г. Москва |
|
20 января 2023 г. |
Дело N А40-82551/22 |
Резолютивная часть постановления оглашена: 18 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен: 20 января 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семёновой А.Б.
судей Кузнецовой Е.Е., Тетюк В.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Егоровой Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Москвы от 02.11.2022 по делу N А40-82551/22 по иску (заявлению) Министерства обороны Российской Федерации к ответчику Федеральному государственному унитарному предприятию "Главное военно-строительное управление по специальным объектам" о взыскании 19 864 259,31 руб.
при участии в судебном заседании:
от истца: Загоскин С.В. по доверенности от 13.08.2021,
от ответчика: Игнатьева Е.Ю. по доверенности от 28.09.2022
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Федеральному государственному унитарному предприятию "Главное военно-строительное управление по специальным объектам" (далее - ответчик) с требованием о взыскании неустойки в размере 19 864 259 руб. 31 коп. по государственному контракту от 28.03.2019 N 1920187375992554164000000.
Решением от 02.11.2022 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд отменить обжалуемое решение Арбитражного суда города Москвы от 02.11.2022 по делу N А40-82551/22-80-592 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В судебном заседании апелляционного суда заявитель жалобы поддержал доводы.
Ответчик с доводами жалобы не согласен, решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, между Министерством обороны Российской Федерации (государственный заказчик) и ФГУП "ГВСУ" (генподрядчик) заключен государственный контракт на корректировку документации и завершение строительно-монтажных работ по объекту (шифры объекта 606/60-1.2-цех). В соответствии с пунктом 3.1 контракта цена контракта составляет 630 253 435,00 руб.
Согласно пункту 2.1 контракта генподрядчик выполняет работы по инженерным изысканиям, обследованиям и обмерам для подготовки проектной документации, корректировку (разработку) проектной и рабочей документации, строительно-монтажные работы в соответствии с условиями контракта, в том числе раздела 23 контракта; осуществляет ведение авторского надзора и работы (услуги), необходимые для подготовки к вводу объекта в эксплуатацию в соответствии с условиями контракта.
Разделом 5 контракта установлены сроки выполнения обязательств:
- инженерные изыскания, обследования, обмеры - 15.05.2019;
- корректировка (разработка) проектной документации - 30.06.2019 (поскольку 30.06.2019 приходится на нерабочий выходной день (воскресенье), в соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) датой окончания данного обязательства является - 01.07.2019);
- получение положительного заключения государственной экспертизы Министерства обороны Российской Федерации - 30.08.2019;
- корректировка (разработка) рабочей документации - 15.09.2019 (поскольку 15.09.2019 приходится на нерабочий выходной день (воскресенье), в соответствии со статьей 193 ГК РФ датой окончания данного обязательства является -16.09.2019);
- выполнение строительно-монтажных работ - 25.12.2019;
- подписание итогового акта приемки выполненных работ - 20.02.2020.
В соответствии с пунктом 18.4 контракта в случае нарушения сроков выполнения этапов работ, предусмотренных контрактом, государственный заказчик требует уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения генподрядчиком данного обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты неустойки (пени) ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации (далее - ЦБ РФ) от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных генподрядчиком.
Неустойка за нарушение сроков выполнения работ по контракту рассчитывается по формуле: (цена контракта - стоимость фактически исполненных обязательств) х размер установленной на дату уплаты неустойки ключевой ставки ЦБ РФ х 1/300 х количество дней просрочки.
Истец указал, что по состоянию на 15.05.2019 работы к приемке генподрядчиком не предъявлялись, в связи с чем, оснований для уменьшения цены контракта в целях расчета неустойки не имеется.
Согласно расчету истца, неустойка за просрочку срока выполнения работ по этапу "инженерные изыскания, обследования, обмеры" составляет 4 936 985,24 руб. (630 253 435,00 - 0,00) х 1/300 х 5,00% х 47 (количество дней просрочки с 16.05.2019 по 01.07.2019); за просрочку срока выполнения работ по этапу "инженерные изыскания, обследования, обмеры" составляет 4 936 985,24 руб. (630 253 435,00 - 0,00) х 1/300 х 5,00% х 47 (количество дней просрочки с 16.05.2019 по 01.07.2019); за просрочку срока выполнения работ по этапу "корректировка (разработка) проектной документации" составляет 6 302 534,35 руб. (630 253 435,00 - 0,00) х 1/300 х 5,00% х 60 (количество дней просрочки с 02.07.2019 по 30.08.2019); за просрочку срока выполнения работ по этапу "корректировка (разработка) рабочей документации" составляет 7 668 083,46 руб.
(630 253 435,00 - 0,00) х 1/300 х 5,00% х 73 (количество дней просрочки с 17.09.2019 по 28.11.2019).
Согласно пункту 13.12 контракта выполнение всех обязательств генподрядчиком (за исключением гарантийных), в том числе, государственная регистрация права собственности Российской Федерации на каждый объект капитального строительства, входящий в состав объекта (в том числе на нежилые помещения, объекты инженерной инфраструктуры), передача генподрядчиком выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью государственного регистратора, на каждый объект капитального строительства, входящий в состав объекта (в том числе на нежилые помещения, объекты инженерной инфраструктуры), подтверждается итоговым актом приемки выполненных работ.
Обязательства, предусмотренные контрактом, исполнены, что подтверждается подписанным итоговым актом приемки выполненных работ от 26.06.2020.
Согласно пункту 18.3 контракта в случае просрочки исполнения генподрядчиком своих обязательств, предусмотренных контрактом, государственный заказчик требует уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения генподрядчиком обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты неустойки (пени) ключевой ставки ЦБ РФ от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных генподрядчиком.
По состоянию на дату подписания итогового акта приемки выполненных работ генподрядчиком выполнено работ по контракту на общую сумму 585 057 076,36 руб.
Последнее выполнение работ по контракту представлено генподрядчиком 29.11.2019, что подтверждается актом о приемке выполненных работ (форма N КС-2) и справкой о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3) от 29.11.2019 N 5.
Согласно расчету истца, размер неустойки за просрочку исполнения обязательств по контракту (подписание итогового акта) составляет 956 656,26 руб. (630 253 435,00 - 585 057 076,36) х 1/300 х 5,00% х 127 (количество дней просрочки с 21.10.2020 по 26.06.2020).
Итоговая сумма неустойки по контракту согласно расчету истца составляет 19 864 259,31 руб. (4 936 985,24 + 6 302 534,35 + 7 668 083,46 + 956 656,26).
В соответствии с разделом 13 контракта государственным заказчиком в адрес генподрядчика направлена претензия от 06.08.2021 N 153/6/14167дсп. Претензия оставлена без удовлетворения.
Согласно положениям статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускается.
Согласно п. 2 ст. 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В соответствии со статьей 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результаты заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно пункту 1 и 3 статьи 720 ГК РФ заказчик работ обязан в сроки и в порядке предусмотренном договором осмотреть и принять выполненную работу (ее результат) с участием подрядчика, а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику. При принятии работы без проверки или при отсутствии возражений против качества работы заказчик не вправе ссылаться на ее недостатки.
Исходя из положений пункта 1 статьи 708 ГК РФ, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Согласно положениям ст. 759 ГК РФ по договору подряда заказчик обязан передать подрядчику задание, а также иные исходные данные, необходимые для выполнения работ.
В силу положений ст. 762 ГК РФ, по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан оказывать содействие подрядчику в выполнении проектных и изыскательских работ в объеме и на условиях, предусмотренных в договоре; участвовать вместе с подрядчиком в согласовании готовой технической документации с соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 7.1.10 контракта, государственный заказчик до начала проектных работ передает генподрядчику в установленном порядке исходные данные, необходимые для выполнения работ.
Согласно п. 7.1.11 контракта, до начала производства строительно-монтажных работ передает генподрядчику в установленном порядке на период строительства (реконструкции) объекта строительную площадку по акту передачи строительной площадки, а так же всю необходимую для строительства (реконструкции) объекта документацию (проектную документацию, прошедшую государственною экспертизу, рабочую документацию, журнал производства работ, порубочный билет (в случае необходимости) технические условия на временные присоединения в соответствии с ПОС, разрешение на строительство).
Согласно п. 7.1.13 контракта заказчик оказывает содействие генподрядчику в ходе выполнения работ вопросам, непосредственно связанным с предметом контракта, решение которых возможно только при участии заказчика.
Генподрядчиком были выполнены и сданы работы по инженерным изысканиям, обследованиям и обмерам, что подтверждается письмом в адрес заказчика от 15.05.2019 N 38/5286 (срок по контракту 15.05.2019).
В свою очередь, весь объем строительно-монтажных работ выполнен в срок до 29.11.2019 (срок по контракту 25.12.2019), что подтверждается актом о приемке выполненных работ (по форме N КС-2) и справкой о стоимости выполненных работ и затрат (по форме N КС-3) от 29.11.2019 N 5.
Итоговый акт приемки выполненных работ был направлен в адрес государственного заказчика на подписание письмом от 20.12.2019 N 38/16970 (срок по контракту 20.02.2020).
Согласно итоговому акту приемки выполненных работ строительно-монтажные работы выполнены в указанный контрактом срок.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы в части отсутствия встречного неисполнения обязательств по договору, повлекших продление сроков выполнения работ по этапам: "корректировка (разработка) проектной документации" и "корректировка (разработка) рабочей документации", апелляционный суд исходит из следующего.
Генподрядчик письмом от 29.04.2019 N 38/4874 запросил у заказчика технические условия по слаботочным системам для разработки проектной документации, между тем запрашиваемые сведения был представлены спустя 86 к.д., письмом от 16.07.2019 NФКП/ГУ/4885 (получено 23.07.2019 вх. N 8466).
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 48 ГрК РФ, если договор на выполнение проектно-изыскательских работ заключен с техническим заказчиком, то обязанность по предоставлению ответчику задания на проведение инженерных изысканий императивно возложена именно на заказчика и не может быть перепоручена ответчику.
Довод истца о том, что ответчик в силу п. 8.2.4 контракта обязан осуществлять сбор необходимых исходных данных для выполнения работ, которые не вошли в состав данных, предоставленных заказчиком, со ссылкой на определение ВАС РФ от 18.06.2014 N ВАС-7076/14, является необоснованным. Наличие в контракте названного пункта указывает на то, что государственный заказчик при заключении контракта подразумевал отсутствие полного комплекта исходных данных, позволяющих разработать документацию в полном объеме, что противоречит действующему в Министерстве обороны РФ "Регламенту подготовки и реализации организациями - Министерства обороны Российской Федерации инвестиционных проектов по созданию (модернизации) объектов специального назначения" (далее - Регламент).
Указанный документ описывает, в том числе, процедуру подготовки к заключению государственных контрактов на выполнение проектно-изыскательских работ для строительства объектов специального назначения.
Согласно п. 15 Регламента "орган военного управления организует работу по разработке и сбору исходных данных, необходимых для разработки проектной документации".
В соответствии с п. 17 Регламента согласованные исходные данные представляются государственному заказчику. Все указанные действия осуществляются до заключения контрактов, т.е. к моменту подписания контракта у заказчика должен был быть исчерпывающий перечень исходных данных.
Вышеприведенные положения Регламента полностью согласуются с императивной нормой ст. 759 ГК РФ, согласно которой исходные данные предоставляются заказчиком. Изменение императивной нормы закона условиями контракта невозможно.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в связи с тем, что генподрядчик не имел возможности в срок до 23.07.2019 выполнять работы по корректировке (разработке) документации во исполнение контракта.
Учитывая разъяснения в п. 10 "Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), при не совершении заказчиком действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или существа обязательства, до совершения которых исполнитель государственного (муниципального) контракта не мог исполнить своего обязательства, исполнитель не считается просрочившим, а сроки исполнения обязательств по государственному (муниципального) контракту продлеваются на соответствующий период просрочки заказчика.
Таким образом, сроки выполнения работ по контракту подлежат продлению на 86 к.д., а генподрядчик не считается просрочившим на указанный срок.
Несмотря на указанные обстоятельства, ответчик своевременно выполнил работы по проектно-изыскательским работам, что подтверждается положительным заключением государственной экспертизы от 24.07.2019 N 77-1-4-0119-19.
В соответствии с п. 17 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда", неисполнение стороной по договору строительного подряда обязанности по сотрудничеству учитывается при применении меры ответственности за неисполнение договорного обязательства.
Соответственно, генподрядчиком работы по всем этапам выполнены в сроки установленные контрактом, с учетом продления сроков из-за невозможности выполнения работ по вине государственного заказчика.
Апелляционный суд отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что возможность заказчика направить заявку на получение ТУ напрямую зависит от действий ответчика и от срока предоставления сведений, необходимых для направления заявки.
Пунктом 3 ч. 6 ст. 48 ГрК РФ установлена обязанность заказчика предоставить генпроектировщику технические условия (далее - ТУ).
В Министерстве обороны РФ действует "Регламент подготовки и реализации организациями Министерства обороны Российской Федерации инвестиционных проектов по созданию (модернизации) объектов специального назначения" (далее -Регламент), который описывает, в том числе, процедуру подготовки к заключению государственных контрактов на выполнение проектно-изыскательских работ для строительства объектов специального назначения. В соответствии с п. 17 Регламента органы военного управления должны до заключения контракта предоставить Государственному заказчику ТУ на присоединение объекта к инженерным сетям.
Таким образом, технические условия должны быть в наличии у государственного заказчика до заключения контракта, следовательно, при заключении контракта они должны быть выданы генпроектировщику.
Материалами дела подтверждается, что ответчик обращался в адрес заказчика с просьбой о предоставлении исходных данных, однако, исходные данные предоставлялись со значительной задержкой.
При таких обстоятельствах довод истца о не приостановлении работ является несостоятельным, т.к. обязанностью генпроектировщика является уведомление заказчика об обстоятельствах, препятствующих выполнению работ, в то время как приостановление работ в порядке ст. 716 ГК РФ является правом генпроектировщика, направленным на защиту его интересов.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы в части правомерности заявленного требований о начисления неустойки за просрочку исполнения этапа "Получение положительного заключения государственной экспертизы", суд апелляционной инстанции исходит из того, что начисление неустойки за нарушение указанного этапа противоречит существу обязательства.
Условиями контракта на ответчика не возлагается обязанность по прохождению экспертизы и получению соответствующего заключения (раздел 8 Контракта "Права и обязанности генподрядчика"), указанные мероприятия осуществляются заказчиком, в свою очередь, на ответчика возложена ответственность за несвоевременное исполнение третьим лицом своих обязательств по контракту, т.е. ответчик несет ответственность за наступление обстоятельства, которое не зависит от его воли.
В соответствии с п. 1 ст. 49 ГрК РФ только заказчик или технический заказчик имеет право направлять проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу.
В соответствии с п. 10 ст. 49 ГрК РФ только заказчик или технический заказчик имеет право оспаривать отрицательное Заключение экспертизы.
Таким образом, направлять документацию на государственную экспертизу, обжаловать заключение экспертизы, а, следовательно, получать положительное заключение государственной экспертизы может исключительно заказчик или технический заказчик. Указанное действие не может быть совершено ответчиком, потому расценивать его как отдельное обязательство, за нарушение сроков которого возможно начисление неустойки неправомерно.
Вопросы передачи заказчиком документации на государственную экспертизу, а также вопросы соблюдения сроков рассмотрения проектной документации органами государственной экспертизы находятся вне компетенции ответчика, и он не может нести ответственности за описанные обстоятельства.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований для начисления неустойки за просрочку подписания итогового акта также не имеется ввиду следующего.
В соответствии с п. 1.1.17 контракта документом, подтверждающим выполнение генподрядчиком всех обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением гарантийных обязательств), в том числе государственной регистрации права собственности Российской Федерации на каждый объект капитального строительства. входящий в состав объекта (в том числе на нежилые помещения, объекты инженерной инфраструктуры), передачи генподрядчиком выписки из Единого государственного регистратора, на каждый объект капитального строительства, входящий в состав объекта (в том числе, на нежилые помещения, объекты инженерной инфраструктуры), и являющийся основанием для окончательного расчета за выполненные работы.
Истец начислил неустойку за просрочку исполнения обязательств по контракту "подписание итогового акта приемки выполненных работ" за период с 21.10.2020 по 26.06.2020 в размере 956 656,26 руб.
Вместе с тем, истец не вправе требовать неустойку за несвоевременное подписание ответчиком итогового акта, поскольку само по себе подписание данного акта не является работой (строительством объекта), за окончание срока выполнения которого пунктом 18.3 контракта предусмотрена ответственность в виде начисления неустойки.
Согласно ст. 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, просрочки исполнения. Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства (ст. ст. 330, 331 ГК РФ).
Начисление неустойки за просрочку подписания итогового акта не основано на условиях Контракта и нормах законодательства, поскольку из содержания Контракта следует, что подписание итогового акта не является отдельным видом работ, за просрочку выполнения которого предусмотрена неустойка.
Кроме того, итоговый акт приемки выполненных работ - документ, подтверждающий выполнение генподрядчиком всех обязательств, предусмотренных контрактом, и являющийся основанием для проведения расчета за выполненные работы (п. 1.1.17. Контракта), и не относится к определенному контрактом термину "работы".
Как усматривается из искового заявления, истец предъявляет требования о нарушении каждого из этапов производства работ, но рассчитывает неустойку исходя не из стоимости конкретного этапа, а от общей стоимости контракта.
Как указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.07.2014 г. N 5467/14 по делу NА53-10062/2013, начисление неустойки на общую сумму государственного контракта без учета надлежащего исполнения части работ противоречит принципу юридического равенства, предусмотренному п. 1 ст. 1 ГК РФ, поскольку создает преимущественные условия кредитору, которому, следовательно, причитается компенсация не только за не исполненное в срок обязательство, но и за те работы, которые были выполнены надлежащим образом.
Между тем превращение института неустойки в способ обогащения кредитора недопустимо и противоречит ее компенсационной функции.
При наличии в договоре промежуточных сроков выполнения работ применение мер ответственности без учета исполнения подрядчиком своих обязательств по договору противоречит ст. 330 ГК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В силу п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Неустойка как способ обеспечения обязательства должна компенсировать кредитору расходы или уменьшить неблагоприятные последствия, возникшие вследствие ненадлежащего исполнения должником своего обязательства перед кредитором.
Действующее гражданское законодательство допускает исполнение обязательства по частям (статья 311 Кодекса), и стороны в рассматриваемом случае такую возможность предусмотрели.
Поскольку истец не определяет стоимость каждого из этапов, по которым предъявляет требования о взыскании неустойки, и, учитывая, что начисление неустойки на всю цену контракта неправомерно (Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.07.2014 N 5467/14 по делу N А53-10062/2013), требование истца о взыскании неустойки за нарушение сроков этапов работ рассчитанной от полной цены контракта является необоснованным.
В силу пункта 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В соответствии с пунктом 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно пункту 3 статьи 405 ГК РФ должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.
Пунктом 1 статьи 406 ГК РФ предусмотрен, что кредитор, считается просрочившим, если он не совершил действий, предусмотренных договором, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства.
Поскольку судом первой инстанции установлен факт встречного неисполнения обязательств, повлекшее продление сроков выполнения работ, оснований для взыскания неустойки даже из расчета стоимости за каждый отдельный этап также не имеется.
При вышеуказанных обстоятельствах, суд первой инстанции правильно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы, по существу, сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основании доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
В силу изложенного суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела и конкретных обстоятельствах, доводы лиц, участвующих в деле правильно оценены, выводы сделаны при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 02.11.2022 по делу N А40-82551/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
А.Б. Семёнова |
Судьи |
Е.Е. Кузнецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-82551/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ФГУП "ГЛАВНОЕ ВОЕННО-СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ ОБЪЕКТАМ"