город Томск |
|
20 января 2023 г. |
Дело N А03-12328/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 января 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чикашовой О.Н.,
судей Аюшева Д.Н.,
Назарова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кирсановым В.С., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (N 07АП-11769/2022) Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края на решение от 10.11.2022 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-12328/2022 (судья А.Н. Винникова) по исковому заявлению акционерного общества "Сетевая компания Алтайкрайэнерго" (656002, Алтайский край, город Барнаул, улица Воровского, 163, ОГРН 1102224005718, ИНН 2224143922) к министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края (656049, Алтайский край, город Барнаул, улица Чкалова, 230, ИНН 2225145231, ОГРН 1132225020344) об обязании согласовать размещение объекта на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности без предоставления земельных участков или сервитутов для строительства ЛЭП10 кВ, КТП-10/0,4 кВ в целях электроснабжения водонапорной станции по адресу: Алтайский край, Егорьевский район, Новоегорьевский сельсовет, Лебяжинское лесничество, Курортное участковое лесничество, для технологического присоединения энергопринимающих устройств МКП "Мираж" в рамках договора от 08.02.2022 N 237/22-01,
без участия лиц, участвующих в деле, (извещены),
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Сетевая компания Алтайкрайэнерго" (далее - АО "СК Алтайкрайэнерго", истец) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края, г. Барнаул (далее - Министерство, Минприроды Алтайского края, ответчик) об обязании согласовать размещение объекта на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности без предоставления земельных участков или сервитутов для строительства ЛЭП-10 кВ, КТП-10/0,4 кВ в целях электроснабжения водонапорной станции по адресу: Алтайский край, Егорьевский район, Новоегорьевский сельсовет, Лебяжинское лесничество, курортное участковое лесничество, для технологического присоединения энергопринимающих устройств МКП "Мираж" в рамках договора от 08.02.2022 N 237/22-01.
Решением от 10 ноября 2022 года Арбитражного суда Алтайского края требования истца удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, Минприроды Алтайского края обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы, ответчик указал на то, что Постановлением Правительства Алтайского края от 31.10.2022 N 396 "Об утверждении Порядка размещения объектов на лесных участках в составе земель лесного фонда без их предоставления и установления сервитутов, публичного сервитута на территории Алтайского края и внесении изменения в постановление Администрации Алтайского края от 02.07.2015 N 266" (далее - Постановление N 396) внесены изменения в постановление Администрации Алтайского края от 02.07.2015 N 266 о том, что он не распространяется на правоотношения, связанные с размещением объектов на лесных участках в составе земель лесного фонда без предоставления сервитута.
Истец в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации (далее - АПК РФ) представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором с доводами и требованиями апеллянта не согласился, просил оставить обжалуемое решение суда первой инстанции без изменения.
Определением от 13.12.2022 апелляционная жалоба Минприроды Алтайского края принята к производству, назначено судебное заседание на 12 января 2023 года.
12.01.2023 стороны извещены о переносе судебного заседания по причине проведения в здании суда проверочных мероприятий правоохранительными органами по сообщению о заминировании здания на 17 января 2023 года в 09 час. 35 мин.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей не обеспечили.
В порядке части 6 статьи 121, части 1, 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу при имеющейся явке.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва на нее, проверив в порядке статьи 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд не нашел оснований для его отмены или изменения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 08.02.2022 между АО "СК Алтайкрайэнерго" (сетевая организация) и муниципальным казенным предприятием Егорьевского района "Мираж" (заявитель) заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N 237/22-01 (представлен в электронное дело 17.08.2022).
В рамках осуществления мероприятий комиссией в составе сотрудника АО "СК Алтайкрайэнерго", сотрудников Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края 30.06.2022 проведен осмотр земельного участка, расположенного в Егорьевском районе Алтайского края, защитные леса, защитные полосы лесов, расположенных вдоль железнодорожных дорог и автомобильных дорог, Лебяжинское лесничество Курортное участковое лесничество лесной квартал N 75 части лесотаксационных выделов N 23, N 24, N 3 28, N 30, N 31, N 33, N35, 39, лесной квартал N 81 части лесотаксационных выделов N 8, N10, N 14, N 13, N 18, N 19, N 28, N 29, лесной квартал N 84 части лесотаксационных выделов N 2, N 4, N 12, N 15, N 16, N 17, N 20, N27, N 28, N 52, лесной квартал N 85 части лесотаксационных выделов N 15, N 21, N 22, N 26, N 33, N 39, лесной квартал N 98 части лесотаксационных выделов N 3, N 12, N 13, N 21, квартал N 126 лесотаксационный выдел N 5, лесной квартал N 127 части лесотаксационных выделов N 1, N 7, N 11, лесной квартал N 132 части лесотаксационных выделов N 3, N 7, N 12, N 17, N 25, по результатам которого принято решение о возможности согласовать с администрацией Егорьевского района Алтайского края выбор лесного участка в пределах земель лесного фонда Курортного участкового лесничества Лебяжинского лесничества управления лесами Минприроды Алтайского края, испрашиваемого для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов: строительство водозабора и развитие сетей водоснабжения в с. Новоегорьевское Егорьевского района Алтайского края (л.д.14-16).
На основании чего, письмом от 19.07.2022 N СК/1863-исх АО "СК Алтайкрайэнерго" в адрес Министерства направлен проект согласования размещения линейного объекта (л.д. 18).
Согласно письму Минприроды Алтайского края от 22.07.2022 N 24/п/9674 в согласовании размещения линейного объекта отказано по причине отсутствия у ответчика разработанного порядка размещения объектов на земельных участках без предоставления земельных участков и установления сервитутов (л.д.19).
Посчитав отказ ответчика несостоятельным и направленным на необоснованное затягивание процесса технологического присоединения энергопринимающих устройств МКП "Мираж" к электрическим сетям АО "СК Алтайкрайэнерго", последний обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Гражданские права и обязанности могут возникать, в частности, из договоров и иных сделок.
В силу пункта 1 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.
Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 5 статьи 45 ЛК РФ).
Приказом Минприроды России от 10.07.2020 N 434 утверждены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и перечень случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута (далее - Правила N 434).
Пунктом 3.1 Правил N 434 предусмотрено, что в случае, предусмотренном подпунктом "д" пункта 3 Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесных участков, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута согласно приложению 2 к настоящему приказу, использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Согласно указанному подпункту "д" использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации, в том числе при капитальных и текущих ремонтах линейных объектов, осуществляется без предоставления лесных участков, установления сервитута, публичного сервитута в том числе в случае размещение линейных объектов, предусмотренных пунктами 1, 5, 6, 11 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 (далее - Постановление N 1300).
В пункте 5 Постановления N 1300 указано на линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Таким образом, использование лесов для размещения указанных в пункте 5 Постановления N 1300 объектов осуществляется в соответствии со статьей 39.36 ЗК РФ, без предоставления лесных участков.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 Правительством администрации Алтайского края от 02.07.2015 N 266 утвержден Порядок размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов и публичного сервитута (далее - Порядок N 266).
На основании абзаца четвертого пункта 9 Порядка N 266 Министерством строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края приказом от 16.10.2017 N 488 утверждена форма акта размещения объекта на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута и порядка его согласования (далее - Приказ N 488).
В соответствии с пунктом 3 Порядка N 266 размещение объектов осуществляется на основании решения о согласовании размещения объекта органом местного самоуправления: муниципального, городского округа в отношении земельных участков, расположенных соответственно на территории муниципального, городского округа; городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории городского поселения; муниципального района в отношении земельных участков, расположенных в границах сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, за исключением случая, предусмотренного в подпункте "г" пункта 3 Порядка N 266; сельского поселения в отношении земельных участков, находящихся в собственности сельских поселений.
Решение о согласовании размещения объекта выдается на основании заявления заинтересованного лица, поданного в уполномоченный орган. Оформление решения о согласовании размещения объекта осуществляется без взимания платы.
Пунктами 6 и 7 Порядка N 266 установлен порядок заполнения заявления, с которым необходимо обратиться заинтересованному лицу в адрес уполномоченного органа за согласованием размещения объекта, а также список документов, прилагаемых к такому заявлению.
