г. Вологда |
|
24 января 2023 г. |
Дело N А13-12044/2022 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Мурахиной Н.В.,
рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства по имеющимся в деле доказательствам апелляционную жалобу государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Вологодской области от 29 ноября 2022 года по делу N А13-12044/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ритэк" (ОГРН 1183525015486, ИНН 3527023231; адрес: 162130, Вологодская область, Сокольский район, город Сокол, улица Шатенево, дом 41, помещение 2; далее - общество, ООО "Ритэк") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к государственному учреждению - Вологодскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1023500884087, ИНН 3525039187; адрес: 160001, Вологодская область, город Вологда, проспект Победы, дом 33; далее - ФСС) о признании недействительным решения от 15.08.2022 N 350022100132305.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление общества рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 29 ноября 2022 года по делу N А13-12044/2022 заявленные требования удовлетворены; решение ФСС от 15.08.2022 N 350022100132305 признано не соответствующим требованиям Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и недействительным. На ответчика возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
ФСС с судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на нарушение неправильное толкование судом положений пункта 1 статьи 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ). По мнению подателя жалобы, указанная норма сформулирована универсально, то есть под объектом обложения являются все выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц, выплаченные им в рамках трудовых правоотношений.
ООО "Ритек" в отзыве просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
От Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области (ОГРН 1023500884087, ИНН3525039187; адрес: 160000, город Вологда, улица Лермонтова, дом 15а; далее - фонд, отделение) в суд поступило ходатайство о процессуальном правопреемстве ввиду реорганизации ФСС.
Судом апелляционной инстанции установлено, что 01.01.2023 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности ФСС в связи с реорганизацией в форме его присоединения к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области (ОГРН 1023500884087, ИНН3525039187; адрес: 160000, город Вологда, улица Лермонтова, дом 15а; далее - отделение).
В силу пункта 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
Согласно статье 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
При таких обстоятельствах в порядке статьи 48 АПК РФ ФСС подлежит замене на его правопреемника - отделение.
Стороны надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, ФСС в отношении общества проведена камеральная проверка по вопросу правильности начисления и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 01.01.2021 по 31.12.2021.
В ходе проверки ФСС пришло к выводу о том, что в нарушение требований статей 20.1, 20.2 Закона N 125-ФЗ обществом занижена база для начисления страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на сумму выплаченных работникам премий к праздникам в общем размере 123 000 руб., в том числе 34 000 руб. - к празднику 8 марта "Международный женский день", 32 000 руб. - ко дню работников торговли, 57 000 руб. - к Новому году.
Указанные обстоятельства отражены в акте камеральной проверки от 19.07.2022 N 350022100132303.
По итогам рассмотрения материалов проверки ФСС принято решение от 15.08.2022 N 350022100132305 о привлечении общества к ответственности по статье 26.29 Закона N 125-ФЗ в виде штрафа в сумме 49 руб. 20 коп. Также обществу предложено уплатить 246 руб. страховых взносов и 5 руб. 79 коп. пеней.
Не согласившись с указанным решением, общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.
Пунктом 2 части 2 статьи 17 Закона N 125-ФЗ на страхователя возложена обязанность правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы.
Согласно пункту 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Пунктом 2 той же статьи Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 этой статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 данного Закона (пункт 2 статьи 20.1 Закона).
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты работникам представляют собой оплату их труда.
Спорные выплаты представляли собой премии, выплаченные к праздничным дням (Международному женскому дню, дню работников торговли, Новому году).
На основании представленных в материалы дела доказательств суд первой инстанции правомерно заключил, что данные выплаты относятся к выплатам социального характера, не являются стимулирующими, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, и не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что они не предусмотрены трудовыми договорами.
Соответственно, такие выплаты, исходя из их правовой природы, не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Так, спорные выплаты осуществлены на основании приказов праздникам "Новый год" от 27.12.2021 N 1-12/21 о премировании работников в размере 1 500 руб. каждого; "День торговли" от 23.07.2021 N 1-07/21 о премировании работников в размере 1 000 руб. каждого; "Международный женский день (8 марта)" от 06.03.2021 N 1-03/21 о премировании работников в размере 1 000 руб. каждого.
Выплата премий к праздничным дням трудовыми договорами общества, заключенными с его работниками, не предусмотрена. Напротив, в договоре отражено, что дополнительны выплаты устанавливаются администрацией работодателя в соответствии с Положением о премировании работников.
Размер премий к Международному женскому дню, дню работников торговли, Новому году не дифференцирован обществом в отношении каждого конкретного работника.
Таким образом, представленные в материалы дела доказательства не свидетельствуют о том, что спорные выплаты, их размер обусловлены квалификацией работников, сложностью, качеством, количеством, условиями выполнения работы.
Доказательств иного ФСС в ходе проверки не получено, и в материалы дела не представлено.
Ввиду изложенного следует признать, что ответчиком документально не опровергнуто то, что спорные выплаты не гарантированы трудовыми договорами, не зависят от трудовых успехов работников и не являются вознаграждением работников за исполнение трудовых обязанностей.
При таких обстоятельствах подателем жалобы документально не подтвержден свой вывод о включении спорных выплат в базу для начисления страховых взносов в проверяемых периодах.
Поскольку иных основания для доначисления обществу страховых взносов, пеней и штрафа в решении ФСС не приведено, апелляционный суд считает, что в нарушение статей 65, 200, 201 АПК РФ ответчиком не доказана его правомерность.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования заявителя.
Несогласие подателя жалобы с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, иная оценка апеллянтом фактических обстоятельств дела не являются правовым основанием для отмены судебного акта.
Поскольку судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 48, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
произвести замену государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1023500884087, ИНН 3525039187; адрес: 160001, Вологодская область, город Вологда, проспект Победы, дом 33) на его правопреемника - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области (ОГРН 1023500884087, ИНН3525039187; адрес: 160000, город Вологда, улица Лермонтова, дом 15а).
Решение Арбитражного суда Вологодской области от 29 ноября 2022 года по делу N А13-12044/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-12044/2022
Истец: ООО "Ритэк"
Ответчик: ГУ Вологодское региональное отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области, ГУ Вологодское региональное отделение Фонда Социального страхования Российской Федерации, ГУ Вологодское региональное отделение Фонда Социального страхования Российской Федерации по Вологодской области, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области