г. Ессентуки |
|
20 января 2023 г. |
Дело N А15-769/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.01.2023.
Полный текст постановления изготовлен 20.01.2023.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей Егорченко И.Н., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Афанасовым К.Б., при участии в судебном заседании от заявителя - Дагестанского некоммерческого фонда "Россия - моя история. Город Махачкала" (ИНН 0572016086, ОГРН 1160571066083) - Абакаровой А.А. (по доверенности), от заинтересованного лица - Службы государственного финансового контроля Республики Дагестан (ИНН 0572027867, ОГРН 1210500002503) - Хасбулатова М.Р. (по доверенности), в отсутствие третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, надлежаще извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе посредством размещения информации о движении дела на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в открытом доступе, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Службы государственного финансового контроля Республики Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 24.10.2022 по делу N А15-769/2022,
УСТАНОВИЛ:
Дагестанский некоммерческий фонд "Россия - моя история. Город Махачкала" (далее - фонд, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Службе государственного финансового контроля Республики Дагестан (далее - Служба финансового контроля, заинтересованное лицо) о признании недействительным пункта 4 акта проверки от 20 сентября 2021 года и пункта 5 представления от 07 февраля 2022 года N 34-02-162/22.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан (далее - министерство, третье лицо).
Решением от 24.10.2022, признан недействительным пункт 5 представления Службы государственного финансового контроля от 07.02.2022 N 34-02-162/22. Суд обязал Службу государственного финансового контроля устранить нарушения прав фонда путем отзыва представления от 07.02.2022 N 34-02-162/22 без исполнения в оспоренной части (пункт 5). В части требования о признании недействительным пункта 4 акта проверки Службы государственного финансового контроля от 20.09.2021, производство по делу прекращено, в связи с отказом заявителя от требований в этой части.
Судебный акт мотивирован тем, что само по себе отсутствие приказов о проведении плановых мероприятий при наличии представленных фондом иных доказательств не может свидетельствовать о том, что такие мероприятия не проводились, и их не посещало указанное в отчете количество посетителей.
В апелляционной жалобе фонд просит отменить решение суда, ссылаясь на несоответствие содержащихся в решении выводов обстоятельствам дела и нарушение норм материального права. По мнению заинтересованного лица проведение мероприятий не нашло отражения в учете хозяйственных операций фонда, а наличие приказов является их единственным документальным подтверждением.
В отзыве фонд возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы жалобы и отзыва соответственно.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие третьего лица, извещенного о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 15.07.2021 N 58-1/21 Службой финансового контроля в отношении министерства проведена плановая выездная проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на реализацию государственной программы "Развитие жилищного строительства в Республике Дагестан" и иных непрограммных мероприятий, в том числе на финансовое обеспечение выполнения функций государственного органа и деятельности подведомственных государственных учреждений за период с января по декабрь 2020 года.
В ходе указанной проверки на основании распоряжения от 16.08.2021 N 76-р/21 проведена встречная проверка в отношении фонда.
Результаты проверки в отношении фонда отражены в акте от 20.09.2021.
В ходе проверки установлено, что в соответствии с постановлением Правительства Республики Дагестан от 21.06.2018 N 72 "Об утверждении порядка предоставления субсидий некоммерческой организации" (далее - постановление N 72) между министерством и фондом заключено Соглашение от 27.01.2020 N 03-1 о предоставлении из республиканского бюджета Республики Дагестан субсидии (имущественного взноса) в 2020 году на финансовое обеспечение затрат, связанных с обеспечением уставной деятельности, в объеме 46 317 000 руб. (далее - Соглашение)
Согласно пункту 4 акта проверки в нарушение пункта 4.3.9 Соглашения и пункта 12 постановления N 72 годовой отчет о достижении значений показателей результативности по состоянию на 01.01.2021 представлен в министерство с недостоверными сведениями о достигнутых показателях результативности, что влечет применение штрафных санкций в соответствии с пунктом 4.1.7 Соглашения в виде возврата субсидий в размере 34 845 000 руб.
По результатам проверки Службой финансового контроля министерству направлено представление от 07.02.2022 N 34-02-162/22, в пункте 5 которого требует принять меры, предусмотренные пунктом 4.1.8 Соглашения, заключенного с фондом, по возврату субсидий, так как годовой отчет о достижении значений показателей результативности Фонда на 01.01.2021 не достоверен: значения показателей результативности по двум показателям (количество проведенных массовых мероприятий и количество посетителей) не достигнуты.
Не согласившись с пунктом 5 указанного представления, фонд оспорил его в судебном порядке.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту в силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ возложено на орган или лицо, принявший данный акт.
В соответствии с пунктом 10 постановления N 72 министерство устанавливает в Соглашении значение показателя результативности использования субсидии (далее - показатель результативности), порядок, сроки и форму представления фондом отчетности о достижении показателя результативности. Показателями результативности являются: количество экспонатов основного фонда; количество проведенных массовых мероприятий; количество посетителей.
