г. Москва |
|
20 января 2023 г. |
Дело N А41-63235/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 20 января 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Стрелковой Е.А., судей Диаковской Н.В., Немчиновой М.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Юлгушевым Р.Р.,
при участии в судебном заседании: стороны извещены, представители не явились,
(в судебном заседании присутствует представитель Комитета лесного хозяйства Московской области Карева Е.Г. без полномочий представлять интересы ГКУ МО "Мособллес"),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 18 октября 2022 года по делу N А41-63235/22 по заявлению Государственного казенного учреждения Московской области "Мособллес" (ОГРН 1025004910237, ИНН 5038004331)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области (ОГРН 1047727043561, ИНН 7727270299) об оспаривании действий регистрирующего органа,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение Московской области "Мособллес" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконным уведомления от 20.07.2022 г. N КУВД-001/2022-23990886/4 об отказе в государственной регистрации изменений в сведениях об объекте недвижимости с кадастровым номером 50:30:0030101:2503 расположенного по адресу: Московская область, г.о. Егорьевск, с. Саввино, ул. Текстильная, д.3Б, пом.2 (контора Поминовского участкового лесничества Егорьевского филиала ГКУ МО "Мособллес") филиала ГКУ МО "Мособллес", обязании произвести регистрационные действия.
Решением Арбитражного суда Московской области от 18 октября 2022 года по делу N А41-63235/22 заявленные требования удовлетворены.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по мотивам, изложенным в жалобе, вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании статей 123, 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие представителей сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе, путем публичного размещения информации по делу на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации http://www.arbitr.ru/.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что ГКУ МО "Мособллес" владеет на праве оперативного управления объектом недвижимости с кадастровым номером 50:30:0030101:2503, расположенного по адресу: Московская область, г.о. Егорьевск, с. Саввино, ул. Текстильная, д.3Б, пом.2 (контора Поминовского участкового лесничества Егорьевского филиала ГКУ МО "Мособллес") филиала ГКУ МО "Мособллес".
21.04.2021 ГКУ МО "Мособллес" заключен Государственный контракт N 102181-21 на выполнение кадастровых работ по изготовлению технических планов объектов недвижимости Егорьевского филиала ГКУ МО "Мособллес" для внесения изменений сведений о местоположении и площади зданий с кадастровым номером 50:30:0030101:2503.
Кадастровым инженером подготовлен технический план объекта недвижимости (помещение конторы Поминовского лесничества), для внесения изменений сведений о местоположении и площади здания с кадастровым номером 50:30:0030101:2503, расположенного по адресу: Московская область, г.о. Егорьевск, с. Саввино, ул. Текстильная, д.31Б, пом.2.
09.06.2022 г. заявитель обратился в Управление Росреестра по Московской области за оказанием государственной услуги по государственному кадастровому учету изменений объекта недвижимого имущества - изменения сведений об объекте в части его площади - согласно техническому плану (заявление N MFC-0555/2022-1545717-1).
Уведомлением от 20.07.2022 г. N КУВД-001/2022-23990886/4 Управление Росреестра Московской области в государственном кадастровом учете отказало.
Указанный отказ заявитель считает незаконными и не соответствующими требованиям действующего законодательства, в связи с чем обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью первой статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов. осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц. если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт. решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) уполномоченных органов, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту. устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт. решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях. сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (ч. 7 ст. 1 Закона N 218-ФЗ).
Согласно частям 1, 2 ст. 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков. строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
В силу частей 1. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов. поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).
Пунктом 6 ч. 5 указанной нормы предусмотрено, что государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
При осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению: собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости (п. 4 ч. 2 ст. 15 Закона N 218-ФЗ).
Пунктом 5 части 1 ст. 26 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Судом первой и апелляционной инстанции установлено, что к заявлению приложен подготовленный кадастровым инженером технический план объекта (который сам по себе является документом - основанием для государственного учета), содержащий сведения о проведении фактических обмеров объекта, сведения об изменении его площади, схему расположения на земельном участке.
Согласно п.5 Приказа Минэкономразвития РФ от 01.03.2016 N 90 площадь нежилого здания определяется как сумма площадей всех надземных и подземных этажей, включая технический, мансардный, цокольные и иные, а также эксплуатируемой кровли.
Площадь здания согласно представленному техническому плану от 05.05.2022 составляет 45,9 кв.м., в ЕГРН площадь здания указана 35,4 кв.м.
Согласно заключению кадастрового инженера увеличение площади здания на 10,5 кв.м. связано с тем, что ранее при определении площади помещения не включались площади холодных пристроек (комнат), отображённых под литерой "б2" по плану 5 и 6 в техническом паспорте ГУП МО "МОБТИ" Егорьевского филиала по состоянию на 2008 год. В результате проведённого капитального ремонта все помещения были отделаны современными долговечными и экономичными материалами, улучшающими их эксплуатационные показатели. За счёт этого внутренние линейные размеры помещения и, соответственно, площадь, изменились. При этом конструктивные элементы здания затронуты не были, реконструкция не производилась.
Капитальный ремонт данного объекта проводился по Государственному контракту N 0348100011916000011 от 12.09.2016 г.
Из письма Минстроя России N 6470-ИФ-09 от 26.02.2020 г. следует, что в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства Заказчик вправе не разрабатывать проектную документацию в полном объеме.
С учетом изложенного, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу, что заявителем были представлены все необходимые документы для совершения регистрационных действий, в связи с чем у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа во внесении изменений в государственный кадастр недвижимости, в связи с чем на основании части 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил требования заявителя с возложением расходов по госпошлине на заинтересованное лицо.
Заявителем апелляционной жалобы, вопреки требованиям части 5 статьи 200 АПК РФ, не представлено каких-либо доказательств в обоснование своих доводов о проведении реконструкции помещения.
Доказательств устройства дверного проёма в несущей стене между помещениями 1 и 3 в материалы дела не представлено.
В материалах дела отсутствуют и технический паспорт ГУП МО "МОБТИ" от 19.11.2008 и письмо Министерства жилищной политики Московской области от 21.07.2021 N 13Исх-11982, на которые ссылается апеллянт в обоснование доводов апелляционной жалобы. В связи с этим у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для признания данных доводов обоснованными и документально подтверждёнными.
В силу части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, проверены и оценены все доводы сторон, правильно применены нормы материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 18 октября 2022 года по делу N А41-63235/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объёме в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Е.А. Стрелкова |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-63235/2022
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "МОСОБЛЛЕС"
Ответчик: Управление Росреестра по МО