г. Владивосток |
|
24 января 2023 г. |
Дело N А59-3991/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 января 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Ветошкевич,
судей М.Н. Гарбуза, К.П. Засорина,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.В. Набоковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Региональной общественной организации "Экологическая вахта Сахалина",
апелляционное производство N 05АП-7741/2022
на решение от 27.10.2022
судьи О.А. Портновой
по делу N А59-3991/2022 Арбитражного суда Сахалинской области
по иску Региональной общественной организации "Экологическая вахта Сахалина"
к акционерному обществу "Управление по обращению с отходами"
третьи лица Министерство экологии Сахалинской области, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области, Департамент городского хозяйства администрации г. Южно-Сахалинска, Администрация г. Южно-Сахалинска
о приостановлении деятельности,
при участии:
от ответчика: представитель Ковтонюк О.Н., по доверенности от 01.12.2022, сроком действия 31.12.2023, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 1049), свидетельство о смене фамилии, паспорт;
от истца, от третьих лиц: не явились,
УСТАНОВИЛ:
Региональная общественная организация "Экологическая вахта Сахалина" (далее - РОО "Экологическая вахта Сахалина", истец, апеллянт) обратилась в суд с иском к АО "Управление по обращению с отходами" (далее - ответчик), в котором просит приостановить деятельность по транспортировке, накоплению и захоронению отходов производства и потребления на земельном участке, расположенном юго-западнее карьера Известковый с кадастровым N 65:02:0000046:772, на территории "Полигон твердых бытовых отходов в г. Южно-Сахалинске" (кадастровый номер 65:02:0000046:747) до выполнения следующий условий:
введения в эксплуатацию пресса для брикетирования "хвостов" (остатков твердых коммунальных отходов после сортировки для дальнейшего брикетирования),
обеспечения в полном объеме брикетирования "хвостов", подлежащих дальнейшему захоронению,
введения в эксплуатацию станции очистки загрязненных стоков "СОС-200" и комплекса очистных сооружений ливневого стока (КОС ЛС) "Дамба".
Срок выполнения перечисленных мероприятий истец просит установить в два месяца со дня вступления решения в законную силу.
Определением суда от 12.08.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство экологии Сахалинской области, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области, прокурор Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратуры (впоследствии исключен из числа третьих лиц), Департамент городского хозяйства администрации г. Южно-Сахалинска, Администрация г. Южно-Сахалинска.
В ходе рассмотрения спора истец заявил об уточнении иска, дополнив его новыми требованиями, согласно которым просил приостановить деятельность ответчика до выполнения следующих мероприятий:
- получения разрешения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса очищенных сточных вод в ручей N 1,
- приведения пруда-накопителя ливневых стоков в соответствие с проектной документацией "Реконструкция полигона ТБО, в т.ч. ПСД" путем ликвидации не предусмотренного проектом выпуска неочищенных сточных вод в его юго-западной части и полного восстановления стенок пруда и целостности грунтовой насыпи в этом месте,
- получения разрешения на ввод в эксплуатацию объекта Реконструкция полигона ТБО, в т.ч. ПСД",
- получения лицензии на деятельность по обработке отходов I-IV классов опасности,
- введения в эксплуатацию станции глубокой биологической очистки сточных вод "Биоград".
Рассмотрев указанное уточнение иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истцом одновременно заявлено об изменении предмета и основания иска, так как новые требования в виде мероприятий, подлежащих выполнению ответчиком, основаны истцом на иных обстоятельствах, в связи с чем отказал в принятии уточнения и рассмотрел дело по первоначально заявленным исковым требованиям.
Решением суда от 27.10.2022 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, истец обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просил отменить решение суда от 27.10.2022 и направить вопрос дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В обоснование своей позиции апеллянт сослался на то, что судом необоснованно отказано в принятии уточнений исковых требований, а также в истребовании у Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора доказательств. Считает, что на момент рассмотрения дела требования истца фактически не были исполнены. Прекращение деятельности спорного полигона не противоречит общественным интересам. По мнению апеллянта, суд, осуществляя руководство процессом, должен был предложить истцу представить доказательства причинения вреда окружающей среде и поставить на разрешение сторон вопрос о назначении экспертизы. Причинение вреда деятельностью ответчика окружающей среде, по мнению апеллянта, подтверждается заключением ООО "Экологическая Компания Сахалин", которое приложено к апелляционной жалобе.
К судебному заседанию через канцелярию суда от ответчика и Министерства жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области поступили письменные отзывы на апелляционную жалобу, по тексту которых доводов апелляционной жалобы оспорены.
От истца через канцелярию суда поступили письменные возражения на отзыв и ходатайство об истребовании у Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) материалов проверки по обращению РОО "Экологическая вахта Сахалина" от 08.09.2022.
Представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
В соответствии с частью 3 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в арбитражном суде апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, вправе заявлять ходатайства, в том числе, о приобщении к делу или об истребовании письменных и вещественных доказательств, в исследовании или истребовании которых им было отказано судом первой инстанции.
Частью 4 статьи 66 АПК РФ лицу, участвующему в деле и не имеющему возможности самостоятельно получить необходимое доказательство от лица, у которого оно находится, предоставлено право на обращение в арбитражный суд с ходатайством об истребовании данного доказательства.
В ходатайстве должно быть обозначено доказательство, указано, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место его нахождения.
Исходя из данной нормы, удовлетворение ходатайства об истребовании доказательств является правом, а не обязанностью суда.
При рассмотрении дела судом первой инстанции истец заявлял ходатайство об истребовании указанных доказательств, в удовлетворении которого было отказано. Руководствуясь статьями 159, 184, 185, частями 2, 3 статьи 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции определил в удовлетворении ходатайства ответчика об истребовании доказательств отказать, с учетом предмета заявленных требований и достаточности представленных в дело доказательств для оценки доводов сторон.
