город Воронеж |
|
24 января 2023 г. |
Дело N А48-7965/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 января 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Сурненкова А.А.,
Серегиной Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Клиника "Альтаир": Болдырева А.И. - представителя по доверенности от 18.08.2022, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция", паспорт гражданина РФ, Искоростинской О.А. - директора, выписка из ЕГРЮЛ N ЮЭ9965-23-7854343 от 12.01.2023, паспорт гражданина РФ:
от Департамента здравоохранения Орловской области: Ермаковой А.О. - представителя по доверенности от 01.08.2022, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция", служебное удостоверение, Михалина Д.А. - представителя по доверенности от 12.01.2023, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция";
от Министерства здравоохранения Российской Федерации: представители не явились, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Клиника "Альтаир" на решение Арбитражного суда Орловской области от 05.10.2022 по делу N А48-7965/2021, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Клиника "Альтаир" (ИНН 5753070905, ОГРН 185749006739) к Департаменту здравоохранения Орловской области (ОГРН 1155749000604, ИНН 5753061308) о признании недействительным уведомления от 18.08.2021 N 4-2/2257 об отказе в переоформлении лицензии на осуществление медицинской деятельности и обязании переоформить лицензию на осуществление медицинской деятельности,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство здравоохранения Российской Федерации (ОГРН 1127746460896, ИНН 7707778246),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Клиника "Альтаир"" (далее - заявитель, Общество, ООО "Клиника "Альтаир") обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Департаменту здравоохранения Орловской области (далее - Департамент, ответчик), в котором просит:
- признать уведомление от 18.08.2021 N 4-2/2257 об отказе в переоформлении лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданное Департаментом здравоохранения Орловской области в отношении ООО "Клиника "Альтаир", а также приложенный к нему акт проверки б/н от 17.08.2021 недействительными,
- обязать Департамент переоформить лицензию на осуществление медицинской деятельности, выданную ООО "Клиника "Альтаир", включив в приложение к лицензии на осуществление медицинской деятельности следующие работы (услуги), составляющие медицинскую деятельность: при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи следующие работы (услуги): при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности),
- обязать Департамент переоформить лицензию на осуществление медицинской деятельности, выданную ООО "Клиника "Альтаир", включив в приложение к лицензии на осуществление медицинской деятельности следующие работы (услуги), составляющие медицинскую деятельность: при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи следующие работы (услуги): при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий).
Решением от 05.10.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, заявитель обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы и дополнений к ней ООО "Клиника "Альтаир" ссылается на наличие оснований для переоформления лицензии, ходатайствуя о привлечении в качестве специалиста в области акушерства и гинекологии, репродуктивной медицины заместителя директора - руководителя департамента организации научной деятельности Долгушиной Н.В. - сотрудника ФГБУ "НМИЦ акушерства, гинекологи и перинатологии им. Академика В.И. Кулакова" Министерства здравоохранения Российской Федерации. Указывает на то, что суд первой инстанции в оспариваемом судебных актах не дал оценку представленным в дело доказательствам (имеющимся в деле документам (приказу Департамента здравоохранения Орловской области от 23.07.2021 N 589 "О проведении внеплановой документарной и выездной проверки ООО "Клиника "Альтаир", акту проверки полноты и достоверности сведений, содержащихся в заявлении на переоформление лицензии на осуществление медицинской деятельности и прилагаемых документах от 21.07.2021 N 1668, договору с ООО "Центр Репродукции и Генетики", договору с ООО "Медицинский центр "Гинея", ответу главного врача БУЗ Орловской области "Больница медицинской помощи им. Н.А. Семашко" от 31.01.2020 N 122, ответу главного врача БУЗ Орловской области "Городская больница им. С.Боткина" от 26.02.2020 N 564, ответу главного врача БУЗ Орловской области "Станция скорой медицинской помощи" от 29.01.2020 N81, ответу главного врача БУЗ Орловской области "НКМЦ им. З.И. Круглой от 27.02.2020 N551). Ссылается на то, что согласно сведениям, содержащимся в акте проверки полноты и достоверности сведений, содержащихся в заявлении на переоформление лицензии на осуществление медицинской деятельности в прилагаемых документах от 21.07.2021, Департаментом установлено полное соответствие заявителя лицензионным требованиям к заявленным видам работ (услуг) на основании сведений, указанных заявителем в прилагаемых документах, подтверждающих у организации наличие зданий, помещений, оборудования и специалистов для выполнения заявленных работ (услуг). Полагает, что отсутствие минимальной структуры Центра вспомогательных репродуктивных технологий у заявителя не может являться нарушением соискателем лицензионных требований и основанием для отказа в переоформлении лицензии. Считает, что отказ в переоформлении лицензии на осуществление медицинской деятельности с включением в действующую лицензию новых видов работ (услуг), указанных в заявлении на переоформление лицензии, основан на требованиях, противоречащих действующему законодательству о лицензировании медицинской деятельности в Российской Федерации. Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе и дополнениях к ней.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве Департамент здравоохранения Орловской области возражал на доводы апелляционной жалобы, указывая на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В судебное заседание представитель Министерства здравоохранения Российской Федерации не явился.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Представители ООО "Клиника "Альтаир" заявили отвод судье Протасову А.И., ссылаясь на п. 1 ч. 1 ст. 21 АПК РФ.
Представители Департамента возражали против удовлетворения заявления об отводе судьи Протасова А.И.
Суд отказал в удовлетворении заявления об отводе судьи Протасова А.И., о чем вынесено отдельное определение.
Судом в порядке ст.ст. 163, 184-188, 266 АПК РФ объявлялся перерыв в судебном заседании с 13.01.2023 до 14 час. 30 мин. 20.01.2023.
Информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальном сайте Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда (http://19aas.arbitr.ru/) и в картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru).
В продолженное судебное заседание представители ООО "Клиника "Альтаир" не явились, при этом от Общества поступило ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы в связи с невозможностью явки в судебное заседание по причине болезни с приложением скриншотов с сайта Госуслуги, содержащих информацию об открытии больничного листа N 910161037288 с 19.01.2023 по 26.01.2023 на имя Искоростинской О.А. и больничного листа N910161151785 с 20.01.2023 по 25.01.2023 на имя Болдырева А.И.
Согласно части 3 статьи 158 АПК РФ в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.
Суд апелляционной инстанции отказал в удовлетворении заявленного ходатайства ввиду отсутствия процессуальных оснований, поскольку заявляя данное ходатайство об отложении судебного заседания, Общество не обосновало невозможность направления другого представителя.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в рамках дела N А48-10013/2021 и N А48-3807/2021 интересы ООО "Клиника "Альтаир" представлял Федяев В.С. по доверенности от 24.05.2021 (сроком действия 3 года), который мог участвовать в настоящем судебном заседании для представления интересов Общества.
Невозможность участия в судебном заседании конкретного представителя не является препятствием к реализации стороной по делу ее процессуальных прав.
При этом, суд апелляционной инстанции приобщил к материалам дела два дополнения к апелляционной жалобе, в связи с чем суд полагает, что Общество не было лишено права на изложение своей правовой позиции по делу.
Отложение судебного заседания является правом суда, а не его обязанностью.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, ООО "Клиника "Альтаир" имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности N ЛО-57-01-001347 от 04.03.2019 по следующим работам (услугам), составляющим медицинскую деятельность:
при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги): при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: сестринскому делу, сестринскому делу в косметологии; при оказании первичной врачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: организации здравоохранения и общественному здоровью, терапии; при оказании первичной специализированной и медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий и искусственного прерывания беременности), травматологии и ортопедии, ультразвуковой диагностике, урологии.
ООО "Клиника "Альтаир" обратилось в Департамент здравоохранения Орловской области с заявлением о переоформлении лицензии на осуществление медицинской деятельности медицинской организации (за исключением медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительней власти) от 20.07.2021.
