г. Киров |
|
20 января 2023 г. |
Дело N А28-5508/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 января 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Устюжанинова В.А.,
судей Ившиной Г.Г., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Подлевских А.Г.
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс" на решение Арбитражного суда Кировской области от 27.10.2022 по делу N А28-5508/2022
по заявлению публичного акционерного общества "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350; ИНН 6315376946)
к Государственной жилищной инспекции Кировской области (ОГРН 1024301334089; ИНН 4345049124)
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - заявитель, ПАО "Т Плюс", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Кировской области (далее - ответчик, Инспекция, надзорный орган) от 09.03.2022 N 20/Ц/55/2022П.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 27.10.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "Т Плюс" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
В жалобе Общество, оспаривая выводы, содержащиеся в акте проверки Инспекции, указывает, что оно выполнило перерасчет платы в соответствии с пунктом 4 Приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354). Заявитель считает, что по смыслу этой нормы перерасчет производится лишь за отсутствие горячего водоснабжения в период после допустимой продолжительности проведения ежегодных ремонтных и профилактических работ (14 дней), который не подлежит учету при перерасчете платы в связи с отсутствием такой коммунальной услуги.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 05.12.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 06.12.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении жалобы.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в связи поступлением 08.02.2022 обращения жителя многоквартирного дома N 15/1 по ул. Центральной п. Ганино в г. Кирове о ненадлежащем начислении платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению и.о. заместителя начальника Инспекции принято решение от 10.02.2022 N Ц/55/2022 о проведении документарной проверки в отношении ПАО "Т Плюс".
Инспекцией установлено, что квартира N 84 в указанном доме индивидуальным прибором учета горячей воды не оборудована, в период с 13.07.2021 по 18.09.2021 в доме отсутствовало горячее водоснабжение в связи с проведением гидравлических испытаний и устранением дефектов на теплотрассе. ПАО "Т Плюс", несмотря на отсутствие в июле - сентябре 2021 г. коммунальной услуги по горячему водоснабжению, уменьшение платы за эту услугу по квартире N 84 не произвело (платежные документы, подтверждающие перерасчет (снижение) платы, не представлены). С учетом этого Инспекция пришла к выводу о нарушении Обществом требований части 4 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктов 98, 150 Правил N 354, пункта 4 Приложения N 1 к Правилам N 354. Результаты проверки оформлены актом от 09.03.2022 N 20/Ц/55/2022А.
С целью устранения выявленного нарушения 09.03.2022 Инспекцией Обществу выдано предписание, в котором указано срок до 11.05.2022 произвести перерасчет (снижение) платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению за июль - сентябрь 2021 г. собственникам (нанимателям) квартиры N 84 названного многоквартирного дома.
Не согласившись с предписанием, ПАО "Т Плюс" обратилось в Арбитражный суд Кировской области с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленного требования отказал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ действия, решения (ненормативные правовые акты) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными (недействительными), если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В настоящем деле оспариваемое Обществом предписание вынесено органом государственного жилищного надзора по итогам проведенной в отношении него внеплановой документарной проверки. Данное предписание оценивается арбитражным судом на момент его вынесения.
Проанализировав обстоятельства дела по правилам статьи 71 АПК РФ в совокупности с правовым регулированием рассматриваемых отношений, суд апелляционной инстанции признает обоснованным вывод суда о наличии установленного Инспекцией нарушения Обществом требований жилищного законодательства и, как следствие, оснований для выдачи предписания.
В соответствии с частью 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).
Согласно части 4 статьи 157 ЖК РФ при предоставлении коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, и (или) с нарушением качества осуществляется изменение размера платы за такие услуги в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Раздел IX Правил N 354 определяет случаи и основания изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальных услуг для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов.
Согласно пункту 98 Правил N 354 при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги (пункт 150 Правил N 354).
Требования к качеству коммунальных услуг приведены в Приложении N 1 к Правилам N 354, пункт 4 которого предусматривает бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в течение года.
Согласно этой норме допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд; продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09). За каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва подачи горячей воды, исчисленной суммарно за расчетный период, в котором произошло указанное превышение, размер платы за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, с учетом положений раздела IX Правил.
Согласно пункту 5.1.15 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, ремонт тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления следует производить одновременно в летнее время. Рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения, - 14 дней. В каждом конкретном случае продолжительность ремонта устанавливается органами местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что горячее водоснабжение в спорном доме отсутствовало в июле - сентябре 2021 г. в связи с проведением гидравлических испытаний и устранением дефектов на теплотрассе.
Инспекцией при проведении проверки установлено, что при отсутствии горячего водоснабжения в доме ПАО "Т Плюс" не произвело перерасчет (уменьшение) платы за коммунальную услугу по квартире N 84 дома. Доказательства перерасчета (платежные документы) Обществом при проведении проверки не представлены, в пояснениях от 24.02.2022 последнее указало, что такой перерасчет не производило, что позволило надзорному органу прийти к обоснованному выводу о нарушении заявителем требований пунктов 98, 150 Правил N 354, пункта 4 Приложения N 1 к Правилам N 354.
С учетом изложенного у Инспекции имелись необходимые и достаточные основания для выдачи оспариваемого предписания. Предписание от 09.03.2022 не противоречит требованиям действующего на момент его вынесения законодательства и не нарушает права и законные интересы Общества.
Довод заявителя о том, что перерасчет платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению следует производить не за весь период отсутствия услуги, а только за период, превышающий рекомендуемый срок ремонта тепловых сетей (14 дней (336 часов)), рассмотрен судом первой инстанции с учетом положений пункта 98 Правил N 354.
Согласно указанной норме при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за такую услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги. Это гарантирует право потребителей на бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение, которому корреспондирует соответствующая обязанность ресурсоснабжающей организации, что является справедливым и соответствует балансу интересов сторон при существенном нарушении последней допустимого законом перерыва подачи горячей воды.
Предписание от 09.03.2022 направлено на реализацию нормативно установленного права потребителей на уменьшение размера платы за коммунальную услугу ненадлежащего качества и требует от Общества приведения своей деятельности в соответствие с положениями Правил N 354.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, то принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении.
Решение Арбитражного суда Кировской области от 27.10.2022 по делу следует оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 27.10.2022 по делу N А28-5508/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
В.А. Устюжанинов |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-5508/2022
Истец: ПАО "Т Плюс"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Кировской области