Апелляционным судом установлено, что к апелляционной жалобе приложен дополнительный документ - заключение ООО "Экологическая Компания Сахалин" по результатам отбора проб от 07.11.2022.
Расценив приложение данного документа как ходатайство о его приобщении, коллегия, руководствуясь статьями 159, 184 - 185 АПК РФ, с учетом требований части 2 статьи 268 АПК РФ, пункта 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", определила отказать в приобщении к материалам дела указанного документа, поскольку он является новым доказательством, полученным после вынесения обжалуемого судебного акта, которое не являлось предметом исследования и оценки суда первой инстанции.
Истец и третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку представителей не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статьи 156 АПК РФ рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие.
Исследовав и оценив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзывов на жалобу, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в силу следующего.
Из материалов дела коллегией установлено, что 29.02.2012 Управление государственной экспертизы утверждено положительное заключение проектной документации по объекту - "Полигон твердых бытовых отходов в г. Южно-Сахалинск", в районе карьера "Известковый", согласно которому система отведения стоков полигона включает: хозяйственно-бытовую канализацию; систему отвода дождевых вод; систему отвода дренажных вод.
Для очистки фильтрата проектируемого полигона ТБО принята станция очистки поверхностных стоков "СОС-400", в соответствии с ТУ 3614-013-67493905-2010 (поставляется ООО "ОСМОТИКС" г. Санкт-Петербург), на основании практики использования очистных сооружений на объектах аналогах (мусоросортировочный заводе в г. Астрахань, полигон ТБО в Адлеровском р-не г. Сочи, полигон "Саларьево" Московской обл.).
Станция СОС-400 состоит из следующих основных узлов: механической очистки исходного фильтрата, состоящий из нескольких ступеней; первичной реагентной обработки (коагулянт - сульфат железа или др.). Тип коагулянта будет определен по результатам лабораторных исследований фильтрата исходя из его состава и концентрации; отстойника с тонкослойными модулями; озонирования фильтрата; станции озонирования; тонкой фильтрации на фильтрах с зернистой специальной загрузкой. В этом узле предусмотрена возможность дополнительной обработки фильтрата на фильтрах с активированным углем; микрофильтрации на базе мешочного фильма с гофрированным фильтрующим элементом; обратного осмоса.
Принята двухэтапная схема удаления отходов. На полигон отходы поступают после перегрузочно-сортировочного комплекса, где они уплотняются в 4,5 раза до плотности 0,9 т/м3 и брикетируются (размер брикета - 1,1 х 1,1 х 1,1-м; вес - 1,2 тонн).
Приказом Управления Федеральной службы Росприроднадзора в Сахалинской области от 20.07.2012 N 364 утверждено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов проекта "Полигон твердых бытовых отходов в г. Южно-Сахалинске".
Согласно указанному заключению N 2-12/18 от 20.07.2012 предусмотрено поступление на полигон отходов после сортировки в виде прессованных брикетов в проволочной обвязке размерами 1,1x1,1x1,1 м средней плотностью 0,9 т/м и весом 1,2 т. Брикеты доставляются на автополуприцепах и укладываются вилочным автопогрузчиком рядами с зазорами 5-10 см. После 5 рядов укладки отсыпается слой местного грунта 0,20 м с уплотнением.
Проектом предусмотрено строить и вводить в эксплуатацию полигон в две очереди. Первая очередь включает: административно-хозяйственную зону; пруд дождевых вод; карту захоронения отходов площадью 6,0 га со сроком заполнения штабеля 3,6 лет.
Вторая очередь включает дополнительную площадку под штабель 5,3 га и позволяет продлить срок эксплуатации полигона еще на 11,2 лет.
Для предотвращения загрязнения естественного бассейна грунтовых вод на всей площади полигона в осях гребня ограждающих дамб предусматривается устройство противофильтрационного экрана следующей конструкции: спланированное и уплотненное основание; защитный слой из геотекстиля Комитекс Д 450, плотностью 450 г/м2; слой полимерной геомембраны HDPE "SOLMAX 460", толщиной 2,0 мм; защитный слой из геотекстиля Комитекс Д 450; защитный слой из грунта толщиной 0,5 м. Суммарный коэффициент фильтрации противофильтрационного экрана составляет не более 10'13 см/с.
Устройство системы водоотведения ливневых и дренажных вод с учетом склонового расположения участка, определяющего его вертикальную планировку: для нормального отвода дождевых вод с севера на юг по уклону вдоль дамб внутри полигона укладываются ж/б лотки; для отведения дождевых и фильтрующих вод из-под возводимых штабелей отходов по центральной части площадки (тело полигона) с севера на юг закладываются 4 дрены из ПЭ труб 0 0,2 м с отсыпкой щебнем и устройством 6 колодцев. Строительство 10 наблюдательных скважин СН для контроля качества грунтовых вод и отсутствия в них загрязнений.
Сооружение герметичного пруда дождевых и дренажных вод объемом 15,5 тыс. м3 с устройством аварийного бетонного водосброса на расход от 0,4 м3/с для предотвращения излива воды из пруда при прохождении дождевых паводков выше расчетной повторяемости. Установка станции очистки загрязненных стоков "СОС", производительностью 400 м3/сутки, предназначенной для водоочистки и обеззараживания сточных вод полигонов ТБО на основе мембранной обратноосмотической технологии очистки воды в сочетании с технологиями озонирования и электрохимической обработки сточных вод.
Отведение поверхностных и дренажных вод из пруда-накопителя будет осуществляться на очистные сооружения "СОС", производитель ООО "Осмотикс". Станция представляет собой совокупность оборудования (блочно-модульное исполнение), обеспечивающего протекание управляемых технологических процессов водоочистки сточных вод полигонов ТБО. 29.02.2012 года Управлением государственной экспертизы утверждено положительное заключение N 65-15-0015-2 по объекту "Полигон ТЮО в г. Южно-Сахалинске", проведенное в рамках повторной государственной экспертизы, согласно которому Строительство полигона предусматривает две очереди.
Первая очередь строительства включает весь комплекс зданий и сооружений полигона административно-хозяйственной зоны с въездом; устройство пруда дождевых вод; западная и восточная ограждающие дамбы, склад грунта; укладка противофильтрационного экрана из геомембраны НДРЕ Solmax толщиной 2,0 мм; прокладка водоотводных лотков и дрен; устройство нагорной канавы; устройство водосбросной трубы и колодцев; устройство постоянного ограждения по периметру с трех сторон; устройство временной разделительной дамбы на границе со второй площадкой; устройство 7-ми наблюдательных скважин.
По окончании строительства 1-й очереди начинается эксплуатация полигона по полному технологическому циклу.
Вторая очередь строительства включает в себя: устройство ограждающих дамб; укладка противофильтрационного экрана из полиэтиленовой геомембраны НДРЕ Solmax толщиной 2,0 мм; устройство нагорной канавы; прокладка водоотводных лотков и дрен; устройство постоянного ограждения; посадку деревьев в лесополосе; устройство 3-х наблюдательных скважин.
Состав станции СОС 400 представляет собой совокупность оборудования, обеспечивающего протекание управляемых технологических процессов очистки загрязненных сточных вод полигона ТБО.
Основное технологическое и вспомогательное оборудование размещено в здании блочно-модульного исполнения.
Станция СОС-400 состоит из следующих основных узлов:
- механической очистки исходного фильтрата, состоящий из нескольких ступеней;
- первичной реагентной обработки (коагулянт - сульфат железа или др.). Тип коагулянта будет определен по результатам лабораторных исследований фильтрата исходя из его состава и концентрации;
- отстойника с тонкослойными модулями;
- озонирования фильтрата;
- станции озонирования;
- тонкой фильтрации на фильтрах с зернистой специальной загрузкой. В этом узле предусмотрена возможность дополнительной обработки фильтрата на фильтрах с активированным углем;
- микрофильтрации на базе мешочного фильтра с гофрированным фильтрующим элементом;
- обратного осмоса.
Постановлением Правительства Сахалинской области от 31.05.2013 N 278 утверждена Государственная программа Сахалинской области "Обеспечение населения Сахалинской области качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства", в составе которой утверждена подпрограмма "Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории Сахалинской области", цель которой - эффективное обращение с твердыми коммунальными отходами, включая ликвидацию несанкционированных свалок в границах населенных пунктов на территории Сахалинской области.
В числе мероприятий подпрограммы указан объект - Межмуниципальный объект обращения с ТКО "Южно-Сахалинский"/МСК, который реализуется в составе инвестиционного проекта Реконструкция полигона ТБО, в том числе ПСД/"Известковый-1".
30.10.2013 выдано разрешение N 65-RU6530200Q-0000004152 на строительство объекта - "Полигон твердых бытовых отходов в г. Юоюно-Сахалинск" (1-я очередь строительства) на земельном участке 65:02:0000046:503.
Государственной инспекцией строительного надзора 18.12.2018 выдано заключение N 74-18 о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, иных нормативных правовых актов, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, согласно которому объект - "Полигон твердых бытовых отходов в г. Южно-Сахалинск" (1-я очередь строительства), соответствует требованиям проектной документации ООО "СК Гидрокор" (шифр: V-03774), в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В заключении отражено, что строительство объекта осуществлено на основании положительного заключения государственно-экологической экспертизы N 65-1 -5-0015-12 от 29.02.2012.
Также 19.12.2018 выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 65-64701000-0000004152, которым введен в эксплуатацию объект капитального строительства - Полигон твердых бытовых отходов в г. Южно-Сахалинске" (1-я очередь строительства).
В 2020 году ООО "ИНСТРОЙПРОЕКТ" по заказу АО "Управление по обращению с отходами" разработало проектную документацию "Реконструкция полигона ТБО, в т.ч. ПСД" с целью строительства мусоросортировочной линии непосредственно на полигоне. Согласно проекту, на полигон поступают отходы, образующиеся в г. Южно- Сахалинск и Анивском районе. Функциональное назначение полигона - захоронение брикетированных "хвостов" (остатки ТКО после сортировки для дальнейшего брикетирования).
На указанный проект получено положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы от 16.07.2021, утвержденное приказом Приамурского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 20.07.2021 N 271. Согласно заключению проектом реконструкции полигона ТБО предусматривается строительство объектов: весовая под навесом, дезинфицирующая ванна под навесом, административно-бытовой корпус, здание мусоросортировочной линии, очистные сооружения хозяйственно-бытовых стоков, противопожарные резервуары. Функциональное назначение полигона - захоронение брикетированных "хвостов" (остатки ТКО после сортировки для дальнейшего брикетирования).
В заключении государственной экологической экспертизы указано, что для более раннего запуска объекта в эксплуатацию и выводу из эксплуатации действующей свалки г. Южно-Сахалинска предусматривается прием отходов на существующую карту объекта, с целью их накопления на срок не более 6 месяцев. Накопленные отходы после ввода в эксплуатацию мусоросортировочной линии проходят весь цикл, предусмотренный технологией.
Проектом предусмотрено строительство мусоросортировочной линии (MCJI) с функцией прессовки отходов на земельном участке 65:02:0000046:772.
Оставшийся после сортировки поток отходов перед ссыпкой на реверсивный конвейер проходит магнитный сепаратор для сбора черного металла и направляется в пресс для "хвостов" П-1. Спрессованные кипы "хвостов" направляются на захоронение на полигон.
В соответствии с экспертным заключением ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по Сахалинской области" N ОИ/1-0647-20 от 06.11.2020, реконструкция здания мусоросортировочнои линии предусматривает использование каркаса существующего здания (незавершенное строительство). Существующие фермы покрытия, наружные ограждающие конструкции - стены и покрытие из профлиста подлежат демонтажу. Здание мусоросортировочной линии состоит из следующих блоков: приемное отделение под навесом, отделение сортировки, сортировочная платформа N1, сортировочная платформа N 2, прессовальное отделение, административно-бытовые и прочие вспомогательные помещения.
Согласно проектной документации, процесс обращения с отходами на мусоросортировочной линии предполагается осуществлять по следующей технологии: мусоровоз разгружается в приемном отделении. Далее идет сбор крупных кусков отходов. После ТКО ковшовым погрузчиком загружается на ленточно-цепной конвейер 1-й или 2-1 линии сортировки и поднимается в зону предварительной сортировки. На площадке предварительной сортировки предусматривается 8 постов. На выходе с платформы предварительной сортировки поток отходов поступает в сепаратор (барабанный грохот). Потом подается на сортировочный контейнер, где вручную производится сбор BMP. Отобранные фракции через сбросные окна (накопительные шахты) сбрасываются на соответствующие контейнеры (по виду BMP). По мере накопления BMP производится подача материала в приемку подающего ленточно-цепного конвейера и далее в канальный автоматический пресс. Оставшийся после сортировки поток отходов перед ссыпкой на реверсивный конвейер проходит магнитный сепаратор для сбора черного металла и направляется на пресс для "хвостов".
Отобранный поток металлолома в контейнере отправляется на площадку временного хранения металлолома. Перед отправкой на площадку хранения контейнер закрывается брезентом для защиты от атмосферных осадков. Спрессованные кипы "хвостов" направляются на захоронение на объект размещения отходов. Группа отходов "Отсев" направляется в бункер, размещенный снаружи здания мусоросортировочной линии.
Укладка брикетированных отходов "хвостов" в штабель представляет собой размещение последовательно уложенных слоев брикетов по принципу кирпичной кладки, то есть последующие по высоте ряды укладываются с перевязкой в обоих направлениях для обеспечения плотности штабеля. Брикеты располагаются в штабеле таким образом, чтобы обеспечить заложение внешнего откоса штабеля 1:2. Укладка брикетов на снег недопустима ввиду их последующей неравномерной просадки после таяния снега. После укладки в штабеле 5 рядов брикетов по высоте проводится отсыпка изолирующего слоя толщиной 0,2 м из строительных отходов или иного инертного материала, который уплотняется для заполнения щелей и выравнивания поверхности, что позволяет осуществить передвижение тяжелой техники.
Актом проверки Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратуры от 31.05.2022 (т. 1 л.д. 59) зафиксировано, что пресс для брикетирования "хвостов" отходов на полигоне отсутствует, поэтому на карте полигона накапливаются отходы с целью их последующего брикетирования, при этом накопление началось с 28.12.2021, отходы накоплены в объеме 3500 тонн отходов.
Истец ссылается на то, что условием положительного заключения государственной экологической экспертизы от 16.07.2021 является накопление отходов на срок, не превышающий 6 месяцев, в связи с чем, исходя из акта проверки Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратуры от 31.05.2022, разрешенный срок для накопления отходов на объекте "Полигон ТБО в г. Южно-Сахалинске" истек 28.06.2022.
Также в публикации "Пресс для "Известкового" отправили на Сахалин", размещенной 13.07.2022 на сайте Сахалин. Инфо https://sakhalin.info/news/223916 генеральный директор АО "Управления по обращению с отходами" Максим Федотов рассказал, что сегодня на "Известковый" ежедневно доставляют отходы около 15 мусоровозов, обратился в суд
Таким образом, по мнению истца, в настоящее время Региональный оператор, в нарушение условий положительного заключения государственной экологической экспертизы, продолжает накопление отходов на "Полигоне ТБО в г. Южно-Сахалинске" на земельном участке с кадастровым номером 65:02:0000046:772 в отсутствие пресса для брикетирования остатков отходов после сортировки и, соответственно, без брикетирования отходов, подлежащих захоронению.
Истец полагает, что такая деятельность АО "Управление по обращению с отходами" нарушает требования законодательства в сфере охраны окружающей среды и обращения с отходами, связана с незаконным накоплением отходов, оказывает негативное воздействие на окружающую среду и создает угрозу причинения вреда компонентам окружающей среды, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду в силу следующего.
В нарушение законодательства об экологической экспертизе, АО "Управление по обращению с отходами", осуществляя накопление твердых коммунальных отходов на объекте "Полигон ТБО г. Южно-Сахалинска" за пределами разрешенного 6-тимесячного срока с отступлением от проектной документации, получившей положительное заключение ГЭЭ, нарушает законодательство Российской Федерации об экологической экспертизе и конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду.
В нарушение законодательства в сфере обращения с отходами, части 2 статьи 10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", накопление ТКО на "Полигоне ТБО в г. Южно-Сахалинске" осуществляется в нарушение законодательства об отходах, при отсутствии утвержденных мест (площадок) для накопления отходов на данном объекте, что не гарантирует предотвращение вредного воздействия отходов на окружающую среду, а следовательно, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
В нарушение Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения ответчик осуществляет накопление несортированных ТКО без соблюдения температурного режима, когда при температуре плюс 5°С и выше - размещение не допустимо более 1 суток; плюс 4°С и ниже - не более 3 суток.
В нарушение требований Водного кодекса РФ АО "Управление по обращению с отходами" осуществляет использование водного объекта - безымянный ручей (не являющийся объектом рыбохозяйственного значения, а также источником питьевого водоснабжения) в отсутствие разрешительных документов.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец обратился в суд с иском о приостановлении деятельности ответчика до введения в эксплуатацию пресса для брикетирования "хвостов" (остатков твердых коммунальных отходов после сортировки для дальнейшего брикетирования), обеспечения в полном объеме брикетирования "хвостов", подлежащих дальнейшему захоронению, и введения в эксплуатацию станции очистки загрязненных стоков "СОС-200" и комплекса очистных сооружений ливневого стока (КОС ЛС) "Дамба".
Повторно исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов на жалобу, арбитражный суд апелляционной инстанции признает выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований соответствующими действующему гражданскому законодательству и обстоятельствам дела, а доводы апеллянта - подлежащими отклонению в силу следующего.
Правилами статьи 12 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закона об охране окружающей среды) предоставлено право общественным и иным некоммерческим объединениям, осуществляющим деятельность в области охраны окружающей среды, предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно пункту 1 статьи 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1065 ГК РФ если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны в том числе:
- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
- обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Как указал Верховный суд Российской Федерации в пункте 25 Постановления Пленума ВС РФ от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" (далее - Постановление N 49), суды вправе принять решение об ограничении или приостановлении деятельности, осуществляемой с нарушением природоохранных требований, в случаях, когда допущенные нарушения имеют устранимый характер (например, сброс сточных вод с превышением нормативов содержания вредных веществ или выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствие необходимого разрешения).
Принимая решение, суд должен указать обстоятельства, с наступлением которых связывается возможность возобновления такой деятельности в будущем (например, получение положительного заключения экологической экспертизы, ввод в эксплуатацию очистных сооружений, получение разрешения на выбросы загрязняющих веществ), а также срок, в течение которого необходимо устранить допущенные нарушения (часть 2 статьи 206 ГПК РФ, части 1, 2 статьи 174 АПК РФ).
Неустранение нарушения в установленный срок может являться основанием для обращения в суд с требованием о прекращении соответствующей деятельности.
Согласно пункту 26 Постановления N 49, если допущенные нарушения законодательства в области охраны окружающей среды носят неустранимый характер, суд вправе обязать ответчика прекратить соответствующую деятельность (например, при размещении отходов производства и потребления на объектах, не подлежащих внесению в государственный реестр объектов размещения отходов).
При отсутствии в деле доказательств, свидетельствующих о наличии достаточных оснований для прекращения деятельности ответчика, осуществляемой с нарушением природоохранного законодательства, суд, учитывая наличие публичного интереса в обеспечении экологической безопасности и сохранении благоприятной окружающей среды, вправе вынести на обсуждение лиц, участвующих в деле, вопрос об ограничении или приостановлении такой деятельности (статья 56 ГПК РФ, статья 65 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 27 Постановления N 49 рассматривая споры об ограничении, приостановлении либо прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, суд должен соблюдать баланс между потребностями общества в сохранении благоприятной окружающей среды и обеспечении экологической безопасности, с одной стороны, и решением социально-экономических задач, с другой.
При этом суду следует принимать во внимание не только факторы, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность людей и организаций (например, применительно к деятельности градообразующих предприятий, теплоэлектроцентралей, очистных сооружений), но и соразмерность последствий прекращения (приостановления, ограничения) деятельности тому вреду окружающей среде, который может наступить как в результате продолжения данной деятельности, так и вследствие ее прекращения.
Суд вправе отказать в иске об ограничении, приостановлении либо прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам (абзац 2 пункта 2 статьи 1065 ГК РФ).
Таким образом, основанием для удовлетворения иска о приостановлении деятельности является нарушение ответчиком законодательства в области окружающей природной среды, следствием которого является причинение вреда окружающей природной среде, а допущенные нарушения носят неустранимый характер.
В соответствии со ст. 32, 33, 34, 36, 38 Закона об охране окружающей среды оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.
Хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе в соответствии с требованиями к сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, нормативами допустимого воздействия на окружающую среду.
При архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства должны предусматриваться мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, применяться ресурсосберегающие, малоотходные, безотходные и иные технологии, способствующие предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, охране окружающей среды.
Архитектурно-строительное проектирование, строительство и реконструкция объектов капитального строительства, которые являются объектами, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду, и относятся к областям применения наилучших доступных технологий, должны осуществляться с учетом технологических показателей наилучших доступных технологий при обеспечении приемлемого риска для здоровья населения, а также с учетом необходимости создания системы автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ.
Ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства осуществляется при условии проведения в полном объеме предусмотренных проектной документацией объектов капитального строительства мероприятий по охране окружающей среды, в том числе по восстановлению природной среды, рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Запрещается ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, не оснащенных техническими средствами и технологиями, направленными на комплексное предотвращение и (или) минимизацию негативного воздействия на окружающую среду, не оснащенных средствами контроля за загрязнением окружающей среды, в том числе автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и о концентрации загрязняющих веществ в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Приамурским Межрегиональным управлением Росприроднадзора 19.08.2021 утверждено положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации "Реконструкция полигона ТБО, в том числе ПСД", согласно которому Полигон ТБО города Южно-Сахалинск построен в 2018 году.
На объекте построены следующие строения и сооружения: карта захоронения отходов; пруд - накопитель фильтрата; пруд - накопитель ливневых стоков; очистные сооружения "Дамба"; очистные сооружения СОС-200; мойка автотранспортных средств; дезинфицирующая ванна на выезде с территории полигона; весовая; КПП; навес для транспорта, административно-бытовой корпус (блочного типа из вагончиков); противопожарные резервуары; септик; ангар.
Кадастровый номер земельного участка, на котором располагается проектируемый объект - 65:02:0000046:772. Площадь земельного участка - 86 000 м2.
Проектом реконструкции полигона ТБО, в том числе ПСД предусматривается строительство объектов: Весовая под навесом - объект 0461000001020000007-1; Дезинфицирующая ванна под навесом - объект 0461000001020000007-2; Административно-бытовой корпус - объект 0461000001020000007-5; Здание мусоросортировочной линии - объект 0461000001020000007-20; Очистные сооружения хозяйственно-бытовых стоков; Противопожарные резервуары.
Для более раннего запуска объекта в эксплуатацию и выводу из эксплуатации действующей свалки г. Южно-Сахалинск предусматривается прием отходов на существующую карту объекта, с целью их накопления на срок не более 6 месяцев. Накопленные отходы после ввода в эксплуатацию мусоросортировочной линии проходят весь цикл, предусмотренный технологией.
Для минимизации разноса в месте накопления отходов предусматриваются следующие мероприятия: разгрузка мусоровозов в местах временного хранения осуществляется с применением заградительных щитов; разгруженные отходы по завершению дневного приема закрываются брезентом (габарит брезента 15x20 м), что предотвращает попадание на них атмосферных осадков.
Проектом предусмотрено строительство мусоросортировочной линии (MCJI). В результате процесса сортировки на мусоросортировочной линии отделяются отходы, подлежащие захоронению; вторичному использованию путем передачи организациям, имеющим допуск к определенным видам деятельности с обращением отходов соответствующих классов опасности: сырье для производства щепы, макулатура бумажная, макулатура картонная, пластик, стеклобой, металлы черные вторичные, лом и отходы цветных металлов и сплавов, камни, хвостовые фракции, техногрунт. Отсортированные отходы относятся к IV-V классу опасности.
Здание состоит из следующих отделений: Приемное отделение под навесом, Отделение сортировки, Сортировочная платформа N 1, Сортировочная платформа N 2, Прессовального отделения. Административно-бытовых и вспомогательных помещений.
Мусоровоз разгружается на пол приемного отделения. Далее идет отбор крупных кусков отходов. Затем ТКО ковшовым погрузчиком загружается на ленточно-цепной конвейер 1-й или 2-й линии сортировки и поднимается в зону предварительной сортировки. На площадке предварительной сортировки предусматривается 8 постов. На выходе с платформы предварительной сортировки поток отходов поступает в сепаратор (барабанный грохот). После Барабанного грохота ТКО подается на сортировочный конвейер, где вручную производится отбор вторичных материальных ресурсов (далее -BMP). Отобранные фракции через сбросные окна (накопительные шахты) сбрасываются на соответствующие конвейеры (по виду BMP).
По мере накопления вторичных материальных ресурсов производится подача материала в приямок подающего ленточно-цепного конвейера и далее в канальный автоматический пресс.
Оставшийся после сортировки поток отходов перед ссыпкой на реверсивный конвейер проходит магнитный сепаратор для сбора черного металла и направляется в пресс для "Хвостов".
Отобранный поток металлолома в контейнере отправляется на площадку временного хранения металлолома. Перед отправкой на площадку хранения контейнер закрывается брезентом для защиты от атмосферных осадков.
Спрессованные кипы "Хвостов" направляются на захоронение на объект размещения отходов.
В результате селективного разбора образуются следующие потоки: "Хвосты МСЛ" - 89 393,48 т/год - остатки сортировки твердых коммунальных отходов при совместном сборе (код по ФККО 7 41 119 11 72 4, класс опасности - IV, агрегатное состояние, физическая форма - Смесь твердых материалов (включая волокна) и изделий) направляются в пресс для "хвостов".
"Отсев МСЛ" - 3334,94 т/год - Отсев грохочения твердых коммунальных отходов при их сортировке это смесь твердых материалов (включая волокна), (код по ФККО 7 41 111 11 71 4. Класс опасности IV) направляется в бункеры и в последствии используется для изоляции на объекте размещения отходов. Ориентировочная расчетная плотность отсева составляет 600-750 кг/м3.
"ВМР-дерево" - 3938,40 т/год направляется в бункер и в последующем направляется на переработку.
"BMP-стекло" или лом изделий из стекла - 5705,63 т/год (код по ФККО 4 51 101 00 20 5 класс опасности - V. Агрегатное состояние, физическая форма - Твердое. Твердый отход представлен смесью различных физических форм) направляется в технологическую тару, с последующим размещением на участке хранения стеклобоя.
"ВМР - резина" - 1,23 т/год. Отдельный пост для сортировки не предусматривается. Отбирается в передвижную корзину объемом 10 литров, с последующим размещением на складских площадях.
"ВМР-текстиль" - 354,90 т/год. Направляется в пресс для вторсырья, с последующим размещением на складских площадях.
"ВМР-металл" - 2877,94 т/год. Предусматривается тройная сортировка данного вида отхода. В приемном отделении отбираются крупные фракции данного отхода, которые передаются на хранение на участок хранения металлолома. Второй этап производиться сортировка цветного металла на сортировочных постах с последующим прессование на прессе вторсырья и третий этап - отделение металла на магнитных сепараторах с автоматическим сбросом перед подачей фракций в пресс. Собирается в бункеры для вторсырья и направляется на площадку временного хранения металлолома.
"ВМР-пластик" - 4951,91 т/год. Данный поток направляется в пресс вторсырья, с последующим размещением на складе BMP.
"ВМР-полиэтилен" - 74,47 т/год. Данный поток направляется в пресс вторсырья, с последующим размещением на складе BMP.
"BMP-бумага, картон" - 13757,35 т/год. Данный поток направляется в пресс вторсырья с последующим размещением на складе BMP.
Карта захоронения 1-й очереди является завершенным объектом строительства. Котлован имеет противофильтрационный экран из полиэтиленовой геомембраны. Срок эксплуатации карты захоронения отходов по расчету - 3 года.
После мусоросортировочной линии на карту размещаются следующие виды отходов:
код по ФККО 7 41 119 11 72 4 - остатки сортировки твердых коммунальных отходов при совместном сборе ("Хвосты");
код по ФККО 741 111 11 71 4 - отсев грохочения твердых коммунальных отходов при их сортировке ("Отсев").
Спрессованные кипы "Хвостов" направляются на захоронение на объект размещения отходов. "Отсев" используется в качестве изоляционного слоя. Доставка отходов после МСЛ осуществляется грузовым автотранспортом с системой мультилифт.
Реконструкция полигона выполняется в следующей последовательности: подготовительные работы; переустройство здания мусоросортировочной линии; устройство дезванны и навеса над ней; строительство административно-бытового корпуса; устройство весов и навеса над ними; перенос прожекторной мачты; устройство противопожарных резервуаров; устройство очистных сооружений бытовых стоков; прокладка инженерных коммуникаций; установка оборудования и пусконаладочные работы; благоустройство и озеленение. Продолжительность строительства - 6 месяцев.
Таким образом, в результате утверждения проекта Реконструкции Полигона ТБО "Известковый" на объекте предусмотрено строительство мусоросортировочной линии (MCJI), строительство системы очистки загрязненных стоков "СОС-200" и "Дамба".
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, 14.10.2021 между ответчиком и Закрытое акционерное общество "Безопасные технологии", именуемое в дальнейшем "Подрядчик" заключен Контракт N 0461000001021000011 на реконструкцию станции очистных стоков СОС-200 на объекте "Реконструкция полигона ТБО, в т. ч. ПСД", по условиям которого подрядчик обязался выполнить для ответчика комплекс строительно-монтажных работ и пуско-наладочных работы по реконструкции существующих очистных сооружений СОС-200 на объекте "Реконструкция полигона ТБО, в т. ч. ПСД", расположенного по адресу: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, юго- западнее карьера "Известковый" в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 2), в срок, установленный Контрактом, по цене, в соответствии с Расчетом цены Контракта.
16.05.2022 актом рабочей комиссии по приемке оборудования установлено, что поступление оборудования, входящего в состав объекта "Реконструкция полигона ТБО, в т.ч. ПСД", а именно: в соответствии с паспортом ПС-896, в том числе: Узел предварительной механической очистки стоков, Узел контактной реагентной обработки (коагуляция/флокуляция), Узел осаждения, Узел контактной реагентной обработки (озонирования), Узел механической доочистки (фильтрация на насыпных фильтрах), Узел механической доочистки (фильтрация на картриджных фильтрах), Узел очистки стоков с применением мембранных технологий (блок обратноосмотических мембран), Узел ионообменной очистки, Узел промывки оборудования.
Комиссией указано, что оборудование, прошедшее комплексное опробование, следует считать готовым к эксплуатации и выпуску продукции (очистке загрязненных стоков), предусмотренной проектом в объеме, соответствующем нормам проектных мощностей и производственных параметров согласно паспорту ПС-896.
Согласно представленному ответчиком в материалы дела договору от 30.09.2022 N 196/22, заключенному с ООО "ЭкоСтар Технолоджи", ответчиком организована работа по сбору отходов очистки фильтрата полигонов захоронения ТКО методом обратного осмоса.
Между ответчиком и ООО "КРАсМК" 18.03.2022 заключен Контракт N 0461000001022000002 на поставку пресса для "хвостовых" фракций для объекта "Реконструкция полигона ТБО, в т. ч. ПСД", согласно которому поставщик обязался осуществить для ответчика поставку пресса "хвостовых" фракций для объекта "Реконструкция полигона ТБО, в т. ч. ПСД" (далее - Оборудование), разработать и передать техническую документацию на Оборудование, выполнить работы по монтажу, пусконаладочные работы, испытание и ввод Оборудования в эксплуатацию.
23.09.2022 ответчиком и ООО "КРАсМК" составлен акт о том, что на объекте смонтирован автоматический горизонтальный пресс канальный модели NKW 180 Q для прессования хвостовых фракций ТБО.
Также приложением N 3 к Контракту N 0461000001022000002 оформлен акт ответчика и ООО "КРАсМК" об исполнении указанного контракта.
При этом согласно заключению Приамурского Межрегионального управления Росприроднадзора от 19.08.2021, на объекте построены такие объекты, как очистные сооружения "Дамба"; очистные сооружения СОС-200, в отношении последнего 16.05.2022 актом рабочей комиссии по приемке оборудования установлена готовность оборудования к эксплуатации и выпуску продукции (очистке загрязненных стоков), предусмотренной проектом в объеме, соответствующем нормам проектных мощностей и производственных параметров согласно паспорту ПС-896.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что на момент рассмотрения дела (октябрь 2022 года) мероприятия, предусмотренные прошедшей государственную экологическую экспертизу проектной документацией в виде введения в эксплуатацию пресса для брикетирования "хвостов", станции очистки загрязненных стоков "СОС-200" и комплекса очистный сооружений "Дамба" выполнены ответчиком.
Следовательно, оснований для приостановления деятельности ответчика до выполнения указанных мероприятий суд не находит.
Ссылаясь на невыполнение указанных в иске мероприятий, истец указывает на материалы надзорного производства Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратуры, которые представлены суду и материалы которого частично приобщены к материалам настоящего дела.
Согласно акту осмотра от 25.01.2022 на объекте установлено накопление отходов на экране полигона, смонтирована сортировочная линия.
Постановлением N 142-ПВ от 21.03.2022 ответчику назначено административное наказание за нарушение в виде загрязнения земельного участка в ходе хозяйственной деятельности на участке N 65:02:0000046:772 отходами, ответчику выдано предписание от 21.03.2022 об устранении нарушений.
Агентством лесного и охотничьего хозяйства 25.01.2022 составлен протокол N 1/48 об административном правонарушении, в котором отражено, что ответчиком не предпринято мер для предотвращения распространения бытовых отходов за пределы полигона.
Из акта от 27.04.2022, составленного Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратурой, следует, что накапливаемые на полигоне ТКО не защищены от ветра, фактов захламления прилегающей территории не установлено, отвыетчику выдано предписание от 28.04.2022 об устранении нарушений.
27.05.2022 актом Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратуры установлено, что на полигоне накапливаются отходы, прошедшие сортировку, в объеме 3500 тонн, установлены очистные сооружения.
В акте от 11.04.2022 зафиксировано накопление отходов на экране полигона, смонтирована сортировочная линия, над которой установлен ангар, на момент осмотра линия работала.
Актом от 08.09.2022 истец зафиксировал накопление ТБО на территории полигона, а также факт сброса неочищенных сточных вод.
Указанные материалы не опровергают доводы ответчика о том, что на момент рассмотрения дела ответчиком выполнены мероприятия, предусмотренные проектной документации в виде введения в эксплуатацию пресса для брикетирования "хвостов", станции очистки загрязненных стоков "СОС-200" и комплекса очистный сооружений "Дамба", даты указанных актов свидетельствует об их составлении до подписания ответчиком актов принятия в эксплуатацию системы очистки СОС-200 и мусоросортировочной линии.
Решением Южно-Сахалинского городского суда от 25.10.2006 по делу N 2-1425/06 суд обязал Администрацию г. Южно-Сахалинска прекратить эксплуатацию свалки ТБО, расположенной в западной части г. Южно-Сахалинска к 31.08.2008 года.
Указанное решение вступило в законную силу, определением суда от 22.11.2021 предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 31.12.2022 года. Основанием для предоставления отсрочки исполнения судебного акта указано отсутствие нового полигона ТБО, строительство которого осуществляется Правительством Сахалинской области в рамках областной программы Отходы производства и потребления Сахалинской области, поскольку прекращение эксплуатации действующего полигона ТБО до ввода в эксплуатацию нового полигона в отсутствие неблагоприятных последствий для населения Сахалинской области невозможно.
Согласно данным ответчика, представленным в выписке из отчета МУП ЖЭУ-10 за 2022 год, объем ТКО по ГО г. Южно-Сахалинск и ГО г. Анива, размещаемых на полигоне по ул. Лермонтова (не спорный) составляет 58 311,54 тонн в год.
Согласно выписке из отчета ответчика за 2022 года размещение отходов на спорном полигоне до сентября 2022 года составило 12 284, 86 тн.
Ответчиком также представлен реестр контрактов на вывоз ТБО с размещением на спорном полигоне со сроками действия до 31.01.2023, что свидетельствует о фактической эксплуатации спорного полигона.
Как указано в абзаце втором пункта 2 статьи 1065 ГК РФ, суд вправе отказать в иске об ограничении, приостановлении либо прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам.
С учетом изложенного, оценив соразмерность последствий прекращения деятельности полигона тому вреду окружающей среде, который может наступить как в результате продолжения данной деятельности, так и вследствие ее прекращения, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что прекращение деятельности спорного полигона противоречит общественным интересам.
Ссылка ответчика на то, что истец является организацией, выполняющей функции иностранного агента судебной коллегией не принимается, как не относящаяся к предмету рассматриваемого спора.
Доводы апеллянта о необоснованном отказе судом первой инстанции в принятии уточнений исковых требований, подлежат отклонению, так как фактически истцом заявлены новые требования, основанные на новых обстоятельствах. Также принимая во внимание, что судебное разбирательство по делу неоднократно откладывалось, однако истцом об уточнении иска заявлено в последнем судебном заседании, такое заявление свидетельствует о злоупотребление истцом своими процессуальными правами (часть 5 статьи 159 АПК РФ).
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что при вынесении обжалуемого судебного акта суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права. Доводы апелляционной жалобы не опровергают установленные судом обстоятельства и сделанные на их основе выводы. Различная оценка одних и тех же фактических обстоятельств дела судом первой инстанции и апеллянтом не является правовым основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При изложенных обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе, в соответствии со статьей 110 АПК РФ, относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 27.10.2022 по делу N А59-3991/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Ветошкевич |
Судьи |
К.П. Засорин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-3991/2022
Истец: Региональная "Экологическая вахта Сахалина"
Ответчик: АО "УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ"
Третье лицо: Администрация г. Южно-Сахалинска, Департамент городского хозяйства Администрации г. Южно-Сахалинска, МБУ "Зеленый город", МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ, МИНИСТЕРСТВО ЭКОЛОГИИ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "ЭкоСити", Прокурор Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратуры Сахалинской области