Заявитель просил Департамент переоформить лицензию от 04.03.2019 N ЛО57-01-001347 на осуществление медицинской деятельности медицинской организации (за исключением медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительней власти).
В приложении 1 к части II заявления о переоформлении лицензии на медицинскую деятельность общество указало следующие работы (услуги), которые оно намеревалось осуществлять:
при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности);
при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий).
К заявлению были приложены документы для переоформления лицензии согласно описи.
В соответствии с решением от 21.07.2021 поступившее заявление было принято лицензирующим органом к рассмотрению.
На основании Приказа от 22.07.2021 N 589 "О проведении внеплановой документарной и выездной проверки ООО "Клиника "Альтаир" Департаментом проведена проверка с целью установления возможности выполнения лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности по заявлению ООО "Клиника "Альтаир" о переоформлении лицензии на осуществление медицинской деятельности.
В ходе проверки должностные лица Департамента пришли к выводу о несоблюдении лицензиатом (соискателем лицензии) обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами:
1) не соблюдение пункта "а" пункта 4 постановления Правительства РФ от 16 апреля 2012 года N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" в части: наличия зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям, а именно:
- отсутствует помещение малой операционной в соответствии с приказом Минздрава России от 20 октября 2020 года N 1130н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология". Малая операционная является необходимым помещением при проведении работ (услуг) по искусственному прерыванию беременности. В соответствии с клиническими рекомендациями (медикаментозное прерывание беременности в 1 триместре) искусственное прерывание беременности медикаментозным методом проводится врачом-акушером-гинекологом в медицинских учреждениях, имеющих лицензию на оказание акушерско-гинекологической помощи. В случае необходимости, данное лечебное учреждение должно иметь возможность оказания экстренной хирургической помощи,
- отсутствует помещение дневного стационара и/или стационара в соответствии с пунктом 99 приказа Минздрава России от 20 октября 2020 года N 1130н "Об утверждении Порядка оказания медицинской, помощи по профилю "акушерство и гинекология" прерывание беременности медикаментозным методом проводится в рамках оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи с периодом наблюдения не менее 1,5-2 часов после приема препаратов. Прерывание беременности в сроке до двенадцати недель хирургическим методом проводится в условиях дневных стационаров медицинских организаций и в стационаре. Продолжительность наблюдения женщины в условиях дневного стационара после произведенного без осложнений прерывания, беременности определяется лечащим врачом с учетом состояния женщины и составляет 3-4 часа,
- отсутствуют помещения, минимальной структуры центра для выполнения работ (услуг) по использованию вспомогательных репродуктивных технологий (регистратура, кабинеты врачей-акушеров-гинекологов, операционная, процедурная, эмбриологическая комната, помещение для сдачи спермы, клинико-диагностическая лаборатория, помещение ожидания для пациентов, ординаторская, помещение для хранения инвентаря, склад расходных материалов) в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации N 803н "О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению";
2) не соблюдение пункта "б" пункта 4 постановления Правительства РФ от 16 апреля 2019 года N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") в часта: наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке а именно:
- отсутствие необходимого оборудования в соответствии с приказом Минздрава России от 20 октября 2020 года N 1130н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология" при проведении работ (услуг) по искусственному прерыванию беременности;
- отсутствие необходимого оборудования в соответствии с приложением N 3 к Порядку, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 803н "О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению" при проведении работ (услуг) по использованию вспомогательных репродуктивных технологий;
3) не соблюдение пункта "д" пункта 4 постановления Правительства РФ от 16 апреля 2012 года N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинским организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково" в части: наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием), а именно:
- не представлены документы врачей специалистов: в соответствии с пунктом 103 приказа Минздрава России от 20 октября 2020 года N 1130н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология" искусственное прерывание беременности осуществляется с обязательным обезболиванием на основе информированного добровольного согласия женщины, что требует наличие врача-анестезиолога-реаниматолога;
- не представлены документы врачей специалистов: в соответствии с приложением N 2 к Порядку, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 803н "О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению" врача-акушер-гинеколог (для проведения программы ЭКО), врача-анестезиолога-реаниматолога, врача клинической лабораторной диагностики или эмбриолога, медицинской сестры, медицинской сестры процедурной, операционной медицинской сестры, медицинской сестры -анестезиста, медицинского регистратора, медицинского технолога, медицинского лабораторного техника, фельдшера-лаборанта, лаборанта.