Пунктом 11 Порядка N 266 предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в согласовании размещения объекта (заявление и документы к нему поданы с нарушением требований, установленных пунктами 6, 7 Порядка N 266; в заявлении указан вид объекта, не предусмотренный Перечнем N 1300; начаты работы по предоставлению на торгах либо без проведения торгов земельного участка, в отношении которого подано заявление о согласовании размещения объекта, в том числе поданы заявления о заключении соглашения об установлении сервитута, публичного сервитута о заключении соглашения о перераспределении земельных участков, о выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеются решения о проведении аукциона, об утверждении схемы расположения земельного участка, о предварительном согласовании предоставления земельного участка или предварительном согласовании места размещения объекта, заключено соглашение об установлении сервитута, публичного сервитута в отношении земельного участка, имеется согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков; земельный участок (часть земельного участка), находящийся в государственной или муниципальной собственности, в отношении которого подано заявление о согласовании размещения объекта, предоставлен физическому или юридическому лицу; наличие ранее принятого решения о согласовании размещения объекта на землях или земельных участках, на которых планируется размещение объектов; размещение такого объекта не допускается в соответствии с документами территориального планирования, документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки, правилами благоустройства и иными нормативными правовыми актами).
Решение о согласовании размещения объекта выдается на основании заявления заинтересованного лица, поданного в уполномоченный орган (пункт 3 Порядка N 266). При этом данный пункт Порядка N 266 предусматривает выдачу разрешений о согласовании размещения объектов органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Согласно пункту 10.1 статьи 1 ГрК РФ линейным объектом являются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Согласно пункту 1 технических условий, приложения к договору об осуществлении технологического присоединения от 08.02.2022 N 237/22-01 мероприятиями, обязательными для АО "СК Алтайкрайэнерго" являются: необходимость замены опоры N 32 ВЛ-10 кВ Л-32-9 определить при проектировании; строительство ЛЭП-10 кВ от опоры N 132 ВЛ-10 кВ Л-32-9 до РУ-10 кВ проектируемой КТП-10/0,4 кВ; марку, сечение и способ прокладки линии определить при проектировании; установка КТП-10/0,4 кВ, тип и мощность которой определить при проектировании; установка в РУ-0,4 кВ на отходящих фидерах проектируемой КТП-10/0,4 кВ электронных приборов учета.
Исходя из системного толкования указанных понятий и норм лесного законодательства, следует, что ни планируемая сетевой организацией к строительству ЛЭП, ни планируемая к установке КТП не являются объектами капитального строительства и могут быть возведены и эксплуатироваться на спорной территории, следовательно, отказ в согласовании АО "СК Алтайкрайэнерго" со ссылкой на статью 114 ЛК РФ является необоснованным.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования в заявленном объеме.
Правовой подход подтверждается судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.09.2022 по делу N А03-14752/2021).
Указание апеллянта на Постановление N 396, действующее на дату вынесения обжалуемого решения и не распространение его действий на правоотношения, связанные с размещением объектов на лесных участках в составе земель лесного фонда без их предоставления и установления сервитутов, публичного сервитута на территории Алтайского края, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку как указал Конституционный Суд РФ, общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие. Вместе с тем законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу (Определение Конституционного Суда РФ от 18.01.2005 N 7-О).
Действие Постановления N 396 распространяется на правоотношения, возникшие после 31.10.2022.
Таким образом, на дату направления письма Минприроды Алтайского края от 22.07.2022 N 24/п/9674 об отказе в согласовании размещения линейного объекта действовал Порядок N 266; его применение судом первой инстанции является обоснованным.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были бы предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу, в связи с чем признаются несостоятельными.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
По правилам статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 10 ноября 2022 года Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-12328/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края (ИНН 2225145231, ОГРН 1132225020344) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
О.Н. Чикашова |
Судьи |
Д.Н.Аюшев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-12328/2022
Истец: АО "Сетевая компания Алтайкрайэнерго"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края