Согласно пункту 12 постановления N 72 фонд представляет министерству отчет об использовании субсидий ежеквартально в месячный срок по окончании соответствующего квартала с приложением документов, подтверждающих целевое и эффективное использование средств субсидии.
В приложении N 2 к Соглашению установлены плановые значения показателей результативности: количество экспонатов основного фонда -75; количество проведенных массовых мероприятий - 2; количество посетителей - 103 000; срок, на который запланировано достижение показателя - 30.12.2020, а в приложении N 3 содержится форма отчета о достижении значений показателей результативности.
Пунктом 4.1.8 Соглашения предусмотрено, что в случае, если получателем субсидии не достигнуты значения показателей результативности и (или) иных показателей, установленных Порядком предоставления субсидии или министерством в соответствии с пунктом 4.1.5 Соглашения, применяются штрафные санкции, рассчитываемые по форме, установленной в приложении N 5 к Соглашению.
В акте проверки (пункт 4) указано, что по годовому отчету фонда о достижении значений показателей результативности на 01.01.2021 средний процент выполнения плана по всем трем показателям составил 103%. При этом министерство не установило в Соглашении определенный конкретный перечень экспонатов, список массовых мероприятий, а фонд не приложил к годовому отчету о достижении показателей результативности документы, подтверждающие наличие экспонатов, проведение массовых мероприятий и количество посетителей.
Проверяющие также указывают, что в отчете отражено 64 проведенных мероприятий, при том, что изданы приказы лишь на проведение 15 мероприятий, что составляет 24,19 %. По отчету значение показателя результативности количества посетителей составляет 104 100 человек, а фактически 15 мероприятий (по числу изданных приказов) посетили 31 996 человек, что составляет 71,55 %.
Указанные нарушения, по мнению Службы финансового контроля, являются основанием для принятия мер, предусмотренных пунктом 4.1.8 Соглашения.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки письмом от 30.08.2021 N 265 фондов в распоряжение проверяющих по их запросу предоставлены следующие документы: сводный календарный план культурно-просветительских мероприятий Исторического парка на 2020 год в разрезе наименований мероприятий и ответственных лиц за их проведение; перечень проведенных мероприятий за 2020 год в разрезе дат проведения, наименований мероприятий, количества посетителей; статистический отчет за 2020 год по количеству посетителей экспозиций в разрезе категорий посетителей; текстовый отчет и фотоотчет по проведенным внеплановым мероприятиям; перечень экспонатов в разрезе экспозиций; приказы проведении массовых мероприятий (по наиболее значимым); информация, размещенная на странице инстаграмм "myhistory dagtstan", а также даны пояснения по способам определения количестве посетителей.
Проанализировав и оценив в совокупности и их взаимосвязи представленные фондом доказательства, суд пришел к верному выводу об их достаточности для подтверждения тех показателей результативности, отраженных в отчете фонда за 2020 год.
Само по себе отсутствие приказов о проведении плановых мероприятий при наличии представленных фондом иных доказательств не может свидетельствовать о том, что такие мероприятия не проводились, и их не посещало указанное в отчете количество посетителей.
На основании изложенного, судом первой инстанции правомерно указано на отсутствие основания для применения в отношении фонда положений пункта 4.1.8 Соглашения в связи, с чем требования пункта 5 оспариваемого представления Службы финансового контроля признано недействительным и нарушающими права и законные интересы фонда
Доводы о том, что фотоматериалы, ссылки на страницы в информационно телекоммуникационной сети интернет не позволяют достоверно определить дату и место проведения мероприятия, не соответствуют действительности, так как все посты в социальных сетях относительно мероприятий, освещали тематику мероприятия, и содержали дату публикации, изменить которую физически невозможно. Кроме того, данные фотоматериалы и публикации подтверждаются многочисленными отчетами сотрудников, служебными записками, планом мероприятий, и также частично дополнялись приказами.
Относительно довода о том что решением Тверского суда Москвы от 21.03.2022 социальная сеть Instagram признана экстремисткой, материалы по данному делу датированы 2020 годом, когда данная соц.сеть активно велась всеми государственными структурами. Кроме того распечатки с данной соц.сети предоставлялись как дополнительные (факультативные) доказательства в подтверждение тех или иных событий, а отнюдь не единственные.
В этой связи, принимая во внимание, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, апелляционный суд считает судебное решение законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 24.10.2022 по делу N А15-769/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
И.Н. Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-769/2022
Истец: ДАГЕСТАНСКИЙ НЕКОММЕРЧЕСКИЙ ФОНД "РОССИЯ - МОЯ ИСТОРИЯ. ГОРОД МАХАЧКАЛА"
Ответчик: Служба государственного финансового контроля РД
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН, СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН