г. Пермь |
|
19 января 2023 г. |
Дело N А50-5633/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 января 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Плаховой Т. Ю.,
судей Темерешевой С.В., Чепурченко О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Чадовой М.Ф.,
при участии:
от ООО "Стройко" - Маслова Т.В., доверенность от 19.03.2021, паспорт (в режиме веб-конференции посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел"),
от ООО "Мастер" - Вепрев А.А., доверенность от 09.01.2023, паспорт; Латыпов Т.Н., доверенность от 09.01.2023, паспорт,
от иных лиц, участвующих в деле - не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Мастер"
на определение Арбитражного суда Пермского края
от 09 ноября 2022 года
об отказе в удовлетворении заявления ООО "Мастер" о включении в реестр требований кредиторов должника
вынесенное в рамках дела N А50-5633/2021
о признании ООО "Стандарт Сервис" (ОГРН 1165958094070, ИНН 5902038153) несостоятельным (банкротом),
третьи лица: Билле Роман Александрович; финансовый управляющий Билле Р.А. - Шугаева Ирина Александровна,
УСТАНОВИЛ:
11.03.2021 в Арбитражный суд Пермского края поступило заявление ООО "Стройко" о признании ООО "Стандарт Сервис" несостоятельным (банкротом), ссылаясь на наличие неисполненных свыше трех месяцев обязательств в общем размере 7 505 597,06 руб.
Определением суда от 13.05.2021 заявление ООО "СтройКо" признано обоснованным, в отношении ООО "Стандарт Сервис" введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Тимофеев Илья Вячеславович, член Ассоциации ведущих Арбитражных Управляющих "Достояние". Этим же определением требование ООО "СтройКо " в размере 7 505 597,06 руб. основного долга включено в третью очередь реестра требований кредиторов ООО "Стандарт Сервис".
22.07.2021 в арбитражный суд поступило заявление ООО "Мастер" о включении в третью очередь реестра требований кредиторов задолженности в размере 20 611 827,65 руб. основного долга, 2 303 370,83 ру4б. неустойки (с учетом последних принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнений требований).
Определением Арбитражного суда Пермского края от 09.11.2022 (резолютивная часть от 02.11.202) в удовлетворении заявления ООО "Мастер" о включении в реестр требований кредиторов должника отказано.
Не согласившись с вынесенным определением, кредитор ООО "Мастер" обратился с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, заявление удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, есоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам, неправильное применение норм материального права.
В обоснование жалобы отмечает, что ООО "Мастер" являлся субподрядчиком ООО "Стандарт Сервис", выполнил для последнего ремонтные работы, но оплату за них не получил, ненадлежащее выполнение должником обязательств по оплате работ явилось основанием для обращения в суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов. Кредитором ООО "Стройко" был представлен отзыв, в котором указано на необходимость представления ООО "Мастер" дополнительных доказательств наличия фактической возможности выполнить работы по спорным договорам подряда, что заявителем было сделано - в материалы дела представлены исчерпывающие и убедительные доказательства реальности правоотношений, сложившихся по договорам подряда между должником и ООО "Мастер", договоры субподряда, поставки, оказания транспортных услуг, заключенные ООО "Мастер" во исполнение спорных договоров субподряда с должником. Должником, конкурирующими кредиторами представленные документы не оспорены, договоры субподряда, поставки недействительными не признаны. Выполненные субподрядчиком работы, поставленные товары были оплачены ООО "Мастер", что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями. Оценка представленным документам судом не дана. В этой связи полагает необоснованным вывод суда о создании обществами формального документооборота. Должник и общество "Мастер" взаимосвязанными лицами не являются, с учетом чего полагает применение повышенного стандарта доказывания, присущего рассмотрению споров с аффилированными лицами, необоснованным. Обращает внимание на имеющееся в материалах дела письмо Государственного бюджетного учреждения г. Москвы "Центр социального обслуживания "Московский", из которого прямо следует, что государственный контракт на выполнение работ по текущему ремонту нежилого помещения по адресу г. Москва, ул. Радужная, д. 33 был заключен с ООО "Стандарт Сервис", выполнение работ проводилось субподрядной организацией ООО "Мастер" в рамках договора субподряда от 25.12.2019, работы были выполнены в полном объеме и надлежащим образом. В обоснование доводов представлены расчет задолженности по спорным договорам подряда, сводная таблица по имеющимся в деле доказательствам.
Также ООО "Мастер" заявлено ходатайство о привлечении третьих лиц (ООО "ГАВ Пермь, ИП Ширяева Маргарита Александровна, ИП Букштынов Дмитрий Александрович, ООО "Сатурн Центр", ООО "ТД "Электромонтаж", ООО "Фирма Бард", ООО "РК-Регион, ООО "Р-Климат", ООО КУ "Милд", ООО "Электросистем", ООО "ЦВС", ИП Муртазаев Ренат Решатович, ИП Беляева Наталья Валерьевна, ООО "Торговый дом "Термекс"), поскольку, с учетом выводов суда о создании формального документооборота, мнимости отношений с должником, сомнительности отношения кредитора с привлеченными им для выполнения работ для должника лицами, судебным актом могут быть затронуты их права и обязанности. Ходатайствует о переходе в этой связи к рассмотрению спора по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
До начала судебного заседания от ООО "Стройко" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому обжалуемое определение считает законным и обоснованным, жалобы - не подлежащей удовлетворению.
