город Ростов-на-Дону |
|
02 марта 2024 г. |
дело N А32-53644/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 марта 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барановой Ю.И.,
судей Величко М.Г., Шапкина П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Матвейчук А.Д.,
при участии:
от заявителя посредством веб-конференции - представитель Данилин М.Д. по доверенности от 10.06.2022;
от заинтересованных лиц - представители не явились, извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы КФХ Литвяковой Марины Николаевны
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 15.12.2023 по делу N А32-53644/2022 по заявлению главы КФХ Литвяковой Марины Николаевны к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края; Администрации Краснодарского края при участии третьего лица администрация муниципального образования Нововеличковское сельское поселение в составе муниципального образования Динской район; Администрация муниципального образования Динской район о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Литвякова Марина Николаевна (далее - глава КФХ Литвякова М.Н.) обратилась с заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) и администрации Краснодарского края, в котором просила следующее (уточненное заявление в порядке ст. 49 АПК РФ):
- признать решение департамента имущественных отношений Краснодарского края от 16.09.2022 N 52-32-15-39003/22 об отказе в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов с кадастровым номером 23:07:0104002615 незаконным;
- обязать департамент имущественных отношений Краснодарского края в течение одного месяца с даты вступления решения суда по настоящему делу в законную силу совершить в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:07:0104002:15 все действия, предусмотренные статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Определением от 10.11.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены администрация муниципального образования Нововеличковское сельское поселение в составе муниципального образования Динской район, администрация муниципального образования Динской район.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.12.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано. Индивидуальному предпринимателю главе КФХ Литвяковой Марине Николаевне возвращена излишне уплаченная государственная пошлина по заявлению в размере 2 700 руб.
Не согласившись с указанным судебным актом, глава КФХ Литвякова М.Н. обжаловала его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию заявителя с выводом суда первой инстанции о том, что реестровая ошибка при формировании участка с кадастровым номером 23:07:0104000:125, не свидетельствует о реестровой ошибке в границах земельного участка с кадастровым номером 23:07:0104002:15. Апеллянт указывает на то, что участки смежные и исправление реестровой ошибки на одном участке (где здание частично оказалось на смежном участке ДИОКК), не может не отразиться на смежном.
В судебное заседание заинтересованные лица, третье лицо, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку не обеспечили. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Через канцелярию суда поступил отзыв администрации на апелляционную жалобу.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, глава КФХ не является правообладателем земельного участка с кадастровым номером 23:07:0104002:15 на праве аренды, ранее спорный земельный участок по договору аренды не использовала.
Требования главы КФХ основаны на положениях подпункта 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления, в том числе, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса, в случае поступления заявления крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий двадцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, муниципального округа или городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Глава КФХ обратилась в департамент с заявлением о предоставлении в аренду без торгов земельного участка с кадастровым номером 23:07:0104002:15 для осуществления крестьянским хозяйством его деятельности на основании подпункта 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса.
В письме от 16.09.2022 N 52-32-15-39003/22 департамент отказал в предоставлении земельного участка в аренду без торгов, поскольку без торгов участок предоставляется только после опубликования извещения о предоставлении земельного участка при отсутствии заявок от иных лиц. Кроме того, на участке расположена часть кирпичного здания, что подтверждается актом обследования ГКУ КК "Кубаньземконтроль".
Исследовав материалы дела повторно, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверив в порядке статей 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
3. В случае, если земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка и схема расположения земельного участка представлена в форме электронного документа, схема расположения земельного участка прилагается к извещению, размещенному на официальном сайте и на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4. Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
5. Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из перечисленных действий:
1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю. В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", срок принятия указанного решения может быть продлен не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Об отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, поступивших в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, и о продлении срока принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя.
6. Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.
7. В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка".
Таким образом, статьей 39.18 Земельного кодекса установлен специальный порядок предоставления земельных участков гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности. Исходя из приведенных выше положений статьи 39.18 Земельного кодекса земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления его деятельности без проведения аукциона на основании предоставленного им заявления при условии, что это крестьянское (фермерское) хозяйство является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок. При этом наличие иных лиц, заинтересованных в приобретении прав на этот земельный участок и подавших заявление о намерении участвовать в аукционе, является основанием для проведения конкурентных процедур - аукциона на право заключения договора аренды земельного участка. Извещение о предоставлении земельного участка подлежит размещению не только на официальном сайте уполномоченного органа в сети Интернет и опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов по месту нахождения земельного участка, но также и размещению на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка в аренду в порядке публичной процедуры, установленной статьей 39.18 Земельного кодекса, изложены в пункте 8 статьи 39.15 и в статье 39.16 Земельного кодекса (подпункт 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса).
При наличии оснований, которые указаны в пункте 8 статьи 39.15 и в статье 39.16 Земельного кодекса, уполномоченный орган не публикует извещение о предоставлении земельного участка, как об этом указано в подпункт 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса, а принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка.
Пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса".
