3.3.2.1 Контракта учреждение заявило ООО "Эксперт" исследование потребительской тары поставленного товара на соответствие нормативно-технической документации.
Согласно выводам экспертов в экспертных заключениях ООО "Эксперт" от 26.11.2021 N 112-2021/2430 (2 880 кг. товара выработки 28.07.2021) и N 113-2021/2430 (20 120 кг. товара выработки 12.08.2021): для партии товара 23 000 кг - "маркировка, нанесенная методом выдавливания - не соответствует требованиям TP ТС 022/2011, продукция не допускается к обращению на рынке".
Для получения результатов испытаний учреждением оплачено ООО "Эксперт" 10 000 рублей, что подтверждено платежным поручением от 15.12.2021 N 775118, счетом от 26.11.2021 N 363, Актом приемки работ от 26.11.2021 N 363.
17.11.2021 эксперт Приморской Торгово-промышленной палаты (далее - ПТПП) произвел отбор удвоенного объема проб из 23 000 кг. товара спорного качества (2 880 кг. - дата выработки 28.07.2021 и 20 120 кг. - дата выработки 12.08.2021). Акт отбора (удвоенный) N 020-01-00339 от 17.11.2021.
В соответствии с протоколами лабораторных испытаний ИЛЦ "Лабораторный комплекс ветеринарно-санитарной экспертизы" Дальневосточный федеральный университет от 24.11.2021 N 02-3276 (выработка 28.07.2021) и N 02-3277 (выработка 12.08.2021) эксперт ПТПП предоставил заключение - Акт экспертизы N 020-01-00339 от 01.12.2021 на 23 000 кг. поступившего товара.
Из пункта 13 Акта экспертизы от 01.12.2021 N 020-01-00339 следует, что экспертизой установлено следующее: "консервы "Сайра тихоокеанская натуральная с добавлением масла", даты изготовления 28.07.2021 и 12.08.2021, по органолептическим показателям идентификации (по показателям: вкус, запах, цвет мяса рыбы, бульона, характеристика разделки, порядок укладывания) - не соответствует требованиям пункта 4.2.5 ГОСТ 13865-2000 "Консервы рыбные натуральные с добавлением масла. Технические условия".
Для получения заключения эксперта ПТПП учреждением оплачено 11 700 рублей:
ПТПП - платежным поручением N 655996 от 24.11.2021 сумму 9 900 рублей, согласно счету ПТПП N 020-01-00339 от 15.11.2021 и Акту приемки работ N020-01-00339 от 15.11.2021,
ООО "ДВ-АКТИВ" протоколы испытаний ЖВСЭ ДФУ N 02-3276 и N 02-3277 - платежным поручением N 695607 от 02.12.2021 сумму 1 800 рублей., согласно счету ООО "ДВ-АКТИВ" N 323 от 17.11.2021 и Акту приемки работ N291 от 17.11.2021.
Истец исх. N 23/10РЦ/1-8444 от 08.12.2021 предоставил ответчику акт экспертизы от 01.12.2021 N 020-01-00339, Акт приема товара от 15.11.2021 N 69 и на основании пункта 3.3.2.1 Контракта потребовал заменить в течение 20 (двадцати) дней, с момента получения настоящего уведомления истца, 23 000 кг. некачественного товара, на товар надлежащего качества, оговоренный пунктом 1.1. Контракта.
Согласно сайту по отслеживанию почтовых отправлений АО "Почта России" уведомление истца исх. N 23/10РЦ/1-8444 с почтовым идентификатором 80080166263736 получено ООО "РТК" 25.12.2021. В качестве подтверждений отправки учреждением представило Список почтовых отправлений от 16.12.2021 N 872.
В указанный в пункте 3.3.2.1 Контракта срок - 20 (двадцать) календарных дней с момента получения уведомления истца исх. N 23/10РЦ/1-8444, то есть с 26.12.2021 и по настоящее время общество не заменило некачественный товар (23 000 кг.) поставленный по Контракту.
Согласно пункту 6.5.1 Контракта, поскольку товар, по качеству не соответствующий требованиям контракта, в добровольном порядке поставщиком не вывезен со склада получателя, то товар остался на хранении на складе получателя до полного вывоза такого товара.
В соответствии с Актом приема от 15.11.2021 N 69 и товарной накладной от 01.10.2021 N 388 - 1 917 ящиков некачественного товара общества с 30.10.2021 хранились на складе учреждения.
Согласно Разнарядке заказчика и пункта 13 Акта экспертизы от 01.12.2021 N 020-01-00339, обществом поставлено 1 917 ящиков, консервы рыбные: "Сайра тихоокеанская натуральная с добавлением масла", расфасованную в 48 банок N 5, масса нетто банки 250 г. и упакованную по ГОСТ 15846-02 для районов Крайнего Севера в ящики из гофрированного картона с четырехклапанными дном, крышками и обечайкой.
В соответствии с результатами натурных измерений, один стандартный ящик из гофрированного картона вмещает 48 шт. м/б N 5 по 0,25 кг (12 кг нетто) консервов рыбных и имеет размер 0,34 м х 0,26 м х 0,19 м, что соответствует рекомендуемым параметрам для добровольного применения в РФ (пункты 30, 31 Таблицы АЛ, ГОСТ 34033-2016 "Упаковка из картона и комбинированных материалов для пищевой продукции. Технические условия") и объему 0,016796 куб. м.
Объем 1 917 ящиков с некачественными консервами рыбными хранившимися на складе учреждения с 30.10.2021 равен 32,197 куб.м (1 917 шт. ящиков х 0,016796 куб.м).
Согласно ответу Приморскстата N МК-28-02/171-ДР, справочные данные у территориального органа Федеральной Службы Государственной статистики по Приморскому краю отсутствуют, расчеты стоимости хранения проведены учреждением на основании коммерческих предложений участников рынка.
Произведя расчет на основании четырех коммерческих предложений складов ответственного хранения г. Владивостока (далее - СОХ) средне-рыночная стоимость хранения 1 куб.м. товара в сутки составила сумму 12,65 рублей.
08.02.2022 письмом исх. N 23/10РЦ/4-867 учреждение направило в адрес общества претензию с требованиями вывезти 23 000 кг. некачественного товара из склада истца, возместить истцу сумму 36 978,36 рублей (15 278,36 + 10 000 + 9 900 + 1 800), оплаченную истцом за услуги по проведению экспертизы некачественного товара и стоимость хранения 23 000 кг (1 917 ящиков) товара ненадлежащего качества на складе истца, рассчитанную на дату вывоза ответчиком последней партии некачественного товара.
В соответствии с отчетом об отслеживании почтовых отправлений с сайта АО "Почта России" претензия исх. N 23/10РЦ/4-867 с почтовым идентификатором 80082669483550 получена ООО "РТК" 02.03.2022.
04.03.2022 представитель ответчика гражданин Зарипов И.З. на основании доверенности общества от 01.03.2022 по требованию-накладной от 02.03.2022N 00000283, на автомашине (прицеп) гос. номер BE046516RUS вывез 1 917 ящиков некачественного товара со склада ФГКУ "В/ч 2430".
Стоимость 126 суток хранения (с 30.10.2021 по 04.03.2022) на складе учреждения 1 917 ящиков некачественного товара, согласно пункту 6.5.1 Контракта, составила 51 320,28 рублей, из расчета 1 917 ящиков х 0,016796 куб.м х 126 суток х 12,65 руб.
09.03.2022 Соглашением N 1 стороны расторгли государственный контракт от 11.02.2021 N 2121189101642077702361314-23/2-164-21.
15.03.2022 учреждение направило в адрес общества претензию N 23/10РЦ/1-1627 с требованием оплаты задолженности.
Согласно отчету об отслеживании почтового отправления с сайта АО "Почта России" претензия исх. N 23/10РЦ/4-1627 с почтовым идентификатором 80082669484489 получена ООО "РТК" 29.03.2022. В качестве подтверждения отправки представлен Список почтовых отправлений от 21.03.2022 N 97/126.
Поскольку ответчик в добровольном порядке требования претензии от 15.03.2022 обществом не исполнены, учреждение обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым уточненным иском, который удовлетворен судом частично.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 271 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, коллегия апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции является верным, соответствует фактическим обстоятельствам дела, основан на правильном применении норм действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда отсутствуют.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции верно квалифицировал отношения сторон как регулируемые общими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также Федеральным законом N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В силу требований статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
На основании статьи 526 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
К отношениям по поставке товаров для государственных нужд применяются правила о договоре поставки, если иное не предусмотрено правилами данного Кодекса (пункт 2 статьи 525 ГК РФ).
В соответствии со статьей 531 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с условиями государственного или муниципального контракта поставка товаров осуществляется непосредственно государственному или муниципальному заказчику или по его указанию (отгрузочной разнарядке) другому лицу (получателю), отношения сторон по исполнению государственного или муниципального контракта регулируются правилами, предусмотренными статьями 506 - 522 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 470 ГК РФ установлено, что товар, который продавец обязан передать покупателю, должен соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 469 настоящего Кодекса, в момент передачи покупателю, если иной момент определения соответствия товара этим требованиям не предусмотрен договором купли-продажи, и в пределах разумного срока должен быть пригодным для целей, для которых товары такого рода обычно используются.
Согласно части 1 статьи 518 ГК РФ покупатель (получатель), которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные статьей 475 настоящего Кодекса, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит поставленные товары товарами надлежащего качества.
В силу части 1 статьи 476 ГК РФ продавец отвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента. Порядок проверки качества товара устанавливается законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями государственных стандартов или договором.
В случаях, когда порядок проверки установлен законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями государственных стандартов, порядок проверки качества товаров, определяемый договором, должен соответствовать этим требованиям (статья 474 названного Кодекса).
В соответствии с пунктом 2 статьи 513 ГК РФ, принятые покупателем (получателем) товары должны быть им осмотрены в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота.
Из представленных в материалы дела экспертных заключений следует, что поставленный товар не соответствует требованиям пункта 4.2.5 ГОСТ 13865-2000, что не соответствует требованиям пункта 3.3.2 Контракта и исключает возможность использование поставленного товара истцом.
Ненадлежащее качество поставленного товара подтверждается результатами исследований и вопреки позиции 65 АПК РФ не оспорено ответчиком.
Пункт 1 статьи 483 ГК РФ обязывает покупателя известить продавца о нарушении условий договора купли-продажи о количестве, об ассортименте, о качестве, комплектности, таре и (или) об упаковке товара в срок, предусмотренный законом, иными правовыми актами или договором, а если такой срок не установлен, в разумный срок после того, как нарушение соответствующего условия договора должно было быть обнаружено, исходя из характера и назначения товара
Как следует из материалов дела, учреждение уведомило общество о дате и времени проведения повторного отбора проб товара спорного качества путем направления экспертных заключений ООО "Эксперт" от 10.11.2021 N 104-2021/2430 и N 105-2021/2430 (исх. N 23/10РЦ/1-7873 от 15.11.2021), а также истец исх. N 23/10РЦ/1-8444 от 08.12.2021 предоставил ответчику акт экспертизы от 01.12.2021 N 020-01-00339, Акт приема товара от 15.11.2021 N 69 и на основании пункта 3.3.2.1 Контракта потребовал заменить в течение 20 (двадцати) дней, с момента получения настоящего уведомления истца, 23 000 кг. некачественного товара, на товар надлежащего качества, оговоренный пунктом 1.1. Контракта, которые получены ответчиком 25.12.2021 (почтовый идентификатор 80080166263736).
Поскольку обществом в указанный в пункте 3.3.2.1 Контракта срок, то есть с 26.12.2021 и по настоящее время некачественный товар (23 000 кг.) поставленный по Контракту обществом не заменен, истец на основании статьи 12 ГК РФ имеет полное право на возмещение убытков (абзац 9 статьи 12 ГК РФ).
В соответствии со статьей 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Если иное не установлено законом, использование кредитором иных способов защиты нарушенных прав, предусмотренных законом или договором, не лишает его права требовать от должника возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 ГК РФ. Возмещение убытков в полном размере означает, что в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом.
В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Реализация такого способа защиты как возмещение убытков возможна лишь при наличии общих условий гражданско-правовой ответственности: совершение противоправного действия (бездействие), возникновение у потерпевшего убытков, наличие причинно-следственной связи между действиями и его последствиями и вины правонарушителя.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
По смыслу указанных норм истец, обращаясь в арбитражный суд с иском о взыскании с ответчика убытков, должен доказать противоправность поведения ответчика как причинителя вреда, наличие убытков и их размер, а также причинную связь между незаконными действиями ответчика и возникшими убытками. Требование о взыскании убытков может быть удовлетворено только при установлении совокупности всех указанных элементов.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Предъявляя требование о возмещении убытков, истец связал их возникновение с ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по договору.
