01 марта 2024 г. |
дело N А84-4878/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.02.2024.
Постановление в полном объеме изготовлено 01.03.2024.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Баукиной Е.А., судей Зарубина А.В., Мунтян О.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Талановой Ю.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным для рассмотрения дела судом первой инстанции,
исковое заявление Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" (ОГРН 1149204069002, ИНН 9204508543, г. Севастополь)
к федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1035009568736, ИНН 5047041033, г. Москва)
о взыскании долга
с привлечением к участию в деле третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым (ОГРН 1149102017954, ИНН 9102012467, 295000, Республика Крым, город Симферополь, улица Павленко, дом 18) и Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261, 119019, город Москва, улица Знаменка, дом 19),
в присутствии:
от федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" - представителя Бойко Виталия Николаевича по доверенности от 10.10.2023 N 45/577;
от Министерства обороны Российской Федерации - представителя Бойко Виталия Николаевича по доверенности от 04.10.2022 N 207/4/101д,
в отсутствие представителей федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации и Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Управление Черноморского флота" (далее - ФКУ "Управление Черноморского флота") обратилось в Арбитражный суд города Севастополя к федеральному государственному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГАУ "Росжилкомплекс") с иском, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании долга за тепловую энергию за период с ноября 2020 года по декабрь 2022 года в общей сумме 6780524,67 руб.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 29.03.2023 исковое требование удовлетворено. С ФГАУ "Росжилкомплекс" в пользу ФКУ "Управление Черноморского Флота" взыскана задолженность за тепловую энергию за период с ноября 2020 года по декабрь 2022 года в общей сумме 6780524,67 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции от 29.03.2023, ФГАУ "Росжилкомплекс" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, как принятое при неправильном применении норм материального права, с несоответствием выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела. Ответчик просит суд апелляционной инстанции вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска в полном объеме. Истцом не было предоставлено документальное подтверждение тарифа для расчета стоимости затрат. Истец не представил относимые и допустимые доказательства, подтверждающие факт оказания коммунальной услуги по теплоснабжению в перечисленных в иске домах. Также судом не принято во внимание то, что в указанные истцом периоды (с 12.11.2020 по 31.12.2022; с 07.10.2021 по 19.04.2022; с 11.10.2021 по 19.04.2022), спорные жилые помещения и дома не зарегистрированы в ЕГРН. ФГАУ "Росжилкомплекс" является структурным подразделением Министерства обороны РФ, которое, является главным распорядителем средств федерального бюджета. Российская Федерация в лице Министерства обороны является собственником объектов недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и предоставленного органам военного управления, войсковым частям и организациям Министерства обороны Российской Федерации.
Определением от 05.05.2023 апелляционная жалоба принята к производству.
Определением от 18.09.2023 Двадцать первый арбитражный апелляционный суд на основании части 6.1, пункта 4 части 4 статьи 270 АПК РФ перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции; привлек к участию в деле третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым и Министерство обороны Российской Федерации, по следующим основаниям.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда РФ от 05.02.2018 N 303-ЭС17-14909 по делу N А04-10896/2015, рассмотренному со сходными обстоятельствами, оказание услуг в сфере теплоснабжения в отсутствие тарифа противоречит приведенным положениям Закона о теплоснабжении. Согласно пунктам 4, 5, 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена" споры об оплате ресурса за период регулирования при отсутствии тарифа подлежат рассмотрению исходя из регулируемой цены, установленной заменяющим нормативным правовым актом. В случае непринятия заменяющего нормативного правового акта спор о взыскании задолженности за поставленные ресурсы рассматривается с участием регулирующего органа. Таким регулятором на территории Республики Крым является Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым.
Согласно пункту 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. В соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации оно является уполномоченным федеральным органом в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций. В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 (далее - Положение), Министерство осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а согласно подпункту 31 пункта 10 названного Положения является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него полномочий.
Таким образом, решение по данному делу может повлиять на права и обязанности Министерства обороны Российской Федерации, поскольку и истец, и ответчик входят в структуру Министерства обороны Российской Федерации, финансируются из федерального бюджета по статьям, где главным распорядителем бюджетных средств является Министерство обороны Российской Федерации.
ФКУ "Управление Черноморского флота" настаивает на представленном в суд первой инстанции расчете стоимости поставленной тепловой энергии в жилые здания, закрепленные на праве оперативного управления и переданные ФГАУ "Росжилкомплекс": N Гвард-1, общежитие по ГП N 237 (Республика Крым, Симферопольский район, пгт. Гвардейское), N 499, жилые дома по ГП NN 34, 34а, 36, 36а, 63, 64, 65 (Республика Крым, Бахчисарайский район, с. Плодовое), N 815, жилые дома по ГП NN 1, 2, 23 (Республика Крым, г. Ялта, гора Ай-Петри), N 26, общежития по ГП NN 7576 (Республика Крым, с. Перевальное, ул. Октябрьская, д. 51А, 51 Б), исходя из себестоимости затрат ФКУ "Управление Черноморского флота" на выработку тепловой энергии по каждому источнику генерации и приостановлении применения регулируемых тарифов; всего на сумму 6780524,67 руб. (т. 5, л.д. 121-125).
Вместе с тем арбитражным судом апелляционной инстанции установлено, что в указанный в иске период приказом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 17.12.2020 N 48/27 были установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ФКУ "Управление Черноморского флота" и вырабатываемую котельными по адресам Республика Крым, Симферопольский район, пгт. Гвардейское; Республика Крым, г. Ялта, гора Ай-Петри.
Котельные ФКУ "Управление Черноморского флота", расположенные по адресам Республика Крым, Бахчисарайский район, с. Плодовое и Республика Крым, с. Перевальное, при формировании тарифа для ФКУ "Управление Черноморского флота" на период 2020, 2021 годы не учитывались.
Период взыскания истцом платы за поставленную тепловую энергию в вышеуказанные общежития и жилые дома с 12.11.2020 по 31.12.2022.
ФГАУ "Росжилкомплекс", Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации о судебном заседании на сайте http://kad.arbitr.ru/, в судебное заседание 22.02.2024 представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей вышеуказанных лиц.
В судебном заседании представитель ФКУ "Управление Черноморского Флота" поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске; указало, что все объекты недвижимости (общежития и жилые дома) по которым имеется задолженность за потреблённую тепловую энергию находятся в собственности Министерства обороны Российской Федерации. В соответствии с пунктом 4 статьи 214 ГК РФ во исполнение приказов директора Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации от 26.11.2020 N 2741, от 18.01.2021 N 108, от 19.03.2021 N 783, от 26.07.2021 N 2293 "О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным автономным учреждением "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации" ФГАУ "Росжилкомплекс" приняло по актам приема-передачи от 04.02.2021, 09.02.2021, 20.04.2021 и от 23.08.2021 в оперативное управление недвижимое имущество, следующих военных городков (п.п. 30, 31 Устава ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Минобороны России):
- N Гвард-1, общежитие по ГП N 237 (РК, Симферопольский р-н, пгт. Гвардейское);
- N 499, жилые дома по ГП N 34, 34а, 36, 36а, 63, 64, 65 (РК, Бахчисарайский р-н, с. Плодовое);
- N 815, жилые дома по ГП NN 1, 22, 23 (РК, г. Ялта, гора Ай-Петри);
- N 26, общежития по ГП NN 75, 76 (РК, с. Перевальное, ул. Октябрьская, д. 51 А, 51Б).
Согласно пункту 6 приложения N 2 к приказу Министретсва обороны Российской Федерации от 06.11.2020 N 583, ответчик принял имущество, права и обязанности от ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ. Ответчик ежемесячно взимал плату за содержание жилых помещений и коммунальных услуг с нанимателей жилых помещений в домах и комнат в общежитиях. Ответчик не предоставил ФКУ "Управление Черноморским флотом" и суду сведения по заселенным и незаселенным квартирам, комнатам в общежитиях. Так как обязанность по управлению специализированным жилым фондом (постановка на учет, заключение договоров найма, сдача жилого помещения и т.п.) и оказание сопутствующих услуг возложена на ФГАУ "Росжилкомплекс", ФКУ "Управление Черноморского Флота" не является поставщиком коммунальных услуг, а сумма подлежащая возмещению, взыскивается с ответчика-юридического лица, не относящегося к категории - "население", оснований для применения тарифов, установленных Государственным комитетом по ценам и тарифам РК не имеется. ФГАУ "Росжилкомплекс" обязан оплатить потребленную тепловую энергию, исходя из себестоимости затрат ФКУ "Управление Черноморского флота" на выработку тепловой энергии по каждому источнику генерации всего на сумму 6780524,67 руб.
ФГАУ "Росжилкомплекс" возразило против взыскания суммы 6780524,67 руб., рассчитанной исходя из себестоимости затрат ФКУ "Управление Черноморского флота" на выработку тепловой энергии по каждому источнику генерации; считает, что оплате подлежит стоимость тепловой энергии, исчисленной по тарифам Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции по правилам, предусмотренным для рассмотрения дела в первой инстанции, установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
ФКУ "Управление Черноморского флота" создано в соответствии со статьей 11.1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" для осуществления оперативной, тактической и иной функции управления войсковым звеном некоммерческого характера, является получателем бюджетных средств и обладает гражданскими правами, соответствующими целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе и несет связанные с этой деятельностью обязанности.
В соответствии с приказами директора Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации от 26.11.2020 N 2741, от 18.01.2021 N 108, от 19.03.2021 N 783, от 26.07.2021 N 2293 "О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным автономным учреждением "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации" ФГАУ "Росжилкомплекс" приняло по актам приема-передачи от 04.02.2021, 09.02.2021, 20.04.2021, 23.08.2021 в оперативное управление недвижимое имущество (жилые дома, общежития, квартиры, жилые помещения) с правами и обязанностями собственника (п.п. 30, 31 Устава ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Минобороны России), в том числе:
- общежития по ГП N N 75, 76 (Республика Крым, Симферопольский район, с. Перевальное, ул. Октябрьская, д.51 А, 51Б);
- военный городок N 815, жилые дома по ГП NN 1, 22, 23 (Республика Крым, г. Ялта, гора Ай- Петри);
- военный городок Гвард-1, общежитие по ГП N 237 (Республика Крым, Симферопольский район, пгт. Гвардейское);
- военный городок N 499, жилые дома по ГП N 34, 34А, 36, 36А, 63,64,65 (Республика Крым, Бахчисарайский район, с. Плодовое).
В соответствии с пунктом 18.3 Устава ФГАУ "Росжилкомплекс", утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 29.05.2020 N 976 (далее - Устав) предметом деятельности ФГАУ "Росжилкомплекс" среди прочего является обеспечение функционирования единой системы управления и распоряжения жилищным фондом, иным имуществом и земельными участками, закрепленными за учреждением, в соответствии с их назначением.
В оперативном управлении ФКУ "Управление Черноморского флота" находятся газовые котельные по адресам Республика Крым, Симферопольский район, пгт. Гвардейское; Республика Крым, г. Ялта, гора Ай-Петри; Республика Крым, Бахчисарайский район, с. Плодовое и Республика Крым, с. Перевальное, которые вырабатывают тепловую энергию, поставляемую, в том числе в вышеперечисленные военные городки, жилые дома и общежития этих военных городков.
09.12.2020 между государственным унитарным предприятием Республики Крым "Крымгазсети" и ФКУ "Управление Черноморского флота" заключен государственный контракт на поставку и транспортировку газа N 2020/ТП-БО-1738-КГ (далее - Договор). Задолженность по поставленному газу в рамках Договора у ФКУ "Управление Черноморского флота" перед государственным унитарным предприятием Республики Крым "Крымгазсети" отсутствует.
В период с 12.11.2020 по 31.12.2022 ФГАУ "Росжилкомплекс" не оплачивало ФКУ "Управление Черноморского флота" потребленную тепловую энергию в перечисленных выше общежитиях и жилых домах; сведения о нанимателях служебных жилых помещений по договорам найма ФКУ "Управление Черноморского флота" не предоставляло.
Приказом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 17.12.2020 N 48/27 были установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ФКУ "Управление Черноморского флота" и вырабатываемую котельными по адресам Республика Крым, Симферопольский район, пгт. Гвардейское; Республика Крым, г. Ялта, гора Ай-Петри.
Котельные ФКУ "Управление Черноморского флота", расположенные по адресам Республика Крым, Бахчисарайский район, с. Плодовое и Республика Крым, с. Перевальное, при формировании тарифа для ФКУ "Управление Черноморского флота" на период 2020, 2021 годы не учитывались.
Согласно позиции истца, объекты жилой инфраструктуры, в которых функции исполнителя коммунальных услуг возложены на ФГАУ "Росжилкомплекс", получают топливно-энергетические ресурсы в полном объеме без компенсации понесенных затрат, чем причиняется значительный ущерб Министерству обороны Российской Федерации, в лице ФКУ "Управление Черноморского флота".
ФКУ "Управление Черноморского флота" направило в Крымский филиала ФКУ "Росжилкомплекс" претензию от 16.08.2022 (т. 1, л.д. 28-37), которая ФГАУ "Росжилкомплекс" оставлена без ответа и удовлетворения, что послужило основанием для обращения в Арбитражный суд города Севастополя с настоящим иском.
Суд апелляционной инстанции, изучив доводы лиц, участвующих в деле, исследовав по правилам статьи 71 АПК РФ представленные сторонами в материалы дела доказательства, пришел к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 13, части 1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) потребители, подключенные (технологически присоединенные) к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Закона о теплоснабжении теплоснабжающей организацией является организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
В соответствии со статьями 539, 544, 548 ГК РФ, статьей 15 Закона о теплоснабжении по договору теплоснабжения теплоснабжающая организация обязуется подавать через присоединенную сеть тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, потребитель - оплачивать фактически потребленную тепловую энергию и обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Так как газовыми котельными ФКУ "Управление Черноморского флота" вырабатывается тепловая энергия, которая через присоединенную сеть поставляется в указанные в иске общежития и жилые дома военных городков, истец признается теплоснабжающей организацией.
Однако, как следует из материалов дела, между истцом и ответчиками договор теплоснабжения не заключен.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Из разъяснений, изложенных в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30, следует, что отсутствие письменного договора с организацией, индивидуальным предпринимателем, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности своевременно произвести оплату фактически принятой энергии.
В соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении тарифы на тепловую энергию (мощность) и на теплоноситель, поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям, подлежат государственному регулированию.
Согласно части 3 названной статьи Закона о теплоснабжении подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности. При этом затраты на обеспечение передачи тепловой энергии, теплоносителя учитываются при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, реализация которых осуществляется теплоснабжающей организацией потребителям. Если теплоснабжающая организация осуществляет реализацию тепловой энергии, теплоносителя потребителям с использованием только собственных тепловых сетей, тариф на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя по сетям такой организации не устанавливается.
В силу части 2 статьи 10 Закона о теплоснабжении срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней не может быть менее чем один финансовый год, если иное не установлено федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации.
Оказание услуг в сфере теплоснабжения в отсутствие тарифа противоречит приведенным положениям Закона о теплоснабжении. В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 и пункта 2 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации включение в договоры условия о применяемой цене не восполняет отсутствие тарифа и не исключает обязанность теплоснабжающей организации, ранее не тарифицируемой, без промедления обратиться к регулятору для установления ей тарифа.
В определении Верховного Суда РФ от 05.02.2018 N 303-ЭС17-14909 по делу N А04-10896/2015, рассмотренному со сходными обстоятельствами, содержится вышеизложенная правовая позиция.
Определением от 21.12.2023 суд предложил сторонам провести по делу судебную экономическую экспертизу по вопросу: "Рассчитать размер тарифа на тепловую энергию для населения в 2020 - 2021 годах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" от котельных Министерства обороны Российской Федерации, находящихся по адресам: Республика Крым, Бахчисарайский район, с. Плодовое и Республика Крым, с. Перевальное, в соответствии с нормативными актами: Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Постановление Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", Приказ ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э (ред. от 18.07.2018) "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения"?"
Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым предложил рассмотреть возможность следующей формулировки вопроса для проведения судебной экспертизы: "Определить экономически обоснованный тариф для населения на тепловую энергию (мощность), поставляемую Федеральным казённым учреждением "Управление Черноморского флота" в 2020 - 2021 годах от котельных, находящихся по адресам: Республика Крым, Бахчисарайский район, с. Плодовое и Республика Крым, с. Перевальное, исходя из объема отпущенной тепловой энергии для указанной категории потребителей и фактических расходов на производство тепловой энергии, понесенных в 2020 - 2021 годах".
Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым также указал, что для определения экономически обоснованного тарифа ФКУ "Управление Черноморского флота" необходимо предоставить документальное подтверждение понесенных расходов на производство тепловой энергии на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, т.е. документы, подтверждающие несение расходов на производство тепловой энергии.
В дополнительных пояснениях от 18.01.2024 ФКУ "Управление Черноморского Флота" возразило против проведения по делу судебной экспертизы.
ФКУ "Росжилкомплекс" в пояснениях от 15.01.2024 также не согласилось на проведение судебной экономической экспертизы; дополнительно указало, что не оспаривает произведенный стороной истца результат расчета задолженности с учетом тарифов за тепловую энергию, установленных Государственным комитетом по ценам и тарифам Республики Крым для населения.
Согласно статьям 296, 298 ГК РФ в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении (хозяйственном ведении), не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление (хозяйственное ведение) имущества, поэтому собственник, передав лицу во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию (Определение Верховного Суда РФ от 19.08.2015 N 304-ЭС15- 6285).