Указанные нарушения были отражены в акте проверки от 17.08.2021.
Департаментом в адрес Общества направлено уведомление от 18.08.2021 N 4-2/2257 об отказе в переоформлении лицензии на осуществление медицинской деятельности со ссылкой на несоблюдение заявителем подпунктов а, б, д пункта 4 Положения N 291.
Указанное послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, а также отзыв на жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пунктам 2, 7 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий; лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково" утвержден постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")", действовавшим до 01.09.2021.
Пунктом 4 Положения N 291 установлены лицензионные требования, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Подпунктами "а", "б", "д" пункта 4 Положения N 291 предусмотрено, что лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, являются:
- наличие зданий, сооружений и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям;
- наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке;
- наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием).
Требования к организации и выполнению работ (услуг) в целях лицензирования утверждены приказом Министерства здравоохранения РФ от 11.03.2013 N 121н, действовавшим в период возникновения спорных правоотношений (далее - Требования N 121н, действовали до 10.09.2021).
Подпунктом 4 пункта 2 Требований N 121н предусмотрено, что при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях организуются и выполняются работы (услуги), в том числе, по акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности), акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий).
Подпунктом 2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - ФЗ N323-ФЗ) установлено, что медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 37 ФЗ N 323-ФЗ, Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений.
Обращаясь с заявлением о предоставлении лицензии на медицинскую деятельность по данному виду работ (услуг), соискатель лицензии должен соответствовать лицензионным требованиям, предъявляемым к соискателю лицензии, намеренному осуществлять данный вид работ.
Исходя из Перечня тождественных работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 852, лицензированию подлежат работы (услуги) "по акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности)", "акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий)".
Порядок оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология" утвержден приказом Минздрава России от 20.10.2020 N 1130н, вступившим в силу с 01.01.2021.
Пунктом 2 Порядка N 1130н предусмотрено, что его действие распространяется на медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь по профилю "акушерство и гинекология", независимо от форм собственности.
В соответствии с пунктом 89 Порядка N 1130н медицинская помощь женщинам при искусственном прерывании беременности оказывается в рамках первичной специализированной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) по "акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности)".
Пунктом 92 Порядка N 1130н установлено, что обследование и подготовка пациентов для оказания медицинской помощи при искусственном прерывании беременности осуществляется на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи. Обследование женщин проводится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) по "акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий и искусственного прерывания беременности)", "акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности)".
Из пункта 99 Порядка N 1130н следует, что для прерывания беременности сроком до двенадцати недель могут использоваться как хирургический, так и медикаментозный методы.
Прерывание беременности в сроки, предусмотренные клиническими рекомендациями медикаментозным методом, проводится врачом - акушером-гинекологом в амбулаторных условиях или в условиях дневного стационара с обязательным наблюдением женщины не менее 1,5 - 2 часов после приема лекарственных препаратов. При медикаментозном методе прерывания беременности используются лекарственные препараты, зарегистрированные на территории Российской Федерации, в соответствии с инструкциями по медицинскому применению препаратов.
Прерывание беременности в сроке до двенадцати недель хирургическим методом проводится врачом - акушером-гинекологом в условиях дневного стационара и стационарных условиях. Продолжительность наблюдения женщины в условиях дневного стационара после произведенного без осложнений прерывания беременности определяется лечащим врачом с учетом состояния женщины и составляет 3 - 4 часа.
Искусственное прерывание беременности при сроке до двенадцати недель у женщин с клинически значимыми признаками истончения рубца на матке, миомой матки больших размеров, аномалиями развития половых органов, при наличии тяжелых соматических заболеваний производится врачом - акушером-гинекологом в стационарных условиях.
Вопросы организации деятельности центра (лаборатории, отделения) вспомогательных репродуктивных технологий регулируются Положением, утвержденным приказом Министерства здравоохранения РФ от 31.07.2020 N 803н.
В пункте 10 Положения N 803н перечислена рекомендуемая структура центра: регистратура; кабинеты врачей-акушеров-гинекологов; кабинет врача-уролога; кабинет врача ультразвуковой диагностики; смотровой кабинет; операционная; процедурная; эмбриологическая комната; помещение для сдачи спермы; клинико-диагностическая лаборатория; дневной стационар; стерилизационная; помещение криохранилища; помещение ожидания для пациентов; ординаторская.
Приложение N 3 к Положению N803н содержит стандарты оснащения центра (лаборатории, отделения) вспомогательных репродуктивных технологий, в частности кабинета врача акушера-гинеколога; процедурной; операционной; эмбриологической комнаты; помещения для сдачи спермы.
Материалами дела подтверждается, что основанием для принятия оспариваемого решения об отказе в переоформлении лицензии послужили следующие обстоятельства, установленные Департаментом:
1) не соблюдение пункта "а" пункта 4 постановления Правительства РФ от 16 апреля 2012 года N291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" в части: наличия зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям, а именно:
- отсутствует помещение малой операционной в соответствии с приказом Минздрава России от 20 октября 2020 года N1130н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология". Малая операционная является необходимым помещением при проведении работ (услуг) по искусственному прерыванию беременности. В соответствии с клиническими рекомендациями (медикаментозное прерывание беременности в 1 триместре) искусственное прерывание беременности медикаментозным методом проводится врачом-акушером-гинекологом в медицинских учреждениях, имеющих лицензию на оказание акушерско-гинекологической помощи. В случае необходимости, данное лечебное учреждение должно иметь возможность оказания экстренной хирургической помощи,
- отсутствует помещение дневного стационара и/или стационара в соответствии с пунктом 99 приказа Минздрава России от 20 октября 2020 года N1130н "Об утверждении Порядка оказания медицинской, помощи по профилю "акушерство и гинекология" прерывание беременности медикаментозным методом проводится в рамках оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи с периодом наблюдения не менее 1,5-2 часов после приема препаратов. Прерывание беременности в сроке до двенадцати недель хирургическим методом проводится в условиях дневных стационаров медицинских организаций и в стационаре. Продолжительность наблюдения женщины в условиях дневного стационара после произведенного без осложнений прерывания, беременности определяется лечащим врачом с учетом состояния женщины и составляет 3-4 часа, -отсутствуют помещения, минимальной структуры центра для выполнения работ (услуг) по использованию вспомогательных репродуктивных технологий (регистратура, кабинеты врачей-акушеров-гинекологов,. операционная, процедурная, эмбриологическая комната, помещение для сдачи спермы, клинико-диагностическая лаборатория, помещение ожидания для пациентов, ординаторская, помещение для хранения инвентаря, склад расходных материалов) в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации N803н "О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению";
2) не соблюдение пункта "б" пункта 4 постановления Правительства РФ от 16 апреля 2019 года N291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") в часта: наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке а именно:
- отсутствие необходимого оборудования в соответствии с приказом Минздрава России от 20 октября 2020 года N1130н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология" при проведении работ (услуг) по искусственному прерыванию беременности;
3) не соблюдение пункта "д" пункта 4 постановления Правительства РФ от 16 апреля 2012 года N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинским организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково" в части: наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием), а именно:
- не представлены документы врачей специалистов: в соответствии с пунктом 103 приказа Минздрава России от 20 октября 2020 года N 1130н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология" искусственное прерывание беременности осуществляется с обязательным обезболиванием на основе информированного добровольного согласия женщины, что требует наличие врача-анестезиолога-реаниматолога;
- не представлены документы врачей специалистов: в соответствии с приложением N 2 к Порядку, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 803н "О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению" врача-акушер-гинеколог (для проведения программы ЭКО), врача-анестезиолога-реаниматолога, врача клинической лабораторной диагностики или эмбриолога, медицинской сестры, медицинской сестры процедурной, операционной медицинской сестры, медицинской сестры -анестезиста, медицинского регистратора, медицинского технолога, медицинского лабораторного техника, фельдшера-лаборанта, лаборанта.
Доводы ООО "Клиника "Альтаир" о недостоверности сведений, отраженных в акте проверки от 08.06.2021 не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, в связи с чем верно отклонены судом области.
Оспаривая выводы Департамента, содержащиеся в акте проверки от 17.08.2021, заявитель представил заключение специалиста Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация судебных экспертов" от 26.10.2021 N6941. Специалист Шиянова Т.П., подготовившая это заключение, пришла к выводу, что подпись от имени Лаврешиной Л.Н. изображения которой расположены в актах проверки от 17.08.2021 и от 13.07.2021 выполнены разными лицами.
Из содержания заключения видно, что исследование проводилось методом визуального непосредственного сопоставления исследуемых подписей, выполненных от имени Лаврешиной Л.Н., между ними установлены различия и совпадения.
В выводах специалиста не указано какой из актов проверки от 17.08.2021 или от 13.07.2021 подписан Лаврушиной Л.Н., а какой другим лицом. Сведения о том, что у специалиста имелись свободные образцы подчерка Лаврешиной Л.Н. в заключении отсутствует как и сведения о лице предупредившем специалиста Шиянову Т.П. об административной ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ (исследование являлось внесудебным и Шиянова Т.П. не предупреждалась об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения).
В заключении специалист указала, что не может гарантировать абсолютно точность информации, полученной от третьих лиц.
В связи с вышеизложенным, суд первой инстанции обоснованно не принял вышеуказанное заключение в качестве безусловного доказательства, подтверждающего подписание акта проверки от 17.08.2021 не Лаврешиной Л.Н., а иным лицом. Устное ходатайство ООО "Клиника Альтаир" заявленное в ходе судебного разбирательства о проведении судебной экспертизы отклонено судом.
Суд апелляционной инстанции соглашается с судом области в том, что в настоящем деле отсутствует основания для проведения судебной экспертизы, поскольку Департаментом представлено в материалы дела обращение руководителя Департамента начальнику Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ по Орловской области Мирошкину Э.А. по факту проверки возможных противоправных действий сотрудников Департамента при подписании спорного акта. Из полученного ответа от 01.02.2022 N 5/296 следует, что по результатам проверки наличия в акте проверки от 17.08.2021 возможно подложной подписи члена комиссии Лаврешиной Л.Н. вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
Кроме того, помимо Лаврешиной Л.Н. в состав комиссии по проверке возможности выполнения ООО "Клиника Альтаир" лицензионных требований, входили Постовой Т.Ю. и Чурсина Л.В., чье участие в проверке заявителем не оспаривается, и написавший к акту проверки от 17.08.2021 замечания представитель заявителя Болдырев А.И. ничего не указал о факте подписания акта не Лаврешенной Л.Н., а иными лицами.
Заявлений о фальсификации доказательств в порядке от ООО "Клиника "Альтаир" не поступало.
Кроме того, в ранее составленных Департаментом актах проверки, проводимой в отношении заявителя от 08.06.2021 (дело N А48-8612/2021), от 13.07.2021 (дело N А48-9558/2021) Постовой Т.Ю., Лаврешина Л.Н. и Чурсина Л.В. также фигурировали в качестве лиц, участвующих в проверках.
Выводы, сделанные проверяющими в указанных ваше актах в части отсутствия ООО "Клиника "Альтаир" необходимых помещений, оборудования, аппаратов, приборов, инструментов, заключенных трудовых договоров, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) аналогичны выводам, содержащимся в акте проверки от 17.08.2021.
Доказательств того, что в период после составления Департаментом актов проверки от 08.06.2021, от 13.07.2021 ООО "Клиника "Альтаир" приобрела необходимые помещения, оборудование, заключила договоры с соответствующими специалистами заявитель суду не представил.
Соискатель лицензии "на осуществление медицинской деятельности при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности)", акушерству и гинекологии (использование репродуктивных технологий) должен соответствовать всем требованиям по оснащению и наличию специалистов, предъявляемым к медицинскому учреждению, оказывающему комплексную медицинскую помощь независимо от рекомендованного и избранного способа.
Более того, не оказание услуги в полном объеме согласно Протоколу, порядку или стандарту оказания медицинской помощи в рамках лицензии по акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности)", акушерству и гинекологии (использование репродуктивных технологий), является нарушением норм о лицензировании. У соискателя лицензии должна иметься возможность оказать медицинские услуги, за которыми обращается пациент, в полном объеме, то есть в объеме, предусмотренном Протоколом лечения. При этом пациент имеет право обратиться в иную организацию, однако указанное является его выбором, а не связано с отсутствием в клинике необходимых для этого условий (инструментария, помещений, оснащения, персонала).
Проанализировав правовые нормы в сфере лицензирования и медицинской деятельности, суд апелляционной инстанции соглашается с судом области в том, что лицензия может быть выдана только на вид работ (услуг), предусмотренный Перечнем, и не выдается на их подвид или отдельные этапы. Этим и обусловлены лицензионные требования к соискателю и лицензиату.
С учетом вышеизложенного, у Департамента здравоохранения отсутствовали правовые основания для принятия положительного решения по заявлению Общества по профилю "акушерство и гинекология (искусственное прерывание беременности)", акушерство и гинекология (использование вспомогательных репродуктивных технологий).
Так, в рамках дела N А48-10137/2019 судом кассационной инстанции сделан вывод о том, что "законность аналогичного отказа лицензирующего органа была подтверждена в рамках дела N А48-4944/2019, основания для иной правовой оценки тех же доводов и тех же обстоятельств в рамках настоящего дела отсутствуют.
Заявление Обществом тех же доводов в настоящем деле следует рассматривать как попытку преодоления вступивших в законную силу судебных актов по делу N А48-4944/2019".
В рамках настоящего дела, принимая во внимание аналогичные правовое регулирование спорного вопроса и обстоятельства спора, суд обоснованно пришел к аналогичному выводу.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Так же суд апелляционной инстанции соглашается с судом области об отсутствии правовых оснований для удовлетворения ходатайства Общества о привлечении в качестве специалиста в области акушерства и гинекологии Долгушиной Н.В.
Убедительных доводов, основанных на доказательствах и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, удовлетворению не подлежит.
Доводы заявителя жалобы фактически сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции обстоятельств спора и не могут быть признаны состоятельными по вышеуказанным основаниям.
Аналогичный правовой подход выражен в определениях Верховного Суда РФ от 21.06.2021 N 310-ЭС21-8816, от 16.06.2021 N 310-ЭС21-8768, от 24.09.2020 N310-ЭС20-13123, от 04.10.2022 N 310-ЭС22-17317, от 10.11.2022 NАПЛ22-408.
Нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции в любом случае, судом первой инстанции не нарушены.
В силу положений ст. 110 АПК РФ судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Руководствуясь п.1 ст.269 ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Орловской области от 05.10.2022 по делу N А48-7965/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
А.А. Сурненков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-7965/2021
Истец: ООО "КЛИНИКА "АЛЬТАИР"
Ответчик: Департамент здравоохранения Орловской области
Третье лицо: Министерство здравоохранения Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
24.10.2023 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1878/2023
14.06.2023 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1878/2023
24.01.2023 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6894/2022
05.10.2022 Решение Арбитражного суда Орловской области N А48-7965/2021