г. Москва |
|
20 января 2023 г. |
Дело N А41-18698/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 20 января 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Стрелковой Е.А., судей Диаковской Н.В., Немчиновой М.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Юлгушевым Р.Р.,
при участии в судебном заседании:
от ООО "Торговый центр "КЛИН" - Михайлова В.В. представитель по доверенности от 14.03.2022 года, диплом о высшем юридическом образовании,
от остальных лиц, участвующих в деле, представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 30 сентября 2022 года по делу N А41-18698/22 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый центр "КЛИН" (ОГРН 1037739770310, ИНН 7714118378)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Московской области (ОГРН 1047727043561, ИНН 7727270299), третьи лица: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастраи картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) в лице филиала по Московской области, Администрация городского округа Клин (ОГРН 1035003952004, ИНН 5020007701),
о признании недействительным уведомления от 12.01.2022 N КУВД-001/2021-41605833/2 об отказе в государственном кадастровом учете; обязании исправить реестровые ошибки в сведениях ЕГРН о земельных участках с кадастровыми номерами 50:03:0010214:25, 50:03:0010214:28 и 50:03:0010214:26 в соответствии с межевым планом от 29.09.2021, путем исключения из ЕГРН координат характерных точек границ и внесения в ЕГРН соответствующих сведений о местоположении границ земельных участков (с учетом уточнения),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Торговый центр "КЛИН" (далее - ООО "ТЦ "Клин", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненными в порядке статьи 49 АПК РФ, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Московской области (далее - Управление Росреестра, заинтересованное лицо) с требованиями:
1. Признать недействительным уведомление Управления Росреестра от 12.01.2022 N КУВД-001/2021-41605833/2 об отказе в государственном кадастровом учете.
2. Обязать Управление Росреестра устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "ТЦ "Клин" путем исправления реестровых ошибок в сведениях ЕГРН о земельных участках с кадастровыми номерами 50:03:0010214:25,
2.1. Исключить из сведений ЕГРН следующие координаты характерных точек границ:
2.1.1. Земельного участка с кадастровым номером 50:03:0010214:25
Обозначение |
Координаты,м |
|
характерных |
|
|
точек |
|
|
границ |
X |
Y |
1 |
2 |
3 |
н 1 |
534357.60 |
1326157.20 |
н2 |
534358.10 |
1326161.20 |
нЗ |
534365.10 |
1326173.70 |
н4 |
534366.60 |
1326174.20 |
н5 |
534368.31 |
1326177.25 |
нб |
534344.40 |
1326190.61 |
н7 |
534336.13 |
1326170.22 |
н8 |
534341.11 |
1326166.20 |
н 1 |
534357.60 |
1326157.20 |
а также координаты характерных точек границ части данного земельного участка с обозначением 50:03:0010214:25/1:
Обозначение |
Координаты,м |
|
характерных точек |
|
|
границ |
X |
Y |
1 |
2 |
3 |
н24 |
534353.60 |
1326164.70 |
н25 |
534361.54 |
1326178.59 |
н26 |
534356.33 |
1326181.57 |
н27 |
534354.69 |
1326178.70 |
н28 |
534347.74 |
1326182.67 |
н29 |
534346.00 |
1326179.63 |
н30 |
534344.26 |
1326180.62 |
н31 |
534341.43 |
1326175.67 |
н32 |
534343.17 |
1326174.68 |
н33 |
534341.43 |
1326171.64 |
н24 |
534353.60 |
1326164.70 |
2.1.2. Земельного участка с кадастровым номером 50:03:0010214:28
Обозначение |
Координаты,м |
|
характерных |
|
|
точек границ |
X |
Y |
1 |
2 |
3 |
н9 |
534394.73 |
1326134.89 |
н10 |
534408.64 |
1326158.23 |
н11 |
534351.13 |
1326207.23 |
н6 |
534344.40 |
1326190.62 |
н5 |
534368.31 |
1326177.26 |
н4 |
534366.60 |
1326174.21 |
н12 |
534381.10 |
1326164.71 |
н13 |
534381.60 |
1326162.71 |
н14 |
534378.60 |
1326155.21 |
н15 |
534376.10 |
1326155.71 |
н 16 |
534374.99 |
1326155.99 |
н 17 |
534370.59 |
1326149.19 |
н9 |
534394.73 |
1326134.89 |
2.1.3. Земельного участка с кадастровым номером 50:03:0010214:26
Обозначение |
Координаты,м |
|
характерных |
|
|
точек границ |
X |
Y |
I |
2 |
3 |
н 18 |
534433.12 |
1326112.19 |
н19 |
534439.08 |
1326122.25 |
н20 |
534442.55 |
1326120.20 |
н21 |
534445.06 |
1326124.43 |
н22 |
534441.59 |
1326126.48 |
н23 |
534447.15 |
1326135.73 |
н10 |
534408.64 |
1326158.23 |
н9 |
534394.73 |
1326134.89 |
н18 |
534433.12 |
1326112.19 |
а также координаты характерных точек границ части данного земельного участка с обозначением 50:03:0010214:26/1:
Обозначение |
Координаты,м |
|
характерных |
|
|
точек границ |
X |
Y |
1 |
2 |
3 |
н20 |
534442.55 |
1326120.18 |
н21 |
534445.06 |
1326124.41 |
н22 |
534441.59 |
1326126.46 |
н34 |
534445.10 |
1326132.42 |
н35 |
534415.98 |
1326149.66 |
н36 |
534407.78 |
1326135.81 |
н37 |
534415.68 |
1326131.13 |
н38 |
534417.86 |
1326134.80 |
н20 |
534442.55 |
1326120.18 |
2.2. Установить с внесением сведения в ЕГРН следующие координаты характерных точек границ:
2.2.1. Земельного участка с кадастровым номером 50:03:0010214:25
Обозначение характерных точек границ |
Координаты,м |
|
X |
Y |
|
1 |
2 |
3 |
н1 |
534364.98 |
1326155.46 |
н2 |
534365.57 |
1326159.78 |
н3 |
534372.70 |
1326172.21 |
н4 |
534374.20 |
1326172.70 |
н5 |
534375.94 |
1326175.73 |
н6 |
534353.01 |
1326189.07 |
н7 |
534343.96 |
1326171.05 |
н8 |
534346.40 |
1326166.57 |
н1 |
534364,98 |
1326155.46 |
а также координаты характерных точек границ части данного земельного участка с обозначением 50:03:0010214:25/1:
Обозначение характерных точек границ части ЗУ |
Координаты,м |
|
X |
Y |
|
1 |
2 |
3 |
н24 |
534361.11 |
1326163.33 |
н25 |
534369.18 |
1326177.14 |
н26 |
534364.00 |
1326180.17 |
н27 |
534362.34 |
1326177.32 |
н28 |
534355.43 |
1326181.36 |
н29 |
534353.66 |
1326178.33 |
н30 |
534351.93 |
1326179.34 |
н31 |
534349.05 |
132617442 |
н32 |
534350.78 |
1326173.41 |
н33 |
534349.01 |
1326170.39 |
н24 |
534361.11 |
1326163.33 |
2.2.2. Земельного участка с кадастровым номером 50:03:0010214:28
Обозначение характерных точек границ |
Координаты,м |
|
X |
Y |
|
1 |
2 |
3 |
н9 |
534402.44 |
1326133.02 |
и 10 |
534416.17 |
1326156.46 |
н 11 |
534361.33 |
1326205.02 |
н6 |
534353.01 |
1326189.07 |
н5 |
534375.94 |
1326175.73 |
н4 |
534374.20 |
1326172.70 |
н 12 |
534388.60 |
1326163.05 |
н 13 |
534389.08 |
1326161.05 |
н 14 |
534384.08 |
1326152.02 |
н 16 |
534383.12 |
1326152.26 |
н 17 |
534379.73 |
1326146.57 |
н9 |
534402.44 |
1326133.02 |
2.2.3 Земельного участка с кадастровым номером 50:03:0010214:26:
Обозначение характерных точек границ |
Координаты,м |
|
X |
Y |
|
1 |
2 |
3 |
н 18 |
534440.87 |
1326110.12 |
н19 |
534446.72 |
1326120.16 |
н20 |
534450.21 |
1326118.13 |
н21 |
534452.69 |
1326122.38 |
н22 |
534449.20 |
1326124.41 |
н23 |
534454.70 |
1326133.73 |
н 10 |
534416.17 |
1326156.46 |
н9 |
534402.44 |
1326133.02 |
н 18 |
534440.87 |
1326110.12 |
а также координаты характерных точек границ части данного земельного участка с обозначением 50:03:0010214:26/1:
Обозначение характерных точек границ части ЗУ |
Координаты,м |
|
X |
Y |
|
1 |
2 |
3 |
н20 |
534450.21 |
1326118.13 |
н21 |
534452.69 |