Возражая против заявленных требований, ответчик указывает, что располагая предоставленными документами о нанимателях жилых помещений, истец вправе взыскать сумму задолженности с нанимателей помещений, а не с ответчика.
Согласно частям 1, 2, 12, 15 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а также пункту 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. При наличии управляющей организации, последняя несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должна заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.
Таким образом, жилищным законодательством в правоотношениях по энергоснабжению вводится дополнительный субъект - исполнитель коммунальных услуг, который с одной стороны - приобретает у ресурсоснабжающей организации коммунальные ресурсы, а с другой стороны - оказывает проживающим в многоквартирных жилых домах гражданам коммунальные услуги.
Кроме того, на основании частей 2, 3 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора, а у собственника жилого помещения - с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
ФКУ "Росжилкомплекс" не предоставило в материалы дела доказательства направления ФКУ "Управление Черноморского флота" сведений о заселении в порядке, установленном жилищным законодательством, служебных жилых помещений в указанных в иске жилых домах и общежитиях.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 2 информационного Письма Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ акцептом абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).
Кроме того, из информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 следует, что отсутствие письменного договора с организацией, индивидуальным предпринимателем, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности своевременно произвести оплату фактически принятой энергии.
Проанализировав вышеизложенные нормы законодательства и разъяснения, суд приходит к выводу о том, что сложившиеся между ресурсоснабжающей организацией и потребителем тепловой энергии в зданиях по адресам: военный городок N 26, общежития по ГП NN 75,76 (Республика Крым, с. Перевальное, ул. Октябрьская, д. 51 А, 51Б); военный городок N 815, жилые дома по ГП NN 1, 22, 23 (Республика Крым, г. Ялта, гора Ай - Петри); военный городок Гвард - 1, общежитие по ГП N 237 (Республика Крым, Симферопольский район, пгт. Гвардейское), военный городок N 499, жилые дома по ГП N 34, 34А, 36, 36А, 63,64,65 (Республика Крым, Бахчисарайский район, с. Плодовое), фактические отношения по передаче коммунального ресурса по присоединенной сети, следует рассматривать как договорные.
Арбитражным судом апелляционной инстанции установлено, что в указанный в иске период приказом Государственным комитетом по ценам и тарифам Республики Крым от 17.12.2020 N 48/27 были установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ФКУ "Управление Черноморского флота" и вырабатываемую котельными по адресам Республика Крым, Симферопольский район, пгт. Гвардейское, Республика Крым, г. Ялта, гора Ай-Петри.
Котельные ФКУ "Управление Черноморского флота", расположенные по адресам Республика Крым, Бахчисарайский район, с. Плодовое и Республика Крым, с. Перевальное, при формировании тарифа для ФКУ "Управление Черноморского флота" на период 2020, 2021 годы не учитывались.
Между тем период взыскания платы за поставленную тепловую энергию в вышеуказанные общежития, жилые дома и жилые помещения с 12.11.2020 по 31.12.2022.
Таким образом, на территории муниципальных образований Республики Крым с. Плодовое Бахчисарайского района и с. Перевальное отсутствовали подлежащие применению тарифы на теплоснабжение населения, что противоречит положениям Закона о теплоснабжении.
Истец и ответчик от проведения судебной экономической экспертизы по определению экономически обоснованных тарифов для населения на тепловую энергию (мощность), поставляемую ФКУ "Управление Черноморского флота" в 2020 - 2021 годах от котельных, находящихся по адресам: Республика Крым, Бахчисарайский район, с. Плодовое и Республика Крым, с. Перевальное, исходя из объема отпущенной тепловой энергии для указанной категории потребителей и фактических расходов на производство тепловой энергии, понесенных в 2020 - 2021 годах, отказались.
При не реализации сторонами права на обращение с ходатайством о проведении экспертизы по делу (часть 1 статьи 82 АПК РФ), исходя из разъяснений, содержащихся в абзаце третьем пункта 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе", оценка требований и возражений сторон осуществлена судом с учетом положений статьи 65 АПК РФ о бремени доказывания, исходя из принципа состязательности, согласно которому риск наступления последствий несовершения соответствующих процессуальных действий несут лица, участвующие в деле (часть 2 статьи 9 АПК РФ).
Таким образом, суд апелляционной инстанции рассматривает дела по имеющимся в деле доказательствам.
Определением от 06.07.2023 суд апелляционной инстанции предложил ФКУ "Управление Черноморского флота" представить справочный расчёт задолженности по тарифам, утверждённым приказом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 17.12.2020 N 48/27 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям Федерального казенного учреждение "Управление Черноморского флота" на 2021-2023 годы" по объекту "Военный городок N 26, здание по ГП N 76" за период с 16.02.2021 по 31.12.2022 и по объекту "Военный городок N 26, здание по ГП N75" за период с 01.04.2021 по 31.12.2022, а по остальным спорным объектам - за указанный в иске период.
ФКУ "Управление Черноморского флота" представило справочный расчет стоимости тепловой энергии (т. 6, л.д. 5-12):
1) военный городок Гвард-1, общежитие по ГП N 237 (Республика Крым, Симферопольский район, пгт. Гвардейское) за период с 11.10.2021 по 19.04.2022 на общую сумму 733554,29 руб.:
- октябрь 2021 года - 13864,16 руб.,
- ноябрь 2021 года - 99397,76 руб.,
- декабрь 2021 года - 51286,61 руб.,
- январь 2022 года - 147568,83 руб.,
- февраль 2022 года - 167340, 54 руб.,
- март 2022 года - 138162,29 руб.,
- апрель 2022 года - 115934,10 руб.
2) Военный городок N 815, жилые дома по ГП NN 1, 22, 23 за период с 07.10.2021 по 19.04.2022 в размере 1598388,30 руб.
Всего - в размере 2331942,59 руб.
Проверив, представленный истцом расчет стоимости тепловой энергии по тарифам утверждённым приказом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 17.12.2020 N 48/27 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям Федерального казенного учреждение "Управление Черноморского флота" на 2021-2023 годы", суд апелляционной инстанции признал его методологически и арифметически верным.
Принимая во внимание отсутствие со стороны ФКУ "Росжилкомплекс" возражений против произведенного истцом расчета задолженности с учетом тарифов за тепловую энергию, установленных Государственным комитетом по ценам и тарифам Республики Крым для населения (пояснения от 15.01.2024), и отсутствие тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую котельными по адресам: Республика Крым, Бахчисарайский район, с. Плодовое и Республика Крым, с. Перевальное, для теплоснабжения военного городка N 26, общежития по ГП NN 75,76 (с. Перевальное, ул. Октябрьская, д. 51 А, 51Б) и военного городка N 499, жилые дома по ГП N 34, 34А, 36, 36А, 63,64,65 (Бахчисарайский район, с. Плодовое), суд пришел к выводу что исковое заявление ФКУ "Управление Черноморского флота" подлежит частичному удовлетворению - на сумму 2331942,59 руб.
Исковое требование ФКУ "Управление Черноморского флота" о взыскании с ФКУ "Росжилкомплекс" долга в размере 4448582,08 руб. (6780524,67 руб. - 2331942,59 руб.) удовлетворению не подлежит.
Ввиду допущенного судом первой инстанции нарушения норм процессуального права, являющегося в силу пункта 4 части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, обжалуемое решение Арбитражного суда города Севастополя от 29.03.2023 подлежит отмене с принятием нового судебного акта о частичном удовлетворении иска ФКУ "Управление Черноморского флота", взыскании с ответчика в пользу истца долга за потребленную тепловую энергию в размере 2331942,59 руб. В удовлетворении остальной части иска ФКУ "Управление Черноморского флота" следует отказать.
В соответствии с пунктом 3 статьи 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
В соответствии с частью 5 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей.
Согласно статье 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В силу статьи 102 АПК РФ основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Истец и ответчик в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины, в соответствии с пунктом 1 статьи 110 АПК РФ. Следовательно, государственная пошлина по в связи с рассмотрением иска и апелляционной жалобы в бюджет не взыскивается.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 29.03.2023 по делу N А84-4878/2022 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Иск федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" удовлетворить частично.
Взыскать с федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1035009568736, ИНН 5047041033, 125167, г. Москва, ул. Планетная, д. 3, к. 2, этаж 1, помещ. 3) в пользу федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" (ОГРН 1149204069002, ИНН 9204508543, 299040, город Севастополь, улица Воронина, дом 2) задолженность в размере 2331942,59 руб.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Баукина |
Судьи |
А.В. Зарубин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-4878/2022
Истец: Федеральное казенное учреждение "Управление Черноморского флота"
Ответчик: Федеральное государственное автономное учреждение "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны РФ, филиал "Крымский" ФГАУ "Росжилкомплекс"
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ЦЕНАМ И ТАРИФАМ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