г. Самара |
|
20 января 2023 г. |
Дело N А65-26270/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 января 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Харламова А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Туфатулиной И.В.,
при участии в судебном заседании:
от АО "Водопроводно-канализационное и энергетическое хозяйство" - не явился, извещено,
от МКУ "Исполнительный комитет города Нижнекамска" - не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18.01.2023 апелляционную жалобу АО "Водопроводно-канализационное и энергетическое хозяйство" на определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.12.2022 по делу N А65-26270/2022 (судья Гилялов И.Т.),
по заявлению Акционерного общества "Водопроводно-канализационное и энергетическое хозяйство" (ОГРН 1031619001325, ИНН 1651035245), г. Нижнекамск,
к Муниципальному казенному учреждению "Исполнительный комитет города Нижнекамска" (ОГРН 1061651000531, ИНН 1651044881), г. Нижнекамск,
о признании недействительным постановления,
УСТАНОВИЛ:
АО "Водопроводно-канализационное и энергетическое хозяйство" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к МКУ "Исполнительный комитет г. Нижнекамска, в котором в соответствии с положениями гл. 24 АПК РФ просило:
-признать недействительным Постановление от 18.03.2013 N 36 "Об утверждении схемы теплоснабжения г. Нижнекамска".
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.10.2022 в порядке, предусмотренном ст. 51 АПК РФ, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, был привлечен Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам.
В материалы дела АО "Водопроводно-канализационное и энергетическое хозяйство" представило письменные Дополнения и уточнения требований" от 22.12.2022, согласно которым данное акционерное общество просит:
-признать недействительным Постановление Исполнительного комитета г. Нижнекамска от 01.07.2022 N 169а "О внесении изменений в Постановление Исполнительного комитета г. Нижнекамска от 18.03.2013 года N 36 "Об утверждении схемы теплоснабжения г. Нижнекамска Республики Татарстан".
Как указано в определении Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.12.2022 по делу N А65-26270/2022 "Судом ходатайство удовлетворено, уточнение реквизитов оспариваемого Постановления принято, дополнения приобщены к материалам дела".
В соответствии с определением от 27.12.2022 по делу N А65-26270/2022 Арбитражный суд Республики Татарстан определил:
-передать дело N А65-26270/2022 в Верховный Суд Республики Татарстан для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.
Не согласившись с указанным судебным актом суда первой инстанции АО "Водопроводно-канализационное и энергетическое хозяйство" обратилось с апелляционной жалобой в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит:
-определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.12.2022 по делу N А65-26270/2022 отменить и направить вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В соответствии с ч. 2 ст. 272 АПК РФ, апелляционные жалобы на определения арбитражного суда первой инстанции, за исключением случаев, предусмотренных АПК РФ, рассматриваются судьей арбитражного суда апелляционной инстанции единолично.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке гл. 34 АПК РФ, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции усматривает основания для удовлетворения апелляционной жалобы АО "Водопроводно-канализационное и энергетическое хозяйство" и отмены обжалуемого судебного акта.
Из содержания обжалуемого судебного акта следует, что суд первой инстанции исходя из положений ст.ст. 3, 27, 29 АПК РФ, ст. 4 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в РФ", Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Постановлений Конституционного Суда РФ от 17.11.1997 N 17-П и от 31.03.2015 N 6-П, утратившего силу с 24.12.2018 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", Постановления Правительства РФ от 22.02.2012 N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения" пришел к выводу о том, что оспариваемое АО "Водопроводно-канализационное и энергетическое хозяйство" в рамках настоящего дела Постановление Исполнительного комитета г. Нижнекамска от 01.07.2022 N 169а "О внесении изменений в Постановление Исполнительного комитета г. Нижнекамска от 18.03.2013 года N 36 "Об утверждении схемы теплоснабжения г. Нижнекамска Республики Татарстан" является нормативным правовым актом обжалование которого возможно только в суде общей юрисдикции.
При рассмотрении апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с п. 20 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ), схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и утверждаемый правовым актом, не имеющим нормативного характера, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством РФ на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения (далее - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения), или органа местного самоуправления.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 6 и ч. 3 ст. 23 Закона N 190-ФЗ органы местного самоуправления наделены полномочиями по утверждению и актуализации схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек.
Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 года N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработке и утверждения", установлены требования к схемам теплоснабжения и требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения (далее - Требования).
В соответствии с п. 2 Требований, проект схемы теплоснабжения (проект актуализированной схемы теплоснабжения) разрабатывается уполномоченными органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее - органы местного самоуправления), уполномоченными органами исполнительной власти городов федерального значения (далее - органы исполнительной власти городов федерального значения), юридическими лицами либо совместно органами местного самоуправления или органами исполнительной власти городов федерального значения и юридическими лицами (далее - ответственные лица) по решению ответственных лиц.
Согласно подп. а) п. 3 Требований, схема теплоснабжения (актуализированная схема теплоснабжения) утверждается главой местной администрации городского поселения, главой местной администрации городского округа - в отношении городских поселений, городских округов с численностью населения, составляющей менее 500 тыс. человек.
В соответствии с п. 26 Требований, с учетом поступивших замечаний и предложений, а также итогового документа (протокола) публичных слушаний в течение 7ми рабочих дней со дня размещения указанного итогового документа (протокола) на официальном сайте и при условии соблюдения срока, предусмотренного п. 38 настоящего документа, в установленном порядке, глава местной администрации городского поселения, глава местной администрации городского округа с численностью населения, составляющей менее 500 тыс. человек, глава местной администрации муниципального района (в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта РФ) принимает одно из следующих решений:
-утверждает схему теплоснабжения (актуализированную схему теплоснабжения) с учетом особенностей, указанных в разделе II настоящего документа;
-продлевает (однократно) срок рассмотрения проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) не более чем на 30ть календарных дней (при необходимости), за исключением случая разработки проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) в переходный период в ценовых зонах теплоснабжения;
-возвращает (однократно) соответствующий проект на доработку. При этом срок доработки проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) не может быть более 60ти календарных дней со дня принятия решения о его возврате на доработку.
Орган местного самоуправления утверждает актуализированную схему теплоснабжения постановлением, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
В обжалуемом судебном акте суд первой инстанции указал, что заявленные АО "Водопроводно-канализационное и энергетическое хозяйство" требования о признании недействительным Постановления Исполнительного комитета г. Нижнекамск от 01.07.2022 N 169а "О внесении изменений в Постановление Исполнительного комитета г. Нижнекамска от 18.03.2013 года N 36 "Об утверждении схемы теплоснабжения г. Нижнекамска Республики Татарстан"" носит нормативный характер, целью которого является внесение изменений в нормативный правовой акт - Постановление Исполнительного комитета г. Нижнекамска от 18.03.2013 N 36 "Об утверждении схемы теплоснабжения г. Нижнекамска", вынесено Исполнительным комитетом в пределах установленной компетенции, обладает признаками нормативного правового акта, поскольку принято во исполнение вышеуказанных норм права, затрагивает права лиц. поименованных в нем, так и прав иных лиц, круг которых не определен.
При этом суд первой инстанции определяя признаки нормативного акта ссылается на Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", которое утратило силу в связи с изданием Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 года N50.
Суд апелляционной инстанции установил, что из заявления АО "Водопроводно-канализационное и энергетическое хозяйство" и письменных Дополнений и уточнения требований" от 22.12.2022 следует, что в своих требованиях о признании недействительным Постановление Исполнительного комитета г. Нижнекамска от 01.07.2022 N 169 "О внесении изменений в Постановление Исполнительного комитета г. Нижнекамска от 18.03.2013 года N 36 "Об утверждении схемы теплоснабжения г. Нижнекамска Республики Татарстан" исходило из того, что принятое этим Постановлением актуализированная на 2023 год схема теплоснабжения г. Нижнекамска нарушает права и законные интересы данного акционерного общества "в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, т.к. актуализированная на 2023 год схема теплоснабжения г. Нижнекамска утверждена в новой редакции без доработки и исправления замечаний.
Кроме того, Закон N 190-ФЗ в п. 20 ст. 2 прямо указал, что схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и утверждаемый правовым актом, не имеющим нормативного характера, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством РФ на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения (далее - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения), или органа местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о неподсудности данного спора арбитражному суду надлежит признать ошибочным.
При принятии настоящего постановления суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что аналогичные дела с тем же предметом спора рассматриваются именно арбитражными судами, о чем свидетельствуют, соответственно: Определения Верховного Суда РФ, соответственно: от 08.12.2021 N 306-ЭС21-24010, от 13.09.2017 N 309-ЭС17-8472, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30.11.2022 N Ф06-26288/2022 по делу N А55-33751/2021, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2022 по делу N А55-33751/2021
Согласно п. 2 ч. 4 ст. 272 АПК РФ арбитражный суд по результатам рассмотрения жалобы на определение арбитражного суда первой инстанции вправе отменить определение арбитражного суда первой инстанции и направить вопрос на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При таких обстоятельствах, предусмотренных законом оснований для "передачи дела N А65-26270/2022 в Верховный Суд Республики Татарстан для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом" по основанию неподсудности спора арбитражному суду в данном конкретном случае у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем, определение подлежит отмене, с направлением вопроса на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.12.2022 по делу N А65-26270/2022 отменить.
Направить вопрос на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в месячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Судья |
А.Ю. Харламов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-26270/2022
Истец: АО "Водопроводно-канализационное и энергетическое хозяйство", г.Нижнекамск
Ответчик: Муниципальное казенное учреждение "Исполнительный комитет города Нижнекамска", г.Нижнекамск
Третье лицо: 11ААС, Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам, г.Казань