г. Санкт-Петербург |
|
23 января 2023 г. |
Дело N А42-7201/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мельниковой Н.А.
судей Богдановской Г.Н., Новиковой Е.М.
при ведении протокола судебного заседания: Барахтян Д.А.
при участии: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-39678/2022) Комитета по жилищной политике администрации города Мурманска на решение Арбитражного суда Мурманской области от 03.11.2022 по делу N А42-7201/2022, принятое
по иску акционерного общества "Мурманская ТЭЦ"
к Комитету по жилищной политике администрации города Мурманска
3-и лица: 1) Комитет имущественных отношений города Мурманска
2) Администрация города Мурманска
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Мурманская ТЭЦ" (далее - Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Комитету по жилищной политике администрации города Мурманска (далее - Комитет, ответчик) о взыскании 121 625,42 руб. руб. неосновательного обогащения в виде стоимости фактических потерь тепловой энергии, возникших в сетях от тепловой камеры до внешних стен многоквартирных домов N N 18, 22 по улице Фрунзе, NN 6/24, 19/1, 21, 23 по улице Генералова, NN 20, 22 по улице Декабристов, N 50 по улице Полярные Зори в городе Мурманске, в период с 01.02.2022 по 31.05.2022, а также 1 390,83 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за периоды с 26.03.2022 по 31.03.2022, с 28.05.2022 по 28.09.2022.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет имущественных отношений города Мурманска (далее - КИО г. Мурманска) и Администрацию города Мурманска (далее - Администрация).
Решением суда от 03.11.2022 иск удовлетворен в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением, Комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что Комитет не является надлежащим ответчиком по настоящему делу. Кроме того, по мнению подателя жалобы, между Обществом и Комитетом отсутствуют правоотношения, оформленные договором, а также отсутствуют установленные законном обязанности ответчика по компенсации потерь тепловой энергии, истцу было известно об отсутствии обязательств ответчика, в связи с чем стоимость потерь тепловой энергии не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения.
Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили, в силу статьи 156 АПК РФ спор рассмотрен в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в муниципальной собственности находятся тепловые сети, расположенные по адресам: г. Мурманск, улица Фрунзе, дома N N 18, 22; улица Генералова, дома NN 6/24, 19/1, 21, 23; улица Декабристов, дома NN 20, 22; улица Полярные Зори, дом N 50.
Осуществляя функции теплоснабжающей организации на территории г. Мурманска, истец в период с 01.02.2022 по 31.05.2022 поставил тепловую энергию потребителям с использованием названных сетей.
Договор на приобретение тепловой энергии в целях компенсации потерь в сетях муниципального образования город Мурманск не заключался.
Ссылаясь на то, что при передаче тепловой энергии через спорные тепловые сети на стороне истца образовались некомпенсированные расходы в виде стоимости потерь тепловой энергии, истец произвёл расчёт потерь и направил в адрес Комитета претензию от 28.06.2022 N 4995-05/03 с требованием об оплате задолженности.
Поскольку обязательство по оплате потерь Комитетом не исполнено, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя иск в полном объеме, правомерно руководствовался следующим.
В силу пункта 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединённую сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о её фактическом потреблении (пункт 1 статьи 541 ГК РФ).
Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчётов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу пункта 1 статьи 548 ГК РФ указанные правила применяются к правоотношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединённую сеть.
Обязанность по оплате потерь в тепловых сетях предопределяется принадлежностью этих сетей (статьи 539, 544 ГК РФ, пункт 5 статьи 15, пункт 2 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пункт 2 Правил организации теплоснабжения в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808, пункты 10.1, 58, 61.2 Методических указаний по расчёту регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утв. приказом Федеральной службы по тарифам РФ от 06.08.2004 N 20-э/2).
В силу пункта 5 статьи 13 Закона о теплоснабжении теплосетевые организации или теплоснабжающие организации компенсируют потери в тепловых сетях путём производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании, либо заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями и оплачивают их по регулируемым ценам (тарифам).
В соответствии с пунктом 11 статьи 15 Закона о теплоснабжении теплосетевые организации или теплоснабжающие организации приобретают тепловую энергию (мощность), теплоноситель в объёме, необходимом для компенсации потерь тепловой энергии в тепловых сетях таких организаций, у единой теплоснабжающей организации или компенсируют указанные потери путём производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании и подключенными (технологически присоединёнными) к одной системе теплоснабжения.
Таким образом, как верно заметил суд первой инстанции, в силу технологических особенностей процесса транспортировки тепловой энергии часть ресурса неизбежно расходуется при передаче по тепловым сетям, не доходя до конечных потребителей, которая относится к нормативным потерям теплосетевой организации, во владении которой находятся тепловые сети.
Следовательно, собственник или владелец тепловых сетей оплачивает потери, возникающие в его сетях при транспортировке тепловой энергии, в связи с чем независимо от наличия или отсутствия договора с ресурсоснабжающей организацией владелец тепловых сетей обязан компенсировать потери тепловой энергии в принадлежащих ему сетях.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в период с 01.02.2022 по 31.05.2022 спорные тепловые сети находились в собственности города Мурманск и не были переданы эксплуатирующей организации.
Довод ответчика о том, что Комитет не является надлежащим ответчиком по данному делу, отклоняется апелляционным судом на основании следующего.
Согласно статье 124 ГК РФ муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 2 статьи 125 ГК РФ).
В пункте 1 части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрено, что в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования соответственно.
Решением Совета депутатов города Мурманска от 31.05.2011 N 37-484 утверждено Положение о Комитете по жилищной политике администрации города Мурманска (в ред. Решения Совета депутатов города Мурманска от 17.04.2019 N 56-954) (далее - Положение).
Согласно пункту 1.1 Положения Комитет является структурным подразделением администрации города Мурманска, созданным для оказания муниципальных услуг и осуществления муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательством Мурманской области, нормативными правовыми актами Совета депутатов города Мурманска полномочий администрации города Мурманска в жилищной сфере.
В соответствии с пунктами 1.5., 1.6. Положения Комитет финансируется за счёт средств бюджета города Мурманска, осуществляет полномочия главного распорядителя бюджетных средств в отношении подведомственных ему получателей бюджетных средств; обеспечивает исполнение своих обязательств в пределах доведённых до него лимитов бюджетных обязательств и на основе бюджетной сметы.
Согласно пункту 1.7. Положения Комитет приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, выступает истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции, арбитражных судах Российской Федерации и несёт ответственность по своим обязательствам в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно решению Совета депутатов города Мурманска от 16.12.2021 N 32-432 "О бюджете муниципального образования город Мурманск на 2022 и на плановый период 2023 и 2024 годов", в бюджете муниципального образования город Мурманск на 2022 год Комитету выделены средства для "возмещения убытков по жилищно-коммунальному хозяйству".
Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции, в правоотношениях по компенсации стоимости потерь тепловой энергии, возникших в муниципальных тепловых сетях, от имени муниципального образования в рамках своей компетенции может осуществлять права и обязанности Комитет по жилищной политике администрации города Мурманска.
В данном случае Комитет по жилищной политике, являясь представителем муниципального образования, в силу положений пункта 2 статьи 125 ГК РФ и пункта 3 статьи 158 БК РФ выступает в суде в качестве ответчика не от собственного имени, а от имени муниципального образования.
Согласно представленному истцом расчёту, стоимость фактических потерь тепловой энергии, возникших в сетях, находящихся в муниципальной собственности, в результате поставки истцом тепловой энергии потребителям за период с 01.02.2022 по 31.05.2022, составила 121 625,42 руб.
Расчёты объёмов тепловых потерь определены истцом расчётным способом, в том числе с учётом Порядка определения нормативных потерь при передаче тепловой энергии, утв. Приказом Минэнерго России от 30.12.2008 N 325, и ответчиком не оспорены.
Расчёт стоимости потерь тепловой энергии проверен и принят судом.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истец на основании статьи 1102 ГК РФ вправе требовать возврата стоимости фактических потерь тепловой энергии, возникших в сетях, находящихся в собственности муниципального образования город Мурманск, как неосновательного обогащения, размер которого за период с 01.02.2022 по 31.05.2022 составил 121 625,42 руб., в связи с чем заявленный истцом размер задолженности подлежит взысканию с Комитета в пользу Общества.
Основанное на статье 395 ГК РФ требование истца в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами за периоды с 26.03.2022 по 31.03.2022, с 28.05.2022 по 28.09.2022 в сумме 1 390,83 руб. вытекают из факта нарушения сроков оплаты, вследствие чего являются правомерным.
Представленный истцом расчёт ответчиком не оспорен, проверен судом первой инстанции, признан обоснованным как по праву, так и по размеру, в связи с чем указанное требование подлежит удовлетворению в полном объёме.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 03.11.2022 по делу N А42-7201/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Мельникова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-7201/2022
Истец: АО "МУРМАНСКАЯ ТЭЦ"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МУРМАНСКА
Третье лицо: Администрация города Мурманска, Комитет имущественных отношений города Мурманска