г. Москва |
|
24 января 2023 г. |
Дело N А40-142424/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 января 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Титовой И.А.,
судей: Порывкина П.А., Фриева А.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Платоновым Д.М.,
рассмотрев в закрытом судебном заседании апелляционную жалобу МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.11.2022 по делу N А40-142424/22 по иску МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (119019, ГОРОД МОСКВА, ЗНАМЕНКА УЛИЦА, ДОМ 19, ОГРН: 1037700255284, Дата присвоения ОГРН: 27.02.2003, ИНН: 7704252261) к ответчику ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ГЛАВНОЕ ВОЕННОСТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ ОБЪЕКТАМ" (676470, АМУРСКАЯ ОБЛАСТЬ, ЦИОЛКОВСКИЙ ГОРОД, ДОМ ТЕР ВОЕННЫЙ ГОРОДОК N10, ОГРН: 1037739019438, Дата присвоения ОГРН: 05.01.2003, ИНН: 7734003657) о взыскании 52 297 771,19 руб.
При участии в судебном заседании:
от истца: Загоскин С.В. по доверенности от 13.08.2021,
от ответчика: Игнатьева Е.Ю. по доверенности от 28.09.2022.
УСТАНОВИЛ:
МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ УНИТАРНОМУ ПРЕДПРИЯТИЮ "ГЛАВНОЕ ВОЕННО-СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ ОБЪЕКТАМ" о взыскании неустойки в размере 52 297 771 руб. 19 коп.
Решением от 24.11.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, не согласившись с принятым решением, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По их мнению, при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельства дела.
В судебном заседании стороны поддержали свои правовые позиции по спору.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив материалы дела, заслушав, лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционных жалоб, находит решение Арбитражного суда города Москвы не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, между Министерством обороны Российской Федерации (государственный заказчик) и федеральным государственным унитарным предприятием "ГВСУ по специальным объектам" (генподрядчик) заключен государственный контракт на выполнение полного комплекса работ по объекту: "Строительство жилого дома на 90 квартир.
В соответствии с пунктом 3.1 контракта цена контракта составляет 619 372 985 руб.
Согласно пункту 2.1 контракта генподрядчик осуществляет работы по инженерным изысканиям для подготовки проектной документации, разработку проектной и рабочей документации, строительно-монтажные работы в соответствии с условиями контракта, в том числе раздела 23 контракта, ведение авторского надзора и работы (услуги), необходимые для ввода в эксплуатацию объекта в соответствии с условиями контракта (Возведение объекта "под ключ").
Разделом 5 контракта установлены сроки выполнения обязательств:
· выполнение проектно-изыскательских работ - 15.11.2019;
· выполнение строительно-монтажных работ - 31.12.2020;
· подписание итогового акта приемки выполненных работ -31.03.2021.
В обоснование заявленного иска истец указывает, что в связи с не выполнением генподрядчиком в установленные контрактом сроки работ по контракту в полном объеме, руководствуясь п. 18.3, 18.4 контракта и ст. 330 ГК РФ, с генподрядчика подлежит взысканию неустойка в размере 52 297 771 руб. 19 коп., а именно:
- за нарушение срока выполнения работ по этапу "выполнение проектно-изыскательских работ": (619 372 985,00 - 0,00) х 1/300 х 5% х 412 (количество дней просрочки с 16.11.2019 по 31.12.2020) = 42 530 278,30 руб.
- за нарушение срока выполнения работ по этапу "выполнение строительно-монтажных работ": (619 372 985,00 - 220 699 806,00) х 1/300 х 5% х 90 (количество дней просрочки с 01.01.2021 по 31.03.2021) = 5 980 097,69 руб.
- за нарушение сроков окончания работ: (619 372 985,00 - 220 699 806,00) х 1/300 х 5% х 57 (количество дней просрочки с 01.04.2021 по 27.05.2021) = 3 787 395,20 руб.
Однако судом в части взыскания неустойки принят обоснованный довод ответчика, согласно которому оснований для привлечения ответчика к имущественной ответственности за несвоевременное подписание итогового акта у истца отсутствуют.
Поскольку подписание итогового акта - это совместное действие сторон контракта, расценивать его как отдельное обязательство, за нарушение сроков которого возможно начисление неустойки в размере 3 787 395,20 руб. неправомерно.
Возражая против заявленных исковых требований, ответчик также указывает на встречное неисполнение обязательств со стороны истца.
Согласно положениям ст. 759 ГК РФ по договору подряда заказчик обязан передать подрядчику задание, а также иные исходные данные, необходимые для выполнения работ.
В соответствии с п. 3 с. 6 ст. 48 ГрК РФ, обязанность предоставления технических условий (ТУ) на подключение объекта к сетям инженерного обеспечения императивно возложена на заказчика.
При этом, ТУ являются неотъемлемой частью комплекта технической документации, которая отражает технические нормы и требования по отношению к конкретным объектам строительства, в связи с чем, до предоставления техническим заказчиком полного комплекта исходных данные выполнение проектных работ не возможно.
В соответствии с положениями п. 7.1.10 и п. 7.1.11 контракта, заказчик до начала производства проектно-изыскательских работ передаёт генподрядчику в установленном порядке исходные данные необходимые для выполнения проектно-изыскательских работ, до начала строителыю-моптажпых работ - строительную площадку по акту передачи строительной площадки, а также всю необходимую документацию (проектную и рабочую документации, журнал производства работ, технические условия, разрешение на строительство).
В свою очередь, просрочка выполнения работ по контракту произошла вследствие неисполнения заказчиком своих встречных обязательств но предоставлению генподрядчику исходных данных, необходимых для своевременного выполнения работ.
Общие требования и правила выполнения инженерных изысканий установлены в "СП 47.13330.2016 инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СПиП 11-02-96" (утвержден приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 1033/пр). Пунктом 4.12 Свода правил предусмотрено, что основанием для выполнения инженерных изысканий является заключаемый договор между заказчиком и исполнителем. К договору должно прилагаться задание на выполнение инженерных изысканий, которое составляется и утверждается заказчиком и согласовывается с исполнителем инженерных изысканий (п. 4.13 СИ).
- согласованные техническое задание и программа на выполнение инженерно-геологических изысканий переданы заказчиком с сопроводительным письмом от 23.08.2019 г. N ФКП/ВВО/2/3658 (вх. от 23.08.2019 г. N 1690-ВВО), т.е. спустя 43 календарных дня с даты заключения контракта;
- утверждённое задание на проектирование передано заказчиком 01.10.2019 г. с сопроводительным письмом от 30.09.2019 г. N ФКП/ВВО/2/4302 (вх. от 01.10.2019 г. N 1971-ВВО), т.е. спустя 82 календарных дня с даты заключения контракта;
- разрешение на строительство выдано генподрядчику 04.12.2019 г. N 41-302000-28-2019, т.е. спустя 145 календарных дней с даты заключения контракта.
Необходимо также отметить, что информация и документация для подготовки заявок на получение ТУ направлены в адрес заказчика с сопроводительным письмом от 08.05.2019 г. N 38/964-ВВО, по договоры на подключение (техническое присоединение) к системе водоснабжения и водоотведения заключены заказчиком только 04.03.2020 г. (письмо от 09.06.2021 г. N ФКШВВО/12/245 (вх. от 1 1.06.2021 N1626-ВВО)), т.е. по истечении 236 календарных дней со дня заключения контракта; к системе теплоснабжения (письмо от 02.03.2020 г. N ФК11/ВВО/12/77 (вх. от 10.03.2020 N 3124)) - 02.03.2020 г., т.е. по истечении 234 календарных дней со дня заключения контракта.
Вместе с тем, выполнение строительно-монтажных работ без технических условий на постоянное подключение к сетям инженерно-технического обеспечения ставит под угрозу результат работ генподрядчика, а также саму возможность дальнейшего осуществления подключения объекта строительства к указанным сетям.
Технические условия отражают точки подключения инженерных коммуникаций, обуславливающие направление прокладки коммуникаций, максимальный напор в местах присоединения, диаметр труб, требуемый материал трубопровода, место установки приборов учета индивидуального потребления и иные данные, которые необходимо соблюсти генподрядчику при выполнении работ.
В отсутствии данных отраженных в технических условиях, которые заказчиком своевременно предоставлены не были, осуществление работ по прокладке инженерных коммуникаций в соответствии с указанными данными, не представляется возможным.
Кроме того, в период производства работ генподрядчику было затруднено выполнение работ по строительству трех блок-секций N 1 N 2 N 3, в связи с тем, что ресурсоснабжающая организация выполняла свои работы в непосредственной близости от строящегося дома (в 2,5 метров), и в этот период невозможно было обеспечить доступ к объекту строительной технике, а также выполнить врезку данного участка к сетям водоснабжения и подключить дом по постоянной схеме к сетям водоснабжения, в связи с чем генподрядчик, руководствуясь положениями ст.ст. 716, 719 Г К РФ, письмом от 08.02.2021 г. N 38/363-ВВО уведомил заказчика о невозможности выполнить работы по контракту в установленные сроки.
Таким образом, вопреки обязательств установленных контрактом, технические условия для подключения объекта к инженерным системам, необходимые для выполнения работ по контракту, были предоставлены заказчиком генподрядчику по истечении 234 календарных дней с даты заключения контракта.
Несмотря на указанное, генподрядчиком выполнены работы по контракту, результат работ передан заказчику.
- технический отчёт по результатам инженерных изысканий передан заказчику 10.09.2019 г.
Проектная документация разработана в полном объёме и передана заказчику в рабочем порядке для прохождения государственной экспертизы Минобороны России (ГЭ МО РФ) своевременно, о чем свидетельствует поданное совместно с проектной документацией заявление от 19.09.2019 г. исх.N ФКП/ВВО/2/4116 заказчика о проведении государственной экспертизы проектной документации.
Проектная документация и отчёты по результатам инженерных изысканий получили положительное заключение ГЭ МО РФ, обязанность получения которого в соответствии с положениями ст. 49 ГрК РФ возложена на заказчика, получено 21.11.2019 г. N 27-1-4-0035-19.
Проектная документация в четырёх экземплярах передана заказчику с сопроводительным письмом от 10.01.2020 г. N 38/8-ВВО.
Рабочая документация разработана в полном объёме и передана в адрес заказчика с сопроводительным письмом от 15.01.2020 г. N 38/69-ВВО.
Строительно-монтажные работы начаты генподрядчиком 09.12.2019 г., о чём заказчик уведомлен письмом от 09.12.2019 г. N 38/3192-ВВО, и завершены 22.06.2021.
Объект введён в эксплуатацию, выдано разрешение на ввод от 02.08.2021 г.
Законченный строительством объект принят приёмочной комиссией, что подтверждается заключением о соответствии построенного (реконструированного) объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов от 23.07.2021 г. N 10, в связи с чем сторонами подписан акт по форме КС-14 от 30.08.2021 г. N 406.
Согласно п. 10 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), при несовершении заказчиком действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или существа обязательства, до совершения которых исполнитель государственного (муниципального) контракта не мог исполнить своего обязательства, исполнитель не считается просрочившим, а сроки исполнения обязательств по государственному (муниципального) контракту продлеваются на соответствующий период просрочки заказчика.
В соответствии с п. 17 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 г. N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда", неисполнение стороной по договору строительного подряда обязанности по сотрудничеству учитывается при применении меры ответственности за неисполнение договорного обязательства.
На основании вышеизложенного, подрядчик не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора в соответствии с п. 3 ст.405, п. 1 ст.406 ГК РФ, §1, §3, §5 Главы 37 ГК РФ; ст.49, 52, 55 ГрК РФ и обязательств по договору, срок выполнения работ продлевается соразмерно допущенной просрочке заказчика.
Наличие встречного неисполнения заказчиком обязательств по контракту, сроки выполнения этапов работ продлеваются на соответствующий период просрочки заказчика.
Кроме того, заказчиком несвоевременно исполнена обязанность по финансированию производства работ генподрядчика.
В соответствии с п. 8 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", государственный заказчик обязан обеспечить авансирование и оплату поставок продукции по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями государственных контрактов.
Пунктом 6.2.1 контракта установлена обязанность государственного заказчика обеспечивать финансирование работ по контракту в соответствии с условиями контракта.
Согласно п. 4.13 контракта, государственный заказчик производит авансирование в размере 80 % (восьмидесяти процентов) от цены контракта в течение 20 календарных дней со дня предоставления генподрядчиком счета.
Вместе с тем, указанная обязанность исполнена заказчиком несвоевременно, а именно при заключении контракта, в августе 2019, авансирование составило 30 %, к январю 2020 - 33%, а в сентябре 2020 авансирование составило 60%, что, учитывая местоположение объекта, повлекло существенное увеличение сроков выполнения работ.
Об указанных обстоятельствах генподрядчик уведомлял государственного заказчика письмами от 12.03.2020 г. N 38/3044, от 27.07.2020 г. N 38/9803, от 18.03.2021 г. N 38/4422.
Авансирование в размере 80 % было доведено до генподрядчика 26.04.2021 г.
После доведения государственным заказчиком авансирования в размере, предусмотренном контрактом, генподрядчик завершил выполнение работ на объекте, о чём в адрес заказчика направлено уведомление от 22.06.2021 г. N 38/2098-ВВО.
Согласно п. 18.14 контракта предусматривает, что стороны освобождаются от уплаты неустойки, если докажут, что просрочка исполнения и (или) неисполнения обязательств произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
Согласно п. 11 ст. 48 ГрК РФ подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора подряда на подготовку проектной документации).
Согласно п. 1 приложения N 2 к приказу Минстроя России от 01.03.2018 г. N 125/пр "Об утверждении типовой формы задания на проектирование объекта капитального строительства и требований к его подготовке", подготовка задания на проектирование объекта строительства (далее задание на проектирование) осуществляется застройщиком (техническим заказчиком) в соответствии с типовой формой задания на проектирование объекта.
Задание на проектирование передаётся заказчиком исполнителю на стадии проектирования и является обязательным документом, предоставляемым совместно с проектной документацией в ГЭ МО РФ для прохождения экспертизы (подл, "д" (ела II постановления Правительства от 05.03.2007 г. N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий").
Кроме того, в соответствии с п. 7.1.7 контракта заказчик оказывает содействие генподрядчику в ходе выполнения им работ по вопросам, непосредственно связанным с предметом контракта, решение которых возможно только при участии заказчика.
Учитывая указанные обстоятельства, возникшие не по вине ответчика, в ходе исполнения контракта, явно создавшие препятствия к исполнению обязательств, возложение на ответчика ответственности за нарушение сроков исполнения обязательств является необоснованным.
Согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исследовав и оценив представленные доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что истец не представил суду доказательств, подтверждающих заявленные исковые требования, поэтому у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения иска.
Доводам заявителя апелляционной жалобы судом первой инстанции дана соответствующая правовая оценка, оснований для переоценки которой у апелляционной коллегии не имеется.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам, и вопреки доводам жалобы, основаны на правильном применении судом норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, для отмены либо изменения принятого по делу решения.
Руководствуясь ст.ст. 110, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 24.11.2022 по делу N А40-142424/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Титова |
Судьи |
П.А. Порывкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-142424/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ФГУП "ГЛАВНОЕ ВОЕННО-СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ ОБЪЕКТАМ"