г. Ессентуки |
|
23 января 2023 г. |
Дело N А63-9185/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.01.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.01.2023.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Семенова М.У., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шумовой Е.В., в отсутствие лиц, участвующих в деле, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.09.2022 по делу N А63-9185/2022 (судья Безлепко В.В.) по заявлению отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кировскому городскому округу (г. Новопавловск ОГРН 1022602223600, ИНН 2609007983) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (г. Ставрополь, ОГРН 1102635006462, ИНН 2635134160) о прекращении права оперативного управления отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кировскому городскому округу на объекты недвижимого имущества (нежилые помещения),
УСТАНОВИЛ:
отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кировскому городскому округу (далее - отдел МВД) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (Управление имуществом) об обязании в 30-ти дневный срок с момента вступления в законную силу решения суда принять в казну Российской Федерации объекты недвижимого имущества (нежилые помещения), расположенные на земельном участке с кадастровым номером 26:35:062401:1, общей площадью 100016+/-553 кв. м, по адресу: Ставропольский край, Кировский район, г. Новопавловск, пойма реки Куры: дом отдыха, общая площадь 294,80 кв. м, кадастровый номер 26:35:000000:2352; клуб, общая площадь 72,70 кв. м, кадастровый номер 26:35:000000:2311; домик отдыха, общая площадь 28,0 кв. м, кадастровый номер 26:35:000000:1240; сторожка, общая площадь 52,80 кв. м, кадастровый номер 26:35:000000:4416; домик отдыха, общая площадь 28,0 кв. м, кадастровый номер 26:35:000000:1544; домик отдыха, общая площадь 28,0 кв. м, кадастровый номер 26:35:000000:2307; домик отдыха, общая площадь 28,0 кв. м, кадастровый номер 26:35:000000:2310; беседка, общая площадь 16,70 кв. м, кадастровый номер 26:35:000000:1198; медицинский пункт, общая площадь 25,10 кв. м, кадастровый номер 26:35:000000:1238; столовая, общая площадь 171,80 кв. м, кадастровый номер 26:35:000000:4186; здание штаба, общая площадь 63,40 кв. м, кадастровый номер 26:35:000000:5890; каминная, общая площадь 25,30 кв. м, кадастровый номер 26:35:000000:4423, земельный участок с кадастровым номером 26:35:062401:1, общей площадью 100016+/-553 кв. м, по адресу: Ставропольский край, Кировский район, г. Новопавловск, пойма реки Куры (с учетом уточнений).
Решением суда заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Судебный акт мотивирован тем, что объекты недвижимости не используются отделом МВД в своей уставной деятельности, при этом истцом предприняты все необходимые действия по отказу от имущества и по передаче его ответчику. Дополнительным решением от 14.11.2022 суд обязал Управление имуществом совершить действия по принятию в казну Российской Федерации объектов недвижимого имущества (нежилые помещения), изложенных в решении суда от 19.09.2022, в 30-ти дневный срок с момента вступления в законную силу решения суда.
Не согласившись с решением суда, Управление имуществом обжаловало его в апелляционном порядке. Просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований отдела МВД. Считает, что в соответствии с принятой Росимуществом "Концепцией по оптимизации состава имущества государственной казны Российской Федерации" в казне Российской Федерации должно находиться исключительно имущество, необходимое для осуществления Российской Федерацией своих полномочий и обязанностей. Безусловным основанием для обязания собственника имущества осуществить принятие излишнего имущества в казну, являются лишь негативные последствия для учреждения при сохранении имущества в оперативном управлении.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
От отдела МВД поступил отзыв на апелляционную жалобу и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей Управления имуществом и отдела МВД.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Российской Федерации на праве собственности и отделу МВД на праве оперативного управления принадлежат объекты недвижимого имущества расположенные на земельном участке с кадастровым номером 26:35:062401:1, общей площадью 100016+/-553 кв. м, по адресу: Ставропольский край, Кировский район, г. Новопавловск, пойма реки Куры, что подтверждается выписками из ЕГРН.
В связи с отсутствием потребности в использовании объектов недвижимого имущества, отдел МВД в период времени с 2020 по 2022 год неоднократно обращался в Управление имуществом по вопросу отказа от права оперативного управления, постоянного (бессрочного) пользования. Отказ связан с тем, что в процессе осуществления отделом МВД своей деятельности, указанные объекты недвижимого имущества и земельный участок не используются по назначению, так как назначение данного имущества не соответствует целям деятельности заявителя. Потребность в их использовании, как в настоящем, так и в будущем, отсутствует.
Управление имуществом письмом от 08.09.2020 (исх. N 26-КА-04/5651) сообщило, что по обращениям отдела МВД осуществляются мероприятия по вопросу принятия в государственную казну Российской Федерации объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 26:35:062401:1, после чего будет принято решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Письмами от 13.01.2021 N 489, от 28.07.2021 N 13171, от 01.12.2021 N 21263, от 11.01.2022 N 418 отдел МВД обращался в Управление имуществом с просьбами о прекращении права оперативного управления, постоянного (бессрочного) пользования, тем самым реализуя право на отказ от объектов недвижимого имущества, находящихся у него на праве оперативного управления, постоянного (бессрочного) пользования. Названными письмами отдел МВД сообщал о необоснованном несении бремени содержания имущества за счет средств федерального имущества.
Ответными письмами от 19.02.2021 N 26-03/946, от 30.08.2021 N 26-03/4916, от 29.12.2021 N 26-03/7626, от 02.02.2022 N 26-04/517 Управление имуществом сообщило, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом поручило Территориальному управлению проработать вопрос о возможности включения федерального недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Ставропольский край, Кировский район, г. Новопавловск, пойма реки Куры, в прогнозный план (программу) приватизации. Также сообщено, что Управлением имущества проводятся мероприятия по включению недвижимого имущества, расположенного по адресу: Ставропольский край, Кировскийрайон, г. Новопавловск, пойма реки Куры, в прогнозный план (программу) приватизации.
23.03.2022 в отдел МВД поступило указание ГУ МВД России по Ставропольскому краю от 23.03.2022 N 1/1477 "О результатах аудиторского мероприятия ГУ МВД России по Ставропольскому краю" о необходимости организовать исполнение заключения по результатам аудиторского мероприятия в Главном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю, подчиненных казенных учреждениях и территориальных органах МВД России на районном уровне. Согласно п. 11.1 заключения в отделе МВД имеются бюджетные риски расходования средств федерального бюджета на содержание неиспользуемого недвижимого имущества, в целях устранения которых поручено принять исчерпывающие меры по его передаче в казну Российской Федерации.
24.03.2022 Управление имуществом обратилось в ГУ МВД России по Ставропольскому краю с запросом N 26-КА-03/1521 о предоставлении документов, необходимых для рассмотрения вопроса о включении федерального недвижимого имущества, расположенного по адресу: Ставропольский край, Кировский район, г. Новопавловск, пойма р. Куры, в прогнозный план приватизации на 2022 - 2024 годы.
Отдел МВД направил в Управление имуществом письмо от 13.04.2022 N 6650, в котором указал, что документы, запрашиваемые в письме от 22.03.2022 N 26-КА-03/1521, предоставлены ранее (28.07.2020, NN 12599, 12600), и требование об их повторном предоставлении не обосновано, а также проинформировал о том, что, в случае препятствования (бездействия) Управления имуществом процессу отчуждения вышеуказанного имущества и его передачи в казну Российской Федерации, отделом МВД будет рассмотрен вопрос о предъявлении искового заявления в суд.
С учетом изложенных обстоятельств, а также принимая во внимание бездействие Управления имуществом по принятию в казну Российской Федерации объектов недвижимого имущества, отдел МВД обратился в арбитражный суд исковым заявлением.
Суд первой инстанции, с учетом положений пункта 1 статьи 235, статьи 236, пункта 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации пришел к обоснованному выводу о наличии у отдела МВД права на отказ от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.
В соответствии с пунктом 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - положение N 432), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества. Пунктом 4 положения N 432 предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Бездействие Управления имуществом, выраженное в непринятии в казну имущества, не используемого отделом МВД, противоречит указанным выше полномочиям в сфере деятельности названного территориального органа. Затягивание момента принятия в казну и последующего принятия управленческих решений относительно объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 26:35:062401:1 способствует ухудшению технического состояния объектов, и как следствие способствует уменьшению стоимости объектов, которая может пополнить казну РФ.
Отделом МВД приняты необходимые действия по отказу от закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества и по передаче его Управлению имуществом.
Установив наличие у отдела МВД права на отказ от закрепленного за ним имущества на праве хозяйственного ведения (оперативного управления) и передачу его Управлению имуществом по причине неиспользования в соответствии с целями деятельности отдела, согласование вопроса прекращения вещного права с ГУ МВД по Ставропольскому краю, в отсутствие доказательств, подтверждающих правомерность бездействия уполномоченного органа (Управления имуществом) по принятию имущества в казну, имелись основания для удовлетворения судом первой инстанции иска. Данный вывод согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной по делам N N 307-ЭС18-2637, 304-ЭС18-17284.
Факт того, что имущество не используется отделом МВД, подтвержден материалами дела и Управлением имущества не оспаривается, следовательно, спорное имущество подлежит передаче в казну Российской Федерации.
Доказательств того, что передача спорного имущества в федеральную казну приведет к прекращению деятельности отдела МВД, учитывая, что это имущество не используется при осуществлении его уставной деятельности, в материалах дела не имеется. Напротив, представленные в материалы дела доказательства позволяют сделать вывод о нарушении прав отдела МВД в силу возложения на него дополнительных имущественных обременений в виде обязанности по содержанию имущества и уплате налога.
Довод апеллянта о том, что в соответствии с государственной программой "Управление федеральным имуществом" одним из принципов достижения целей управления федеральным имуществом является минимизация количества объектов, составляющих государственную казну Российской Федерации, отклоняется судебной коллегией, поскольку реализация указанного принципа не предоставляет Управлению имуществом права необоснованно отказывать в принятии невостребованных федеральных объектов недвижимого имущества в государственную казну Российской Федерации, а предполагает совершение Управлением активных действий по вовлечению федерального имущества в гражданский оборот.
Фактические обстоятельства дела установлены судом первой инстанции и исследованы в полном объеме, выводы суда соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся лишь к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения..
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.09.2022 по делу N А63- 9185/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Цигельников И.А. |
Судьи |
Семенов М.У. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-9185/2022
Истец: ОТДЕЛ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КИРОВСКОМУ ГОРОДСКОМУ ОКРУГУ
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ
Хронология рассмотрения дела:
22.05.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3895/2023
23.01.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4582/2022
14.11.2022 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-9185/2022
19.09.2022 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-9185/2022