г. Москва |
|
23 января 2023 г. |
Дело N А40-142974/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Марковой Т.Т., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни
на решение Арбитражного суда города Москвы от 14.10.2022 по делу N А40-142974/22,
по заявлению ЗАО "Акронд"
к Центральной акцизной таможне
о признании недействительным требования,
при участии:
от заявителя: |
Пьянков И.С. по доверенности от 22.06.2022, Ибрагимова О.Д. по доверенности от 05.08.2022; |
от заинтересованного лица: |
Полкошников Д.Д. по доверенности от 13.05.2022; |
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "АКРОНД" (далее также - заявитель, общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральной акцизной таможне (далее также - заинтересованное лицо, ЦАТ, таможенный орган, таможня) о признании недействительным требования от 01.04.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10009100/250222/3027451, до выпуска товара.
Решением суда первой инстанции от 14.10.2022 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Заинтересованное лицо с указанным решением не согласилось и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении требований заявителя отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель заявителя - обжалуемое решение суда первой инстанции.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Апелляционный суд, выслушав представителей сторон, изучив доводы жалобы и отзыва на нее, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, 01.04.2019 между ЗАО "АКРОНД" (Россия, покупатель) и компанией Exxon Mobil Petroleum and Chemical BVBA (Бельгия, продавец) заключен договор поставки смазочных материалов N AKR-475926-SUP010419 (далее также - договор), в соответствии с п.1.1 которого продавец поставляет покупателю продукцию под товарными знаками, принадлежащими "ЭксонМобил", указанную в приложении N 1 к настоящему договору.
Условия поставки вышеуказанного товара - FCA Турку (ИНКОТЕРМС 2010) (п.5.1 договора).
На основании данного договора в адрес общества были поставлены смазочные материалы, в том числе: масло для газовых двигателей на минеральной основе Mobil Pegasus 1005 (далее также - товар).
С целью таможенного декларирования указанного товара обществом на Акцизный специализированный таможенный пост (центр электронного декларирования) ЦАТ была подана ДТ N 10009100/250222/3027451 (товар N 1) (далее также - ДТ, декларация).
Описание товара указано в графе 31 ДТ.
В графе 33 ДТ товар классифицирован обществом в товарной подсубпозиции 2710 19 980 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Акциз на масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей (код 4080 Классификатора видов налогов, сборов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы) в графе 47 ДТ не указывался.
Вместе с ДТ таможенному органу были представлены, в числе прочих следующие имеющие отношения к товару документы и сведения: а) объяснения общества о том, что сферой применений масла Mobil Pegasus 1005 являются не карбюраторные (инжекторные) двигатели, а только газовые (работающие на природном газе (других видах газового топлива, таких как попутный нефтяной газ, свалочный биогаз); б) экспертное заключение ООО "Уральский региональный центр "Технической экспертизы и диагностики" от 02.03.2015 N 314 и др.
Данная информация подтверждается сведениями, указанными в графе 44 ДТ.
В отношении вышеуказанного товара проведен таможенный контроль: таможенный досмотр и таможенная экспертиза, по результатам проведения которой составлено заключение таможенного эксперта N 12407001/0006091 от 25.03.2022, содержащее ответы на поставленные перед таможенным экспертом вопросы.
На основании указанного заключения таможенного эксперта таможней в адрес общества направлено требование от 01.04.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации, до выпуска товара (далее также - требование), согласно которому в отношении спорного товара необходимо внести изменения в ДТ в части добавления расчета акциза и налога на добавленную стоимость (далее также - НДС).
Ввиду принятия указанного требования спорный товар - масло Mobil Pegasus 1005 на основании положений подп.9 п.1 ст.181 НК РФ отнесен таможенным органом к подакцизным товарам - моторным маслам для карбюраторных (инжекторных) двигателей, поскольку, по мнению таможни, газовые, карбюраторные и инжекторные двигатели относятся к одной группе - двигатели внутреннего сгорания.
На основании требования обществом была заполнена форма корректировки деклараций на товары (далее также - КДТ) в части добавления расчета акциза и НДС.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ЗАО "АКРОНД" в Арбитражный суд города Москвы.
На основании положений ч.1 ст.198 АПК РФ, ч.4 ст.200 АПК РФ для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В ходе рассмотрения настоящего дела установлена совокупность перечисленных условий.
Как обоснованно указал суд в своем решении, для признания товара подакцизным необходимо, чтобы спорное масло являлось моторным маслом для карбюраторных (инжекторных) двигателей (подп.9 п.1 ст.181 НК РФ).
Между тем, спорный товар не является маслом для карбюраторных (инжекторных) двигателей, работающих на бензине либо газе, а является индустриальным маслом для стационарных газовых двигателей (газопоршневых установок) на основании следующего.
Так, исходя из основных функций моторных масел (снижение трения и износа трущихся деталей двигателя за счет создания на их поверхностях прочной масляной пленки, одновременно масла должны обеспечивать охлаждение и очищение от продуктов износа трущиеся поверхности двигателя и предохранять их от коррозии), главные эксплуатационные свойства, которыми должны обладать моторные масла, - это смазывающие и вязкостно-температурные свойства, а также моющие, антиокислительные и антикоррозийные свойства.
В соответствии с Техническим регламентом Таможенного Союза TP ТС 030/2012 "О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям", принятым Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.07.2012 N 59 (ред. от 03.03.2017), под смазочными материалами понимается вещество нефтяного или синтетического происхождения, облегчающее процесс трения на рабочих поверхностях соприкасающихся деталей, в результате которого уменьшается сила трения и изнашивание поверхности, для использования в качестве рабочего тела.
Масло - жидкость нефтяного или синтетического (полусинтетического) происхождения, используемая в качестве смазочного материала и (или) специальной жидкости.
Согласно ст.2 TP ТС 030/2012 масла делятся, в том числе на: масла моторные - смазочные масла, применяемые для поршневых двигателей внутреннего сгорания; масла индустриальные - смазочные масла, применяемые в машинах и механизмах промышленного оборудования.
Под двигателем внутреннего сгорания понимается тепловой двигатель, внутри которого происходит сжигание топлива и преобразование части выделившегося тепла в механическую работу.
Описание продукта (согласно техническим характеристикам спорного масла): масла предназначены для газовых двигателей, обладающее очень высокими эксплуатационными характеристиками и созданные для смазывания широкого диапазона двигателей, работающих на природном газе в качестве топлива, созданы (разработаны) и рекомендованы для четырехтактных двигателей.
Газовый двигатель - двигатель внутреннего сгорания, использующий в качестве топлива различные виды углеводородных газов.
При этом масло, используемое для обеспечения работоспособности установки, непосредственно предназначено для смазывания трущихся деталей двигателя.
Вместе с тем классификация масла по коду ТН ВЭД 2710 19 820 0 - моторное масло не свидетельствует об автоматическом отнесении масла к подакцизному товару, к которым согласно подп.9 п.1 ст.181 НК РФ относятся только моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей.
Следовательно, определяющим признаком для отнесения моторных масел к подакцизным товарам является не способ их производства и не исходное сырье, а их применение для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей.
При этом положения гл.22 НК РФ не связывают отнесение моторных масел, предназначенных для применения в качестве смазочных материалов для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, к подакцизным товарам с тем, в какой конкретно области и в каком именно качестве эксплуатируются указанные двигатели.
То обстоятельство, что спорное масло не предназначено для использования в дизельных двигателях, не утверждается и в оспариваемом требовании.
Таким образом, из буквального толкования подп.9 п.1 ст.181 НК РФ следует, что для отнесения спорного масла к подакцизному товару необходимо подтвердить, что двигатель, в котором предполагается использовать масло, имеет такое устройство как карбюратор либо инжектор.
Газопоршневые двигатели, для которых производителем определена сфера применения спорного масла, представляют собой двигатели внутреннего сгорания с внешним смесеобразованием и искровым зажиганием горючей смеси в камере сгорания, использующие в качестве топлива газ. Энергия, выделившаяся при сгорании топлива, в газовом двигателе производит механическую работу на валу, которая используется для выработки электроэнергии генератором электрического тока. Газовые двигатели используются для работы в составе генераторных установок, предназначенных для работы с комбинированной выработкой электроэнергии и тепла, а также в качестве аварийных источников энергии. Кроме этого, они могут работать как в составе холодильных установок, так и для привода газовых насосов и газовых компрессоров.
Данные газовые двигатели могут использовать различные виды газа: природный, газы с теплотворной способностью, невысоким содержанием метана и низкой степенью детонации или газы с высокой теплотворной способностью - факельный, пропан, бутан, а также приспособлены к перестройке для работы с одного вида газа на другой. При этом указанные двигатели имеют возможность работать как на сжиженном, так и на газообразном виде: пропан-бутановые смеси, природный газ (сжиженный, сжатый, магистральный), попутный нефтяной газ и нары больших дыханий резервуаров, промышленный газ (пиролизный, коксовый, биогаз, шахтный, газ сточных вод и т.д.).
Области использования указанных газовых установок: буровые платформы и скважины, шахты, очистные сооружения, в качестве резервного, вспомогательного или основного источника электроэнергии на предприятиях, в строительстве, административных и медицинских учреждениях, гостиницах, узлах связи, системах жизнеобеспечения и т.п. в автономном режиме или совместно с централизованными системами электроснабжения и тепла.
Между тем, система питания двигателей внутреннего сгорания, использующих в качестве дублирующего вида топлива газ, которая устанавливается на автотранспортных средствах, - это дозирующая система, позволяющая использовать вместо бензина сжиженный газ.
Карбюратор - устройство в системе питания карбюраторных двигателей внутреннего сгорания, предназначенное для смешивания бензина и воздуха, создания горючей смеси и регулирования ее расхода. Инжекторная система - система подачи топлива, устанавливаемая на современных бензиновых двигателях вместо карбюраторной системы. Двигатели, имеющие такую систему, называют инжекторными двигателями.
При этом, как обоснованно отметил суд в своем решении, согласно сложившейся правоприменительной практике назначение товара, в данном случае масла, определяется целью его разработки, следовательно, определять назначение масла может только его производитель.
Данное положение связано также и с тем, что ответственность (и гарантийные обязательства) за заявленные показатели работы масла и стабильную продолжительность его работы несут, по законодательству России в том числе, только производитель и продавец масла.
Назначение спорного масла для газовых двигателей таможенным органом в данном случае не оспаривается.
Вместе с тем такого вида смазочных масел как масло для газопоршневых установок (газовых двигателей) и одновременно для карбюраторных (инжекторных) двигателей документами стандартизации ТС РФ и (или) классификаторами не предусмотрено, какими-либо производителями не выпускается и не существует.
Таким образом, вывод об аналогичности какого-либо устройства двигателя по смыслу п.6 ст.3 НК РФ не может являться основанием для отнесения спорного масла к подакцизному ввиду того, что подп.9 п.1 ст.181 НК РФ к подакцизным товарам относятся именно моторные масла для карбюраторных (инжекторных) двигателей, а не для двигателей аналогичных и (или) используемых аналогичные карбюраторам (инжекторам) устройства или механизмы.
Масла автомобильных бензиновых и дизельных двигателей смазывают и охлаждают поршни, цилиндры, подшипники и клапанные механизмы.
При таких данных функции автомобильного моторного масла весьма разнообразны, и масло должно иметь соответствующий состав.
Согласно технической документации в отношении спорного масла также следует, что оно не обладает низкотемпературными свойствами - способностью сохранять технические характеристики в условиях низких температур, поскольку стационарные газопоршневые установки, для газовых двигателей которых предназначены эти масла, эксплуатируются чаще всего в крытых помещениях (специальных боксах).
Заявленная производителем температура застывания спорного масла -25°C.
Температура застывания выделена как отдельный показатель в технической характеристике масел, поскольку при пуске двигателей в условиях низких температур оно должно поступать ко всем точкам смазки: подшипникам скольжения коленчатого вала, поршням, распредвалу и др.
Дизельные и карбюраторные (инжекторные) двигатели эксплуатируются на транспортных средствах в диапазоне температур в среднем от - 40 до +40°C.
Межгосударственным стандартом "Масла моторные универсальные и для автомобильных карбюраторных двигателей" ГОСТ 10541-78 температура застывания масел для карбюраторных двигателей установлена в диапазоне от -30°C до -42°C, что исключает возможность отнесения спорного масла к маслам для карбюраторных (инжекторных) двигателей.
При этом запуск двигателя карбюраторного (инжекторного) типа при низкой температуре возможен только при поступлении такого типа топлива как бензин, при достижении определенной температуры возможно переключение на иной тип топлива - газ.
Устройство газового стационарного двигателя (станции) существенно отличается от двигателей дизельных, карбюраторных (инжекторных), поскольку имеет различные камеры сгорания (принцип детаниционных нагрузок), другие объемы.
Кроме того, стационарный двигатель работает на постоянной частоте скорости вращения, а двигатель дизельный, карбюраторный (инжекторный) работает на переменной скорости вращения, что также обуславливает больший расход масла при работе. Частота вращения газового стационарного двигателя влияет на работу генерирующей установки, которая вырабатывает электрический ток.
Все эти различия обуславливают использование при эксплуатации газового двигателя масла с определенными эксплуатационными свойствами, которые разрабатываются и совершенствуются производителями смазочных материалов.
При этом исследование и сравнение тех или иных отдельных показателей спорного масла не может являться основанием для определения области его применения (назначения) ввиду того, что определенные свойства различных типов масел (к примеру, моторных и растительных) достаточно часто являются сходными, например, плотность.
Учитывая, что в рассматриваемом случае спор по применению положений законодательства возник в связи с начислением и уплатой акциза, то при его разрешении следует руководствоваться п.6 ст.3 НК РФ, а также пунктом 7 данной статьи, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Как было указано выше, для признания товара подакцизным необходимо, чтобы спорное масло являлось моторным маслом для карбюраторных (инжекторных) двигателей (подп.9 п.1 ст.181 НК РФ).
Согласно материалам дела вся информация о товаре, имеющая юридическое значение, содержится в гр.31 ДТ.
При этом, как обоснованно отметил суд в своем решении, указанная в ДТ информация о спорном товаре не содержит сведений о том, что он является моторным маслом для карбюраторных (инжекторных) двигателей.
Соответствующих требований внести названную выше информацию, необходимую для отнесения товара к подакцизному, таможенный орган обществу не направлял.
Учитывая все вышеизложенное, а также принимая во внимание приведенные в заключении таможенного эксперта от 25.03.2022 N 12407001/0006091 выводы, суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие у таможенного органа правовых оснований для отнесения спорного масла к маслам для карбюраторных (инжекторных) двигателей и, следовательно, к подакцизному товару.
Таким образом, исследовав и оценив в порядке ст.71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства и руководствуясь приведенными положениями законодательства, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое в рамках настоящего дела требование таможенного органа является незаконным и необоснованным, нарушающим права и законные интересы заявителя.
При таких данных суд правомерно удовлетворил заявленные обществом требования на основании ч.2 ст.201 АПК РФ, обязав таможенный орган в соответствии с п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке.
Все доводы, изложенные в обоснование позиции таможенного органа при рассмотрении дела в первой инстанции, в том числе ссылка на совпадение показателей плотности спорных масел и масел для карбюраторных (инжекторных) двигателей, нашли свое отражение в обжалуемом судебном акте, подробно исследованы судом и им дана правильная оценка.
Правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции апелляционный суд в порядке ч.1 ст.268 АПК РФ не усматривает.
Доводы, приведенные таможенным органом в апелляционной жалобе, сводятся к несогласию с изложенными в решении выводами суда первой инстанции, иной оценке представленных в дело доказательств и иному толкованию норм права.
При этом данные доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Таким образом, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 14.10.2022 по делу N А40-142974/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-142974/2022
Истец: ЗАО "АКРОНД"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