Явившиеся в судебное заседание представителиь ООО "Мастер" поддерживают ходатайство о привлечении к участию в споре третьих лиц и переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции. Ходатайствуют о приобщении к материалам дела сводной таблицы по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев ходатайства в порядке ст. 159 АПК РФ, апелляционный суд протокольным определением от 12.01.2023 представленные дополнительные документы приобщил к материалам дела (ч. 2 ст. 268 АПК РФ). Ходатайства о привлечении третьих лиц и переходе к рассмотрению дела по правилам первой инстанции принято судом к рассмотрению, указав на их разрешение при рассмотрении спора по существу.
Представитель ООО "Мастер" доводы жалобы поддерживает в полном объеме, настаивает на отмене определения и удовлетворении заявленных требований.
Представитель ООО "Стройко" против доводов жалобы возражает по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда представителей не направили, от конкурсного управляющего должника поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
В силу ч.3 ст.156, ст.266 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что обращаясь с настоящим заявлением, ООО "Мастер" указывал следующее.
1) 04.10.2019 между ООО "Мастер" (Подрядчик) и ООО "Стандарт Сервис" (Заказчик) подписан договор подряда на ремонтные работы / работы N 891 от (далее - договор от 04.10.2019), по условиям которого Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить собственными силами работы на объекте (г. Москва, р-н Ярославский, ул. Ротерта, д. 4), а Заказчик обязуется создать Подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и оплатить обусловленную цену (п. 1.1 договора).
Пунктом 1.2. Договора предусмотрено, что до начала работ стороны обязаны согласовать объем, содержание работ и цену работ путем вычисления площади этажа за исключением лифтовых шахт, лестничных маршей и выполненных работ на данный момент времени (7 этаж - 259 м2, 6,5,4,3,2 этажи по 1131 кв.м., 1 этаж - 612 кв.м.).
Начальный срок выполнения работ - 05.10.2019, конечный срок выполнения работ - 04.11.2019 (п. 2.1 договора).
Стороны определили, что после завершения работ Подрядчик направляет Заказчику уведомление об этом. Заказчик обязан в срок не более 3-х календарных дней с момента получения уведомления принять результат выполненных Подрядчиком ремонтных работ с подписанием акта сдачи-приемки выполненных работ или в течение 3-х календарных дней с момента получения уведомления направить в адрес Подрядчика письменный мотивированный отказ от приемки результатов работ с подробным указанием недостатков, возникших по причине ненадлежащего выполнения работ Подрядчиком. В случае согласия с указанными недостатками, Подрядчик обязан устранить их в срок, согласованный сторонами, и за свой счет. При этом общий срок исполнения ремонтных работ пропорционально увеличивается без увеличения общей стоимости договора (п. 2.3.3 договора).
Пунктом 2.4 договора установлено, если в течение 3-х календарных дней с момента получения Заказчиком уведомления о завершении работ, Заказчик не принял результат работ (не подписал акт сдачи-приемки выполненных работ) и в адрес Подрядчика не поступил письменный мотивированный отказ от приемки работ с указанием недостатков, работы считаются выполненными надлежащим образом (с надлежащим качеством и в надлежащий срок). В этом случае Подрядчик имеет право подписать акт сдачи-приемки работ в одностороннем порядке, а работы считаются принятыми Заказчиком.
Стоимость работ по договору составляет 6 199 700 руб. (п. 3.1 договора).
Согласно п. 3.2. договора, Заказчик оплачивает работы по факту объема выполненных работ, в безналичном порядке путем перечисления стоимости выполненных работ со своего расчетного счета на расчетный счет Подрядчика, реквизиты которого указаны в разделе договора "Адреса, реквизиты и подписи Сторон", на основании надлежаще оформленного и подписанного обеими сторонами акта сдачи-приемки выполненных работ (форма КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) и представленного подрядчиком счета, счета - фактуры, в течение 45 календарных дней с даты подписания Заказчиком акта сдачи-приемки выполненных работ.
Датой оплаты работ Подрядчика считается дата списания денежных средств с расчетного счета в банке Заказчика (п. 3.3 договора).
ООО "Мастер" выполнил работы по рассматриваемому договору в полном объеме, в подтверждение чего по договору N 891 от 04.10.2019 представил:
- акт приема-передачи объекта для производства работ от 05.10.2019, акт приема-передачи объекта для производства работ от 08.10.2019;
- справку N 2 от 16.10.2019 о стоимости выполненных работ и затрат (по форме КС-3);
- акт N 1 от 16.10.2019 о приемке выполненных работ (по форме КС-2);
- акт приема-передачи объекта после производства работ от 16.10.2019;
- справку N 2 от 23.10.2019 о стоимости выполненных работ и затрат (по форме КС-3);
- акт N 2 от 23.10.2019 о приемке выполненных работ (по форме КС-2);
- акт приема-передачи объекта после производства работ;
- акт приема-передачи объекта для производства работ от 18.10.2019;
- справку N 3 от 23.10.2019 о стоимости выполненных работ и затрат (по форме КС-3);
- акт N 3 от 23.10.2019 о приемке выполненных работ (по форме КС-2);
- акт приема-передачи объекта после производства работ от 27.10.2019;
- акт приема-передачи объекта для производства работ от 15.10.2019;
- справку N 4 от 23.10.2019 о стоимости выполненных работ и затрат (по форме КС-3);
- акт N 4 от 23.10.2019 о приемке выполненных работ (по форме КС-2);
- акт приема-передачи объекта после производства работ от 27.10.2019.
Указанные документы подписаны обеими сторонами правоотношений.
По итогам выполнения работ ООО "Мастер" был выставлен счет на оплату N 176 от 23.10.2019 на общую сумму фактически выполненных работ в размере 4 050 800,00 руб.
ООО "Стандарт Сервис" в добровольном порядке оплата задолженности не произведена.
01.03.2021 между ООО "Мастер" (Цедент) и ООО "Стандарт Мониторинг" (Цессионарий" заключен договор уступки права требования (цессии), по условиям которого Цедент уступает Цессионарию, а Цессионарий принимает право требования Цедента к должнику ООО "Стандарт Сервис", возникшее на основании договора подряда N 891 от 04.10.2019), размер уступаемого права составляет 3 388 391,11 руб. (пп. 1.1, 1.2 договора). Стоимость уступаемого права составила 4 050 800,00 руб., срок оплаты - до 30.06.2021 (п. 2.1 договора).
О совершенной уступке ООО "Стандарт Сервис" был уведомлен 01.03.2021 (уведомление об уступке права требования, подписанное должником и кредитором, т. 1, л.д.176).
Размер неисполненных обязательств по основному долгу, подлежащих включению в реестр требований кредиторов, составил 662 408,89 руб.
В соответствии с п. 5.2 договора подряда от 04.10.2019 в случае нарушения Заказчиком сроков оплаты по настоящему договору, Заказчик обязуется выплатить подрядчику неустойку в размере 0,1% от стоимости неоплаченных работ за каждый день просрочки.
Договорная неустойка, с учетом размера неисполненных обязательств в размере 4 050 800 руб., в общем размере составила 1 859 063,45 руб. (с учетом принятых уточнений) за период с 10.12.2019 по 01.03.2021, с 02.03.2021 по 13.05.2021.
2) 14.11.2019 между ООО "Стандарт Сервис" (Подрядчик) и ООО "Мастер" (Субподрядчик) заключен договор субподряда на выполнение работ по текущему ремонту ул. Кировоградская д.9 к.4 (далее - договор от 14.11.2019), по условиям которого Субподрядчик обязуется по заданию Подрядчика выполнить работы по текущему ремонту в нежилом помещении кадастровый номер 77050007002:1000, расположенном по адресу: г. Москва, ул. Кировоградская д. 9 к. 4, 3 этаж (далее - Работы), а подрядчик обязуется принять результат выполненных работ и оплатить (п. 1.1 договора).
Субподрядчик самостоятельно определяет способы выполнения работ по договору (п. 1.2 договора).
В силу п. 2.1 договора цена договора определяется согласно сметно-сводному расчету, утвержденному сторонами (приложение N 1 к договору), без НДС. Окончательная сумма, подлежащая уплате за выполненные работы, определяется на основании акта сдачи-приемки выполненных работ (форма КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат "форма КС-3).
Согласно п. 2.3. договора Подрядчик оплачивает работы по факту объема выполненных работ, в безналичном порядке путем перечисления стоимости выполненных работ со своего расчетного счета на расчетный счет Субподрядчика, реквизиты которого указаны в статье "Адреса, реквизиты и подписи Сторон", на основании надлежаще оформленного и подписанного обеими сторонами акта сдачи-приемки выполненных работ (форма КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) и представленного субподрядчиком счета, счета - фактуры, с приложением документов, подтверждающих объем выполненных работ, в течении 45 календарных дней с даты подписания Подрядчиком акта сдачи-приемки выполненных работ.
Стороны в п. 4.1 договора определили, что приемка работ подтверждается подписанием сторонами акта о приемке выполненных работ (форма КС-2). После завершения работ Субподрядчик направляет Подрядчику уведомление об этом. Подрядчик обязан в срок не более 3-х календарных дней с момента получения уведомления принять результат выполненных Субподрядчиком ремонтных работ с подписанием акта сдачи-приемки выполненных работ или в течение 3-х календарных дней с момента получения уведомления направить в адрес Субподрядчика письменный мотивированный отказ от приемки результатов работ с подробным указанием недостатков, возникших по причине ненадлежащего выполнения работ Субподрядчиком. В случае согласия с указанными недостатками, Субподрядчик обязан устранить их в срок, согласованный сторонами, и за свой счет. При этом общий срок исполнения ремонтных работ пропорционально увеличивается без увеличения общей стоимости договора.
Пунктом 4.1.2 договора установлено, если в течение 3-х календарных дней с момента получения Подрядчиком уведомления о завершении работ, Подрядчик не принял результат работ (не подписал акт сдачи-приемки выполненных работ) и в адрес Субподрядчика не поступил письменный мотивированный отказ от приемки работ с указанием недостатков, работы считаются выполненными надлежащим образом (с надлежащим качеством и в надлежащий срок). В этом случае Субподрядчик имеет право подписать акт сдачи-приемки работ в одностороннем порядке, а работы считаются принятыми Заказчиком.
Подписанный Подрядчиком и Субподрядчиком акт сдачи-приемки выполненных работ (форма КС-2), справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) и предъявленный Субподрядчиком Подрядчику счет, счет-фактура на оплату стоимости выполненных работ являются основанием для оплаты Субподрядчику выполненных работ (п. 4.6 договора).
Срок выполнения работ по договору: в течение 37 календарных дней с даты заключения договора (п. 3.1 договора).
ООО "Мастер" выполнил работы по рассматриваемому договору в полном объеме с привлечением ряда субподрядчиков, в подтверждение выполнения обязательств по договору субподряда от 14.11.2019 представил:
- справку N 1 от 20.12.2019 о стоимости выполненных работ и затрат (по форме КС-3);
- акт N 1 от 20.12.2019 о приемке выполненных работ;
- акт приема-передачи объекта после производства работ от 20.12.2019.
Представленные документы подтверждают право ООО "Мастер" на оплату произведенных услуг, размер которых составил 18 136 642,03 руб.
От ООО "Стандарт Сервис" была произведена частичная оплата (18 120 000 руб.), с учетом которой сумма задолженности, заявленная ООО "Мастер" ко включению в реестр требований, составляет 16 642,03 руб.
Договорная неустойка для ООО "Стандарт Сервис" как субподрядчика за ненадлежащее исполнение своих обязательств по оплате договором не предусмотрена.
Вместе с тем при обращении с заявлением, ООО "Мастер" к включению в реестр заявлены проценты за пользование чужими денежными средствами в порядке ст. 395 ГК РФ, размер которых составил 152 660,66 руб. за период с 04.02.2020 по 12.05.2021, а также проценты по ст. 317.1 ГК РФ в размере 1 139,97 руб.
3) 25.12.2019 между ООО "Стандарт Сервис" (Подрядчик) и ООО "Мастер" (Субподрядчик) подписан договор субподряда на выполнение работ по текущему ремонту ул. Радужная д. 33 (далее - договор от 25.12.2019), по условиям которого Субподрядчик обязуется по заданию Подрядчика выполнить работы по текущему ремонту в нежилом помещении кадастровый номер 77:17:0110205:20559, расположенном по адресу: г. Москва, г. Московский, ул.Радужная д.ЗЗ (далее - Работы), а подрядчик обязуется принять результат выполненных работ и оплатить (п. 1.1 договора).
Субподрядчик самостоятельно определяет способы выполнения работ по договору (п. 1.2 договора).
В силу п. 2.1 договора цена договора определяется согласно сметно-сводному расчету, утвержденному сторонами (приложение N 1 к договору), без НДС. Окончательная сумма, подлежащая уплате за выполненные работы, определяется на основании акта сдачи-приемки выполненных работ (форма КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат "форма КС-3).
Согласно п. 2.3. договора Подрядчик оплачивает работы по факту объема выполненных работ, в безналичном порядке путем перечисления стоимости выполненных работ со своего расчетного счета на расчетный счет Субподрядчика, реквизиты которого указаны в статье "Адреса, реквизиты и подписи Сторон", на основании надлежаще оформленного и подписанного обеими сторонами акта сдачи - приемки выполненных работ (форма КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) и представленного субподрядчиком счета, счета-фактуры, с приложением документов, подтверждающих объем выполненных работ, в течении 45 календарных дней с даты подписания Подрядчиком акта сдачи-приемки выполненных работ.
Стороны в п. 4.1 договора определили, что приемка работ подтверждается подписанием сторонами акта о приемке выполненных работ (форма КС-2). После завершения работ Субподрядчик направляет Подрядчику уведомление об этом. Подрядчик обязан в срок не более 3-х календарных дней с момента получения уведомления принять результат выполненных Субподрядчиком ремонтных работ с подписанием акта сдачи-приемки выполненных работ или в течение 3-х календарных дней с момента получения уведомления направить в адрес Субподрядчика письменный мотивированный отказ от приемки результатов работ с подробным указанием недостатков, возникших по причине ненадлежащего выполнения работ Субподрядчиком. В случае согласия с указанными недостатками, Субподрядчик обязан устранить их в срок, согласованный сторонами, и за свой счет. При этом общий срок исполнения ремонтных работ пропорционально увеличивается без увеличения общей стоимости договора.
Пунктом 4.1.2 договора установлено, если в течение 3-х календарных дней с момента получения Подрядчиком уведомления о завершении работ, Подрядчик не принял результат работ (не подписал акт сдачи-приемки выполненных работ) и в адрес Субподрядчика не поступил письменный мотивированный отказ от приемки работ с указанием недостатков, работы считаются выполненными надлежащим образом (с надлежащим качеством и в надлежащий срок). В этом случае Субподрядчик имеет право подписать акт сдачи-приемки работ в одностороннем порядке, а работы считаются принятыми Заказчиком.
Подписанный Подрядчиком и Субподрядчиком акт сдачи-приемки выполненных работ (форма КС-2), справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) и предъявленный Субподрядчиком Подрядчику счет, счет-фактура на оплату стоимости выполненных работ являются основанием для оплаты Субподрядчику выполненных работ (п. 4.6 договора).
Срок выполнения работ по договору: в течение 75 календарных дней с даты заключения договора (п. 3.1 договора).
В силу дополнительного соглашения N 1 от 02.03.2020 к договору субподряда от 25.12.2019 сроки выполнения работ - 150 календарных дней в даты заключения договора, по дополнительному соглашению N 2 от 22.05.2020 к договору субподряда от 25.12.2019 срои выполнения работ составляют 250 календарных дней с даты заключения договора, по доп. Соглашению N 3 от 28.08.2020 - срок выполнения работ в течение 300 дней с даты заключения договора.
ООО "Мастер" выполнил работы по рассматриваемому договору в полном объеме, в подтверждение чего по договору субподряда от 25.12.2019 представил:
- акт приема-передачи объекта для производства работ;
- справку N 1 от 19.06.2020 о стоимости выполненных работ и затрат (по форме КС-3);
- акт N 1 от 19.06.2020 о приемке выполненных работ (по форме КС-2);
- справку N 2 от 14.09.2020 о стоимости выполненных работ и затрат (по форме КС-3);
- акт N 2 от 14.09.2020 о приемке выполненных работ (по форме КС-2);
- справку N 3 от 20.11.2020 о стоимости выполненных работ и затрат (по форме КС-3);
- акт N 3 от 20.11.2020 о приемке выполненных работ (по форме КС-2);
- акт приема-передачи объекта после производства работ от 18.09.2020.
Представленные документы подтверждают право ООО "Мастер" на оплату произведенных услуг, размер которых составил 31 369 538,73 руб.
ООО "Мастер" был выставлен счет на оплату N 69 от 25.09.2020.
От ООО "Стандарт Сервис" была произведена частичная оплата (11 500 000 руб.), с учетом которой сумма задолженности, заявленная ООО "Мастер" ко включению в реестр требований, составляет 1 869 538,78 руб.
Договорная неустойка для ООО "Стандарт Сервис" как субподрядчика за ненадлежащее исполнение своих обязательств по оплате договором не предусмотрена.
Вместе с тем при обращении с заявлением, ООО "Мастер" к включению в реестр заявлены проценты за пользование чужими денежными средствами в порядке ст. 395 ГК РФ, размер которых составил 291 646,72 руб. (с учетом уточнений) за период с 05.01.2021 по 13.05.2021, а также проценты по ст. 317.1 ГК РФ в размере 414 415,37 руб.
4) По заявке ООО "Стандарт Сервис" ООО "Мастер" были выполнены ремонтные работы по ремонту, по адресу: г. Москва Щаповское поселение, поселок Щапово, 58, на сумму 63 238,00 руб.
Факт оказания услуг подтверждается универсально-передаточный документ N 65 от 17.09.2020. Оплата ООО "Стандарт Сервис" произведена не была.
ООО "Мастер" в адрес ООО "Стандарт Сервис" было направлено уведомление от 23.12.2020 N 23/12 о размере задолженности по вышеуказанным обязательствам на общую сумму 24 000 218,76 руб. (т. 1 л.д. 208-209).
По состоянию на дату введения процедуры наблюдения должник не исполнил свои обязательства перед ООО "Мастер" в размере 20 611 827,65 руб., что подтверждается актом сверки взаимных расчетов за период с 01.01.2019 по 25.06.2021 (т.1, л.д. 200).
Арбитражный суд первой инстанции посчитал, что представленные ООО "Мастер" документы не являются достаточными и не подтверждают задолженность ООО "Стандарт Сервис" в спорной сумме, возникшей на основании договора подряда, с учетом чего в удовлетворении заявления отказал.
Исследовав материалы дела в их совокупности в порядке ст.71 АПК РФ, проанализировав нормы материального права, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Установление требований кредиторов осуществляется арбитражным судом в соответствии с порядком, установленным ст.ст.71 и 100 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) в зависимости от процедуры банкротства, введенной в отношении должника.
В п.26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" разъяснено, что в силу п.п. 3 - 5 ст.71 и п.п. 3 - 5 ст.100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
В силу ч. 1 ст. 40 Закона о банкротстве к заявлению кредитора прилагаются документы, подтверждающие обязательства должника перед кредитором, а также наличие и размер задолженности по указанным обязательствам, доказательства оснований возникновения задолженности, позволяющие установить документальную обоснованность этих требований.
В качестве первичных документов, подтверждающих наличие задолженности ООО "Стандарт Сервис" перед ООО "Мастер" последним в материалы дела были представлены договор подряда от 04.10.2019, договоры субподряда от 14.11.2019 и 25.12.2019, акты о приемке выполненных работ формы N КС-2, о стоимости выполненных работ и затрат формы N КС-3.
Факт частичного погашения задолженности ООО "Стандарт Сервис" подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями.
В ходе рассмотрения спора заявителем по настоящему делу - кредитором ООО "Стройко" было заявил о необходимости представления заявителем доказательств реальности исполнении договоров, указанных в основании заявления (письменный отзыв от 24.02.2022).
ООО "Мастер" были представлены соответствующие пояснения, а также значительный пакет дополнительных доказательств, подтверждающих реальное выполнения обществом работ для должника.
Пунктом 4.2.3 договора подряда от 04.10.2019 предусмотрено право подрядчика (ООО "Мастер") привлекать третьих лиц для выполнения работ по договору, оставаясь ответственным за действия таких третьих лиц.
04.10.2019 ООО "Мастер" заключило с ООО "ГАВ Пермь" (Подрядчик) договор на демонтажные работы в помещении и вывоз демонтированного материала по адресу: г. Москва, район Ярославский, ул. Ротерта, дом 4. В свою очередь. ООО "ГАВ Пермь" заключило с ООО "Эйджи Групп" договор подряда N 190/СМР-19 от 04.10.2019 на проведение демонтажных работ на объекте по адресу: г. Москва, район Ярославский, ул. Ротерта, д. 4.
Факт оплаты по указанным договорам подтверждается платежными поручениями N 602 от 11.10.2019, N 648 от 06.11.2019, N 655 от 14.11.2019.
По результатам выполненных работ выпущены документы:
- справка N 1 от 23.10.2019 о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3);
- акт N 1 от 23.10.2019 о приемке выполненных работ (форма КС-2);
- справка N 2 от 28.10.2019 о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3);
- акт N 2 от 28.10.2019 о приемке выполненных работ (форма КС-2);
- справка N 3 от 05.11.2019 о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3);
- акт N 3 от 05.11.2019 о приемке выполненных работ (форма КС-2).
В возражениях ООО "Стройко" указывает, что по данному договору на стороне Должника образовалась переплата, в силу чего, в случае установления судом факта реальности отношений сторон по данному договору, размер задолженности подлежит уменьшению на сумму 3 388 391,11 руб.
Данный довод является ошибочным. Как следует из акта сверки по состоянию на 25.06.2021, в графе "дебет" общая сумма по договору N 891 от 04.10.2019 уменьшилась на сумму 3 388 391,11 руб., что отражено в строке "дата 01.03.2021; документ оплата (1 от 01.03.2021); кредит 3 388 391,11", то есть размер уступленной суммы задолженности учтен при определении ее размера (т. 1 л.д. 201).
Пунктом 1.2 договора субподряда от 14.11.2019 установлено, что субподрядчик (ООО "Мастер") самостоятельно определяет способы выполнения работ по договору.
Фактические взаимоотношения и выполнение ООО "Мастер" работ, помимо представленных в материалы дела первичных документов, подтверждены:
- рабочей документацией ООО "ТехЭксПро" (Система внутреннего электроосвещения и силового оборудования). Социальный центр по адресу: ул. Кировоградская, д.9, корп.4 (Шифр: 2019-ЭОМ);
- рабочей документацией ООО "ТехЭксПро" (Архитектурные решения). Социальный центр по адресу: ул. Кировоградская, д.9, корп.4 (Шифр: 2019-АР);
- календарным графиком работ (текущий ремонт в нежилом помещении) по адресу: г. Москва, ул. Кировоградская, д.9, корп.4;
- ведомостью рабочих чертежей основного комплекта "Социальный центр по адресу: ул. Кировоградская, д., корп.4";
- счетами на оплату по договору субподряда на выполнение работ по текущему ремонту ул. Кировоградская, д.9, к. 4: поставщик ООО "Мастер" покупатель ООО "Стандарт Сервис"
Для исполнения условий договора ООО "Мастер" были заключены следующие договоры:
- договор N 22-11/19 от 22.11.2019 с ИП Шилиным Сергеем Викторовичем на выполнение работ - изготовление изделий из алюминиевого профиля, доставку и монтаж изделий на объекте Заказчика, расположенного по адресу: г. Москва, ул., Кировоградская, д.9. По результатам выполнения таких работ составлен акт выполненных работ N 231 от 16.12.2019;
- договор N 26-11/19 от 26.11.2019 с ИП Шилиным Сергеем Викторовичем на выполнение работ - изготовление изделий из алюминиевого профиля, доставку и монтаж изделий на объекте Заказчика, расположенного но адресу: г. Москва, ул. Кировоградская, д.9. По результатам выполнения таких работ составлен акт выполненных работ N 232 от 16.12.2019;
- договор N 109/СМР-19 от 11.11.2019 с ИП Ширяевой Маргаритой Александровной на выполнение работ. Выполнение работ подтверждается актами выполненных работ N 1 от 30.12.2019, N 2 от 30.12.2020. Оплата ООО "Мастер" подтверждается платежными поручениями.
Для оказания транспортных услуг по адресу: ул. Кировоградская, 9,к.4 привлекались ИП Большаков Алексей Валентинович (акты N 225 от 22.12.2019 акт N 231 от 25.12.2019, N 232 от 27.12.2019, счета-фактуры N 225 от 22.12.2019, N 231 от 27.12.2019, N232 от 27.12.2019) и ИП Кузнецова Лариса Александровна (акты N158 от 15.11.2019, N169 от 03.12.2019, N172 от 06.12.2019, N173 от 09.12.2019, N174 от 12.12.2019, счета-фактуры N169 от 03.12.2019, N172 от 06.12.2019, N173 от 09.12.2019, N174 от 12.12.2019).
Также ООО "Мастер" осуществлялось:
- приобретение строительных и иных материалов для выполнения работ по договору у ООО "Сатурн Центр", что подтверждается счетами N 437602 от 14.11.2019, N440165 от 18.11.2019, N 447882 от 21.11.2019, N454186 от 26.11.2019, N454177 от 26.11.2019, N454435 от 26.11.2019, N458156 от 28.11.2019, N460985 от 02.12.2019, согласно которым поставщиком ООО "Сатурн Центр" покупателю ООО "Мастер" осуществлена поставка строительных и иных материалов по адресу: г. Москва, ул. Кировоградская, д.9, корп. 4, а также универсальными передаточными документами, счетами фактурами, транспортными накладными;
- приобретение электротехнической продукции у ООО "ТД Электротехмонтаж", что подтверждается универсальными передаточными документами, счетами фактурами,
Пункт 1.2 договора субподряда от 25.12.2019 определяет, что субподрядчик (ООО "Мастер") самостоятельно определяет способы выполнения работ по договору.
Приобретение материалов для выполнения работ ООО "Мастер", их поставка и выполнение работ фактически осуществлено, что подтверждается:
- рабочей документацией ООО "ТехЭксПро" (Архитектурные решения). Социальный центр по адресу: ул. Радужная, д.33 (Шифр: 2019-АР;
- рабочей документацией ООО "ТехЭксПро" (Внутренние системы водоснабжения и канализации). Социальный центр по адресу: ул. Радужная, д.33 (Шифр: 2019-ВК);
- рабочей документацией ООО "ТехЭксПро" (Отопление и вентиляция). Социальный центр по адресу: ул. Радужная, д.33(Шифр: 2019-ОВ);
- ведомостью рабочих чертежей;
- счетами фактурами с ООО "Сатурн Центр",
- транспортными накладными, спецификациями между ООО "Фирма БАРД" и ООО "УК МИЛД", между ООО "Р-Климат" и ИП Сарапульцевым, между ООО "УК МИЛД" и ООО "Мастер", между ООО "Электросистем" и ООО "Мастер", между ООО "ЦВС" и ООО "Мастер";
- универсальными передаточными документами между ООО "РК-Регион" и ИП Сарапульцев; между ООО "УК МИЛД" и ООО "Мастер", между ООО "Электроснаб" и ООО "Мастер", между ООО "ЦВС" и ООО "Мастер";
- расходным ордером на товары N 0-000025634 от 06.02.2020 получатель ИП Сарапульцев; счетом на оплату N 77-0013454 от 27.01.2020 поставщик ООО "РК-Регион" покупатель ИП Сарапульцев;
- счетом на оплату N 69 от 25.09.2020 между ООО "Мастер" и ООО "Стандарт Сервис" оплата по договору субподряда N 3/251219 от 25.12.2019 на выполнение работ по текущему ремонту г. Москва, г. Московский, ул. Радужная, д.33.
- письмом от ООО. "Стандарт Сервис" в адрес ООО "Мастер" об установке шумопоглащающих панелей в актовом зале на объекте по адресу: г. Москва, ул. Радужная, 33
Также ООО "Мастер" были заключены:
- договор N 012/КР-19 от 17.06.2019 с ИП Беляевой Натальей Валерьевной на выполнение работ, дополнительное соглашение N 1 от 30.12.2019. Подписаны акты выполненных работ N 26 от 24.08.2020, N 32 от 16.09.2020, N 103 от 25.08.2021. Оплата ООО "Мастер" в пользу ИП Беляевой Н.В. подтверждается платежными поручениями;
- договор подряда N 72-1 от 30.01.2020 г с ИП Букштыновым Дмитрием Александровичем на выполнение работ по изготовлению и установке стеклянных конструкций согласно Спецификации (Приложение N 1) и Чертежам (Приложение N 2) в помещении Заказчика в здании, расположенного по адресу: г.Москва, пос. Московский, ул. Радужная, д.33, что подтверждается спецификацией, чертежами, актами выполненных работ N 92 от 28.10.2020, N 92 от 28.10.2020, N 93 от 28 10.2020 г оплата произведена платежными поручениями;
- договор поставки N 01-27/01 от 27.01.2020 с ООО "УК МИЛД" на поставку подвесного потолка. Приложение N 1 от 27.01.2020 г. к Договору поставки N 01-27/01 от 27.01.2020 г. Спецификация N 1 (место поставки Товара - г. Москва, ул. Радужная, д.33). Универсальный передаточный документ (счет фактура N 201202-01 от 02.02.2020);
- договор субподряда N 1 от 03.02.2020 с ООО "ЭкспертИнжСтрой" на выполнение работ (оплата по договору - платежные поручения N 145 от 04.02.2020, N 850 от 22.09.2020).
Транспортные услуги в целях выполнения вышеуказанных работ оказаны ИП Муртазаевым Р.Р., ИП Кузнецовой Л.А., что подтверждается соответствующими актами.
Строительные материалы приобретены у ООО "Сатурн Центр", что подтверждается универсальными передаточными документами (счетами-фактурами).
Факт выполнения работ по адресу: г. Москва, ул. Щапово, 58, подтверждается УПД, счетом-фактурой N 65 от 17.09.2020.
Таким образом, выполнение со стороны ООО "Мастер" как подрядчиком (субподрядчиком) в пользу субподрядчика (заказчика) ООО "Стандарт Сервис" работ (в том числе путем привлечения иных субподрядчиков) по договорам подряда от 04.10.2019, договоров субподряда от 14.11.2019 и 25.12.2019 подтверждено материалами дела.
Представленные кредитором документы подписаны надлежащими представителями сторон - их работниками, что не оспаривается. Данные документы в установленном порядке не оспорены, доводы об их недостоверности не приведены, соответствующие доказательства не представлены. После представления дополнительных документов в ответ на доводы кредитора ООО "Стройко" последний ограничился ссылкой на подержание ранее заявленных им возражений, никак не скорректировав свою позицию с учетом новых доказательств.
Представитель ООО "Мастер" в судебном заседании подтвердил отсутствие технического задания по договору подряда от 04.10.2019 (на что обратил внимание кредитор ООО "Стройко"), пояснив, что с учетом характера работ - демонтажные необходимости в составлении такого задания не имелось.
Конкурсным управляющим должника возражения не представлены, в отзыве, представленном в суд первой инстанции, он ограничился указанием на согласие с возражениями кредитора ООО "Стройко", при этом какая-либо своя самостоятельная позиция по заявленным требования им не приведена, отзыв на апелляционную жалобу ООО "Мастер" не представлен, участие в судебном заседании суда апелляционной инстанции (лично/через представителя) не обеспечено. Представляется, что такое поведение управляющего обусловлено наличием у него документов должника, которые согласуются с требованием кредитора ООО "Мастер".
Доказательств наличия между должником и кредитором аффилированности (как фактической, так и юридической) не представлено, отсутствие заинтересованности между ними никем из участвующих в деле лиц не оспаривается.
С учетом данного обстоятельства, а также значительного количества документов, в том числе первичных, составленных с участием множества привлеченных к выполнению работ для должника лиц, которые никем не оспорены, основания для вывода о создании формального документооборота у суда первой инстанции отсутствовали.
При таком положении следует признать доказанным наличие у ООО "Стандарт Сервис" обязательств перед ООО "Мастер" по оплате фактически выполненных последним работ.
Требование в части задолженности по основному долгу в сумме 20 611 827,65 руб. является обоснованным и подлежит включению в третью очередь реестра требований кредиторов.
ООО "Мастер" изначально (заявление от 22.07.2021) к включению в реестр предъявлено требование о задолженности только по основному долгу; в последующем требования кредитором скорректированы путем предъявления дополнительных требований о включении в реестр договорной неустойки, процентов за пользование чужими денежными средствами в порядке ст. 395 ГК РФ, а также проценты в порядке ст. 317.1 ГК РФ (уточнение от 29.09.2021).
Позже эти дополнительные требования кредитором уточнены - предъявлены по договору от 04.10.2019 договорная неустойка в размере 1 859 063,45 руб., по другим договорам - проценты по ст. 395 ГК РФ в общей сумме 444 307,38 руб. Кредитор, с учетом доводов ООО "Стройко", скорректировал период начисления неустойки и процентов, соответственно, их суммы.
Уточненный расчет договорной неустойки и процентов апелляционным судом проверен, установлена его арифметическая правильность.
Между тем, суд апелляционной инстанции полагает неверным расчет ООО "Мастер" процентов по ст. 395 ГК РФ на сумму основного долга по договору от 14.11.2019 в части определения начала периода их начисления.
Стороны данного договора согласовали срок оплаты выполненных работ - в течение 45 рабочих дней с даты подписания акта приемки выполненных работ, а кредитор произвел расчет, исходя из 45 календарных дней; при этом кредитор данный срок оплаты определил от даты акта по форме КС-2 от 20.12.2019.
В соответствии с условиями договора, исходя из даты акта по форме КС-2 от 20.12.2019, срок оплаты истек 03.03.2020, следовательно, период взыскания процентов - с 04.03.2020 по 12.05.2021 (435 дней), размер процентов на сумму задолженности, равную 16 642,03 руб., составляет 929,93 руб.
Расчет договорной неустойки и процентов по другим договорам соответствует условиям договоров и нормам действующего гражданского законодательства.
Таким образом, апелляционный суд признает обоснованными дополнительные требования ООО "Мастер" по договорной неустойке в размере 1 859 063,45 руб., по процентам за пользование чужими денежными средствами в порядке ст. 395 ГК РФ в общем размере 292 576,65 руб. (291 646,72 руб. (по договору от 25.12.2019) + 929,93 руб. (по договору от 14.11.2019)), всего 2 151 640,10 руб.
Поскольку дополнительные требования (неустойка и проценты) предъявлены к включению в реестр после закрытия реестра требований кредиторов, они подлежат удовлетворению за счет имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.
При таких обстоятельствах определение суда от 09.11.2022 подлежит отмене на основании п.3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ как принятое при несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 270, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Пермского края от 09 ноября 2022 года по делу N А50-5633/2021 отменить.
Включить требование ООО "Мастер" в размере 20 611 827,65 руб. в третью очередь реестра требований кредиторов ООО "Стандарт Сервис".
Требование ООО "Мастер" в размере 292 576,65 руб. признать обоснованным и подлежащим удовлетворения за счет имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.
В остальной части в удовлетворении заявления ООО "Мастер" отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Т.Ю. Плахова |
Судьи |
С.В. Темерешева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-5633/2021
Должник: ООО "СТАНДАРТ СЕРВИС"
Кредитор: АО "ЕДИНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДКА", ООО "МАСТЕР", ООО "СТРОЙКО"
Третье лицо: АССОЦИАЦИЯ ВЕДУЩИХ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ "ДОСТОЯНИЕ", ИФНС по ленинскому району г. перми, Межрайонная ИФНС России N21 по Пермскому краю, ООО "Консалтинговая компания "Статус Кво", Тимофеев Илья Вячеславович, Тимофеева Елена Богдановна
Хронология рассмотрения дела:
04.05.2023 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1770/2023
19.01.2023 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-12340/2021
24.01.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-12340/2021
17.11.2021 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-5633/2021