1326122.38 |
н22 |
534449.20 |
1326124.41 |
н34 |
534452.66 |
1326130.39 |
н35 |
534423.41 |
1326147.40 |
н36 |
534415.32 |
1326133.49 |
н37 |
534423.25 |
1326128.87 |
н38 |
534425.41 |
1326132.56 |
н20 |
534450.21 |
1326118.13 |
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Администрация городского округа Клин.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 сентября 2022 года по делу N А41-18698/22 заявленные требования удовлетворены.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по мотивам, изложенным в жалобе, вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
От ООО "Торговый центр "КЛИН" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество просит решение суда по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании статей 123, 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие представителя Управления Росреестра по Московской области, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе, путем публичного размещения информации по делу на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации http://www.arbitr.ru/.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Присутствующий в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя возражал против апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя заявителя, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что ООО "ТЦ "КЛИН" является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:03:0010214:25, площадью 570 кв.м., расположенного по адресу: Московская обл., Клинский р-н, городское поселение Клин, ш. Ленинградское, 88 км., что подтверждается выпиской из ЕГРН от 21.09.2021 N КУВИ-002/2021 -125226230.
Запись о регистрации права собственности N 50-3-03/007/2006-096 от 19.06.2006.
Заявитель обратился к кадастровому инженеру Купянскому О.Ю. с целью проведения кадастровых работ по проверке координат земельного участка на наличие реестровой ошибки.
По результатам проведения кадастровых работ установлено, что координаты, полученные при измерении границ земельного участка с кадастровым номером 50:03:0010214:25, не соответствуют координатам характерных точек границ земельного участка, содержащимся в ЕГРН, а именно: границы участка по данным ЕГРН смещены относительно расположенного на нем здания, площадь земельного участка с кадастровым номером 50:03:0010214:25 по фактическому пользованию составила 570 кв.м., что соответствует площади, указанной в ЕГРН.
На данном земельном участке находится нежилое здание с кадастровым номером 50:03:0010304:202, площадью 169 кв.м., которое также принадлежит на праве собственности заявителю, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 21.09.2021 N КУВИ-002/2021 - 125226251.
Согласно заключению кадастрового инженера причиной ошибочного местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:03:0010214:25 в сведениях ЕГРН является реестровая ошибка в определении координат характерных точек границ данного земельного участка, допущенная при проведении кадастровых работ и воспроизведенная в документе, на основании которого сведения о местоположении границ данного участка вносились в ЕГРН (межевом плане).
В ходе производства кадастровых работ выявлено, что уточнение границ земельного участка с кадастровым номером 50:03:0010214:25 и внесение координат в сведения ЕГРН, повлечет за собой пересечение с земельными участками, данные о которых содержатся в ЕГРН:
с участком 50:03:0010214:28, который расположен по адресу: Московская область, Клинский район, городское поселение Клин, ш. Ленинградское, 88 км.
с участком 50:03:0010214:26, который расположен по адресу: Московская область, Клинский район, городское поселение Клин, ил. Ленинградское, 88 км.
То есть координаты местоположения границ участков с кадастровыми номерами 50:03:0010214:28 и 50:03:0010214:26, содержащиеся в ЕГРН, не совпадают с их фактическим расположением на местности.
Несоответствие сведений в координатах земельных участков 50:03:0010214:25, 50:03:0010214:28 и 50:03:0010214:26 возникло в результате реестровой ошибки, допущенной ранее при проведении кадастровых работ (что подтверждено контрольными измерениями с привязкой к пунктам ГГС).
Учитывая данные обстоятельства, заявитель обратился в Управление Росреестра с заявлением об исправлении реестровой ошибки, приложив к заявлению заключение кадастрового инженера, межевой план от 29.09.2021, акты согласования границ земельных участков и др. документы.
Уведомлением от 18.10.2021 N КУВД-001/2021-41605833/1 заявителю было сообщено о приостановлении государственного кадастрового учета, а уведомлением от 12.01.2022 N КУВД-001/2021-41605833/2 отказано в государственном кадастровом учете.
В качестве оснований для отказа указано, что, в соответствии с актуальными сведениями ЕГРН границы смежного земельного участка установлены в соответствии с действующим законодательством, а так же в разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" отсутствует достаточное обоснование для внесения исправлений в местоположение границ земельного участка.
Ссылаясь на указанные выше обстоятельства, полагая решение Управление Росреестра незаконным, ООО "ТЦ "КЛИН" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В силу части 1 статьи 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Законом о регистрации случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав в случае, если он осуществляется в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
В силу части 8 статьи 22 Закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2017, местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Исходя из анализа положений части 1 статьи 43, пункта 31 части 1 статьи 26, частей 8, 10 статьи 22, части 3 статьи 61 Закона N 218-ФЗ, уточнение местоположения границ земельного участка допускается в случаях:
отсутствия в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ земельного участка;
если содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;
если содержащиеся в ЕГРН сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в ЕГРН содержатся несколько значений координат указанной характерной точки);
при исправлении ошибки в сведениях ЕГРН, в том числе реестровой ошибки о местоположении границ земельного участка;
по решению суда.
В соответствии с частью 3 статьи 61 Закона N 218-ФЗ воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В соответствии с п. 4 ст. 61 Закона о государственной регистрации недвижимости реестровая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки в случаях, если существуют основания полагать, что исправление реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда.
Пункт 6 ст. 61 Закона о государственной регистрации недвижимости помимо прочего указывает на то, что суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков.
Земельным участком признается часть земной поверхности, имеющая характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (пункт 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации; часть 8 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (часть 4.2 статьи 1 Закона N 221-ФЗ), часть 2 статьи 8 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 7 статьи 38 Закона N 221 -ФЗ, частью 8 статьи 22 Закона N 218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 22 Закона N 221 -ФЗ, статьей 21 Закона N 218-ФЗ одним из необходимых документов для кадастрового учета является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 указанного Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона N 218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования (часть 3 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).
В пунктах 13, 69 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921, установлено, что раздел "Заключение кадастрового инженера" включается в состав межевого плана.
Раздел "Заключение кадастрового инженера" оформляется кадастровым инженером в виде связного текста. В случае если в ходе кадастровых работ выявлены ошибки (пересечения, несовпадения, разрывы) в местоположении ранее установленных границ смежных земельных участков, границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, лесопарков, в разделе "Заключение кадастрового инженера" приводятся предложения кадастрового инженера по устранению выявленных ошибок, в том числе результаты необходимых измерений.
