г. Санкт-Петербург |
|
20 января 2023 г. |
Дело N А56-108741/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего С.В. Изотовой,
судей И.В. Масенковой, М.А. Ракчеевой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи И.Ю. Рудько,
рассмотрев в судебном заседании при участии:
от Комитета представителя Денисовой С.А. (доверенность от 09.01.2023),
от Организации представитель не явился,
апелляционную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.10.2022 по делу N А56-108741/2021 (судья Д.С. Геворкян), принятое по иску:
Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга (191144, Санкт-Петербург, ул. Новгородская, д. 20, лит. А, пом. 2-Н; ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076)
к межрегиональной общественной организации "Корпус инженеров путей сообщения" (191024, Санкт-Петербург, ул. Миргородская, д. 10, лит. А, пом. 1Н, 2Н, 3Н, 4Н, 5Н; ОГРН 1037858020551, ИНН 7825348419),
о взыскании задолженности и неустойки,
УСТАНОВИЛ:
Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области (далее - суд первой инстанции) с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) исковым заявлением к межрегиональной общественной организации "Корпус инженеров путей сообщения" (далее - Организация) о взыскании 3 442 312 руб. 28 коп. задолженности по арендной плате за период с 01.04.2019 по 31.05.2021, с 01.11.2021 по 16.12.2021, 3 275 630 руб. 46 коп. неустойки, начисленной по состоянию на 28.02.2022.
Решением от 11.10.2022 с Организации в пользу Комитета взысканы 1 264 599 руб. 09 коп. задолженности, 792 710 руб. 43 коп. неустойки; в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить решение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы Комитет указывает, что основания для применения при расчете арендной платы понижающего коэффициента социальной значимости отсутствуют в связи с несоответствием деятельности Организации требованиям, установленным законом, а также применением указанного коэффициента Тринадцатым арбитражным апелляционным судом при рассмотрении дела N А56-152423/2018.
В судебном заседании объявлен перерыв до 10 час. 45 мин. 19.01.2023.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал апелляционную жалобу, указал, что коэффициент социальной значимости подлежит применению однократно.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителя Комитета, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (арендодатель), правопредшественником Комитета, и Организацией (арендатор) 09.02.2000 заключен договор N 20-А047902 (далее - Договор) аренды нежилых помещений 1Н, 2Н, 3Н, 4Н, 5Н общей площадью 431 кв. м с кадастровым номером 78:31:1514:0:15:1, расположенных в здании по адресу: Санкт-Петербург, ул. Миргородская, д. 10, лит. А (далее - Помещения), для использования под офис.
В соответствии с пунктом 2.2.2 Договора арендатор обязуется своевременно и полностью выплачивать арендодателю установленную Договором и последующими дополнениями и изменениями к нему арендную плату за пользование Помещениями в порядке, предусмотренном Договором.
Размер арендной платы, порядок ее внесения установлен разделом 3 Договора.
В соответствии с пунктом 3.1 Договора в редакции дополнительного соглашения от 05.05.2010 N 2 арендная плата устанавливается в рублях и ее размер (с применением коэффициента социальной значимости менее 1) за 1 кв. м в год с учетом НДС составляет 533 руб. 04 коп. Плата за аренду объекта в 2010 году с учетом НДС составляет 53 097 руб. 82 коп в квартал.
В случае изменения организационно-правовой формы, вида деятельности арендатора (с соблюдением пункта 2.2.1 Договора), соотношения видов деятельности арендатора, или занимаемой площади, когда это в соответствии с законодательством Российской Федерации и/или Санкт-Петербурга влечет изменение размера арендной платы, а также при отсутствии подтверждения осуществления преимущественно социально значимого вида деятельности, когда такое подтверждение необходимо в соответствии с законодательством Санкт-Петербурга, за соответствующий период аренды, размер арендной платы за пользование объектом составит полную рыночную ставку арендной платы с применением коэффициента социальной значимости, равного 1.
С 01.01.2011 арендатор обязан самостоятельно рассчитывать сумму арендной платы по формуле:
Атек = Апред * I * Кс, где
Атек - плата за аренду Объекта с учетом НДС в квартал в текущем году;
Апред - плата за аренду Объекта с учетом НДС в квартал в предыдущем году;
I - индекс ежегодного изменения размера арендной платы по отношению к предыдущему году, утверждаемый Правительством Санкт-Петербурга в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 03.09.1997 N 149-51 "О порядке определения арендной платы за нежилые помещения, арендодателем которых является Санкт-Петербург" (далее - Закон N 149-51);
Кс - коэффициент социальной значимости.
Согласно постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 14.12.2011 N 1704 "О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга "О порядке определения арендной платы за нежилые помещения, арендодателем которых является Санкт-Петербург" (далее - Постановление N 1704) индекс ежегодного изменения размера ставки арендной платы по отношению к предыдущему году (I), применяемый при определении арендной платы за объекты нежилого фонда, арендодателем которых является Санкт-Петербург, составляет в 2012 году - 1,06 по отношению к ставке арендной платы, действующей в 2011 году; в 2013 году - 1,07 по отношению к ставке арендной платы, действующей в 2012 году; в 2014 году - 1,07 по отношению к ставке арендной платы, действующей в 2013 году.
В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07.10.2014 N 946 "О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга "О порядке определения арендной платы за нежилые помещения, арендодателем которых является Санкт-Петербург" (далее - Постановление N 946) индекс ежегодного изменения размера ставки арендной платы по отношению к предыдущему году (I), применяемый при определении арендной платы за объекты нежилого фонда, арендодателем которых является Санкт-Петербург, составляет в 2016 году - 1,00 по отношению к ставке арендной платы, действующей в 2015 году в 2017 году - 1,00 по отношению к ставке арендной платы, действующей в 2016 году, в 2018 году - 1,00 по отношению к ставке арендной платы, действующей в 2017 году (с 01.01.2018 по 30.06.2018); 1,04 по отношению к ставке арендной платы, действующей в 2017 году (с 01.07.2018 по 31.12.2018), в 2019 году - 1,04 по отношению к ставке арендной платы, действующей в 2018 году, в 2020 году - 1,04 по отношению к ставке арендной платы, действующей в 2019 году, в 2021 году - 1,00 по отношению к ставке арендной платы, действующей в 2020 году.
В соответствии с условиями дополнительного соглашения от 05.05.2010 N 2 к Договору коэффициент социальной значимости, подлежащий применению при расчете арендной платы, равен 0,1.
В соответствии с пунктом 3.4 Договора арендатор перечисляет арендную плату не позднее десятого числа оплачиваемого месяца. За первый месяц календарного года арендатор перечисляет арендную плату до 31 января.
Обязательство арендатора по своевременному и полному внесению арендной платы обеспечено неустойкой в размере 0,15 % от просроченной суммы за каждый день просрочки (пункт 4.8 Договора).
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение Обществом обязательства по внесению арендных платежей за период с 01.04.2019 по 31.05.2021, Комитет 05.02.2021 и 04.06.2021 направил Обществу претензии от 29.01.2021N ПР-2930/21-0-0, 27.05.2021 N ПР-21057/21-0-0 соответственно с требованием об оплате задолженности и неустойки, а впоследствии обратился в арбитражный суд с соответствующим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования частично, применив при расчете арендной платы, подлежащей взысканию за период с 01.04.2019 по 10.11.2020, коэффициент социальной значимости, равный 0,1.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно пункту 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Порядок определения арендной платы за нежилые помещения, арендодателем которых является Санкт-Петербург, установлен Законом N 149-51.
В силу положений статьи 3 Закона N 149-51 размер ставки арендной платы за объекты нежилого фонда, выраженный в рублях и рассчитанный в соответствии с методикой определения арендной платы за нежилые помещения, арендодателем которых является Санкт-Петербург, подлежит ежегодной корректировке на индекс ежегодного изменения размера ставки арендной платы по отношению к предыдущему году, устанавливаемый с учетом динамики рынка аренды недвижимости Санкт-Петербурга.
Кроме того, положения статьи 5-1 Закона N 149-51 предполагают применение при расчете арендной платы в отношении объектов нежилого фонда, используемых для осуществления социально значимых видов деятельности, коэффициента социальной значимости; в частности, в соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 5-1 Закона N 149-51 в отношении некоммерческих организаций, созданных для достижения образовательных, научных, культурных целей, участия в обеспечении охраны общественного порядка, в целях оказания квалифицированной юридической помощи коллегиями адвокатов и их структурными подразделениями, в целях охраны здоровья граждан, социальной защиты населения, оказания помощи инвалидам, развития физической культуры и спорта, охраны окружающей среды, воспитания детей и молодежи, а также благотворительных организаций, применятся понижающий коэффициент социальной значимость, равный 0,1.
Сторонами подписано дополнительное соглашение от 05.05.2010 N 2 к Договору, согласно которому расчет арендной платы по Договору осуществляется с применением коэффициента социальной значимости, равного 0,1.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Законом Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 377-57 "О порядке предоставления льгот по арендной плате за объекты нежилого фонда, арендодателем которых является Санкт-Петербург" (далее - Закон N 377-57) со дня вступления в силу настоящего Закона Санкт-Петербурга договоры аренды объектов нежилого фонда, расчет арендной платы по которым произведен с применением коэффициента социальной значимости менее единицы, предусматривающие использование объектов нежилого фонда для осуществления социально значимых видов деятельности в соответствии с пунктом 6 статьи 5-1 Закона N 149-51, считаются договорами, по которым предоставлены льготы по арендной плате за объекты нежилого фонда.
Необходимым условием предоставления льготы по арендной плате за объекты нежилого фонда в силу пункта 5 статьи 3 Закона N 377-57 является осуществление арендатором социально значимого вида деятельности, соответствующего установленным требованиям. Подтверждение о соответствии деятельности арендатора установленным требованиям предоставляется арендатору соответствующим исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 5-1 Закона N 149-51 арендатор должен использовать под соответствующий вид деятельности не менее 70 % площади арендуемого здания (помещения). Если в процессе осуществления социально значимого вида деятельности арендатор перестает соответствовать этому требованию, соответствующий коэффициент социальной значимости не применяется, а арендная плата рассчитывается и взыскивается в полном объеме.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 статьи 4 Закона N 377-57, согласно которому льготы по арендной плате за объекты нежилого фонда не применяются, а арендная плата рассчитывается и взыскивается в полном объеме в случае, если в процессе осуществления социально значимого вида деятельности деятельность арендатора перестает соответствовать установленным требованиям.
Порядок подтверждения соответствия деятельности, осуществляемой арендаторами, которым предоставлены льготы по арендной плате, требованиям, предусмотренным в пункте 6 статьи 5-1 Закона N 149-51, выполнение которых является одним из условий применения льгот по арендной плате за объекты нежилого фонда, арендодателем которых является Санкт-Петербург, установлен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.12.2005 N 2002 "О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга от 29.06.2005 N 377-57 "О порядке предоставления льгот по арендной плате за объекты нежилого фонда, арендодателем которых является Санкт-Петербург".
Проверка фактического использования арендуемых объектов нежилого фонда арендаторами в целях установления соответствия деятельности арендаторов требованиям, предусмотренным в пункте 6 статьи 5-1 Закона N 149-51, в соответствии с разделом 3 указанного порядка осуществляется Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга не реже одного раза в год на основании перечня объектов нежилого фонда, используемых арендаторами с применением льготы по арендной плате, представляемого Комитетом не позднее 15 декабря календарного года, предшествующего году проведения проверки.
Вступившими в законную силу судебными актами по делам N А56-152423/2018, А56-104172/2019 с Общества в пользу Комитета взыскана задолженность по арендной плате за пользование Помещениями в период с 01.03.2016 по 30.09.2017, с 01.04.2018 по 31.03.2019; Договор расторгнут 10.11.2020.
При этом, в связи с наличием обстоятельств, исключающих применение соответствующих льгот, при расчете арендной платы, подлежащей внесению в период с 01.03.2016 по 24.10.2018, арендная плата рассчитана и взыскана в полном объеме; соответствие деятельности Организации требованиям, предусмотренным в пункте 6 статьи 5-1 Закона N 149-51, и как следствие, основания для применения в период с 25.10.2018 по 31.03.2019 понижающего коэффициента социальной значимости, равного 0,1, установлены Тринадцатым арбитражным апелляционным судом при рассмотрении дела N А56-104172/2019.
На основании установленных вступившими в законную силу судебными актами обстоятельств, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у Комитета не имелось оснований для расчета и взыскания арендной платы за пользование Помещениями в период с 01.04.2019 по 10.11.2020 в полном объеме без учета льгот, предусмотренных Законом N 377-57
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции не находит правовых и фактических оснований для переоценки соответствующего вывода.
Наличие предусмотренных Законом N 149-51, Законом N 377-5 оснований для предоставления Организации льготы по арендной плате за пользование Помещениями в период с 01.04.2019 по 10.11.2020 подтверждено актом проверки фактического использования объекта нежилого фонда от 21.08.2019 N 1090/Л/Ц/2019, в соответствии с которым Помещения фактически используются под социально значимый вид деятельности; площадь объекта, используемая для социально значимого вида деятельности (в процентах от общей площади арендуемого объекта) составляет 80,5%.
Комитет, требуя за указанный в иске период арендную плату в полном объеме без применения льготного коэффициента, должен доказать, что Организацией, относящейся к льготной категории арендаторов, не осуществлялась в спорный период в арендуемом помещении социально-значимая деятельность, арендатор перестал соответствовать требованиям, предъявляемым к льготной категории арендаторов в соответствии с Законом N 149-51, Законом N 377-5.
При этом суд первой инстанции пришел к выводу, что отсутствуют основания для предоставления Организации соответствующих льгот в период с 11.11.2020 по 16.12.2021 в связи с расторжением Договора вступившим 10.11.2020 в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.04.2020 по делу N А56-152423/2018.
Решение Организацией в указанной части не обжалуется.
В силу пункта 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Статьей 330 ГК РФ установлено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения, должник обязан уплатить кредитору неустойку - денежную сумму (штраф, пени), определенную законом или договором.
Комитетом заявлено требование о взыскании с Общества 3 275 630 руб. 46 коп. неустойки за период с 11.04.2019 по 28.02.2022, рассчитанной в соответствии с условиями пункта 4.8 Договора, исходя из ставки 0,15 % от просроченной суммы арендных платежей за каждый день просрочки.
Представленный в материалы дела расчет Комитета судом первой инстанции проверен; с учетом применения к арендной плате, несвоевременное внесение которой послужило основанием для начисления неустойки, коэффициента социальной значимости, равного 0,1, судом первой инстанции взыскано 792 710 руб. 43 коп. неустойки.
Соответствующий расчет судом апелляционной инстанции проверен, признан обоснованным.
При этом суд первой инстанции, рассмотрев по своей инициативе вопрос о возможности применения статьи 333 ГК РФ, не усмотрел оснований для ее применения, ответчик с апелляционной жалобой не обращался.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а по существу свидетельствуют о несогласии с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены вынесенного судебного акта.
Проверка фактического использования арендуемых объектов нежилого фонда арендаторами в целях установления соответствия деятельности арендаторов требованиям, предусмотренным в пункте 6 статьи 5-1 Закона N 149-51, осуществляется не реже одного раза в год, и, вопреки доводам апелляционной жалобы, не исключает применение соответствующих льгот после устранения обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии такой деятельности установленным требованиям.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, в том числе являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного акта, судом первой инстанции также не допущено.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.10.2022 по делу N А56-108741/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.В. Изотова |
Судьи |
И.В. Масенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-108741/2021
Истец: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ИМУЩЕСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ "КОРПУС ИНЖЕНЕРОВ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ"
Третье лицо: Комитет имущественных отношений Санкт-петербурга