г. Москва |
|
20 января 2023 г. |
Дело N А40-141220/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.А. Свиридова,
судей: |
Т.Б. Красновой, И.В. Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ООО "Международный кинофестиваль бок о бок" на решение Арбитражного суда города Москвы от 17.10.2022 по делу N А40-141220/22 (92-1095)
по заявлению ООО ООО "Международный кинофестиваль бок о бок"
к Министерству культуры Российской Федерации
о принятии решения незаконным
при участии:
от заявителя: |
Акопян Н.Г. по дов. от 01.03.2022; |
от ответчика: |
Чудинова Н.М. по дов. от 15.04.2021; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Международный кинофестиваль бок о бок" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Министерству культуры Российской Федерации (далее - Минкультуры России) об оспаривании решения об отказе во включении в перечень необходимых на территории Российской Федерации международных кинофестивалей на 2022 календарный год, выраженное в письме Департамента кинематографии и цифрового развития Минкультуры России от 16.12.2021 (исх. N 2748-03-3).
Решением суда от 17.10.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований.
От ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представители ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, а также отзыва на неё, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что ООО "Бок о Бок" - международный кинофестиваль, рассматривающий в контексте киноискусства тематику гомосексуальности, бисексуальности и трансгендерности (Далее - ЛГБТ).
С 2019 года Общество с ограниченной ответственностью "Международный кинофестиваль Бок о Бок" включается Министерством культуры РФ в ежегодно утверждаемый Перечень проводимых на территории Российской Федерации международных кинофестивалей.
Письмом от 16 декабря 2021 года (исх. N 2748-03-3) Департамент кинематографии и цифрового развития Минкультуры РФ уведомил заявителя о том, что кинофестиваль не подлежит включению в перечень проводимых на территории Российской Федерации международных кинофестивалей "ввиду выявленного факта нарушения законодательства Российской Федерации со стороны организаторов кинофестиваля".
Заявитель, полагая, что указанный отказ является незаконным и нарушающим права Общества, обратился в арбитражный суд.
Согласно статье 5 Федерального закона от 22.08.1996 N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" (далее - Закон N 126-ФЗ) полномочия по осуществлению государственной поддержки кинематографии возлагаются Правительством Российской Федерации на Министерство культуры Российской Федерации, к компетенции которого относится в том числе ежегодное утверждение перечня проводимых на территории Российской Федерации международных кинофестивалей (далее - Перечень).
Согласно положениям статьи 3 Закона N 126-ФЗ кинофестиваль - культурно-просветительное мероприятие, которое проводится в соответствии с регламентом (правилами), утверждаемым организаторами данного мероприятия, представляет собой показ специально отобранных фильмов и может иметь конкурсную программу, состоящую из оцениваемых жюри фильмов.
Правила формирования и изменения перечня проводимых на территории Российской Федерации международных кинофестивалей и критериев отнесения кинофестивалей к международным кинофестивалям утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.2019 N 78 (далее - Правила).
В целях включения международного кинофестиваля в Перечень на следующий календарный год юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющиеся организаторами международного кинофестиваля (далее - Заявитель), не ранее 10 ноября и не позднее 1 декабря текущего года подают в Министерство культуры Российской Федерации заявку о включении международного кинофестиваля в Перечень на следующий календарный год (далее - Заявка).
Перечень прилагаемых к Заявке документов приведен в пункте 4 Правил.
При этом Заявка должна содержать указание на отсутствие в программе международного кинофестиваля: фильмов, содержащих информацию, распространение которой запрещено законодательством Российской Федерации, либо содержащих нецензурную брань (пункт 5 Правил).
Согласно подпункту "г" пункта 12 Правил, одним из оснований для отказа во включении международного кинофестиваля в Перечень является наличие фактов показа на международном кинофестивале в течение 3 лет, предшествующих году подачи заявки, фильмов, указанных в пункте 5 Правил.
Минкультуры России рассматривает заявку и прилагаемые документы в течение 15 рабочих дней со дня их регистрации (пункт 10) и при наличии оснований, указанных в пункте 12 Правил, не позднее 15 рабочих дней со дня регистрации заявки и прилагаемых документов письменно (путем вручения соответствующего письма под расписку либо посредством почтовой связи) уведомляет заявителя об отказе во включении международного кинофестиваля в Перечень (пункт 13 Правил).
Согласно подпункту 8.1.18 Положения о Департаменте кинематографии и цифрового развития, утверждённого приказом Минкультуры России от 01.06.2021 N 736, Департамент осуществляет ведение (изменение) перечня проводимых на территории Российской Федерации международных кинофестивалей. Таким образом, вопросы, касающиеся Перечня, относятся к компетенции Департамента, в том числе направление письменных уведомления об отказе во включении в Перечень. Также, должностным регламентом директора Департамента кинематографии Министерства культуры Российской Федерации предусмотрено письменное уведомление заявителя об отказе во включении международного кинофестиваля в Перечень.
Из материалов дела следует, что заявка о включении международного кинофестиваля "Бок о Бок" в Перечень на 2022 год, а также прилагаемые к ней документы представлены в Минкультуры России и зарегистрированы 01.12.2021. Письмом Минкультуры России от 16.12.2021 N 2748-03-03 отказано во включении международного кинофестиваля "Бок о Бок" в Перечень при соблюдении установленных Правилами сроков принятия решения.
В ходе рассмотрения Заявки выявлено наличие фактов показа на международном кинофестивале в течение 3 лет, предшествующих году подачи заявки, фильмов, содержащих информацию, распространение которой запрещено законодательством Российской Федерации, что в силу вышеприведенных положений подпункта "г" пункта 12 Правил является безусловным основанием для отказа во включении международного кинофестиваля в Перечень.
Демонстрация среди несовершеннолетних фильмов, содержащих информацию, пропагандирующую нетрадиционные сексуальные отношения, в Российской Федерации запрещена.
Статьей 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установлена административная ответственность за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, выразившуюся в распространении информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей интерес к таким отношениям, если вышеназванные действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Указанные деяния влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (часть 1 статьи 6.21 КоАП РФ).
Таким образом, демонстрация среди несовершеннолетних фильмов, содержащих информацию, пропагандирующую нетрадиционные сексуальные отношения, в Российской Федерации запрещена.
Федеральным законом от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (далее - Закон) к информации, запрещенной для распространения среди детей (часть 2 статьи 5 Закона), отнесена информация, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения.
Одновременно следует учитывать, что Федеральным законом от 01.05.2019 N 93-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" изменён существовавший ранее подход к защите ребенка от негативной информации: наряду с предупредительными мерами (путем нанесения знака информационной продукции соответствующей возрастной категории 0+, 6+, 12+, 5 16+, 18+) введены запретительные, а именно возложена обязанность на организатора зрелищного мероприятия (если на таком мероприятии демонстрируется информационная продукция, категории "18+"), не допускать на данное мероприятие лиц младше 18 лет.
Аналогичный запрет предусматривается и в отношении продажи книг и журналов категории "18+" несовершеннолетним.
Предусмотрено право лица, непосредственно осуществляющего продажу (реализацию) входных билетов или контролирующего проход на зрелищное мероприятие (контролёр-билетёр), проверить документ, удостоверяющий личность. Аналогичное право предоставлено продавцу информпродукции.
Кроме того, приказом Минкультуры России от 10.12.2019 N 1923 утвержден перечень документов, удостоверяющих личность (в том числе документов, удостоверяющих личность иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации) и позволяющих установить возраст лица, желающего приобрести входной билет, получить приглашение или иной документ, предоставляющий право посещения зрелищного мероприятия (включая демонстрацию фильмов при кино и видеообслуживании), посредством которого демонстрируется информационная продукция, содержащая информацию, запрещенную для распространения среди детей, либо пройти на такое зрелищное мероприятие, а также возраст лица, желающего приобрести, взять в прокат или аренду информационную продукцию, содержащую информацию, запрещенную для распространения среди детей.
В 2021 году международный кинофестиваль "Бок о Бок" проходил в онлайн формате с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в период с 11.11.2021 по 25.11.2021 (приказ Минкультуры России от 24.12.2020 N 1692 "Об утверждении перечня проводимых на территории Российской Федерации международных кинофестивалей на 2021 год").
Соответственно, должным образом требования законодательства в части исключения возможности доступа несовершеннолетних к фильмам, имеющим категорию "18+", при проведении кинофестиваля в онлайн формате не были соблюдены.
Решением Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь) от 11.11.2021 N 2021-11-11-1553-ВН установлено, что информация, размещенная по ссылке https://bok-o-bok/com, содержит запрещенную к распространению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию, предусмотренную подпунктом "ж", пункта 1 части 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", информация, склоняющая несовершеннолетних к нетрадиционным сексуальным отношениям со сверстниками.
Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 16.11.2021 заблокирован интернет-ресурс https://bok-obok/com в связи с наличием на указанном ресурсе информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок.
Согласно статьи 10 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Кроме того, заявление ООО "Международный фестиваль "Бок о Бок" по факту нарушения прав отказом во включение в Перечень рассмотрено Генеральной прокуратурой Российской Федерации и ему дана соответствующая правовая оценка.
Учитывая изложенное, суд пришел к обоснованному выводу, что оспариваемый отказ принят в рамках установленной компетенции Минкультуры России, в соответствии с действующим законодательством и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 17.10.2022 по делу N А40-141220/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-141220/2022
Истец: ООО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ БОК О БОК"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