город Омск |
|
23 января 2023 г. |
Дело N А70-18178/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Котлярова Н.Е.,
судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Мартыновым Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14635/2022) акционерного общества "Россети Тюмень" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 08.11.2022 по делу N А70-18178/2022 (судья Коряковцева О.В.), принятое по заявлению акционерного общества "Россети Тюмень" (ОГРН 1028600587399, ИНН 8602060185, адрес: 628408, город Сургут, улица Университетская, дом 4) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (ОГРН 1027200812308, ИНН 7202081799, адрес: 625048, город Тюмень, улица Холодильная, 58, А), при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Москалёвой Елены Леонидовны, о признании недействительным и отмене постановления от 08.08.2022 N 072/04/9.21-192/2022 о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании представителей посредством использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание):
от акционерного общества "Россети Тюмень" - Пуховой Натальи Александровны (по доверенности от 14.07.2022 N 81492 сроком действия 29.04.2023);
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области - Колтыпиной Светланы Михайловны (по доверенности от 09.01.2023 N 14 сроком действия 31.12.2023),
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Россети Тюмень" (далее - АО "Россети Тюмень", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - заинтересованное лицо, Управление, Тюменское УФАС России, антимонопольный орган) о признании недействительным постановления от 08.08.2022 N 072/04/9.21-192/2022 о привлечении к административной ответственности.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Москалёва Елена Леонидовна (далее - Москалёва Е.Л., третье лицо).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 08.11.2022 по делу N А70-18178/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, просил решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы её заявитель указал следующее:
- увеличение сроков выполнения мероприятий вызвано увеличившимися сроками поставки материалов и оборудования от заводов-изготовителей в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, международных санкций в отношении Российской Федерации;
- постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336) установлено, что с 10.03.2022 не допускается составлять протоколы должностным лицам на основании заявления гражданина или организации без проведения контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом;
- имеются основания для снижения размера назначенного административного штрафа.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2022 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание по её рассмотрению назначено на 19.01.2023.
От Тюменского УФАС России 17.01.2023 поступил отзыв на апелляционную жалобу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 19.01.2023 представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель антимонопольного органа в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо, надлежащим образом извещённое о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечило, в связи с чем судебное заседание проведено в отсутствие данного лица в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в Тюменское УФАС России поступила жалоба Москалёвой Е.Л. на действия АО "Россети Тюмень", выразившиеся в нарушении сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям.
Управлением в отношении общества вынесено определение от 22.04.2022 о возбуждении дела N 072/04/9.21-192/2022 об административном правонарушении и проведении административного расследования.
Как следует из заявления и представленных материалов, 28.01.2022 между Москалёвой Е.Л. и АО "Россети Тюмень" заключён договор технологического присоединения от 08.02.2022 N Т13/22/0125-ДТП, срок исполнения обязательств по договору - 30 рабочих дней с момента заключения договора.
На момент обращения Москалёвой Е.Л. в антимонопольный орган фактическое присоединение энергопринимающих устройств третьего лица к электрическим сетям не осуществлено.
В рамках административного расследования АО "Россети Тюмень" в письменных объяснениях указало, что 13.01.2022 Москалёва Е.Л. обратилась в филиал АО "Россети Тюмень" Тюменские электрические сети с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств ВРУ-0,4 кВ малоэтажной жилой застройки, расположенной по адресу: Тюменская область, Тюменский район, д. Посохова, ул. Сосновая, на земельном участке с кадастровым номером 72:17:1308001:586, с заявленной максимальной мощностью 15 кВт.
24.01.2022 АО "Россети Тюмень" в личном кабинете клиента на портале электросетевых услуг размещены условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, счёт от 24.01.2022 N Т13/22/0125-ДТП-1, технические условия от 17.01.2021 N Т13/22/0152-ТУ и инструкция по осуществлению заявителем фактического присоединения и приёма напряжения и мощности энергопринимающих устройств на уровне напряжения 0,4 и ниже.
28.01.2022 платёжным поручением N 744714 Москалёвой Е.Л. произведена оплата счёта от 24.01.2022 N Т13/22/0125-ДТП-1 за технологическое присоединение.
Из указанного следует, что 28.01.2022 между обществом и Москалёвой Е.Л. заключён договор N Т13/22/0125-ДТП об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств ВРУ-0,4 кВ малоэтажной жилой застройки, расположенной по адресу: Тюменская область, Тюменский район, д. Посохова, ул. Сосновая, на земельном участке с кадастровым номером 72:17:1308001:586, с заявленной максимальной мощностью 15 кВт, со сроком выполнения мероприятий по технологическому присоединению 30 рабочих дней.
В целях технологического присоединения энергопринимающих устройств Москалёвой Е.Л. требовалось выполнить монтаж и подключение к сети прибора коммерческого учёта электрической энергии. При проведении данных работ филиал АО "Россети Тюмень" Тюменские электрические сети столкнулся с непредвиденными трудностями, что вызвало превышение сроков выполнения мероприятий по договору. Увеличение сроков выполнения мероприятий вызвано увеличившимися сроками поставки материалов и оборудования от заводов-изготовителей в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также международных санкции в отношении Российской Федераций на фоне сложившейся геополитической ситуации.
АО "Россети Тюмень" проинформировало Москалёву Е.Л. о возникших трудностях и предложило рассмотреть возможность продления срока выполнения мероприятий по договору об осуществлении технологического присоединения от 24.01.2022 N Т13/22/0125-ДТП.
11.04.2022 АО "Россети Тюмень" выполнены мероприятия по технологическому присоединению, что подтверждается актом об осуществлении технологического присоединения от 11.04.2022 N Т13/22/0125-АТП.
В связи с изложенными обстоятельствами уполномоченным должностным лицом антимонопольного органа в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 21.06.2022 N 072/04/9.21-192/2022 по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Тюменским УФАС России 08.08.2022 принято постановление N 072/04/9.21-192/2022 об административном правонарушении, в соответствии с которым общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Полагая, что постановление Управления является незаконным, АО "Россети Тюмень" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражным судом Тюменской области 08.11.2022 принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет;
на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона руб.
Объектом названного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается, в том числе в несоблюдении лицом порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Порядок и процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий установлены Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), согласно первому абзацу пункта 3 которых сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и при наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (абзац второй пункта 3 Правил N 861).
Таким образом, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил N 861 и наличии технической возможности технологического присоединения.
В силу пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), пункта 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
В подпункте "б" пункта 16 Правил N 861 предусмотрено, что договор должен содержать следующие существенные условия: срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 30 рабочих дней - для заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил при одновременном соблюдении указанных в данном пункте условий.
В силу пункта 103 Правил N 861 договор между сетевой организацией и заявителями, указанными в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, заключается путём направления заявителю выставляемого сетевой организацией счёта для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счёта.
Материалами дела подтверждено, что Москалёвой Е.Л. 28.01.2022 платёжным поручением N 744714 произведена оплата счёта от 24.01.2022 N Т13/22/0125-ДТП-1 за технологическое присоединение. Из чего следует, что 28.01.2022 между АО "Россети Тюмень" и Москалёвой Е.Л. был заключён договор от 24.01.2022 N Т13/22/0125-ДТП об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств ВРУ-0,4 кВ малоэтажной жилой застройки, расположенной по адресу: Тюменская область, Тюменский район, д. Посохова, ул. Сосновая, на земельном участке с кадастровым номером 72:17:1308001:586, с заявленной максимальной мощностью 15 кВт, со сроком выполнения мероприятий по технологическому присоединению 30 рабочих дней.
Соответственно, мероприятия по технологическому присоединению должны были быть осуществлены сетевой организацией не позднее 16.03.2022. Однако акт об осуществлении технологического присоединения N Т13/22/0125-АТП составлен и подписан только 11.04.2022.
В рассматриваемом случае судом первой инстанции установлен факт нарушения обществом требований подпункта "б" пункта 16 Правил N 861; в установленный договором срок АО "Россети Тюмень" не осуществило технологическое присоединение энергопринимающих устройств Москалёвой Е.Л.
Довод апелляционной жалобы о том, что обществом принимались все необходимые меры по выполнению мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств третьего лица, подлежат отклонению как не подтверждённые материалами дела.
Поскольку АО "Россети Тюмень" не представлены доказательства, свидетельствующие о наличии каких-либо препятствий для выполнения предписанных Правилами N 861 действий, и учитывая, что до совершения спорного правонарушения общество было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ за совершение аналогичного правонарушения, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности административным органом не нарушены.
Доводы заявителя жалобы со ссылкой на Постановление N 336 апелляционным судом отклоняются, поскольку введение указанным нормативным правовым актом ограничений государственного и муниципального контроля в 2022 году не имеет правового значения для обстоятельств настоящего дела.
В отношении общества не проводился какой-либо контроль, регулируемый Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Вменяемые нарушения выявлены в ходе рассмотрения поступившего в антимонопольный орган обращения потерпевшего.
Состав вменяемого административного правонарушения не включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля антимонопольного органа.
Обстоятельства, позволяющие признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9 КоАП РФ, не установлены.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ по данной категории дел уплата государственной пошлины не предусмотрена.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 08.11.2022 по делу N А70-18178/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Россети Тюмень" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Котляров |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-18178/2022
Истец: АО "Россети Тюмень"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области
Третье лицо: Москалева Е.Л