г. Москва |
|
23 января 2023 г. |
Дело N А41-48954/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей: Виткаловой Е.Н., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Ломовской Д.А.,
в судебном заседании участвуют представители:
от Комитета лесного хозяйства Московской области - представитель не явился, извещен,
от МБУ "Дирекция единого заказчика городского округа Солнечногорск" (ОГРН 1145044001508, ИНН 5044090804) - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 11 ноября 2022 года по делу N А41-48954/22, по иску Комитета лесного хозяйства Московской области к МБУ "Дирекция единого заказчика городского округа Солнечногорск"
о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком с кадастровым номером 50:09:0070707:3805, об обязании передать лесной участок,
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к МБУ "Дирекция единого заказчика городского округа Солнечногорск" (далее - учреждение) с требованиями о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком с кадастровым номером 50:09:0070707:3805, об обязании передать лесной участок с кадастровым номером 50:09:0070707:3805 в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства
Решением Арбитражного суда Московской области от 11 ноября 2022 года по делу N А41-48954/22 в удовлетворении требований отказано. (л.д. 47-49).
Не согласившись с указанным судебным актом Комитет обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, на основании Приказа Комитета лесного хозяйства Московской области от 14.08.2020 N 29п-2618 учреждению в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен лесной участок кадастровый номер 50:09:0070707:3805 площадью 2.4373 га, с видом разрешенного использования - осуществление рекреационной деятельности, местоположение: Московская область, Солнечногорский район, Клинское лесничество, Сходненское участковое лесничество, квартал 60 выделы 2, 6, 10.
Согласно выписке из ЕГРН от 27.05.2021 право постоянного (бессрочного) пользования зарегистрировано 21.09.2020.
Пунктом 5 подпункта "а" Приказа от 14.08.2020 N 29п-2618 предусмотрено, что лесопользователь вправе приступить после подписания сторонами акта приема-передачи лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, предусмотренного Приложением N 3 к настоящему приказу, получения положительного заключения государственной экспертизы па проект освоения лесов и подачи лесной декларации приступить к использованию лесного участка в соответствии с условиями настоящего приказа, проекта освоения лесов и норм лесного законодательства, Пунктом 6 подпункта "б" Приказа от 14.08.2020 N 29п-2618 на лесопользователя возложена обязанность в установленном порядке разработать и предоставить проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы в течение 120 календарных дней с даты регистрации права.
Ссылаясь на то, что учреждением лесной участок используется в отсутствие проекта освоения лесов, утвержденного положительным заключением государственной экспертизы, комитет обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком с кадастровым номером 50:09:0070707:3805.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал, что истцом не представлено доказательств в обоснование заявленных требований.
Оспаривая решение суда первой инстанции по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе истец указывает на то, что решение суда необоснованное.
Апелляционный суд не может согласиться с данными доводами заявителя апелляционной жалобы в силу следующего.
Статья 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предоставляет право заинтересованному лицу обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспоренных прав. Условиями предоставления лицу судебной защиты является установление наличие у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, и факта его нарушения именно ответчиком.
Согласно статье 12 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесного комплекса. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
В соответствии со статьей 88 Лесного кодекса лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Земельного кодекса.
Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 28 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.
Пунктом 30 настоящего приказа установлено, что проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка). Таким образом, обязанность разработки проекта освоения лесов возложена на определенное лицо, использующее леса.
Согласно статье 89 Лесного кодекса проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу части 2 статьи 24 Лесного кодекса невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждении, а также принудительного прекращения нрава постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком, прекращения сервитута, публичного сервитута.
В соответствии с частью 3 статьи 45 Земельного кодекса прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 54 Земельного кодекса, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 54 Земельного кодекса принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предоставленным государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию (за исключением государственных академий наук и государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук), по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 статьи 45 Земельного кодекса, осуществляется по решению исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса, об изъятии земельного участка (при условии неустранения административного правонарушения, связанного с неиспользованием земельного участка по целевому назначению или его использованием с нарушением законодательства Российской Федерации).
Порядок принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 54 Земельного кодекса).
Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса, об изъятии земельного участка ввиду неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации может быть обжаловано в судебном порядке (пункт 9 статьи 54 Земельного кодекса).
Установленный настоящей статьей порядок изъятия земельного участка, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию, не применяется в случае прекращения прав на земельный участок, который находится в федеральной собственности и в отношении которого поступило заявление о безвозмездной передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации (пункт 10 статьи 54 Земельного кодекса).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2013 N 821 утверждены Правила принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, предоставленного государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию (за исключением государственных академий наук и государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук), при его ненадлежащем использовании (далее - Правила).
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 18.09.2013 N 821 установлено, что решение об изъятии земельных участков, находящихся в федеральной собственности, у государственных учреждений, казенных предприятий, а также у федеральных государственных унитарных предприятий, которым такие земельные участки 4 55_13125106 предоставлены до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (далее - унитарные предприятия), при их ненадлежащем использовании принимается: Министерством обороны Российской Федерации - в отношении земельных участков, предоставленных подведомственным Министерству обороны Российской Федерации государственным учреждениям, казенным предприятиям и унитарным предприятиям; Управлением делами Президента Российской Федерации - в отношении земельных участков, предоставленных подведомственным Управлению делами Президента Российской Федерации государственным учреждениям и унитарным предприятиям; Федеральным агентством по управлению государственным имуществом - в отношении земельных участков, предоставленных государственным учреждениям, казенным предприятиям, не указанным в абзацах втором и третьем настоящего пункта, за исключением государственных академий наук и государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук.
Пунктом 1 Правил предусмотрено, что настоящие Правила определяют порядок принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, предоставленного государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию (за исключением государственных академий наук и государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук) (далее - земельный участок), при его ненадлежащем использовании (далее - решение об изъятии земельного участка).
В силу пункта 2 Правила настоящие Правила в соответствии с пунктом 24 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распространяются на случаи принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предоставленным до дня введения в действие Земельного кодекса федеральному государственному унитарному предприятию, государственному унитарному предприятию субъекта Российской Федерации или муниципальному унитарному предприятию по основаниям, предусмотренным подпунктом 1 пункта 2 статьи 45 Земельного кодекса.
Согласно пункту 3 Правил решение об изъятии земельного участка принимается: а) в отношении земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования; б) на основании поступивших из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного земельного надзора, копий следующих документов, заверенных должностным лицом этого федерального органа исполнительной власти: предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства; акт проверки выполнения землепользователем предписания об устранении выявленного нарушения; иные документы, связанные с результатами проверки выполнения указанного предписания; в) в 2-месячный срок со дня поступления копий документов, указанных в подпункте "б" настоящего пункта, в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный принимать решение об изъятии земельного участка.
Как указано в пункте 4 Правил решение об изъятии земельного участка содержит: а) основание для изъятия земельного участка; б) наименование лица, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком которого подлежит прекращению; в) кадастровый номер и площадь земельного участка, подлежащего изъятию.
В соответствии с пунктом 5 Правил исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный принимать решение об изъятии земельного участка, в течение 7 рабочих дней со дня принятия решения об изъятии направляет посредством почтового отправления копию такого решения государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию, в отношении которых принято решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, а также органу государственной власти или органу местного самоуправления, в ведении которых такая организация находится. Следовательно, действующим законодательством предусмотрен внесудебный (административный) порядок прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком.
Вместе с тем, истцом не представлено доказательств прекращения МБУ "Дирекция единого заказчика городского округа Солнечногорск" права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 50:09:0070707:3805 в порядке статьи 54 Земельного кодекса и Постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2013 N 821.
Доказательств невозможности прекращения права во внесудебном порядке истцом также не представлено. При этом в силу положений статьи 2 АПК РФ судебные акты арбитражных судов не могут подменять собой решения органов власти по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Устранение нарушения интересов истца, даже если оно имеет место, не должно приводить к предоставлению ему не предусмотренных законодательством преимуществ и ущемлению интересов иных лиц
Исследовав и оценив доказательства в их совокупности, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд пришел к обоснованному выводу о об отказе в удовлетворении требований.
.Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Доводы заявителя жалобы не могут быть признаны обоснованными так как не опровергая выводов суда области сводятся к несогласию с оценкой установленный судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве оснований для отмены судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, так как они не опровергают представленные доказательства и правомерность выводов арбитражного суда по делу и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 11 ноября 2022 года по делу N А41-48954/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-48954/2022
Истец: КОМИТЕТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЛНЕЧНОГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "ДИРЕКЦИЯ ЕДИНОГО ЗАКАЗЧИКА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И БЛАГОУСТРОЙСТВА"