город Ростов-на-Дону |
|
23 января 2023 г. |
дело N А53-18647/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 января 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Нарышкина Н.В.,
судей Мисника Н.Н., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Матиняном С.А.
при участии:
от истца: представитель Белозерцев П.С. по доверенности от 09.01.2023;
от ответчика: представитель Будакова А.Ю. по доверенности от 13.05.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.12.2022 по делу N А53-18647/2022 по иску федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН: 1027700430889, ИНН: 7729314745) к обществу с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Чистый город" (ОГРН: 1073435002761, ИНН: 3435085647) об уменьшении стоимость услуг по контрактам,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - истец, ФГБУ "ЦЖКУ", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Чистый город" (далее - ответчик, ООО "Группа компаний "Чистый город", общество) об обязании произвести перерасчет платы по договору N 0106/02428 за период с апреля 2021 по июль 2021 года, по договору N 0106/02969 за ноябрь 2021 года, по договору N 0106/02943 за август 2021 года, сентябрь 2021 года.
Определением суда от 15.11.2022 удовлетворено ходатайство истца об изменении цены иска в виде уменьшения стоимости услуг по контракту N 0106/02428 от 07.10.2020 на сумму 797 343,21 руб., по контракту N 0106/02969 от 12.11.2021 на сумму 145 684,61 руб., по контракту N 0106/02943 от 19.10.2021 на сумму 71 416,56 руб.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 09.12.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе истец просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. Учреждение настаивает на обоснованности исковых требований.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, дал пояснения по существу спора.
Представитель ответчика против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав объяснения представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (потребитель) и ООО "ГК "Чистый город" (региональный оператор) заключены договоры N 0106/02428 от 07.10.2020, N 0106/02943 от 19.10.2021, N 0106/02969 от 12.11.2021 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
С целью подтверждения факта оказания услуг по контрактам региональным оператором в адрес потребителя выставлены к оплате акты об оказании услуг.
Акты приняты потребителем к оплате частично:
по контракту N 0106/02428 не принята сумма 797 343,21 руб.
по контракту N 0106/02969 не принята сумма в размере 145 684,61 руб.
по контракту N 0106/02943 не принята сумма в размере 71 416,56 руб.
На непринятые суммы направлены мотивированные отказы, в которых указано, что акты оказанных услуг не могут быть приняты к учету в полном объеме, ввиду расхождения объемов, подтвержденных справками о фактически оказанных услугах и выставленных объемов для оплаты. Первичная документация принята к учету на основании справок командиров воинских подразделений о фактическом объеме вывезенных ТКО.
Кроме того, в адрес ООО "ГК Чистый город" направлялось письмо с просьбой произвести корректировку стоимости оказанных услуг.
Как указано в исковом заявлении, ответов на мотивированные отказы и просьбой о корректировке не поступило до настоящего времени. Перерасчет платы ответчик не произвел.
В связи с тем, что ответчик оказал услуги фактически в меньшем объеме, чем предусмотрено контрактом, истец считает, что стоимость услуг должна быть уменьшена на сумму 797 343,21 руб. по контракту N 0106/02428 от 07.10.2020, на сумму 145 684,61 руб. по контракту N 0106/02969 от 12.11.2021, на сумму 71 416,56 руб. по контракту N 0106/02943 от 19.10.2021, а всего на сумму 1 014 444,38 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с рассматриваемыми требованиями.
Согласно статье 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
При этом согласно статье 781, 782 Гражданского кодекса Российской Федерации, заказчик обязан оплатить оказанные услуги в сроки и порядке, указанном в договоре, односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг не допускается.
В силу п. 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Согласно п. 5 названных Правил договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления.
Пунктом 8 (1) Правил N 1156 предусмотрено, что региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся: а) в жилых помещениях в многоквартирных домах; б) в жилых домах; в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
В соответствии с п. 8 (4) Правил N 1156 основанием для заключения договора является заявка Потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора.
В соответствии с п. 35 договора потребитель несет ответственность за полноту и достоверность представляемой Региональному оператору информации, документов и содержащихся в них сведений. При заключении договора и внесении в него сведений на основании представленных потребителем данных, Региональный оператор исходит из того, что потребитель действует добросовестно.
В ответ на поданную заявку Региональный оператор направил в адрес истца два экземпляра договоров для дальнейшего подписания.
В соответствии с п. 8 (11) Правил потребитель в течение 15 рабочих дней обязан подписать договор и направить 1 экземпляр договора региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания.
В соответствии с пунктом 1 ст. 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В соответствии с п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Как установлено судом первой инстанции, договор N 0106/02428 от 15.10.2020 сторонами подписан, согласованы все существенные условия: определен предмет договора, определены объекты, по которым необходимо оказывать услуги, определен объем оказываемых услуг, а также итоговая стоимость за оказанные услуги.
Истец в поданной заявке определил необходимое количество контейнеров по каждому из объектов, необходимую периодичность вывоза ТКО. Заявка подписана и скреплена печатью истца; не отозвана, равно как и не оспорена.
Срок оказания услуг в рамках указанного договора был определен с 01 января 2021 года по 31 июля 2021 года.
При заключении указанного договора и в виду несогласия истца с предоставленной типовой формой договора, последним был подготовлен протокол разногласий к договору, в том числе относительно включения в текст договора справок о фактически оказанных услугах, составляемых командирами воинских частей, а также журнала контроля исполнения контракта. Протоколом урегулирования разногласий к протоколу разногласий к договору предложенная редакция истца не принята в виду противоречия включаемых изменений требованиям действующего законодательства. Договор подписан в редакции Регионального оператора. Копия протокола разногласий и протокола урегулирования разногласий, подписанные сторонами, приложены к материалам дела.
Таким образом, стороны согласовали при заключении договора итоговую стоимость за период действия договора, которая составляет 4 498 040,10 руб., а также объем оказанных услуг за весь период действия договора- 10 490,25 м3.
Договор N 0106/02943 от 15.10.2020 сторонами подписан, согласованы все существенные условия: определен предмет договора, определены объекты, по которым необходимо оказывать услуги, определен объем оказываемых услуг, а также итоговая стоимость за оказанные услуги.
Истец в поданной заявке определил необходимое количество контейнеров по каждому из объектов, необходимую периодичность вывоза ТКО. Заявка подписана и скреплена печатью истца. Истцом не отозвана, равно как и не оспорена.
Срок оказания услуг в рамках указанного договора был определен с 01 августа 2021 года по 30 сентября 2021 года.
Поданная заявка содержала в себе тот же перечень объектов подлежащих обслуживанию, как и в ранее заключенном договоре N 0106/02428 от 15.10.2020, однако добавлен еще 1 объект, по некоторым из объектов увеличено количество установленных контейнеров.
В рамках договора N 0106/02943 стороны согласовали итоговую стоимость за период действия договора, которая составляет 1 825 328,30 руб., а также объем оказанных услуг-2 746,3 куб.м.
Истец обращался в адрес Регионального оператора с заявкой на заключение договора на срок с 01 октября 2021 года по 31 декабря 2021 года, на основании чего был подготовлен договор N 0106/02969 от 12.11.2021 с датой начала оказания услуг по пункту 5 договора - с 01 октября 2021 года.
Поданная заявка на заключение договора также содержала перечень из объектов, по которым необходимо оказывать услуги, а именно 46 объектов, однако по одному объекту количество установленных контейнеров увеличилось с 10 до 40 штук, график вывоза остался 2 раза в неделю.
Согласованная сторонами итоговая стоимость по договору за весь период составляет 326 141,48 руб. Согласованный объем за период действия договора 4 905,05 куб.м. Согласование указанных сумм и объемов осуществлено сторонами путем подписания дополнительного соглашения к договору N 0106/02969 от 12.11.2021.
Проанализировав каждую из поданных заявок истца на заключение договора, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец, заключая договоры на каждый новый период, не только не уменьшал количество установленных контейнеров, что обосновывало бы заявленные требования, а наоборот их увеличивал.
Из пояснений истца следует, что учреждение не согласно с выставленными актами оказанных услуг, указанные акты приняты истцом частично, считает, что стоимость услуг должна быть уменьшена на сумму 797 343,21 руб. по контракту N 0106/02428, на сумму 145 684,61 руб. по контракту N 0106/02969, на сумму 71 416,56 руб. про контракту N 0106/02943, а всего на сумму 1 014 444,38 руб., обосновывая позицию расхождениями объемов, подтвержденных справками о фактически оказанных услугах командиров воинских подразделений. Истец указал, что предметом рассматриваемого спора является расчет стоимости оказанных услуг с учетом фактического вывоза накопленных объемов.
В соответствии с телеграммой заместителя командующего войсками Южного военного округа по материально-техническому обеспечению от 12.02.2022 подтверждение фактического объема оказанных услуг по вывозу ТКО осуществляется справками командования воинских частей.
На основании изложенного, истец осуществлял оплату услуг ответчика в объемах, подтвержденных справками командиров.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, ответчик в отзыве на исковое заявление указал, что при подписании спорных договоров стороны согласовали порядок учета ТКО - исходя из объема и количества контейнеров для накопления ТКО, что подтверждается расчетом к договору, а также дополнительными соглашениями, где в качестве расчетных единиц применяется указанное истцом количество установленных контейнеров по каждому из объектов.
Объем оказанных услуг определяется непосредственно волеизъявлением истца ввиду направленной в адрес Регионального оператора заявки на заключение договора с выбранным порядком учета ТКО - исходя из объема и количества контейнеров и указанием количества установленных контейнеров по каждому из объектов.
Кроме того, объем оказанных Региональным оператором услуг невозможно определить и подтвердить справками командиров военных частей.
Согласно п. 20 договора в случае нарушения региональным оператором обязательств по договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем.
Региональный оператор в течение 3 рабочих дней со дня получения акта подписывает его и направляет потребителю. В случае несогласия с содержанием акта региональный оператор вправе написать возражение на акт с мотивированным указанием причин своего несогласия и направить такое возражение потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения акта.
В случае невозможности устранения нарушений в сроки, предложенные потребителем, региональный оператор предлагает иные сроки для устранения выявленных нарушений.
Истцом доказательства нарушения региональным оператором обязательств по договору и составление акта о таких нарушениях, в том числе наличие претензий по качеству оказываемых услуг не представлены, равно как и другие доказательства, подтверждающие факт неоказания или ненадлежащего оказания спорных услуг ответчиком в спорный период.
Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505) установлен порядок коммерческого учета объема и (или) массы ТКО с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, или расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО.
Пунктом 5 Правил N 505 предусмотрено, что коммерческий учет ТКО осуществляется двумя способами: расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема и количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ГКО.
При подписании договора стороны согласовали порядок учета ТКО - исходя из объема и количества контейнеров для накопления ТКО, что подтверждается расчетом к договору, а также дополнительными соглашениями, где в качестве расчетных единиц применяется указанное истцом количество установленных контейнеров по каждому из объектов.
Представленные истцом справки командиров военных частей не принимаются судом в качестве доказательств, подтверждающих объем оказанных услуг.
Указанные справки составлены в одностороннем порядке, без вызова ответчика, в отсутствии указания использованного метода определения объема заполнения контейнера.
ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России ссылаясь на справки командиров военных частей не привело разъясняющих доводов относительно того, каким образом данные лица определяют объем оказанных услуг, методика определения объема также не предоставлена. С другой стороны, этими справками подтверждается факт выездов и забора мусора.
Как следует из материалов дела, истцом не заявлены в согласованном порядке возражения при получении актов оказанных услуг и не реализован порядок составления актов о нарушении региональным оператором обязательств по договору.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при вынесении обжалуемого судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
На основании вышеуказанного суд апелляционной инстанции полагает апелляционную жалобу, не подлежащей удовлетворению. Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.12.2022 по делу N А53-18647/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Нарышкина |
Судьи |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-18647/2022
Истец: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ООО "ГРУППА КОМПАНИЙ "ЧИСТЫЙ ГОРОД"