23 января 2023 г. |
Дело N А84-4432/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.01.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.01.2023.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кузняковой С.Ю., судей Градовой О.Г., Яковлева А.С., при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Волковой О.Л.,
с участием представителей от Правительства Севастополя - Замятина М.О. по доверенности от 29.09.2022 N 8778/01-01-02.1-21/02/22, от Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя - Самохвалова Н.П. по доверенности от 28.12.2022 N 492, в отсутствие общества с ограниченной ответственностью "Судоремонтный завод ПЕРСЕЙ", Департамента экономического развития города Севастополя, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 13 июля 2022 года по делу N А84-4432/2022, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Судоремонтный завод ПЕРСЕЙ" к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании недействительным и отмене решения, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительства Севастополя и Департамента экономического развития города Севастополя,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Судоремонтный завод ПЕРСЕЙ" (далее по тексту - заявитель, общество, ООО "СРЗ ПЕРСЕЙ") обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением (с учетом заявления от 13.12.2021) о признании недействительным и отмене решения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее по тексту - Департамент, ДИЗО), оформленного письмом от 07.07.2020 N ГУ-исх-5688/20, об отказе в предоставлении государственной услуги "Переоформление права постоянного пользования земельными участками, заключения договоров аренды, сервитутов в отношении земельных участков, предоставленных в пользование юридическим и физическим лицам до 18 марта 2014 года"; просило обязать Департамент переоформить договор аренды с ООО "СРЗ ПЕРСЕЙ".
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 13 июля 2022 года суд удовлетворил требования общества; признал незаконным решение Департамента, оформленное письмом от 07.07.2020 N ГУ-исх-5688/20, об отказе в предоставлении государственной услуги в отношении земельного участка с кадастровым номером 91:04:001001:163; обязал Департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем оказания государственной услуги и направления обществу подписанного директором Департамента проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером 91:04:001001:163, в сроки установленные распоряжением Департамента от 19.01.2017 N 526-РДЗ; взыскал с Департамента в пользу общества расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, Департамент обратился с апелляционной жалобой на указанный судебный акт, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что судом первой инстанции решение принято при неправильном применении норм материального права, неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела. В апелляционной жалобе указано на то, что эксплуатационные части штолен выходят за границы испрашиваемого земельного участка, что свидетельствует о самовольном занятии земельного участка. Кроме того, на испрашиваемом земельном участке находится сооружение, которое в силу закона является государственной собственностью.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители Департамента и Правительства Севастополя поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
От общества до начала судебного разбирательства поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которого против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ). При этом оснований для его отмены или изменения, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 20.05.2013 между Севастопольским городским Советом и обществом с ограниченной ответственностью "Персей+", правопреемником которого является ООО "СРЗ Персей", был заключен договор аренды земельного участка сроком на 25 лет, по условиям которого арендатор принимает в срочное платное пользование земельный участок площадью 0,8931 га для обслуживания административного и производственного домов, с отнесением этих земель к категории земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения, который находится по адресу: г. Севастополь, Лазаревский спуск, 1.
Земельный участок с кадастровым номером 8536900000:01:001:0037, расположенный в г. Севастополь, Лазаревский спуск, 1 поставлен на кадастровый учет, кадастровый номер 91:04:001001:163, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 02.09.2015 N 91/12/15-102377.
В дальнейшем, как следует из письма ГБУС "Центр государственной кадастровой оценки" от 23.10.2019, в ЕГРН были внесены изменения в отношении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 91:04:001001:163 на "тяжелая промышленность" 6.2.
Для приведения договора в соответствие с российским законодательством 27.12.2019 общество обратилось с заявлением о переоформлении права заключения договора аренды в отношении земельного участка площадью 8931 кв.м, расположенного по адресу: г. Севастополь, Лазаревский спуск, 1, кадастровый номер 91:04:001001:163, предоставленного в его пользование до 18 марта 2014 года.
По результатам рассмотрения названного заявления решением, оформленным письмом, от 07.07.2020 N ГУ исх-5688/20 Департамент отказал в предоставлении государственной услуги, указав, что Инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости Департамента установлено, что эксплуатационные части штолен выходят за границы испрашиваемого земельного участка, что свидетельствует о самовольном занятии земельного участка.
Полагая, что указанный отказ является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из недоказанности Департаментом наличия оснований для отказа в предоставлении ООО "СРЗ ПЕРСЕЙ" государственной услуги по переоформлению договора аренды от 20.05.2013.
Апелляционная коллегия, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, соглашается с указанными выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 1 ст. 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, земельных, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Согласно пункта 8 статьи 3 Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (далее - Закон N46-ЗС) право аренды земельного участка, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона, соответствуют праву аренды, которое предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Пунктом 13 статьи 3 Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" установлено, что в случае, если земельный участок, в отношении которого до вступления в силу Федерального конституционного закона заключен в действовавшем на момент его заключения порядке договор аренды, находится в государственной собственности города Севастополя или муниципальной собственности, орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение таким земельным участком, обязан по заявлению лица, с которым заключен соответствующий договор, заключить с таким лицом договор аренды соответствующего земельного участка.
Лица, которым находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки предоставлены до вступления в силу Федерального конституционного закона в аренду обязаны подать заявление о заключении договора аренды земельного участка в срок до 1 января 2023 года.
В соответствии с положениями Закона N 46-ЗС постановлением Правительства Севастополя N 1250-ПП от 21.12.2015 утвержден Порядок переоформления права постоянного пользования земельными участками, заключения договоров аренды, сервитута в отношении земельных участков, предоставленных в пользование юридическим и физическим лицам до 18 марта 2014 года" (далее - Порядок N1250), которым установлены условия и порядок переоформления права постоянного пользования, права аренды, права сервитута, права пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис), права застройки земельного участка (суперфиций), возникших в соответствии с земельным законодательством Украины, путем предоставления земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, в собственность, в аренду, на праве сервитута юридическим и физическим лицам (далее - заявители) в соответствии с гражданским и земельным законодательством Российской Федерации.
Порядок предоставления государственной услуги "Переоформление права постоянного пользования земельными участками, заключения договоров аренды, сервитутов в отношении земельных участков, предоставленных в пользование юридическим и физическим лицам до 18 марта 2014 года" установлен Административным регламентом, утвержденным распоряжением Департамента от 19.01.2017 N 526-РДЗ (далее - Административный регламент).
Пунктом 7 Порядка N 1250 и пунктом 2.9 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа уполномоченным органом в предоставлении земельного участка в порядке переоформления прав.
Как следует из оспариваемого решения, основанием для отказа в переоформлении права аренды земельного участка является то обстоятельство, что эксплуатационные части штолен выходят за границы испрашиваемого земельного участка, что свидетельствует о самовольном занятии земельного участка. Указанные обстоятельства были установлены при проведении обследования земельного участка путем сличения сведений ИСОГД и фактического местонахождения входов в сооружения штолен, что следует из акта обследования от 20.01.2020.
Между тем, исходя из паспортов здания склада-штольни N 1, здания склада-штольни N 2, здания склада-штольни N 3, штольни являются подземными сооружениями, эксплуатация которых является видом недропользования. Более того, такого основания как самовольное занятие земельного участка, не являющегося предметом ранее оформленного договора аренды, в качестве основания для отказа в его переоформлении ни в п.7 Порядка N 1250, ни в п. 2.9 Административного регламента не приведено.
Кроме того, как следует из договора аренды земельного участка от 20.05.2013, земельный участок, который передается в аренду, не имеет каких-либо недостатков, которые могут препятствовать его эффективному использованию и не имеет особенностей, которые могут повлиять на арендные отношения (п. 2.4, 2.5 договора).
Надлежащих и достоверных доказательств того, что при заключении договора аренды земельного участка от 20.05.2013 эксплуатационные части штолен находились за пределами переданного в аренду земельного участка суду не представлено.
Таким образом, как верно отмечено судом первой инстанции, Департаментом в оспариваемом решении не указано ни одного из оснований, перечисленных в пунктах 7 Порядка N 1250 и 2.9 Административного регламента.
Относительно утверждения Департамента о том, что на земельном участке находится объект, который принадлежит городу федерального значения Севастополь, а именно причальная стенка N 10, кадастровый номер 91:04:001001:335, расположенная по адресу: г. Севастополь, Лазаревский спуск, 1, суд первой инстанции верно отметил, что право собственности города Севастополя на данный объект недвижимого имущества не зарегистрировано, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Довод апелляционной жалобы о том, что в рамках дела N А84-3848/2020 судом была установлена незаконность выбытия причальной стенки N 10 из состава имущества государственной собственности Украины и как следствие возникновение на указанный объект права собственности города федерального значения Севастополь не принимается судом апелляционной инстанции с учетом того, что 09.12.2016 в отношении спорного имущества - причальная стенка N 10, с кадастровым номером 91:04:001001:335 осуществлена государственная регистрация права собственности за ООО "Судоремонтный завод "Персей", что подтверждается выпиской из ЕГРН от 09.12.2016 и следует из установленных судом обстоятельств по делу N А84-3848/2020.
Исходя из изложенных обстоятельств, с учетом положений пункта 13 статьи 3 Закона N 46-ЗС и отсутствия сведений о том, что договор аренды от 20.05.2013 признан в установленном порядке недействительным либо незаключенным, решение Департамента, оформленное письмом от 07.07.2020, об отказе в предоставлении государственной услуги по переоформлению возникшего у заявителя в соответствии с земельным законодательством Украины права аренды земельного участка правомерно признано судом незаконным.
Пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ установлено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, в случае удовлетворения заявленных требований, должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Определяя способ устранения допущенного Департаментом нарушения прав заявителя, суд первой инстанции, правомерно приняв во внимание определение Конституционного Суда РФ от 01.10.2019 N 2556-О, постановления от 18.11.2014 N 30-П, от 18.05.2015 N 10-П, от 15.02.2016 N 3-П, от 12.07.2018 N 31-П, от 23.07.2018 N 35-П, постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.02.2010 N 12926/09, N 13258/09, с учетом п. 3.6.8 Административного регламента и отсутствия иных законных оснований для отказа в предоставлении государственной услуги по переоформлению права аренды заявителя, пришел к обоснованному выводу, что в целях устранения допущенного нарушения необходимо возложить на Департамент обязанность по направлению обществу подписанного директором Департамента проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером 91:04:001001:163, в сроки установленные распоряжением Департамента от 19.01.2017 N 526-РДЗ.
Апелляционная жалоба не содержит доводов и фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба не может быть признана апелляционным судом обоснованной и не может служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанцией не выявлено.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 13 июля 2022 года по делу N А84-4432/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Ю. Кузнякова |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-4432/2020
Истец: ООО "Судоремонтный завод Персей"
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ, ПРАВИТЕЛЬСТВО СЕВАСТОПОЛЯ, Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя