г. Санкт-Петербург |
|
20 января 2023 г. |
Дело N А56-70436/2022 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Третьякова Н.О.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-33803/2022) АО "Усть-Луга Ойл" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.09.2022 по делу N А56-70436/2022 (судья Радынов С.В.), принятое
по иску ОАО "РЖД"
к АО "Усть-Луга Ойл"
о взыскании,
рассмотренному в порядке упрощенного производства
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", адрес: 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2/1, стр. 1, ОГРН: 1037739877295, (далее - истец, Дорога) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Усть-Луга Ойл", адрес: 188477, Ленинградская область, Кингисеппский район, морской торговый порт Усть-Луга (вис) территория, комплекс наливных грузов, ОГРН: 1024701420622, (далее - ответчик, Общество) о взыскании 164 952 руб. платы за предоставление железнодорожных путей общего пользования в перевозочном процессе, 5 221 руб. 98 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 31.12.2021 по 31.03.2022 и, начиная с 01.10.2022 проценты за пользование чужими денежными средствами на сумму задолженности 164 952 руб., по ключевым ставкам Центрального Банка РФ, действующим в соответствующие периоды, до даты фактического исполнения обязательств.
Дело рассмотрено в упрощенном порядке.
Решением суда от 16.09.2022 иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать. По мнению подателя жалобы, у истца отсутствовали основания для отставления вагонов от движения в пути следования, технологические сроки оборота вагонов АО "Усть-Луга" не нарушались.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке, без вызова сторон в соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 25.12.2015 между ОАО "Российские железные дороги" (перевозчик) и ОАО "Усть-Луга Ойл" (владелец) был заключен договор N 57/15/М на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования при станции Лужская Октябрьской железной дороги (далее - Договор).
Условиями Договора предусмотрено, что эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования осуществляется его локомотивом (пункт 1 Договора); подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования владельца производится по уведомлению (пункт 5 Договора); сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на один из железнодорожных выставочных путей - главные N N I, II, приемоотправочные NN 3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,15,17 транзитно-выставочного парка "Нефтяной" станции Лужская. Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца с расстановкой по местам погрузки, выгрузки.
В соответствии с правилами промышленной и пожарной безопасности фронт выгрузки считается занятым вне зависимости от количества поданных под выгрузку вагонов на этот фронт (пункт 7 Договора); с железнодорожного пути необщего пользования владельца вагоны возвращаются перевозчику в количестве одновременно поданной группы вагонов на выставочные пути, указанные в пункте 7 настоящего Договора (пункт 9 Договора); возвращенные с железнодорожного пути необщего пользования вагоны доставляются локомотивом владельца на один из железнодорожных выставочных путей, указанных в пункте 7 настоящего Договора (пункт 10 Договора); вагоны выводятся владельцем на железнодорожные выставочные пути только при наличии у перевозчика надлежащим образом оформленных документов на всю группу выводимых вагонов (пункт 11 Договора в редакции дополнительного соглашения без номера от 6 ноября 2018 г.); на железнодорожном пути необщего пользования устанавливаются технологические сроки оборота на группу поданных вагонов в зимний период года (с 16 октября по 14 апреля) для темного налива - 10,5 часа, для темного налива (маршруты Кириши) - 8,5 часа, для светлого налива - 4,5 часа, для темного налива и ТНТЭ на группу из 47 вагонов - 9,9 часа (пункт 13 Договора в редакции дополнительного соглашения N 1 от 26 августа 2016 г.).
Также стороны в Договоре предусмотрели в пункте 16.1 обязанность владельца уплачивать перевозчику платы, предусмотренные статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ, Устав).
В соответствии с пунктом 16.3 Договора (в редакции дополнительного соглашения без номера от 28.03.2016) за нахождение на железнодорожных путях общего пользования порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, зависящим от владельца, владелец вносит перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в течение всего времени:
- ожидания выгрузки грузов, подачи, приема вагонов;
- задержки вагонов в пути следования (в том числе, на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних вагонов железнодорожным транспортом.
В декабре 2021 года на станцию Лужская Октябрьской железной дороги в адрес грузополучателя АО "Усть-Луга Ойл" следовали вагоны.
На промежуточной станции Паникля Октябрьской железной дороги 09 декабря 2021 г. в 16 часов 13 минут данные вагоны были задержаны в связи с неприемом станцией Лужская Октябрьской железной дороги по причинам, зависящим от грузополучателя.
15 декабря 2021 г. в 13 час 35 минут задержанные вагоны отправлены на станцию назначения.
Данные обстоятельства подтверждаются актами общей формы от 23 декабря 2021 г. N N 4/718, 4/719, составленными по прибытию на станцию назначения.
О задержке вагонов в пути следования и отправлении на станцию назначения ответчику были направлены извещения от 09.12.2021 и 15.12.2021.
Факт нарушения ответчиком технологических сроков оборота вагонов подтверждается памятками приемосдатчика на подачу и уборку вагонов N N 13318, 13317, 13314, 13305, 13299, 13292, 13275, 13271, 13265, 13260, 13257, 13255, 13249, 13246, 13231, 13227, 13224, 13218, 13216, 13214, 13204, 13202, 13198, 13194, 13192, 13188, 13179, 13175, 13171, 13448, 13442, 13440, 13432, 13428, 13424, 13421, 13418, 13410, 13404, 13397, 13388, 13386, 13384, 13376, 13374, 13371, 13369, 13365, 13361, 13358, 13351, 13350, 13344, 13330, 13328, 13326, 13323, 13336, 13331, 13329, 13327, 13324, 13306, 13304, 13285, 13284, 13279, 13276, 13274, 13272, 13266, 13262, 13251, 13245, 13242, 13240, 13232, 13228, 13223, 13220, 13217, 13215, 13203, 13199, 13193, 13190, 13469, 13464, 13461, 13453, 13451, 13443, 13441, 13439, 13429, 13425, 13419, 13411, 13405, 13403, 13396, 13394, 13389, 13387, 13385, 13377, 13375, 13373, 13372, 13363, 13359, 13353, 13352, 13346.
В связи с вышеуказанными обстоятельствами, на основании статьи 39 УЖТ РФ, АО "Усть-Луга Ойл" начислена плата за предоставление железнодорожных путей общего пользования в перевозочном процессе в размере 164 952 руб.
Оставление ответчиком без удовлетворения, направленной в его адрес претензии с требованием об уплате платы, послужило основанием для обращения ОАО "РЖД" в арбитражный суд с настоящим иском.
В подтверждение предъявленных требований истцом кроме названных выше документов, представлены: акты общей формы, памятки приемосдатчика на подачу и уборку вагонов, железнодорожные накладные, извещения о задержке, накопительные ведомости.
Суд первой инстанции, признав требования истца обоснованными и документально подтвержденными как по праву, так и по размеру, удовлетворил их в полном объеме.
Апелляционная инстанция, рассмотрев материалы дела и оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 39 УЖТ РФ за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего временим задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом.
Если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
Для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных данной статьей, оформляется акт общей формы (часть 19 статьи 39 Устава).
Согласно пункту 35 постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" время нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей (технологический срок оборота вагонов), исчисляется с момента передачи владельцу таких путей вагонов, контейнеров на выставочных путях до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути.
Факт невыполнения АО "Усть-Луга Ойл" технологических сроков оборота вагонов, установленных Договором, подтверждается актами общей формы, а также памятками приемосдатчика на подачу и уборку вагонов, которые были подписаны ответчиком без возражений.
Довод ответчика о том, что отсутствие нарушения технологического срока оборота вагонов подтверждается уведомлениями о передаче вагонов на выставочный путь и готовности вагонов к уборке, является необоснованным, а также противоречащим условиям Договора.
Факт невыполнения технологических сроков оборота вагонов ответчиком не оспорен. Факт отсутствия вины в невыполнении технологических сроков оборота вагонов ответчиком не доказан.
Таким образом, представленными в материалы дела доказательствами, в совокупности и взаимосвязи подтверждена правомерность начисления истцом ответчику обусловленной статьей 39 УЖТ РФ платы, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в части взыскания платы.
Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании 5 221 руб. 98 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 31.12.2021 по 31.03.2022 и начиная с 01.10.2022 до даты фактического исполнения обязательства.
В силу статьи 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Расчет процентов проверен судом и признан верным.
Требования истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами по день фактического исполнения обязательства также является правомерным, поскольку согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" сумма процентов, подлежащих взысканию по правилам статьи 395 ГК РФ, определяется на день вынесения решения судом исходя из периодов, имевших место до указанного дня. Проценты за пользование чужими денежными средствами по требованию истца взимаются по день уплаты этих средств кредитору. Одновременно с установлением суммы процентов, подлежащих взысканию, суд при наличии требования истца в резолютивной части решения указывает на взыскание процентов до момента фактического исполнения обязательства (пункт 3 статьи 395 ГК РФ). При этом день фактического исполнения обязательства, в частности уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета процентов.
28.03.2022 Правительством Российской Федерации издано Постановление N 497, согласно которому, руководствуясь пунктом 1 статьи 9.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", Правительство Российской Федерации постановило ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, сроком на 6 месяцев со дня официального опубликования постановления.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, наступают последствия, предусмотренные абзацем десятым пункта 1 статьи 63 настоящего Федерального закона, а именно - не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей. Таким образом, действие моратория распространяется на начисление финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств.
Как следует из Постановления N 497, мораторий на начисление неустойки вводится на период с 01.04.2022 по 30.09.2022, в силу чего требование истца о взыскании процентов по день фактического исполнения обязательства правомерно заявлены с 01.10.2022.
Апелляционная инстанция считает, что при вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, выводы, изложенные в решении суда, соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.09.2022 по делу N А56-70436/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Н.О. Третьякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-70436/2022
Истец: ОАО "РЖД, ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: АО "УСТЬ-ЛУГА ОЙЛ"