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что у главы КФХ отсутствовало право требовать предоставления ей земельного участка в аренду без соблюдения указанной публичной процедуры и проведения торгов.
Статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации установлены закрытый перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов.
В том числе, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства;
Из материалов дела следует, что определением от 07.06.2023 суд обязал стороны провести совместно с ГКУ КК "Кубаньземконтроль" совместное обследование земельного участка и проверить нахождение на этом участке объекта капитального строительства.
В соответствии с актом обследования N 243 от 05.07.2023, подготовленного ГКУ КК "Кубаньземконтроль" при участии представителя главы КФХ, в северо-восточной части земельного участка с кадастровым номером 23:07:0104002:15 на площади 737,71 кв. м расположена часть кирпичного здания, принадлежность не установлена. Нахождение на части земельного участка объекта площадью 737,71 кв. м отражено на ситуационном плане и фототаблице к указанному акту обследования. Из фототаблицы видно, что на части спорного земельного участка расположено кирпичное строение (его часть).
В соответствии с представленным в материалы дела заключением кадастрового инженера - начальника отдела ГБУ КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" по Красноармейскому району от 22.08.2023, составленным по заявлению главы КФХ, по результатам выезда на земельный участок для определения границ в натуре на основании сведений (координат поворотных точек), имеющихся в выписке из ЕГРН, было выявлено пересечение границ земельного участка с кадастровым номером 23:07:0104002:15 с существующим строением площадью 1500 кв. м. Данное строение большей частью (850 кв. м) расположено на земельном участке с кадастровым номером 23:07:0104000:125. Кадастровым инженером сделано предположение, что при постановке границ земельного участка с кадастровым номером 23:07:0104000:125 была допущена реестровая ошибка в определении координат поворотных точек.
Таким образом, данным заключением кадастрового инженера подтверждается правильность составленных ГКУ КК "Кубаньземконтроль" актов обследования, установивших нахождение на участи испрашиваемого земельного участка части здания, которое главе КФХ не принадлежит.
В соответствии с п. 24 ст. 39.16 ЗК РФ границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости.
Поскольку на части спорного земельного участка с кадастровым номером 23:07:0104002:15 фактически расположена часть здания, занимающая часть спорного земельного участка свыше 700 кв. м, данный земельный участок в таком виде не может быть предметом публичной процедуры по предоставлению его в аренду главе КФХ для деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства. Собственник соответствующего объекта недвижимости имеет исключительное право на часть земельного участка, занятую принадлежащим ему зданием, и распоряжение спорным земельным участком в существующем его состоянии будет незаконным, поскольку нарушит это исключительное право собственника объекта недвижимости на земельный участок под зданием. Спорный земельный участок фактически обременен объектом недвижимости, не принадлежащим главе КФХ, и в таком виде земельный участок не может быть предметом действительного договора аренды. Департамент не может быть понужден к проведению публичной процедуры предоставления в аренду земельного участка, занятого объектом недвижимости, который не принадлежит заявителю.
Из заключения кадастрового инженера, представленного в материалы дела и выполненного по заявлению главы КФХ, не следует, что в сведениях о границах земельного участка с кадастровым номером 23:07:0104002:15 присутствует реестровая ошибка, повлекшая ошибочное включение в состав участка здания, расположенного на смежном участке.
Напротив, в заключении кадастрового инженера от 22.08.2023 содержится предположение о том, что реестровая ошибка была допущена в определении координат поворотных точек при постановке границ земельного участка с кадастровым номером 23:07:0104000:125, то есть смежного со спорным земельного участка.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что у департамента имелось законное основание для принятия оспариваемого решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов (подпункт 2 пункта 1 статьи 39.18, пункты 4, 5 статьи 39.16 Земельного кодекса).
Данным заключением кадастрового инженера подтверждается правильность составленных ГКУ КК "Кубаньземконтроль" актов обследования, установивших нахождение на участи испрашиваемого земельного участка части здания, которое главе КФХ не принадлежит.
Собственник данного объекта имеет преимущественное право на предоставление в аренду земельного участка. В результате предоставления спорного земельного участка в аренду заявителю собственник объекта недвижимости будет лишен возможности реализации своего исключительного права на приобретение земельного участка под объектами недвижимости.
Таким образом, отказ департамента от 16.09.2022 N 52-33-15-39003/22 соответствует нормам действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем, отсутствует совокупность условий, необходимых для признания решения государственного органа незаконным.
По вышеизложенным основаниям апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.12.2023 по делу N А32-53644/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу постановления арбитражного суда.
Председательствующий |
Ю.И. Баранова |
Судьи |
М.Г. Величко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-53644/2022
Истец: Волосенков Алексей Михайлович, глава крестьянского (фермерского) хозяйства Литвякова Марина Николаевна, Литвякова М Н
Ответчик: Администрации муниципального образования город-курорт Анапа, Администрация Краснодарского края, Департамент имущественных отношений КК, Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Третье лицо: Администрация муниципального образования Динской район, Администрация муниципального образования Нововеличковское Сельское поселение в составе муниципального образования Динской район