Согласно п. 43 Требований N 921, в качестве обозначений характерных точек границ земельных участков и их частей используются: для точек, местоположение которых не изменилось или было уточнено в результате кадастровых работ, - число, записанное арабскими цифрами; для новых точек - сочетание строчной буквы "н" русского алфавита и числа, записанного арабскими цифрами. Для новых характерных точек границ земельных участков и частей земельных участков, сведения о которых включены в межевой план, применяется сквозная нумерация.
Обозначение точки, начинающейся с буквы "н" свидетельствует о том, что такая точка обозначается кадастровым инженером в межевом плане как новая, сведения о которой только подлежат включению в ЕГРН по результату рассмотрения органом регистрации прав межевого плана.
При изменении участка границы начальной и конечной точками такого участка границы должны быть точки, координаты которых либо не изменяют своего положения, либо его уточняют, при этом должны обязательно присутствовать значения старой координаты этих точек.
Из материалов дела следует и установлено судом первой и апелляционной инстанции, что раздел межевого плана "Заключение кадастрового инженера" полностью соответствует данным требованиям.
В частности, в нём содержится указание на выявленную реестровую ошибку, описывается её существо и причина возникновения, приводятся предложения кадастрового инженера по устранению ошибки, а также все необходимые измерения (сведения о фактических координатах характерных точек).
Таким образом, в рассматриваемом случае в соответствующих разделах межевого плана, подготовленного кадастровым инженером, в необходимом объеме обосновано внесение исправлений в местоположение границ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к правильному выводу, что у регистрирующего органа не имелось оснований для приостановления и впоследствии отказа в осуществлении государственного кадастрового учета по указанному основанию.
Отказ по причине того, что в соответствии с актуальными сведениями ЕГРН границы смежного земельного участка установлены в соответствии с действующим законодательством также правомерно признан судом первой инстанции необоснованным.
Так, судом установлено, что смежный земельный участок с кадастровым номером 50:03:0010214:28 находится в собственности муниципального образования городской округ Клин, земельные участки с кадастровыми номерами 50:03:0010214:25 и 50:03:0010214:26 находятся в собственности заявителя.
В межевом плане кадастровым инженером приведены уточненные координаты (по фактическому расположению на местности), согласно проведенным повторным замерам) земельных участков с кадастровым номером 50:03:0010214:25, 50:03:0010214:28 и 50:03:0010214:26 (без изменения площади, с незначительным изменением конфигурации).
Фактические границы земельного участка с кадастровым номером 50:03:0010214:25 согласованы с владельцами смежных земельных участков, возражений, споров по поводу прохождения границ участка на местности нет и предоставлено не было.
В рассматриваемом случае исправление реестровой ошибки заявлено в отношении земельных участков, принадлежащих заявителю и муниципальному образованию, при этом из материалов дела следует, что заявителем представлено в регистрирующий орган три акта согласования местоположения границ названных земельных участков.
Акты подписаны уполномоченными лицами и скреплены печатями.
Так же представлен фрагмент плана взаимного расположения земельных участков, который согласован Отделом по архитектуре Управления по вопросам строительства, ремонта и архитектуры Администрации городского округа Клин.
Данные документы свидетельствуют об отсутствии спора по границам между правообладателями земельных участков.
При таких установленных по делу обстоятельствах, суд первой инстанции правильно установил отсутствие у Управления Росреестра правовых оснований для отказа в исправлении реестровой ошибки в административном порядке, в связи с чем оспариваемое заявителем решение является незаконным и нарушающим права и интересы ООО "ТЦ "Клин", а требования заявителя - подлежащими удовлетворению на основании части 2 статьи 201 АПК РФ.
С учётом положений п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ и разъяснений, содержащихся в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21, суд первой инстанции правильно определил способ устранения допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имеют юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияют на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, проверены и оценены все доводы сторон, правильно применены нормы материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 30 сентября 2022 года по делу N А41-18698/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объёме в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Е.А. Стрелкова |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-18698/2022
Истец: ООО "Торговый центр "КЛИН"
Ответчик: РОСРЕЕСТР
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН, Князев Андрей Владимирович, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"