г. Санкт-Петербург |
|
19 января 2023 г. |
Дело N А26-6386/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 января 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Кроликовой Д.С.
при участии:
от заявителя: Андрушко Е.В. по доверенности от 28.12.2022 (онлайн)
от заинтересованного лица: Ковалева О.В. по доверенности от 10.01.2023 (онлайн)
от 3-го лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании дело N А26-6386/2022 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, для рассмотрения дела в суде первой инстанции
по заявлению АО "Прионежская сетевая компания"
к УФАС по Республике Карелия
3-е лицо: Марттинен Н.Г.
об оспаривании постановления, представления
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Прионежская сетевая компания" (ОГРН: 1061001073242, адрес: 185013, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Новосулажгорская, 22, далее - заявитель, Общество, АО "ПСК") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (адрес: 185031, Республика Карелия, г. Петрозаводск, наб. Варкауса, 1А; далее - УФАС, Управление, антимонопольный орган) об оспаривании постановления от 28.07.2022 по делу N 010/04/9.21-399/2022, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде 850 000 руб. штрафа, а также представления от 28.07.2022 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Марттинен Н.Г. (далее - третье лицо).
Решением от 27.09.2022 суд первой инстанции в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления УФАС по Республике Карелия от 28.07.2022 по делу N 010/04/9.21-399/2022 отказал полностью.
Не согласившись с решением суда, АО "ПСК" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционный суд, установив безусловные основания для отмены решения суда, определением от 20.12.2022 перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции, назначил судебное разбирательство на 16.01.2023.
В судебном заседании представитель АО "ПСК" поддержал заявленные требования, представитель УФАС возражал против удовлетворения заявления.
Марттинен Н.Г., извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направил, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие третьего лица в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, в адрес Управления 08.06.2022 поступило заявление Марттинен Н.Г. с жалобой на действия АО "ПСК", выразившиеся в неправомерном уклонении Общества от заключения договора об осуществлении технологического присоединения, принадлежащих ему энергопринимающих устройств.
Из представленного потерпевшим заявления, следует, что заявка на подключение направлена в сетевую организацию заявителем 18.03.2022, зарегистрирована АО "ПКС" 21.03.2022 за номером 10565. 13.04.2022 Марттинен Н.Г. представил в сетевую организацию недостающие документы, которые приняты Обществом 13.04.2022 в 16 час. 52 мин.
Согласно заявке местонахождение объекта подключения: Республика Карелия, Калевальский район, 136 км. автодороги Кемь-Лонка через Калевалу (Кепа2), максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя 15 кВт, в том числе максимальная мощность ранее присоединенных установок заявителя 0 кВт, категория надежности (третья), класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется присоединение 0,4 кВ.
На момент подачи потерпевшим рассматриваемого обращения в антимонопольный орган проект договора на технологическое присоединение в его адрес не поступал.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в числе прочего являются сообщения и заявления физических и юридических лиц.
По факту нарушения сетевой организацией пунктов 15, 105 Правил технологического присоединения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861) 14.06.2022 в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и назначено проведение административного расследования). Пунктом 3 соответствующего определения антимонопольный орган обязал сетевую организацию в трехдневный срок представить документы и сведения в связи с поступившим от потерпевшего Марттинен Н.Г. заявления. Определение о возбуждении дела об административном правонарушении получено Обществом 27.06.2022.
30.06.2022 от АО "ПКС" поступило письмо N 11843 от 29.06.2022, в котором сетевая организация отказала в представлении истребуемых Управлением документов, указав, что действия по возбуждению дела об административном правонарушении и истребование в рамках данного дела сведений и документов противоречат действующему законодательству, а именно: положениям Постановления N 336, которым установлены ограничения на проведение в 2022 году контрольных (надзорных) мероприятий и проверок, в том числе в отношении юридических лиц.
14.07.2022 антимонопольным органом в отношении АО "ПКС" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ. На составлении протокола законный представитель Общества не присутствовал, извещен надлежащим образом определением от 14.06.2022, полученным 27.06.2022.
Постановлением от 28.07.2022 по делу N 010/04/9.21-399/2022 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде 850 000 руб. штрафа. На рассмотрении дела законный представитель Общества не присутствовал, извещен определением от 14.07.2022, полученным 26.07.2022.
28.07.2022 Обществу выдано Представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения N 010/04/9.21-399/2022/2889.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, АО "ПКС" обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления и представления УФАС.
Исследовав материалы дела, доводы сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований в полном объеме.
Проведение контрольных (надзорных) мероприятий и порядок их организации Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами регулируется Федеральным законом N 248-ФЗ от 31.07.2020 "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ), Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере рекламы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1073 (далее - Постановление N 1073) и Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в сферах естественных монополий и в области государственного регулирования цен (тарифов), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1088 (далее - Постановление N 1088).
Из положений вышеуказанным нормативных актов следует, что ФАС России и территориальные органы в 2022 году не проводят плановые контрольные мероприятия и проверки по всем видам государственного контроля, отнесенным к компетенции антимонопольных органов, за исключением: контроля за соблюдением законодательства в сфере осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства; государственного контроля за соблюдением законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
Внеплановые контрольные мероприятия и проверки в 2022 году, порядок организации и осуществления которых регулируются Законом N 248-ФЗ и Федеральным законом N 294-ФЗ от 26.12.2008 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", проводятся исключительно при наличии оснований, указанных в пункте 3 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора)": при наличии поручения Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации (принятого после вступления в силу Постановления N 336), Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации (принятого после вступления в силу Постановления N336 и согласованного с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации); при наличии требования прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Вместе с тем согласно пункту 9 Постановления N 336 возбуждение дела об административном правонарушении, состав которого включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля по нарушению обязательных требований оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля, допускается только в случае, предусмотренном частью 3 статьи 90 Закона N 248-ФЗ.
Требования указанного пункта Постановления N 336 в части полномочий ФАС России и территориальных органов распространяются только на осуществление видов государственного контроля, предмет которых определен Положениями NN 1073 и 1088.
Пункт 9 Постановления N 336 не запрещает возбуждение дела об административном правонарушении, в том числе в отношении субъектов естественных монополий, в случае, когда правонарушение выявлено не по итогам проведения государственного контроля, а в рамках процедуры, установленной КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в числе прочего являются сообщения и заявления физических и юридических лиц.
В развитие указанного Федеральным законом от 14.07.2022 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" статья 28.1 КоАП РФ дополнена частью 3.3, согласно которой дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 КоАП РФ, могут быть возбуждены федеральным антимонопольным органом, его территориальным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если в материалах, сообщениях, заявлениях, поступивших в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
С учетом изложенного, ограничения, предусмотренные пунктом 9 Постановления N 336, не распространяются на случаи возбуждения дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ, когда такое правонарушение выявлено не в результате осуществления государственного контроля по итогам проведенного контрольного мероприятия в соответствии с Положением N1088.
Указанное не находится в зависимости от даты внесения изменений в статью 28.1 КоАП РФ путем ее дополнения частью 3.3, поскольку в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
В рассматриваемом случае поводом для возбуждения административного дела послужило обращение заявителя Марттинен Н.Г., который административный орган посчитал достаточными, и указывающим на наличие события административного правонарушения, при этом, сетевая организация отказалась от предоставления запрашиваемой информации, которая могла бы опровергнуть доводы заявителя.
Вопреки доводам заявителя, положения пункта 9 Постановления N 336 не ограничивают право антимонопольных органов возбуждать дела об административных правонарушениях, если оценка соблюдения требований, нарушение которых образует событие правонарушения, не относится к предмету видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Законом N 248-ФЗ и Законом N 294-ФЗ.
Требования Управления о предоставлении пояснений и документов, подтверждающих отсутствие со стороны Общества нарушения Правил N 861, не относятся к осуществлению функций, реализуемых в ходе контрольных (надзорных) мероприятий, а направлялись в порядке сбора доказательств в рамках административного производства, что прямо предусмотрено положениями КоАП РФ.
Учитывая изложенное, апелляционный суд признает несостоятельными доводы заявителя об отсутствии у УФАС оснований для возбуждения в отношении Общества дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от шестисот тысяч до одного миллиона рублей (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям регламентирован Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861 (далее - Правила технологического присоединения, Правила N 861).
В силу пункта 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными н пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил N 861, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В соответствии с пунктом 15 Правил N 861 сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9,10 и 12 -14 настоящих Правил.
При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с настоящими Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. При этом сетевая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.
Особенности технологического присоединения заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2)-13(5) и 14 Правил N 861, урегулированы разделом X Правил N 861 (пункты 103-112).
Из представленных с заявлением документов следует, что Марттинен Н.Г. относится к категории заявителей, указанных в пункте 14 Правил N 861 - физические лица, направившие заявку в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.
В соответствии с пунктом 105 Правил N 861 в отношении заявителей -физических лиц сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя): условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям; счет для внесения платы (части, платы) за технологическое присоединение; технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению; инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.
В случае отсутствия у заявителя личного кабинета потребителя сетевая организация обязана его зарегистрировать и сообщить заявителю порядок доступа к личному кабинету потребителя, включая получение первоначального доступа к личному кабинету, регистрацию и авторизацию потребителя, определяемый в соответствии с едиными стандартами качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.
Из заявления следует, что по заявке заявителя сетевая организация не совершила действия по заключению договора об осуществлении технологического присоединения, что свидетельствует о нарушении Правил N 861.
В обоснование заявленных требований Общество указывает на отсутствие в материалах дела надлежащих доказательств обращения Марттинена Н.Г. с заявкой на технологическое присоединение.
Указанный довод подлежит отклонению апелляционным судом как несостоятельный. Как следует из материалов дела, Марттинен Н.Г. обратился к Обществу с заявкой на технологическое присоединение от 18.03.2022, зарегистрированной АО "ПКС" 21.03.2022 за номером 10565. 13.04.2022 Марттинен Н.Г. представил в сетевую организацию недостающие документы, которые приняты Обществом 13.04.2022 в 16 час. 52 мин. За номером 15062. Указанные обстоятельства подтверждаются распечатками статусов исполнения заявки из личного кабинета, направленной в сетевую организацию через Интернет-ресурс (л.д. 51-58).
Таким образом, факт нарушения Обществом требований пунктов 15, 105 Правил N 861 подтверждается материалами дела, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
В связи с тем, что АО "ПСК" уже привлекалось антимонопольным органом к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ (постановления по делам N 010/04/9.21-364/2021 от 14.07.2021, N 010/04/9.21-2021 от 06.08.2021, N 010/04/9.21-753/2021 от 11.01.2022, N 010/04/9.21-111/2022 от 01.04.2022), в рассматриваемом случае применению подлежит часть 2 названной статьи КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований Правил N 861 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает доказанным наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Судом не установлено существенных нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, являющихся безусловным основанием для отмены оспариваемого постановления. Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного нарушения, в материалах рассматриваемого дела не содержится.
Приняв во внимание изложенное, суд не находит оснований для квалификации правонарушения в качестве малозначительного.
Санкция части 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В рассматриваемом случае, антимонопольным органом обоснованно назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 850 000 рублей с учетом наличия отягчающий ответственность обстоятельств (пункт 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ), что соответствует целям и общим принципам назначения наказания.
При таких обстоятельствах оснований для признания незаконными и отмены постановления Управления от 28.07.2022 о наложении штрафа по делу N 010/04/9.21-399/2022, а также вынесенного в порядке статьи 29.13 КоАП РФ представления от 28.07.2022 по делу N 010/04/9.21-399/2022 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, у суда не имеется. Заявленные Обществом требования подлежат отклонению в полном объеме.
Руководствуясь частью 6.1 статьи 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27 сентября 2022 года по делу N А26-6386/2022 отменить.
В удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 28.07.2022 по делу N 010/04/9.21-399/2022, которым акционерное общество "Прионежская сетевая компания" привлечено к ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, от 28.07.2022 по делу N 010/04/9.21-399/2022 отказать полностью.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-6386/2022
Истец: АО "ПРИОНЕЖСКАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия
Третье лицо: Марттинен Никита Григорьевич