г. Воронеж |
|
23 января 2023 г. |
Дело N А35-845/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 января 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маховой Е.В.,
судей Коровушкиной Е.В.,
Серегиной Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шацких Е.А.,
при участии:
от акционерного общества "Страховая компания "СОГАЗ-Мед": Бологовой А.А. представителя по доверенности N Д-130/2022 от 01.04.2022, сроком до 01.02.2023, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция", паспорт РФ, Костиной Н.И., представителя по доверенности N Д-262/2022 от 01.04.22 сроком до 01.04.2023; предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция", паспорт РФ;
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном апелляционную жалобу акционерного общества "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" на решение Арбитражного суда Курской области от 05.09.2022 по делу N А35-845/2022 по иску акционерного общества "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" (ОГРН 1027739008440, ИНН 7728170427) в лице Курского филиала к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Курской области (ОГРН 1034637016501, ИНН 4629029670) о взыскании задолженности в сумме 7 906 716 руб. 28 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" (далее - АО "СК "СОГАЗ-Мед", истец) обратилось (с учетом уточнений исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ) в арбитражный суд с иском к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Курской области (далее - ТФОМС Курской области, ответчик) о взыскании задолженности по договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования от 06.06.2016 в виде средств на ведение дела в размере 7 906 716 руб. 28 коп., в том числе 1 326 081 руб. 07 коп. за декабрь 2021 года из непогашенной суммы основного долга по оплате оказанной медицинской помощи по ОМС в размере 132 608 107 руб. 23 коп. и 6 580 635 руб. 21 коп. за февраль - декабрь 2021 года, не оплаченных из средств дифференцированного подушевого норматива в размере 658 063 руб. 60 коп., установленного ТФОМС, ввиду последующей оплаты данной суммы из средств межбюджетных трансфертов.
Решением Арбитражного суда Курской области от 05.09.2022 в удовлетворении исковых требований АО "СК "СОГАЗ-Мед" отказано.
Не согласившись с принятым решением, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, АО "СК "СОГАЗ-Мед" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило суд принять отказ от исковых требований в размере 347 144 руб. 08 коп. в связи с перечислением ответчиком выплаты по ОМС на ведение дела за счет субвенций ФФОМС по платежному поручению N 235273 от 05.09.2022, в остальной части решение суда первой инстанции просило отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного иска.
23.11.2022 от АО "СК "СОГАЗ-Мед" посредством электронного сервиса подачи документов "Мой арбитр" поступило заявление о частичном отказе от исковых требований в размере 259 185 руб. 94 коп. в связи с перечислением ответчиком выплаты по ОМС на ведение дела за счет субвенций ФФОМС по платежному поручению N 642680 от 03.11.2022.
23.12.2022 от АО "СК "СОГАЗ-Мед" посредством электронного сервиса подачи документов "Мой арбитр" поступило заявление о частичном отказе от исковых требований в размере 714 694 руб. 95 коп. в связи с перечислением ответчиком выплаты по ОМС на ведение дела за счет субвенций ФФОМС по платежному поручению N 838055 от 05.12.2022.
В судебное заседание апелляционной инстанции от 09.01.2023 (с учетом объявленного перерыва до 16.01.2023) представитель ТФОМС Курской области не явился.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения ответчика о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие его представителя в порядке ст.ст. 123, 156, 266 АПК РФ, п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
Представители АО "СК "СОГАЗ-Мед" поддержали заявления АО "СК "СОГАЗ-Мед" об отказе от части исковых требований.
Возражений от ТФОМС Курской области относительно возможности принятия отказа от части исковых требований не поступило.
В соответствии с ч. 2 ст. 49 АПК РФ истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции отказаться от иска полностью или частично.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев заявления истца о частичном отказе от исковых требований, исходя из положений ст. 49 АПК РФ, считает возможным принять отказ истца от исковых требований в части взыскания с ответчика задолженности в общей сумме 1 321 024 руб. 97 коп. (347 144 руб. 08 коп. + 259 185 руб. 94 коп. + 714 694 руб. 95 коп.).
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и письменных пояснений АО "СК "СОГАЗ-Мед" по сумме оставшегося долга, отзыва ТФОМС Курской области на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Курской области от 05.09.2022 по делу N А35-845/2022 в части взыскания с ответчика задолженности в размере 1 321 024 руб. 97 коп. следует отменить, производство по делу в данной части прекратить, в остальной части обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, апелляционную жалобу АО "СК "СОГАЗ-Мед" - без удовлетворения. Основания следующие.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 06.06.2016 между ТФОМС Курской области (территориальный фонд) и ОАО "РОСНО-МС" (преобразовано в ООО ВТБ-МС, а в последующем ООО ВТБ-МС реорганизовано в форме присоединения к АО "СК "СОГАЗ-Мед", страховая медицинская организация) заключен договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, по условиям которого (п. 1) территориальный фонд принимает на себя обязательства по финансовому обеспечению деятельности страховой медицинской организации в сфере обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязалась оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными в территориальной программе обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств.
В силу п. 4.6.1 договора территориальный фонд обязался перечислять страховой медицинской организации средства, предназначенные на расходы на ведение дела, ежемесячно, одновременно с предоставлением средств на оплату медицинской помощи по заявке на авансирование и заявке на получение целевых средств по обязательному медицинскому страхованию, по нормативу в размере 1%, в соответствии с ч. 18 ст. 38 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон об ОМС).
Согласно п. 2.9.1 договора страховая медицинская организация обязалась формировать собственные средства в сфере обязательного медицинского страхования из источников, предусмотренных ч. 4 ст. 28 Закона об ОМС, в том числе за счет средств, предназначенных для осуществления расходов на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию, полученных по нормативу в размере 1% от суммы средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам, в соответствии с ч. 18 ст. 38 Федерального закона (пункт 2.9.1 договора).
Распоряжениями ТФОМС Курской области ежемесячно утверждались среднедушевой норматив финансирования областной программы ОС и дифференцированные подушевые нормативы финансового обеспечения ОМС в разрезе медицинских организаций и половозрастных групп на конкретный месяц, после чего направлялись утвержденные директором ТФОМС Курской области суммы объема финансирования страховых медицинских организаций и расчет финансирования и средств на ведение дела страховых медицинских организаций на конкретный месяц (с учетом распоряжения ТФОМС Курской области от 19.11.2021 N 52 "О внесении изменений в "Расчет объема финансирования и средств на ведение дела страховых медицинских организаций" на январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь 2021 года"). При этом утвержденные расчеты финансирования и средств на ведение дела страховых медицинских организаций на каждый месяц содержали указание на то, что 1% на ведение дела страховых медицинских организаций не начисляется от поступивших иных межбюджетных трансфертов (МБТ), поступивших в бюджет ТФОМС Курской области, на дополнительное финансовое обеспечение оказания медицинской помощи, в том числе лицам с заболеванием (или) подозрением на заболевание новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), иных МБТ, на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по ОМС лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19).
Во исполнение условий договора от 06.06.2016 АО "СК "СОГАЗ-Мед" в лице Курского филиала направляло в ТФОМС Курской области заявки на получение целевых средств, заявки на получение недостающих средств из нормированного запаса ТФОМС Курской области.
ТФОМС Курской области за счет средств, поступивших из ФФОМС, перечисляло на счета Курского филиала АО "СК "СОГАЗ-Мед" денежные средства, необходимые для оплаты медицинской помощи в рамках ОМС, а также денежные средства в размере 1%, предназначенные для ведения дела.
Ссылаясь на то обстоятельство, что денежные средства на ведение дела в 2021 году были направлены не в полном объеме, АО "СК "СОГАЗ-Мед" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании задолженности (с учетом принятых судом первой инстанции уточнений и отказа от части иска в суде апелляционной инстанции).
В силу ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, регулируются Законом об ОМС.
Согласно ч. 2 ст. 9 Закона об ОМС участниками обязательного медицинского страхования являются: территориальные фонды, страховые медицинские организации, медицинские организации.
Территориальные фонды - некоммерческие организации, созданные субъектами Российской Федерации в соответствии с Законом об ОМС для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 13 Закона об ОМС).
Страховая медицинская организация осуществляет отдельные полномочия страховщика в соответствии с Законом об ОМС и договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, заключенным между территориальным фондом и страховой медицинской организацией (ч. 1 ст. 14 Закона об ОМС).
В соответствии с ч. 1 ст. 38 Закона об ОМС по договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств.
При этом в силу п. 2 ч. 4 ст. 38 Закона об ОМС в договоре о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования должны содержаться положения, предусматривающие обязанности территориального фонда по предоставлению страховой медицинской организации средств, предназначенных на расходы на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию, в пределах установленного норматива, и средств, являющихся вознаграждением за выполнение условий, предусмотренных договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования.
Средства, предназначенные на расходы на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию, относятся к собственным средствам страховой медицинской организации в сфере ОМС (п. 1 ч. 4 ст. 28 Закона об ОМС).
Пунктом 135 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н, установлено, что средства, предназначенные на расходы на ведение дела, представляются страховой медицинской организации в пределах установленного норматива в соответствии с договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования.
Обращаясь в суд с рассматриваемыми исковыми требованиями, истец ссылался на то обстоятельство, что у ТФОМС Курской области перед АО "СК "СОГАЗ-Мед" имеется задолженность по денежным средствам на ведение дела за декабрь 2021 года в размере 1 326 081 руб. 07 коп., составляющая 1% от суммы непогашенного основного долга по оплате оказанной медицинской помощи по ОМС. Истец полагает, поскольку в силу п. 4.5 договора территориальный фонд обязался направлять в страховую медицинскую организацию по поступившей от нее заявке в течение пяти рабочих дней со дня получения заявки на авансирование средства на финансовое обеспечение обязательного медицинского страхования, то и средства, предназначенные на расходы на ведение дела, подлежат перечислению в течение пяти рабочих дней со дня получения заявки.
Согласно представленной информации о расчетах между ТФОМС Курской области и Курским филиалом АО "СК "СОГАЗ-Мед" за 2021 год, подписанной начальником экономического отдела ТФОМС Курской области, по состоянию на 22.08.2022 задолженность ТФОМС Курской области перед АО "СК "СОГАЗ-Мед" за оказанную медицинскую помощь за декабрь 2021 года составляет 132 608 106 руб. 23 коп.
Вместе с тем, возражая против удовлетворения заявленного иска, ответчик указал, что сумма по ведению дела от данной задолженности в размере 1% будет начислена и направлена в страховую медицинскую организацию одновременно с погашением остатка задолженности по принятым к оплате заявкам за указанные периоды.
Оценивая доводы и возражения сторон в соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 432 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.
Согласно п. 4.6.1 типового договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, утвержденного в спорный период приказом Минздравсоцразвития России от 09.09.2011 N 1030н, территориальный фонд обязуется перечислять страховой медицинской организации средства, предназначенные на расходы на ведение дела, ежемесячно, одновременно с предоставлением средств на оплату медицинской помощи по заявке на авансирование и заявке на получение целевых средств по обязательному медицинскому страхованию, по нормативу в размере процентов, в соответствии с ч. 18 ст. 38 Закона об ОМС.
В пункте 4.6.1 заключенного сторонами договора от 06.06.2016 предусмотрено, что территориальный фонд обязуется перечислять страховой медицинской организации средства, предназначенные на расходы на ведение дела, ежемесячно, одновременно с предоставлением средств на оплату медицинской помощи по заявке на авансирование и заявке на получение целевых средств по обязательному медицинскому страхованию, по нормативу в размере 1%, в соответствии с ч. 18 ст. 38 Закона об ОМС.
Поскольку исходя из буквального толкования, как условий типового договора, так и условий заключенного сторонами договора от 06.06.2016 предусмотрено одновременное перечисление денежных средств на ведение дела с денежными средствами на оплату медицинской помощи, принимая во внимание, что основной функцией страховой медицинской организации в рамках ОМС является осуществление функций страховщика, а не формирование собственных средств, суд первой инстанции правильно не усмотрел оснований для самостоятельного взыскания в судебном порядке денежных средств на ведение страхового дела, отдельно и независимо от суммы основного долга по оплате медицинской помощи (не являющейся предметом настоящего иска).
Кроме того, обращаясь в суд с рассматриваемыми исковыми требованиями, истец ссылался на то обстоятельство, что у ТФОМС Курской области имеется задолженность перед АО "СК "СОГАЗ-Мед" по денежным средствам на ведение дела за февраль - декабрь 2021 года, неоплаченным из средств дифференцированного подушевого норматива, установленного ТФОМС, ввиду последующей оплаты данной суммы из средств межбюджетных трансфертов.
Судом первой инстанции установлено, и сторонами не оспаривалось, что в 2021 году в связи с увеличением стоимости случаев оказания медицинской помощи и, соответственно, стоимости программы государственных гарантий в части средств ОМС погашение задолженности по оплате медицинской помощи осуществлялось за счет средств межбюджетных трансфертов, перечисленных на основании:
- постановления Правительства РФ от 07.07.2021 N 1125 "Об утверждении Правил предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и г. Байконура по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджетам ТФОМС на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по ОМС лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), в рамках реализации территориальной программы ОМС";
- постановления Правительства РФ от 07.08.2021 N 1310 "Об утверждении Правил предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и г. Байконура по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджету соответствующего ТФОМС на дополнительное финансовое обеспечение оказания медицинской помощи лицам, застрахованным по ОМС, в том числе с заболеванием и (или) подозрением на заболевание новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), в рамках реализации территориальных программ ОМС";
- распоряжения Правительства РФ от 25.06.2021 N 1722-р "Об использовании остатков средств бюджета ФФОМС", которым остатки средств бюджета ФФОМС на 01.01.2021 (за исключением остатков межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета, а также остатков средств, являющихся источниками внутреннего финансирования дефицита бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования) были направлены на предоставление иных межбюджетных трансфертов бюджетам ТФОМС субъектов Российской Федерации и г. Байконура в объеме 25 000 000 тыс. руб. в целях дополнительного финансового обеспечения оказания медицинской помощи лицам, застрахованным по ОМС, с заболеванием и (или) подозрением на заболевание новой коронавирусной инфекцией в рамках реализации территориальной программы ОМС;
- распоряжения Правительства РФ от 26.10.2021 N 3025-р "О выделении в 2021 году бюджетных ассигнований на предоставление из федерального бюджета иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и г. Байконура в целях финансового обеспечения расходных обязательств на дополнительное финансовое обеспечение оказания медицинской помощи лицам, застрахованным по ОМС, в том числе с заболеванием и (или) подозрением на заболевание новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), в рамках реализации территориальных программ ОМС", которым были выделены бюджетные ассигнования Минздраву России на предоставление из федерального бюджета иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и г. Байконура по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджету соответствующего ТФОМС на дополнительное финансовое обеспечение оказания медицинской помощи лицам, застрахованным по ОМС, в том числе с заболеванием и (или) подозрением на заболевание новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), в рамках реализации территориальных программ ОМС в размере 56 007 619, 5 тыс. руб. из резервного фонда Правительства Российской Федерации, имея в виду оказание медицинской помощи в количестве не менее 700 тыс. случаев госпитализаций;
- распоряжения Правительства РФ от 04.12.2021 N 3448-р "О распределении иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых в 2021 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура, в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и г. Байконура по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджету соответствующего ТФОМС на дополнительное финансовое обеспечение оказания медицинской помощи лицам, застрахованным по ОМС, в том числе с заболеванием и (или) подозрением на заболевание новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), в рамках реализации территориальных программ ОМС", которым Минздраву России на предоставление из федерального бюджета иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и г. Байконура по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджету соответствующего ТФОМС на дополнительное финансовое обеспечение оказания медицинской помощи лицам, застрахованным по ОМС, в том числе с заболеванием и (или) подозрением на заболевание новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), в рамках реализации территориальных программ ОМС выделены бюджетные ассигнования в размере 89 042 370, 8 тыс. руб. из резервного фонда Правительства Российской Федерации, имея в виду оказание медицинской помощи в количестве не менее 800 тыс. случаев госпитализаций;
- распоряжения Правительства РФ от 07.04.2022 N 789-р "О распределении иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых в 2022 году из бюджета ФФОМС бюджетам ТФОМС субъектов Российской Федерации и г. Байконура на дополнительное финансовое обеспечение медицинской помощи, оказанной лицам, застрахованным по ОМС, в том числе с заболеванием и (или) подозрением на заболевание новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), в рамках реализации территориальных программ ОМС в 2021 - 2022 годах".
Между тем, по мнению истца, поскольку средства межбюджетных трансфертов направлялись в страховые медицинские организации в составе дифференцированных подушевых нормативов, то указанные денежные средства должны были учитываться при расчете расходов на ведение дела.
Ответчик, свою очередь, указал, что от суммы денежных средств, перечисленных из средств межбюджетных трансфертов по распоряжениям Правительства РФ, в отличие от субвенций ФФОМС, 1% на ведение дела не начисляется.
Суд первой инстанции обоснованно признал правильной позицию ответчика, исходя из следующего.
Частью 5 ст. 26 Закона об ОМС предусмотрены отдельные виды расходов бюджетов территориальных фондов, в том числе в целях финансового обеспечения выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования (п. 1 ст. 5 ст. 26 Закона об ОМС); на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию страховыми медицинскими организациями (п. 4 ст. 5 ст. 26 Закона об ОМС).
Федеральным законом от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" ч. 4 ст. 26 Закона об ОМС была дополнена п. 6.1, согласно которому к доходам бюджетов территориальных фондов были отнесены межбюджетные трансферты, передаваемые из бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, предоставляемые субъекту Российской Федерации на дополнительное финансовое обеспечение медицинских организаций в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Как установлено п. 2 Правил предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов из бюджета ФФОМС бюджетам ТФОМС субъектов Российской Федерации и г. Байконура на дополнительное финансовое обеспечение оказания медицинской помощи лицам, застрахованным по ОМС, с заболеванием и (или) подозрением на заболевание новой коронавирусной инфекцией в рамках реализации территориальной программы ОМС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 989, межбюджетные трансферты предоставляются бюджетам территориальных фондов на цели, указанные в п. 1 ч. 5 ст. 26 Закона об ОМС.
В пункте 2 Правил предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и г. Байконура по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджетам ТФОМС на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по ОМС лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), в рамках реализации территориальной программы ОМС", утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.07.2021 N 1125, также указано, что межбюджетные трансферты предоставляются бюджетам территориальных фондов на цели, указанные в п. 1 ч. 5 ст. 26 Закона об ОМС.
В пункте 2 Правил предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и г. Байконура по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджету соответствующего ТФОМС на дополнительное финансовое обеспечение оказания медицинской помощи лицам, застрахованным по ОМС, в том числе с заболеванием и (или) подозрением на заболевание новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), в рамках реализации территориальных программ ОМС", утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.08.2021 N 1310, также предусмотрено, что межбюджетные трансферты предоставляются бюджетам территориальных фондов на цели, указанные в п. 1 ч. 5 ст. 26 Закона об ОМС.
Таким образом, утверждая правила предоставления межбюджетных трансфертов в 2021 году, Правительство РФ прямо установило цели их использования - выполнение территориальных программ ОМС (п. 1 ч. 5 ст. 26 Закона об ОМС).
Такое целевое направление как формирование расходов бюджета территориального фонда на ведение дела по ОМС страховыми медицинскими организациями (п. 4 ч. 5 ст. 26 Закона об ОМС) среди них не указано.
В письме ФФОМС от 19.07.2021 N 00-10-30-4-04/4114, а затем и в совместном письме Минздрава России от 19.08.2021 N 11-8/И/1-13086, ФФОМС от 18.08.2021 N 00-10-10-04/4685, изданных в целях реализации вышеназванных Правил, также разъяснено, что межбюджетные трансферты предоставляются бюджетам территориальных фондов на цели, указанные в п. 1 ч. 5 ст. 26 Закона об ОМС. Расходы бюджетов территориальных фондов осуществляются в целях финансового обеспечения выполнения территориальных программ ОМС. Для реализации Правил внесение изменений в территориальную программу обязательного медицинского страхования не требуется. Средства межбюджетного трансферта направляются ТФОМС в страховые медицинские организации в составе дифференцированных подушевых нормативов, рассчитанных в соответствии с Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н. При этом, учитывая установленный Правилами перечень направлений использования средств межбюджетного трансферта, указанные средства не являются источником расходов бюджета территориального фонда на ведение дела по ОМС страховыми медицинскими организациями.
Таким образом, поскольку истцом заявлены к взысканию расходы по ведению дела, начисленные в отношении средств межбюджетных трансфертов, выделенных в условиях чрезвычайной ситуации, имеющих строго определенное целевое назначение и не предусматривающих их выделение на покрытие расходов страховой медицинской организации на ведение дела, суд первой инстанции правильно не усмотрел правовых оснований для удовлетворения исковых требований АО "СК "СОГАЗ-Мед" в соответствующей части.
Доводы апелляционной жалобы АО "СК "СОГАЗ-Мед" о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права основаны на неверном толковании действующего законодательства применительно к фактическим обстоятельствам дела и подлежат отклонению.
В связи принятием апелляционным судом отказа истца от исковых требований в части взыскания с ТФОМС Курской области задолженности в размере 1 321 024 руб. 97 коп. производство по делу подлежит прекращению, а решение Арбитражного суда Курской области от 05.09.2022 по делу N А35-845/2022 в соответствующей части - отмене.
В части отказа во взыскании с ТФОМС Курской области в пользу АО "СК "СОГАЗ-Мед" задолженности в размере 6 585 691 руб. 31 коп. (7 906 716 руб. 28 коп. - 1 321 024 руб. 97 коп.) решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом области не допущено.
Расходы по государственной пошлине за рассмотрение искового заявления и апелляционной жалобы подлежат распределению в соответствии с требованиями ст. 110 АПК РФ.
Поскольку оснований для удовлетворения исковых требований АО "СК "СОГАЗ-Мед" не имеется, государственная пошлина по иску и по апелляционной жалобе полностью относится на истца.
В связи с отказом от части иска истцу подлежит возврату государственная пошлина по иску в размере 13 105 руб. (подп. 3 п. 1 ст. 333.40 НК РФ).
Между тем, поскольку истец не доплатил в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 24 169 руб., справка на возврат государственной пошлины из федерального бюджета истцу не выдается. В результате зачета суммы государственной пошлины, подлежащей возвращению истцу, и суммы государственной пошлины, подлежащей взысканию в доход федерального бюджета, с истца следует довзыскать в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 11 064 руб. (24 169 руб. - 13 105 руб.).
На основании ч. 2 ст. 319 АПК РФ исполнительный лист на взыскание государственной пошлины выдается Арбитражным судом Курской области.
Руководствуясь ст.ст. 49, 110, 150, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Принять от акционерного общества "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" отказ от иска к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Курской области в части требования задолженности в сумме 1 321 024 руб. 97 коп.
Решение Арбитражного суда Курской области от 05.09.2022 по делу N А35-845/2022 в указанной части отменить, производство по делу N А35-845/2022 по иску акционерного общества "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Курской области в части требования задолженности в сумме 1 321 024 руб. 97 коп. прекратить.
В части отказа в удовлетворении остальной части исковых требований акционерного общества "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" решение Арбитражного суда Курской области от 05.09.2022 по делу N А35-845/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с акционерного общества "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" (ОГРН 1027739008440, ИНН 7728170427) в доход федерального бюджета 11 064 руб. государственной пошлины по иску.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции согласно ч. 1 ст. 275 АПК РФ.
Председательствующий |
Е.В. Маховая |
Судьи |
Е.В. Коровушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-845/2022
Истец: АО Курский филиал "Страховая компания "СОГАЗ-Мед"
Ответчик: ТФОМС Курской области
Третье лицо: Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд