23 января 2023 г. |
Дело N А84-1549/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 23 января 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рыбиной С.А.,
судей Горбуновой Н.Ю.,
Мунтян О.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Талановой Ю.П.
при участии в заседании от:
Государственного унитарного предприятия города Севастополя "Севтеплоэнерго" - Расохацкой Ирины Владимировны, представителя по доверенности от 27.07.2022 N 127;
Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя - Сырцовой Анны Владимировны, представителя по доверенности от 09.01.2023;
иные лица, участвующие в деле, явку уполномоченных представителей не обеспечили,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 28 октября 2022 года по делу N А84-1549/2022
по иску Государственного унитарного предприятия города Севастополя "Севтеплоэнерго" (299011, Севастополь, ул. Людмилы Павличенко, 2; ОГРН 1149204009129, ИНН 9204004793)
к Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя (299053, Севастополь, ул. Руднева, 40; ОГРН 1159204022922, ИНН 9201510255)
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, города федерального значения Севастополь в лице Департамента финансов города Севастополя (299011, Севастополь, ул. Ленина, 2; ОГРН 1149204005390, ИНН 9204002845)
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие города Севастополя "Севтеплоэнерго" (далее - Предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с исковым заявлением к Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя (далее - Департамент, ответчик) о взыскании 23211,55 рублей (с учетом заявления об уточнении исковых требований, принятого судом). Исковые требования мотивированы нарушением условий договора от 26.05.2020 N 188 в части возмещения расходов, понесенных истцом, в связи с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и услуг связи отдельным категориям граждан.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, суд привлек город федерального значения Севастополь в лице Департамента финансов города Севастополя.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 28 октября 2022 года по делу N А84-1549/2022 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт.
Основанием для отмены указанного судебного акта заявитель апелляционной жалобы считает неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела, что привело к ошибочным выводам и неверному применению норм материального и процессуального права.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что приведенные в расчете льготные категории граждан относятся к льготникам, которые производят оплату исключительно в отопительный период. Поскольку отопительный период в городе Севастополе в 2020 году закончен с 01 мая, указанная сумма расходов не является расходами истца, понесенными в мае 2020 года. Обоснование и иные доводы изложены в апелляционной жалобе.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2022 апелляционная жалоба ответчика принята к производству, возбуждено производство и апелляционная жалоба назначена к рассмотрению.
Представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель истца против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на нее.
Третье лицо явку уполномоченных представителей в судебное заседание, назначенное судом на 16.01.2023, не обеспечило, о времени и месте судебного заседания уведомлено надлежащим образом, в том числе путем размещения сведений о времени и месте судебного разбирательства на официальном сайте арбитражного апелляционного суда в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел", что подтверждается материалами дела.
Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии со статьями 123, 156, 266 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
26 мая 2020 года между Предприятием и Департаментом заключен договор N 188 о возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и услуг связи отдельным категориям граждан (далее - Договор), предметом которого является возмещение расходов Предприятия, связанных с предоставлением жилищно-коммунальных услуг отдельными категориями граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, в соответствии с действующими нормативными правовыми актами на территории города Севастополя.
В соответствии с пунктом 29 части 9.10 Положения о Департаменте труда и социальной защиты населения города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 20.03.2015 N 202-ПП, Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя осуществляет возмещение расходов предприятиям - поставщикам услуг за жилищно-коммунальные услуги.
Согласно пункту 12 Порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги и услуги связи, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 22.01.2015 N 28-ПП (далее - Порядок), перечисление средств организациям за предоставленные гражданам меры социальной поддержки производится Департаментом на основании актов о возмещении расходов в пределах объема утвержденных бюджетных ассигнований и доведенных лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на эти цели. Перечисление осуществляется Департаментом в течение 30 дней со дня подписания актов о возмещении расходов.
Согласно пункту 5 Приложения N 2 Порядка, возмещение расходов организациям производится Департаментом за фактически предоставленные льготникам скидки на оплату услуг по содержанию жилого помещения, коммунальных услуг и услуг связи с учетом перерасчетов, произведенных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и города Севастополя за предыдущий календарный год в текущем финансовом году.
Истец обратился к ответчику о компенсации за май 2020 года. Ответчик, на основании данных "Реестра ошибок", отказал в возмещении 23211,55 рублей.
24 сентября 2020 года за N 5827 истцом в адрес ответчика направлена претензия о возмещении расходов, понесенных истцом в связи с предоставлением льгот, которая оставлена ответчиком без удовлетворения.
Изложенное послужило основанием для обращения истца в суд о взыскании задолженности в размере 23211,55 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 28 октября 2022 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва на нее, проверив соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, правильность применения им норм материального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, судебная коллегия пришла к выводу, что решение суда первой инстанции отмене или изменению не подлежит по следующим основаниям.
В силу норм статей 8, 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе из договоров и иных сделок.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации:
- расходами бюджета признаются выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом источниками финансирования дефицита бюджета;
- к расходным обязательствам относятся обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средств из соответствующего бюджета;
- главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно пункту 29 части 9.10 Положения о Департаменте труда и социальной защиты населения города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 20.03.2015 N 202-ПП, главным распорядителем средств является Департамент, через который осуществляется возмещение денежных средств, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.
Факт неисполнения обязательств по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и услуг связи отдельным категориям граждан, размер задолженности подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, в том числе реестрами предоставленных услуг.
Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что Предприятием в Департамент переданы документы в порядке и объеме, установленном Договором, что подтверждается материалами дела и не опровергается ответчиком.
Истец является исполнителем коммунальных услуг, и при предоставлении коммунальных услуг гражданам, пользующимся льготами, он вправе требовать соответствующего возмещения от стоимости коммунальных услуг.
Право требования возмещения понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот не может быть связано с фактом достаточного либо недостаточного бюджетного финансирования.
Обязанность государственных органов по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления таких льгот определенным категориям граждан и прекращение обязательства государства возможно путем его исполнения.
Ненадлежащее исполнение ответчиком условий заключенного сторонами Договора, в том числе в связи с отсутствием (недостаточностью) финансирования ответчика третьими лицами не является основанием для освобождения от исполнения обязательств по Договору.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика 23221,55 рублей.
Довод апелляционной жалобы о том, что указанные в расчете льготные категории граждан относятся к льготникам, которые производят оплату исключительно в отопительный период, который в городе Севастополе закончен с 01 мая 2020 года, поэтому оказанные им в мае 2020 года услуги оплате не подлежат, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку расчет платы за коммунальные услуги по отоплению и расчет мер социальной поддержки гражданам, проживающим в домах, оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии, производится со смещением на один расчетный период.
Фактически услуги оказаны истцом в апреле 2020 года. Указание объема тепловой энергии, потребленной в мае 2020 года, связано с тем, что согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 период предоставления показаний по приборам учета определен с 23 по 25 число текущего месяца. Поскольку отопительный сезон завершен с 01.05.2020 (Постановление Правительства Севастополя от 27.04.2020 N 159-ПП) показания коллективных приборов учета тепловой энергии за период с 23-25.04.2020 по 31.04.2020 предоставляются в мае 2020 года, что не может служить основанием для вывода об оказании услуг теплоснабжения в мае 2020 года.
Иные доводы были предметом рассмотрения судом первой инстанции и правомерно отклонены.
Возражения ответчика сводятся к произвольному толкованию заявителем апелляционной жалобы норм законодательства и не опровергают законных и обоснованных выводов арбитражного суда первой инстанции.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся, согласно части 4 статьи 270 АПК РФ, безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Вопрос о распределении судебных расходов по апелляционной жалобе не рассматривался, поскольку заявитель апелляционной жалобы освобожден от ее уплаты (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд -
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 28 октября 2022 года по делу N А84-1549/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.А. Рыбина |
Судьи |
Н.Ю. Горбунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-1549/2022
Истец: ГУП ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ СЕВТЕПЛОЭНЕРГО
Ответчик: Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