г. Владивосток |
|
24 января 2023 г. |
Дело N А51-7285/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 января 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Пятковой,
судей Е.Л. Сидорович, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Приморского краевого отделения военно-охотничьего общества общероссийской спортивной общественной организации Уссурийского гарнизона ДВО,
апелляционное производство N 05АП-7279/2022
на решение от 11.10.2022
судьи А.А. Фокиной
по делу N А51-7285/2022 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Приморского краевого отделения военно-охотничьего общества общероссийской спортивной общественной организации Уссурийского гарнизона ДВО (ИНН 2511006260, ОГРН 1022500000797)
к Государственному учреждению - Приморскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 2536035577, ОГРН 1022501281439),
третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Приморскому краю (ИНН 2511015850, ОГРН 1042502167278),
о признании незаконным решения от 02.02.2022 N 25062150000715,
при участии:
от ВОО Уссурийского гарнизона ДВО: Ящук А.В. (в режиме веб-конференции), по доверенности от 29.04.2022, сроком действия до 31.05.2023, копия диплома (регистрационный номер 14236), паспорт,
от Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Приморскому краю: Панфилова Е.В. по доверенности от 10.01.2023, сроком действия на 1 год, паспорт, диплом (регистрационный номер 577570),
от МИФНС России N 9 по Приморскому краю: не явились,
УСТАНОВИЛ:
Приморское краевое отделение военно-охотничьего общества общероссийской спортивной общественной организации Уссурийского гарнизона ДВО (далее - заявитель, страхователь, Приморское краевое отделение ВОО Уссурийского гарнизона ДВО) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Государственного учреждения - Приморского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) от 02.02.2022 N 25062150000715 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд привлёк к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 9 по Приморскому краю (далее - третье лицо, МИФНС N 9 по Приморскому краю).
Решением от 11.10.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Страхователь, не согласившись с принятым решением, направил в Пятый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, согласно которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Приморское краевое отделение ВОО Уссурийского гарнизона ДВО указывает на то, что обжалуемое решение нарушает права заявителя, изменяя сложившееся страховые отчисления, не соответствует требованиям Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713.
Апеллянт, ссылаясь на пункт 5 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также вида экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, установленного приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок N 55), указывает, что вид фактически осуществляемой лицом деятельности не может быть определен лишь на основании документов, в которых приведены сведения о видах экономической деятельности данного предприятия. При этом, как считает заявитель, Фонд не исследовал фактическую деятельность организации, а исходил из классификации профессиональной деятельности определенных работников организации "Егерь" и "Охотовед".
Заявитель настаивает на том, что фактический вид деятельности организации - любительская и спортивная охота, и в этом случае необходимо применять для начисления страховых взносов страховой тариф 0,4% (класс 3 ОКВЭД 93.19). Соответственно недоимка по уплате страховых взносов за 2018-2020 годы составит 24 440,21 рублей (12 220 104,38 х 0,4%).
Как видно из профессиональных стандартов "Егеря" и "Охотоведа", утвержденных приказами Минтруда России от 09.07.2018 N 457н, от 20.03.2018 N 164н, основная цель этих профессий направлена на поддержание охотничьей инфраструктуры и рационального использования охотничьих ресурсов, включая поддержание оптимальной численности, охраны и воспроизводства диких животных. Таким образом, "Егери" и "Охотоведы" должны быть в штате как промысловых организаций, так и в общественных организациях, созданных для удовлетворения потребностей охотников-любителей. Следовательно, наличие в штате "Егеря" и "Охотоведа" не свидетельствует о ведении промысловой (промышленной, профессиональной) деятельности в области охоты и не может автоматически означать отнесение вида деятельности организации к коду 01.70 "Охота, и отстрел диких животных, включая предоставление услуг в этих областях".
Обращает внимание на то, что согласно разъяснениям Минтруда России от 22.07.2022 N 14-3/В-367 код ОКВЭД, указываемый в профессиональном стандарте, используется для целей разработки и применения профессионального стандарта и не распространяет свое действие на деятельность организации.
Отмечает, что работники общественной организации, созданной охотниками-спортсменами и любителями, не осуществляют охоту, что видно из должностных обязанностей работников заявителя, включая егеря и охотоведа, а лишь оказывают услуги.
В связи с чем, страхователь считает неправомерным применение страхового тарифа в размере 8,5% и доначисление Фондом недоимки, штрафа и пени.
Фонд по тексту представленного письменного отзыва, приобщенного в порядке статьи 262 АПК РФ к материалам дела, считает решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании представитель Приморского краевого отделения ВОО Уссурийского гарнизона ДВО поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Фонда возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
МИФНС России N 9 по Приморскому краю, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, письменный отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представила, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, о причине неявки не сообщила, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь статьями 156, 266 АПК РФ, провела судебное заседание в отсутствие неявившегося представителя налогового органа.
17.01.2023 от Государственного учреждения - Приморского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации поступило ходатайство о процессуальном правопреемстве путем его замены на Отделение Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области.
В соответствии с частью 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Таким образом, процессуальное правопреемство обусловлено правопреемством в материальном праве и допускается при установлении факта перехода к правопреемнику полномочий и функций правопредшественника.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц апелляционной коллегией установлен факт проведения процедуры реорганизации Государственного учреждения - Приморского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в форме присоединения с образованием Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области, которое с 01.01.2023 является его правопреемником в отношении задач, функций, прав, обязанностей и иных вопросов.
Принимая во внимание изложенное, апелляционная коллегия пришла к выводу о необходимости удовлетворить заявленное ходатайство и в порядке статьи 48 АПК РФ произвести процессуальное правопреемство, заменив Государственное учреждение - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Приморскому краю.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Приморское краевое отделение ВОО Уссурийского гарнизона ДВО с 21.03.2006 состоит на налоговом учете в МИФНС N 9, 17.10.2002 зарегистрировано в качестве страхователя в Филиале N 6 Государственного учреждения - Приморского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, по состоянию на 24.12.2021 основной вид деятельности - деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки (код ОКВЭД - 94.99), дополнительный - охота, отлов и отстрел диких животных, включая предоставление услуг в этих областях (код ОКВЭД 01.70).
24.12.2021 в отношении организации Фондом проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования РФ по установленному законодательством РФ тарифу с учетом установленной отделением Фонда скидки (надбавки), а также правомерности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения страхователя за период с 01.01.2018 по 31.12.2020.
Согласно акту выездной проверки от 24.12.2021 N 25062150000713 по результатам ее проведения Фонд пришел к выводу о том, что страхователем в 2018, 2019, 2020 годах фактически осуществлялся вид экономической деятельности по коду ОКВЭД 01.70 "охота, отлов и отстрел диких животных, включая предоставление услуг в этих областях", а не по коду ОКВЭД 94.99, неверно определенному страхователем в качестве основного вида деятельности, в результате чего применялся ненадлежащий страховой тариф для начисления страховых взносов - 0,2%.
По итогам рассмотрения материалов проверки ГУ ПРО ФСС принято решение N 25062150000715 от 02.02.2022 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, согласно которому дополнительно начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования РФ в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов на сумму 110, 73 рублей. (переплата по пособию, выплаченному Кузьмину Н.Н. за счёт средств работодателя за май 2019 года) и в результате применения в 2018-2020 годах заниженного тарифа в связи с неверным определением основного вида экономической деятельности в общей сумме 785 247, 49 рублей (из них в результате занижения базы для начисления страховых взносов - в сумме 9,41 рублей), пени по состоянию на 01.01.2021 в размере 76 072,66 рублей, а также штраф за неуплату или неполную уплату страховых взносов в результате занижения облагаемой базы, иного неправильного исчисления сумм страховых взносов в размере 157 049,50 рублей.
Не согласившись с вынесенным решением о привлечении к ответственности в части необоснованного применения в 2018-2020 годах страхового тарифа 0,2% и необходимости применения тарифа 8,5%, общественная организация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Суд первой инстанции, посчитав доказанным факт соответствия вида экономический деятельности общества коду ОКВЭД 01.70 "охота, отлов и отстрел диких животных, включая предоставление услуг в этих областях", отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателям.
Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) устанавливает в Российской Федерации правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.
Согласно пункту 1 Закона N 125-ФЗ обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является самостоятельным видом социального страхования.
В силу пункта 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Пунктом 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ определено, что база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 этой же статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 Закона N 125-ФЗ.
Статьями 21 и 22 Закона N 125-ФЗ установлено, что страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком, а страховые тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска.
Класс профессионального риска, к которому относится основной вид деятельности, определяется по Классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска, утвержденной Приказом Минтруда России от 30.12.2016 N 851н (далее - Классификация N 851н). Виды экономической деятельности (с указанием кодов ОКВЭД) сгруппированы в 32 класса.
Пунктом 3 статьи 22 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 8 Правил, экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Согласно пункту 9 Правил основным видом экономической деятельности для коммерческой организации является вид деятельности, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг, а для некоммерческой организации - тот вид, в котором по итогам предыдущего года было занято наибольшее количество работников организации.
Если страхователь осуществляет свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, распределенным равными частями в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг, он подлежит отнесению к основному виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности.
Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок N 55).
Исходя из содержания пунктов 2 и 3 Порядка N 55 основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно. При этом страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, справку-подтверждение основного вида экономической деятельности. Указанные документы представляются по форме, установленной Порядком N 55 (приложения N 1 и N 2 к Порядку N 55).
В справке-подтверждении основного вида экономической деятельности должны быть указаны коды ОКВЭД по видам деятельности, осуществляемым организацией, наименование видов экономической деятельности, доходы по видам экономической деятельности и доля доходов, соответствующих ОКВЭД.
С учетом изложенного арбитражный суд верно заключил о том, что указание кода ОКВЭД носит заявительный характер, ответственность за его правильность несет страхователь. Это обусловлено тем, что в силу вышеприведенных норм Закона N 125-ФЗ и Правил от кода ОКВЭД зависят класс профессионального риска и страховой тариф, по которым рассчитывается размер подлежащих уплате страхователем страховых взносов.
Из материалов дела следует, что согласно положениям Устава Приморское краевое отделение ВОО Уссурийского гарнизона ДВО является добровольным, самоуправляемым общественным объединением охотников и рыболовов воинских частей, военно-учебных заведений, учреждений, предприятий и организаций Вооруженных Сил РФ, иных войск и воинских формирований, также других граждан, объединившихся на основе общности интересов в охоте, рыбной ловле, занятии стрелковыми видами спорта и туризмом, юридических лиц - общественных объединений. Организационно-правовая форма - общественная организация.
На основании документов, представленных обществом для подтверждения основного вида деятельности, исходя из класса профессионального риска, страхователю в проверяемом периоде был установлен страховой тариф в размере 0,2%. Страховые взносы в проверяемом периоде начислялись ежемесячно в соответствии с установленным тарифом.
Согласно заявлениям о подтверждении основного вида экономической деятельности от 26.03.2018, от 20.03.2019, от 25.03.2020 и справкам-подтверждениям основного вида экономической деятельности, представленным в Фонд, заявитель в период 2018-2020 годов указывал в качестве кода основного вида деятельности код ОКВЭД 94.99 - "Деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки", доходы в 2018 году в сумме 8 436,00 тыс. руб. (доля доходов, соответствующих коду ОКВЭД 100%), в 2019 году в сумме 9027,00 тыс. руб. (доля доходов, соответствующих коду ОКВЭД 100%), в 2020 году 8 676,00 тыс. руб. (доля доходов, соответствующих коду ОКВЭД 100%), численность работающих 9 человек в 2018 году, 9 человек в 2019 году и 7 человек в 2020 году.
В соответствии с утвержденным Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2) (далее - ОКВЭД2) заявленный страхователем код ОКВЭД 94.99 "деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки" включает в себя:
- деятельность организаций, не связанных непосредственно с политическими партиями, оказывающих влияние на общественное мнение путем просвещения, политического влияния, сбора средств и т.д.;
- деятельность по формированию гражданских инициатив или движений протеста;
- деятельность экологических и природоохранных движений;
- деятельность организаций общественной поддержки и просвещения;
- деятельность организаций по защите и улучшению положения социальных групп населения, например этнических групп и меньшинств;
- деятельность патриотических ассоциаций, включая ассоциации ветеранов войны;
- деятельность ассоциации потребителей;
- деятельность ассоциации автомобилистов;
- деятельность ассоциации общественных связей, включая клубы знакомств и т.д.;
- деятельность молодежных организаций, студенческих ассоциаций, молодежных клубов и товарищества по интересам и т.д.;
- деятельность организаций культурной и развлекательной направленности (кроме спортивных организаций), например клубы любителей поэзии, литературы и клубы книголюбов, исторические клубы, клубы озеленителей, клубы фотолюбителей и кинолюбителей, музыкальные и художественные клубы, клубы ремесленников и коллекционеров, карнавальные клубы.
К услугам, связанным с охотой, ловлей и разведением диких животных (01.7), согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) ("Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности", утв. Приказом Госстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) относятся Охота, отлов и отстрел диких животных, включая предоставление услуг в этих областях (код 01.70).
В силу статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) охотничье хозяйство представляет собой сферу деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты.
Услуги в сфере охотничьего хозяйства согласно пункту 12 статьи 1 Закона N 209-ФЗ представляют собой услуги, оказываемые охотникам, услуги по изучению охотничьих угодий и иные услуги, определяемые в соответствии с общероссийскими классификаторами видов экономической деятельности, продукции, услуг.
Арбитражным судом установлено, что для осуществления целей и задач, закрепленных в Уставе, страхователем заключены следующие охотхозяйственные соглашения:
- N 25-27.1/2010 от 23.12.2010 с Управлением по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края (установлены границы использования (аренды) охотничьего угодья площадью 35177 га сроком 20 лет);
- N 25-27.2/2010 от 23.12.2010 с Управлением по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края (установлены границы использования (аренды) охотничьего угодья площадью 17196 га сроком 20 лет);
- N 25-105/2018 от 26.07.2018 с Департаментом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края (установлены границы использования (аренды) охотничьего угодья площадью 31200 га сроком 49 лет).
Указанными Соглашениями предусмотрено право страхователя на пользование предоставленными ему в пользование охотничьими ресурсами в пределах охотничьих угодий, выдачу физическим лицам разрешений на добычу охотничьих ресурсов в пределах установленных квот, нормативов и норм, создание объектов охотничьей инфраструктуры.
В соответствии с названными соглашениями Приморское краевое отделение ВОО Уссурийского гарнизона ДВО как охотопользователь обязано, в числе прочего, осуществлять только указанные в соглашениях виды охоты; соблюдать установленные правила, нормативы и сроки пользования охотничьими ресурсами; применять при использовании охотничьими ресурсами способы, не нарушающие целостности естественных сообществ; осуществлять учет и оценку состояния используемых охотничьих ресурсов, а также оценку состояния среды их обитания; осуществлять виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства, добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьего угодья; использовать охотничьи ресурсы с применением орудий охоты и способов охоты, соответствующих требованием гуманности и предотвращения жестокого обращения с животными; проводить мероприятия, обеспечивающие охрану и воспроизводство охотничьих ресурсов; осуществлять производственный охотничий контроль.
Как следует из первичных бухгалтерских документов, данных аналитического учета и отчетности, документов по кадровому учету и иных документов организации:
- численность работающих согласно штатному расписанию от 01.01.2018 на 2018 год составила 12 человек (одна должность вакантная), в том числе: председатель - 1 единица, главный бухгалтер - 1 единица, начальник охотничьего хозяйства - 1 единица, егерь - 5 единиц, заведующий базой - 1 единица (вакантная должность), водитель автомобиля - 1 единица, подсобный рабочий - 1 единица, уборщица - 1 единица;
- согласно штатному расписанию от 01.05.2018 на 2018-2019 годы численность работающих составила 12 человек (одна должность вакантная), в том числе: председатель - 1 единица, главный бухгалтер - 1 единица, начальник охотничьего хозяйства - 1 единица, егерь - 5 единиц, заведующий базой - 1 единица (вакантная должность), водитель автомобиля - 1 единица, подсобный рабочий - 1 единица, уборщица - 1 единица;
- на 2019 год численность работающих составила 12 человек (одна должность вакантная), в том числе: председатель - 1 единица, главный бухгалтер - 1 единица, начальник охотничьего хозяйства - 1 единица, егерь - 5 единиц, заведующий базой - 1 единица (вакантная должность), водитель автомобиля - 1 единица, подсобный рабочий - 1 единица, уборщица - 1 единица согласно штатному расписанию от 01.02.2019;
- на 2019-2020 годы численность работающих составила 12 человек (одна должность вакантная), в том числе: председатель - 1 единица, главный бухгалтер - 1 единица, начальник охотничьего хозяйства - 1 единица, егерь - 5 единиц, заведующий базой - 1 единица (вакантная должность), водитель автомобиля - 1 единица, подсобный рабочий - 1 единица, уборщица - 1 единица (штатное расписание от 01.10.2019);
- по штатному расписанию от 08.09.2020 на 2020 год численность работающих составила 12 человек (одна должность вакантная), в том числе: председатель - 1 единица, главный бухгалтер - 1 единица, начальник охотничьего хозяйства - 1 единица, егерь - 5 единиц, заведующий базой - 1 единица (вакантная должность), водитель автомобиля - 1 единица, подсобный рабочий - 1 единица, уборщица - 1 единица.
В соответствии с должностной инструкцией начальник охотничьего хозяйства отвечает за состояние охотугодий, организацию и проведение всех мероприятий в хозяйстве, сохранность имущества, за состояние трудовой дисциплины; обязан планировать работу хозяйства, проводить мероприятия по воспроизводству, охотустройству, эксплуатации охотугодий, проведение подсобной деятельности, строительства, снабжения необходимым инвентарем, имуществом; руководить работой коллектива охотхозяйств, контролировать выполнения работниками своих функциональных обязанностей; организовывать и проводить учеты охотничьих животных; руководить проведением охот в хозяйствах, обеспечивать охрану охотничьих и рыболовных угодий; обеспечивать охотников путевками и другими платными услугами.
Производственный охотничий инспектор согласно должностной инструкции выполняет обязанности, связанные с осуществлением охоты и сохранением охотничьих ресурсов на основании трудового договора, имеет охотничий билет, разрешение на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия - в пределах границ своих охотничьих угодий.
Также указанный работник обязан проверять по предъявлении удостоверения выполнения требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в том числе соблюдения правил охоты и параметров осуществления охоты, наличие охотничьего билета, путевки, разрешения на добычу охотничьих ресурсов, разрешения на охотничье оружие; производить осмотр вещей, транспортных средств, орудий охоты, продукции охоты, использовать фото и видео-фиксацию, в случае нарушений составлять акт; проводить воспроизводственные и биотехнические мероприятия, подкормку диких животных и птиц охрану объектов животного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения; ежегодно вести учетные работы; систематически производить обходы территории закрепленной за охотхозяйством, обеспечивать выполнение всех противопожарных мероприятий; следить за поддержанием порядка на охотбазе во время дежурства, встречать посетителей, регистрировать заезд на охотхозяйство и выезд, выписывать путевки, производить дополнительный инструктаж, осмотр продукции охоты; проводить воспитательную работу с местным населением по вопросам охраны природы и воспроизводству животных.
В свою очередь, егерь, исходя из положений должностной инструкции, обязан строго и честно охранять природные богатства, беречь и содержать в исправном состоянии помещения и имущество, инвентарь, технику охотхозяйства, производить текущий ремонт; следить за поддержанием порядка на охотбазе во время дежурства, встречать посетителей, проверять наличие путевок, охотничьих билетов, разрешений на право хранения и ношения оружия, выписывать путевки, производить инструктаж о порядке способа охоты и техники безопасности, проверять количество отстреленной дичи; следить за соблюдением правил охоты и рыбной ловли на территории охотхозяйства, за нарушения составлять сообщения и предоставлять начальнику охотхозяйства; проводить воспроизводственные и биотехнические мероприятия, подкормку диких животных и птиц, систематически вести учет, устанавливать аншлаги, плакаты; систематически производить обходы (объезды) территории, закрепленной за охотхозяйством, обеспечивать выполнение всех противопожарных мероприятий; требовать от посетителей дисциплины, соблюдение правил охоты и рыбной ловли, не допускать нарушителей к производству охоты и рыбной ловли; проводить воспитательную работу с местным населением по вопросам охраны природы и воспроизводству животных.
Приказом Минтруда России от 09.07.2018 N 457н "Об утверждении профессионального стандарта "Егерь" указанная профессиональная деятельность отнесена к коду ОКВЭД 01.70 (охота, отлов и отстрел диких животных, включая предоставление услуг в этих областях). Трудовые функции по данной профессиональной деятельности определены как первичная обработка продукции охоты, выполнение работ по охране и воспроизводству охотничьих животных, проведение охоты, отлова и отстрела диких животных, включая предоставление услуг в этой области.
Приказом Минтруда России от 20.03.2018 N 164н "Об утверждении профессионального стандарта "Охотовед" профессиональная деятельность охотоведа также отнесена к коду ОКВЭД 01.70 (охота, отлов и отстрел диких животных, включая предоставление услуг в этих областях). Трудовые функции по данной профессиональной деятельности определены как руководство персоналом охотхозяйственной организации, отдельными охотниками и охотничьими бригадами, руководство подготовкой и проведением всех видов охоты, организация заготовок продукции охоты и сбора биологического материала, организация охоты, отлова и отстрела диких животных, включая предоставление услуг в этой области, организация и контроль охраны, воспроизводства и рационального использования охотничьих животных и др.
Согласно Положению о выплате вознаграждения по итогам работы за год руководящим, инженерно-техническим работникам и служащим ВОО Уссурийского гарнизона ДВО от 01.01.2019 условиями для премирования работников, в том числе, являются показатели по охране охотугодий, выполнение биотехнических мероприятий, подкормке диких животных и птиц.
Таким образом, арбитражный суд обоснованно заключил о том, что, выполняя свои должностные обязанности, начальник охотничьего хозяйства, производственный охотничий инспектор, егерь оказывали услуги в сфере охотничьего хозяйства (пункт 12 статьи 1 Закона N 209-ФЗ), которые по смыслу и содержанию не могут относиться к деятельности прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки (код ОКВЭД 94.99).
Будучи юридическим лицом, имеющим охотхозяйственное соглашение, работники страхователя не осуществляли охоту, но организовали такую деятельность в рамках охотничьего хозяйства, в том числе путем оказания соответствующих услуг (выдача разрешений (путевок) на право пользования охотничьими угодьями, принятие мер к увеличению численности объектов охоты, проведение мероприятий по регулированию численности диких животных и т.п.).
В связи с этим апелляционная коллегия соглашается с выводом Фонда, поддержанным судом первой инстанции, о том, что, помимо начальника охотничьего хозяйства, производственного охотничьего инспектора, егеря, и председатель организации, и главный бухгалтер, и заведующий базой, и иные работники фактически были вовлечены в общую деятельность ВОО Уссурийского гарнизона ДВО по оказанию услуг в сфере охоты как юридического лица, имеющего охотхозяйственные соглашения, и организовали такую деятельность в рамках охотничьего хозяйства.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что в проверяемом периоде наибольшее количество работников организации фактически осуществляли деятельность в сфере предоставления услуг в области охоты и разведения диких животных, что соответствует коду ОКВЭД 01.70.
Согласно Классификациям N 625н и N851н экономическая деятельность по коду ОКВЭД 94.99 - деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки, относится к 1 классу профессионального риска, которому соответствует страховой тариф - 0,2%. В свою очередь экономическая деятельность по коду ОКВЭД 01.70 - охота, отлов и отстрел диких животных, включая предоставление услуг в этих областях, относятся к 32 классу профессионального риска, которому соответствует страховой тариф 8,5%.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что основным видом его деятельности является любительская и спортивная охота - код ОКВЭД 93.19, относящаяся к 3 классу профессионального риска, в связи с чем подлежит применению страховой тариф 0,4%, коллегией отклоняется.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" любительская и спортивная охота осуществляется физическими лицами, указанными в части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона, в закрепленных охотничьих угодьях и общедоступных охотничьих угодьях.
Согласно части 3 указанной статьи любительская и спортивная охота в закрепленных охотничьих угодьях осуществляется при наличии путевки (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства) и разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выданного лицу, указанному в части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона.
Частью 4 предусмотрено, что любительская и спортивная охота в общедоступных охотничьих угодьях осуществляется при наличии разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выданного лицу, указанному в части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона.
Оказание услуг и иная деятельность в сфере охотничьего хозяйства в целях любительской и спортивной охоты в закрепленных охотничьих угодьях осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", на основании охотхозяйственных соглашений (часть 5 статьи 20 Закона N 209-ФЗ).
Частью 2 статьи 20 Закона N 209-ФЗ предусмотрено, что к охотнику приравнивается работник юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполняющий обязанности, связанные с осуществлением охоты и сохранением охотничьих ресурсов, на основании трудового или гражданско-правового договора.
Из материалов дела судом установлено, что заявитель в проверяемом периоде осуществлял услуги в сфере охотничьего хозяйства.
Доказательств осуществления страхователем иных видов деятельности (популяризация рыболовного и стрелково-охотничьего спорта, развитие организационно-массовой и практической работы по пропаганде здорового образа жизни, развитие спортивной охоты и рыболовства), что подтверждало бы его деятельность согласно ОКВЭД 93.19 (деятельность в области спорта прочая; организацию и проведение спортивных мероприятий на открытом воздухе и в помещении для профессионалов или любителей; деятельность, связанную со спортивно-любительским рыболовством и охотой), на которой настаивает апеллянт по тексту апелляционной жалобы, материалы дела не содержат.
Приводимые в подтверждение деятельности в сфере любительской и спортивной охоты доводы страхователя по Уставным целям и задачам соответствуют общей направленности деятельности общественных организаций.
При этом ОКВЭД 93.19 с классом риска 3 и страховым тарифом 0,4% по страховым взносам от несчастных случаев на производстве относится к организациям и учреждениям, осуществляющим деятельность "в области спорта (прочая)". Следовательно, пониженный страховой тариф 0,4% не может быть применен к страхователю.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, страхователем на 2018, 2019, 2020 годы был неверно определен основной вид экономической деятельности и, как следствие, применен ненадлежащий страховой тариф для начисления страховых взносов в размере 0,2%, вместо тарифа 8,5%.
Повторно проверив произведенные Фондом расчеты недоимки, суммы штрафа и начисленных пеней, суд апелляционной инстанции признает их обоснованными и арифметически правильными.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что принятое Фондом решение от 02.02.2022 N 25062150000715 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний соответствует положениям законодательства об обязательном социальном страховании и не нарушает права и законные интересы Приморского краевого отделения ВОО Уссурийского гарнизона ДВО.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ не усмотрел оснований для удовлетворения требований общества и признания указанного решения Фонда незаконным.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
С учетом результатов рассмотрения апелляционной жалобы общественной организации государственная пошлина за ее рассмотрение на основании статьи 110 АПК РФ относится апелляционным судом на подателя жалобы.
При этом согласно положениям подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается юридическими лицами в размере 1500 рублей.
С учетом изложенного, излишне уплаченная обществом при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в размере 1 500 рублей подлежит возврату плательщику из федерального бюджета в порядке статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 48, 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Произвести процессуальное правопреемство, заменить Государственное учреждение - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Приморскому краю.
Решение Арбитражного суда Приморского края от 11.10.2022 по делу N А51-7285/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Приморскому краевому отделению военно-охотничьего общества общероссийской спортивной общественной организации Уссурийского гарнизона ДВО из федерального бюджета излишне уплаченную на основании платежного поручения N 201 от 31.10.2022 государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Пяткова |
Судьи |
Е.Л. Сидорович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-7285/2022
Истец: ПРИМОРСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ВОЕННО-ОХОТНИЧЬЕГО ОБЩЕСТВА ОБЩЕРОССИЙСКОЙ СПОРТИВНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УССУРИЙСКОГО ГАРНИЗОНА ДВО
Ответчик: ГУ ПРИМОРСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГУ Приморское региональное отделение ФСС РФ
Третье лицо: МИФНС N9 ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