Материалами дела подтверждается, что настоящий Контракт заключен по результатам проведения аукциона. По условиям заключенного между сторонами Контракта в обязанности общества входило поставить качественный товар, требования к которому прописаны в Контракте от 11.02.2021.
Согласно пункту 6.1 Контракта поставщик гарантирует безопасность товара в соответствии с техническими регламентами, санитарно-эпидемиологическими требованиями и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими требования к качеству товара.
Товар не должен представлять опасности для жизни и здоровья граждан (пункт 6.2 Контракта).
Пунктом 6.3 Контракта установлено, что товар должен быть пригодным для целей, для которых товар такого рода обычно используется и соответствовать государственным стандартам (ГОСТ) и отраслевым стандартам (ОСТ), техническим регламентам, техническим условиям (ТУ), иным документам, устанавливающим требования к качеству (комплектности) данного товара, а также условиям настоящего Контракта. Качество поставляемого товара удостоверяется соответствующим документом, в зависимости от вида (типа) товара и способа контроля качества, установленного обязательными документам устанавливающими требования к качеству товара.
Согласно пункту 6.5.1 Контракта поставленный получателю (заказчику), в том числе сданный железнодорожному переводчику (в соответствии с подпунктом "б" пункта 3.2 Контракта), либо переданный ФГУ "Главный центр специальной связи" (в соответствии с подпунктом "в" пункта 3.2 Контракта) товар несоответствующий требованиям Контракта, считается не поставленным и подлежит возврату за счет поставщика, с возмещением всех затрат, связанных с его доставкой, погрузо-разгрузочными работами, приемкой, хранением, охраной, перевозкой и возвратом.
В соответствии с пунктом 6.5 Контракта в течение остаточного срока годности товара поставщик обязан за свой счет заменить товар ненадлежащего качества, если не докажет, что недостатки товара возникли в результате нарушения заказчиком (получателем) правил хранения товара. Замена товара производится в течение 20 (двадцати) календарных дней с момента уведомления заказчиком (получателем) поставщика.
В случае если по результатам экспертизы, указанной в пункте 3.3 настоящего Контракта выявлено нарушение условий настоящего Контракта в части качества и безопасности товара и (или) установлен факт фальсификации товара, Поставщик осуществляет поставку товара надлежаще качества и соответствующего требованиям безопасности в объеме партии товара, поставленного заказчику (получателю), образец из которой был исследован в рамках указанной экспертизы, в срок, установленный пунктом 3.3.2.1 Контракта.
Поскольку материалами дела подтверждается поставка некачественного товара, а замена на товар с заявленными в контракте требованиями относительно его качествам согласно пункту 3.3.2.1 Контракта обществом не произведено, некачественный товар выявлен путем проведения учреждением нескольких экспертиз, которые предусмотрены разделом III Контракта и документально не оспорены ответчиком, расходы на оплату проведения экспертиз в размере 36 978,36 рублей подтверждены истцом, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об обоснованности взыскания указанных расходов с ответчика в размере 36 978,36 рублей. Доводы общества об обратном правомерно отклонены судом первой инстанции как необоснованные.
Истцом также заявлено требование о взыскании с общества стоимости хранения некачественного товара за период с 30.10.2021 по 04.03.2022 в размере 51 320,28 рублей.
Согласно пункту 1 статьи 514 ГК РФ, когда покупатель (получатель) в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором поставки отказывается от переданного поставщиком товара, он обязан обеспечить сохранность этого товара (ответственное хранение) и незамедлительно уведомить поставщика. При этом поставщик обязан вывезти товар, принятый покупателем (получателем) на ответственное хранение, или распорядиться им в разумный срок (пункт 2 статьи 514 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 514 ГК РФ необходимые расходы, понесенные покупателем в связи с принятием товара на ответственное хранение, реализацией товара или его возвратом продавцу, подлежат возмещению поставщиком.
Пунктом 6.5.1 Контракта предусмотрено, что поставленный получателю (заказчику), в том числе сданный железнодорожному переводчику (в соответствии с подпунктом "б" пункта 3.2 Контракта), либо переданный ФГУ "Главный центр специальной связи" (в соответствии с подпунктом "в" пункта 3.2 Контракта) товар несоответствующий требованиям Контракта, считается не поставленным и подлежит возврату за счет поставщика, с возмещением всех затрат, связанных с его доставкой, погрузо-разгрузочными работами, приемкой, хранением, охраной, перевозкой и возвратом. При отказе поставщика в добровольном порядке вывести со склада получателя товар, по качеству не соответствующий требованиям Контракта, поставщик оплачивает хранение товара на складе получателя до полного вывоза товара, по средней рыночной стоимости услуг хранения, сложившейся в регионе, где хранится товар. Расчет стоимости услуг по хранению товара, производится на основании статистических данных Федеральной службы государственной статистики, а в случае отсутствия данных в Федеральной службе государственной статистики по данным мониторинга цен, сложившихся в регионе.
Поскольку обществом не выполнено требование пункта 3.3.2.1 Контракта о замене товара в течение 20 дней, а проведенными экспертизами доказан факт некачественности поставленного товара, товар согласно условиям Контракта находился на хранении учреждения до момента вывоза обществом.
Факт вывоза спорного товара 04.03.2022 и его нахождения на хранении у истца с 30.10.2021 по 04.03.2022 ответчиком не оспаривается. Однако ответчик оспаривает стоимость хранения спорного товара, ссылаясь на отсутствие подтверждения коммерческих предложений четырех участников рынка СОХ г. Владивостока.
Вопреки позиции общества, учреждением соблюден претензионный порядок до подачи иска в суд и представлены документы, подтверждающие коммерческие предложения с указанием их ИНН, ОГРН и электронными адресами.
Однако, вопреки статьи 65 АПК РФ, ответчиком не представлено в материалы дела ни контррасчета стоимости хранения товара ненадлежащего качества на складе учреждения в размере 23 000 кг. (19 17 ящиков) в порядке требований пункта 6.5.1 Контракта, ни документально подтвержденных возражений по четырем коммерческим предложениям участников рынка СОХ в г. Владивостоке.
Согласно расчетам ФГКУ "В/ч 2430" стоимость услуг по хранению определена исходя из рыночной и среднерыночной стоимости аналогичных услуг, действующих на территории г. Владивостока с учетом отсутствия справочных данных у территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю (ответ N МК-28-02/171-ДР). Среднерыночная стоимость хранения товаров составила 12,65 рублей в сутки за 1 куб. м товара.
На основании акта от 15.11.2021 N 69 и товарной накладной спорный товар находился у истца на хранении с 30.10.2021. Спорный товар вывезен обществом 04.03.2022 по накладной от 02.03.2022 N 00000283.
Стоимость хранения некачественной продукции в размере 23 000 кг (1 917 ящиков) на складе учреждения по расчетом истца по среднерыночной стоимости хранения товаров за период с 30.10.2021 по 04.03.2022 составила 51 320,28 рублей.
Проверив расчет, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции, находит его обоснованным, и соответствующим установленным обстоятельствам дела с учетом положений Контракта от 11.02.2021 N 212118910164077702361314/23/2-164-21.
Арифметическая правильность расчета ответчиком не опровергнута (статьи 9, 65 АПК РФ).
С учетом уточнения, заявленного истом в период рассмотрения дела в суде первой инстанции и принятого в порядке статьи 49 АПК РФ, истец просит взыскать 643,84 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленными за период с 03.03.2022 по 31.02.2022 на сумму убытков.
В указанной части суд первой инстанции отказал учреждению в удовлетворении требований. В указанной части судебный акт не обжалуется.
Таким образом, исковые требования о взыскании убытков обоснованно удовлетворены судом первой инстанции только в сумме 88 298,64 рублей.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения при ее рассмотрении, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных, по мнению суда апелляционной инстанции, выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не влекущими отмену либо изменение судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции в обжалуемой части является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 3 000 рублей на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 22.11.2022 по делу N А51-9993/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
А.В. Пяткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-9993/2022
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ВОЙСКОВАЯ ЧАСТЬ 2430"
Ответчик: ООО "РЕГИОНАЛЬНАЯ ТОРГОВАЯ КОМПАНИЯ"