г. Красноярск |
|
24 января 2023 г. |
Дело N А33-22433/2022 |
Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Бабенко А.Н.,
Рассмотрев апелляционную жалобу Красноярской таможни
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "14" ноября 2022 года по делу N А33-22433/2022, рассмотренному в порядке упрощённого производства
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Радиотехнические системы" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Красноярской таможне (далее - ответчик) о признании недействительным определения по делу об административном правонарушении от 16.08.2022.
Определением 01.09.2022 заявление принято к производству суда в порядке упрощенного производства.
31.10.2022 судом вынесена резолютивная часть решения по настоящему делу, в соответствии с которой, в удовлетворении ходатайства Красноярской таможни о рассмотрении дела по общим правилам административного производства отказано. Признано незаконным и отменено определение Красноярской таможни по делу об административном правонарушении от 16.08.2022 (дело об административном правонарушении N 10606000-2096/2022).
14.11.2022 изготовлен мотивированный судебный акт.
Не согласившись с судебным актом, таможня обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы таможня указала, что административное правонарушение выявлено не в рамках государственного контроля. В связи с чем, часть 1.3-3 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в рассматриваемом случае не применима.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба принята к производству.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы на решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/).
В соответствии с пунктом 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
Обществом с ограниченной ответственностью "Радиотехнические системы" (далее - ООО "РТС" в феврале 2022 года в адрес ТОО "Майн Радио Системз-К" (Казахстан) отгружен товар - передатчик, о чём свидетельствует запись в графе статформы "Отчётный период" - февраль 2022 года. Товар отгружен по счёту-фактуру от 17.02.2022 N 1 в соответствии с договором от 25.08.2021 N 10/21-П.
Дата представления ООО "РТС" статистической формы за отчетный период февраль 2022 установлена не позднее 15.03.2022 включительно.
Статистическая форма с системным номером ED20220626193544124 (зарегистрирована в таможенном органе за N 10606000/270622/С829656) подана ООО "РТС" в таможенный орган 27.06.2022, тем самым общество нарушило обязанность по своевременному представлению таможенному органу статистической формы.
По данному факту должностным лицом Красноярской таможни, в соответствии со статьёй 28.2 КоАП РФ в отсутствии лица, привлекаемого к административной, при наличии информации о времени и месте составления протокола (телеграмма от 28.06.2022 исх. 01-57/12846, письмо от 28.06.2022 N 10-05-12/12853) в отношении общества составлен протокол от 13.07.2022 N10606000-2096/2022 об административном правонарушении, предусмотренному частью 2 статьи 19.7.13 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
Постановлением от 28.07.2022 по делу об административном правонарушении N 10606000-2096/2022, вынесенным в присутствии законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
В постановлении имеется ссылка на часть 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ с указанием на то, что при уплате административного штрафа в течение 20 дней со дня вынесения постановления, административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа, что составляет 25 000 руб.
Воспользовавшись правом, предусмотренным частью 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ, заявитель оплатил штраф в указанном в постановлении размере - 25 000 руб., что подтверждается платежным поручением от 09.08.2022 N 221.
16 августа 2022 года Красноярской таможней вынесено определение N 10606000-2096/2022 по делу об административном правонарушении в соответствии, с которым из мотивировочной части постановления по данному делу исключён абзац, содержащий ссылку на часть 1.3.-3 статьи 32.2 КоАП РФ.
Заявитель, считая определение Красноярской таможни об исправлении опечатки, допущенной в постановлении по делу об административном правонарушении N 10606000-2096/2022 незаконным, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно части 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ при уплате административного штрафа за административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения, либо иным физическим или юридическим лицом не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа, за исключением административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.15, 13.37, 14.31, 14.31.2, частями 5 - 7 статьи 14.32, статьями 14.33, 14.56, 15.21, 15.30, 19.3, частями 1 - 8.1, 9.1 - 39 статьи 19.5, статьями 19.5.1, 19.6, 19.7.5-2, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28 настоящего Кодекса. В случае, если копия постановления о назначении административного штрафа, направленная лицу, привлеченному к административной ответственности, по почте заказным почтовым отправлением, поступила в его адрес после истечения двадцати дней со дня вынесения такого постановления, указанный срок подлежит восстановлению судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, по ходатайству лица, привлеченного к административной ответственности. Определение об отклонении указанного ходатайства может быть обжаловано в соответствии с правилами, установленными главой 30 настоящего Кодекса. В случае, если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, административный штраф уплачивается в полном размере.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что таможенным органом в постановлении от 28.07.2022 было указано, что в соответствии с частью 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ при уплате штрафа за административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения, либо иным физическим или юридическим лицом не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного штрафа, что составляет - 25 000 руб.
Штраф был оплачен платежным поручением от 09.08.2022 N 221.
16.08.2022 таможня на основании статьи 29.12.1 КоАП РФ вынесла определение об исправлении опечатки в постановлении от 28.07.2022, которым исключено указание на возможность лица, привлекаемого к административной ответственности, не позднее 20 дней со дня вынесения постановления оплатить штраф в размере половины суммы наложенного штрафа в соответствии с частью 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что таможенным органом были изменены разъяснения относительно порядка исполнения постановления о привлечении к административной ответственности.
Исключение из постановления указания на положения части 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ направлено на ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, поскольку фактически вынесением оспариваемого определения таможня требует оплаты назначенного штрафа в полном объеме, в то время как исключенной из содержания постановления нормой (часть 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ) предусмотрена возможность оплаты штрафа в размере меньше назначенного.
В апелляционной жалобе таможенный орган указал, что положения части 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ в настоящем случае не применимы, так как административное правонарушение выявлено не по результатам таможенного контроля, государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, а при выполнении таможней полномочий по ведению таможенной статистики внешней торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, при непосредственном представлении обществом статистической формы в таможенный орган.
Указанные доводы таможенного органа апелляционным судом отклоняются.
Согласно пункту 41 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенный контроль - это совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании.
В силу пункта 1 статьи 351 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенные органы в пределах своей компетенции, в числе прочего, обеспечивают на таможенной территории Союза обеспечение исполнения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, иных международных договоров и актов, составляющих право Союза, законодательства государств-членов о таможенном регулировании, а также законодательства государств-членов, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы.
Согласно пункту 3 договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) в целях обеспечения государств-членов и Комиссии официальной статистической информацией о товарах, перемещаемых между государствами-членами во взаимной торговле, уполномоченные органы осуществляют ведение статистики взаимной торговли товарами с другими государствами-членами.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" статистика взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и в иных источниках информации. Российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.
На основании пункта 12 Правил ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891, таможенные органы осуществляют контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений, в том числе посредством запроса у заявителя через личный кабинет дополнительных сведений, которые должны быть представлены в таможенный орган в течение 10 рабочих дней со дня получения заявителем такого запроса.
Таким образом, административное правонарушение было выявлено таможней при осуществлении государственного контроля в широком смысле. При этом из части 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ не усматривается, что под государственным контролем (надзором) подразумевается государственный контроль, осуществляемый только лишь в рамках Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Суд апелляционной инстанции полагает, что в рассматриваемом случае понятие "государственный контроль (надзор)" следует толковать широко, не ограничивая его только рамками действия Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Иное фактически означало бы нарушение одного из основополагающих принципов равенства всех перед законом как это определено в статье 1.4 КоАП РФ (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 02.08.2019 N307-ЭС19-12049 и от 27.03.2019 N 301-ЭС19-1849).
Понятие "государственный контроль (надзор)" в соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" используется только для целей этого закона.
Таким образом, являются правильными выводы суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае общество в соответствии с частью 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ имело право на оплату половины суммы наложенного административного штрафа, абзац, разъясняющий указанное право, неправомерно исключен таможней из постановления по делу об административном правонарушении.
Доводы таможенного органа о выявлении нарушения не в рамках государственного контроля противоречат сложившейся судебной практике (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13.12.2022 по делу N А50-7515/2022).
Более того, в силу части 1 статьи 29.12.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, определение по делу об административном правонарушении, по заявлению лиц, указанных в статьях 25.1 - 25.5.1, 25.11 настоящего Кодекса, судебного пристава-исполнителя, органа, должностного лица, исполняющих постановление, определение по делу об административном правонарушении, или по своей инициативе вправе исправить допущенные в постановлении, определении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения содержания постановления, определения.
Указанная норма императивно устанавливает, что исправление описки, опечатки и арифметической ошибки не должно изменять содержания постановления. Под опечаткой (опиской) понимается случайная ошибка, допущенная в письменном (печатном) тексте и сделанная по рассеянности и (или) невнимательности. Описки и опечатки связаны с искажениями наименования юридического лица и (или) данных граждан (фамилия, имя и иное), а также с неправильным написанием в решении слов и выражений, а также цифр, имеющих юридическое значение, но обнаруживаются после оглашения постановления административного органа по делу об административном правонарушении.
Таким образом, важным условием применения статьи 29.12.1 КоАП РФ является внесение исправления в постановление без изменения его содержания, исправление должно носить технический характер и не затрагивать правовых выводов.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае таможенный орган путем вынесения оспариваемого определения от 16.08.2022, после оплаты заявителем штрафа, фактически изменил содержание постановления в части установленного им порядка исполнения, что не только не соответствует статье 29.12.1 КоАП РФ, но также и противоречит принципу разумных ожиданий физических и юридических лиц от получения разъяснений органов государственной власти и исполнения таких указаний.
В связи с чем, апелляционный суд полагает, что определение от 16.08.2022 было вынесено с нарушением требований части 1 статьи 29.12.1 КоАП РФ, что также является основанием для признания указанного определения недействительным.
Соответственно, обжалуемое решение является законным и обоснованным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу спора, влияли на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции. В связи с чем, заявленные в апелляционной жалобе доводы таможни признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
В связи с чем, согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Расходы по оплате государственной пошлины не подлежат распределению, так как в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации таможня освобождена от оплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "14" ноября 2022 года по делу N А33-22433/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу-без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-22433/2022
Истец: ООО "РАДИОТЕХНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ"
Ответчик: Красноярская таможня