г. Москва |
|
23 января 2023 г. |
Дело N А40-157560/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Марковой Т.Т., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "МЕРИДИАН" на решение Арбитражного суда города Москвы от 10.11.2022 г. N А40-157560/22
по заявлению ООО "МЕРИДИАН"
к ФАС России
о признании незаконным и отмене постановления от 17.06.2022 N 02/04/14.42-27/2021
об административном правонарушении,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Усачёва Е.А. по доверенности от 23.12.2022; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "МЕРИДИАН" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления ФАС России от 17.06.2022 N 02/04/14.42-27/2021 об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.11.2022 в удовлетворении требований ООО "МЕРИДИАН" было отказано.
Не согласившись с принятым судом решением, ООО "МЕРИДИАН" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение отменить.
Представитель ФАС России поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Представитель ООО "МЕРИДИАН", извещенный надлежащим образом о времени и месте, в судебное заседание не явился. Суд рассмотрел дело в порядке ст. ст. 123 и 156 АПК РФ в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения представителя ФАС России, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, отзыва, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Заместителем начальника правового управления Федеральной антимонопольной службы вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 02/04/14.24-27/2021 от 17.06.2022 (далее - постановление) о привлечении ООО "МЕРИДИАН" к административной ответственности на основании ч. 6 ст. 14.24 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Посчитав указанное постановление незаконным и необоснованным, ООО "МЕРИДИАН" обратилось в Арбитражный суд города Москвы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2013 N 623 утверждено Положение о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра (далее - положение).
Согласно подпункту "и" пункта 2 Положения биржам, соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об организованных торгах, предоставляется информация о внебиржевых договорах в отношении в том числе, лесоматериалов круглых в соответствии с кодами ОКПД2 (ОК 034-2014) 02.20.11, 02.20.12 при объеме вырубки (заготовки) группой лиц производителя за предшествующий год свыше 15 тыс. куб. метров и при условии, что объем сделки составляет не менее 60 куб. метров.
В соответствии с пунктом 8 Положения обязанность своевременного предоставления полной и достоверной информации о внебиржевом договоре возлагается на лицо, осуществившее отчуждение биржевого товара на внебиржевом рынке (далее - лицо, заключившее биржевой договор).
На основании пункта 13 Положения для внесения внебиржевого договора в реестр лицо, заключившее внебиржевой договор, предоставляет бирже указанные в данной норме сведения, в том числе сведения о дате заключения внебиржевого договора и его номер.
Также согласно пункту 14 Положения, в отношении товаров, предусмотренных подпунктами "а" и "в" - "и" пункта 2 Положения, сведения, предусмотренные пунктом 13 настоящего Положения, предоставляются лицом, заключившим внебиржевой договор, бирже в электронном виде по форме и в соответствии с требованиями, которые установлены внутренними документами биржи, по каждому внебиржевому договору в срок не позднее 3 рабочих дней со дня определения сторонами внебиржевого договора всех сведений, предусмотренных подпунктами "а" - "к" и "м" - "х" пункта 13 Положения, а в случае внесения изменений во внебиржевой договор (дополнительное соглашение и (или) иной документ, определяющий предусмотренные подпунктами "а" - "к" и "м" - "х" пункта 13 Положения сведения) - со дня изменения соответствующих сведений.
Из материалов дела следует, что в целях осуществления контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами Положения и на основании статей 22, 23 и 25 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" ФАС России в адрес АО "СПбМТСБ" направлен запрос о представлении информации от 01.10.2021 N ВК/83154/21 о представлении информации о внебиржевых договорах.
Согласно выписке из единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней (ЕГАИС Федеральное Агентство Лесного Хозяйства), эксплуатируемой в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2015 N 55 "О порядке эксплуатации единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней", объем производства лесоматериалов группой лиц ООО "МЕРИДИАН" за 2020 год составил свыше 15 тыс. куб. метров.
Согласно регистрационной записи АО "СПбМТСБ" N 4125131 между ООО "ЛесУралЭкспорт" и ООО "МЕРИДИАН" 14.09.2021 было подписано дополнительное соглашение N 11 к внебиржевому договору от 24.05.2019 N 9/2019 (далее - дополнительное соглашение).
Дополнительным соглашением были внесены изменения в договор поставки от 24.05.2019 N 9/2019, предусматривающие увеличение ориентировочного объема бревен для распиловки и строгания, что соответствует сведениям, предусмотренным подпунктом "е" пункта 13 Положения.
Вместе с тем информация о дополнительном соглашении в нарушение сроков, предусмотренных пунктом 14 Положения, была предоставлена ООО "МЕРИДИАН" на биржу только 20.09.2021, что подтверждается реестром внебиржевых договоров АО "СПбМТСБ" (регистрационная запись: 4125131).
Таким образом, ООО "МЕРИДИАН" допустило нарушение пункта 14 Положения, выразившееся в неисполнении обязанности по предоставлению вышеуказанной информации о дополнительном соглашении в адрес биржи, в установленный законодательством Российской Федерации срок.
На основании выявленных нарушений должностным лицом ФАС России составлен протокол от 24.12.2021 N 02/04/14.24-27/2021 об административном правонарушении по ч.6 ст.14.24 КоАП РФ.
Постановлением Федеральной антимонопольной службы России от 17.06.2022 по делу об административном правонарушении N 02/04/14.24-27/2021 ООО "МЕРИДИАН" привлечено к административной ответственности по ч. 6 ст. 14.24 КоАП РФ, и обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Протокол и постановление вынесено в отсутствии надлежащим образом извещенного о времени и месте вынесения протокола и постановления заявителя.
Таким образом, судом установлено, что ФАС России были приняты все необходимые меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя.
Проверив порядок привлечения ООО "МЕРИДИАН" к административной ответственности, суд первой инстанции установил, что положения 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ соблюдены ФАС России.
Нарушений процедуры привлечения ООО "МЕРИДИАН" к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судом не установлено.
Суд первой инстанции признает доказанным факт совершения ООО "МЕРИДИАН" административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 14.24 КоАП РФ.
Согласно ч. 6 ст. 14.24 Кодекса об административных правонарушениях нарушение стороной договора, заключенного не на организованных торгах, установленных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации порядка и (или) сроков предоставления информации об указанном договоре, в том числе предоставление неполной и (или) недостоверной информации, а равно непредоставление такой информации влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
На момент вынесения оспариваемого Постановления ФАС России установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Из вышеизложенного следует вывод, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, у административного органа имелись соответствующие полномочия по вынесению постановления, имелись законные основания для привлечения к административной ответственности ввиду наличия состава административного правонарушения, соблюден установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли сроки давности привлечения к административной ответственности, в связи с чем в силу ст. 210 АПК РФ заявление не подлежит удовлетворению.
Довод ООО "МЕРИДИАН" о том, что им, вопреки выводам суда первой инстанции, были приняты все необходимые меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, а, следовательно, размер административного штрафа на основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ может быть снижен до 150 000 рублей, отклоняется апелляционным судом ввиду следующего.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Следует отметить, что снижение административного штрафа является правом, а не обязанностью должностного лица, а реализация данного права не должна осуществляться бессознательно, в отсутствие к тому необходимых предпосылок.
Вместе с тем, основания для применения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ с учетом фактических обстоятельств дела отсутствуют.
Состав совершенного ООО "МЕРИДИАН" правонарушения является формальным, при этом существенная угроза охраняемым общественным отношениям состоит в пренебрежительном отношении ООО "МЕРИДИАН" к исполнению своих публично-правовых обязанностей, выразившемся в несвоевременном предоставлении информации о внебиржевых договорах в отношении лесоматериалов при объеме вырубки (заготовки) группой лиц производителя за предшествующий год свыше 15 тыс. куб. метров.
Своевременно представленная информация о сделках, заключенных сторонами не на организованных торгах, используется ФАС России при анализе состояния конкуренции на рынке лесоматериалов, а также учитывается при подготовке предложений по развитию/стабилизации рынка лесоматериалов (экспорт/внутренний рынок) и сопряженных с ним рынков, для принятия своевременных мер антимонопольного реагирования при наличии оснований, предусмотренных Законом о защите конкуренции.
Таким образом, несвоевременное представление (непредставление) данной информации причинило вред охраняемым общественным отношениям, при этом каких-либо доказательств невозможности соблюдения заявителем требований законодательства, в силу чрезвычайных событий и исключительных обстоятельств, которые ООО "МЕРИДИАН" не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Доводы ООО "МЕРИДИАН" о том, что незначительный срок просрочки предоставления сведений был допущен впервые, ввиду неопытности ответственного за подачу информации на биржу должностного лица, также отклоняется ввиду того, что данное обстоятельство не является исключительным и не может являться основанием для снижения размера административного штрафа ниже низшего предела, так как правонарушение, совершенное ООО "МЕРИДИАН", представляет собой существенное нарушение охраняемых общественных правоотношений.
Снижение размера административного штрафа не способствует эффективному воздействию на ООО "МЕРИДИАН" и предупреждению совершения им новых правонарушений. Доказательств того, что уплата штрафа в назначенном размере повлечет существенное ограничение прав ООО "МЕРИДИАН" и приведет к наступлению негативных последствий в ведении хозяйственной деятельности, ООО "МЕРИДИАН" также не представлена.
Судом рассмотрены все доводы заявителя, однако они не могут служить основанием для удовлетворения заявления.
Руководствуясь ст. ст. 29, 65, 71, 75, 110, 167 - 170, 176, 210 - 211 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10.11.2022 г. N А40-157560/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-157560/2022
Истец: ООО "МЕРИДИАН"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА