г. Пермь |
|
24 января 2023 г. |
Дело N А71-13320/2022 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Шаламовой Ю.В.
рассмотрел без вызова сторон и проведения судебного заседания апелляционную жалобу ООО "Аренда квадратного метра"
На мотивированное решение Арбитражного суда Удмуртской Республики.
от 16 ноября 2022 года по делу N А71-13320/2022,
принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению ООО "Аренда квадратного метра" (ОГРН 1171832018929, ИНН 1840073246)
к Административной комиссии при Администрации Устиновского района г. Ижевска (ОГРН 1061840038480, ИНН 1834037779)
об оспаривании постановления от 03.03.2022 N 18ОН002421 о назначения административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Аренда квадратного метра" (далее заявитель, ООО "АКМ", общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии при Администрации Устиновского района г. Ижевска (далее - заинтересованное лицо, административный орган) от 03.03.2022 о назначении административного наказания N 18ОН002421, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.2 Закона Удмуртской Республики от 13.10.2011 N 57-РЗ "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений".
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16.11.2022, принятым в порядке упрощенного производства, (резолютивная часть от 02.11.2022), в удовлетворении заявления ООО "Аренда квадратного метра" о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии при Администрации Устиновского района города Ижевска о назначении административного наказания от 03.03.2022 N 18ОН002421 отказано. Постановление Административной комиссии при Администрации Устиновского района города Ижевска о назначении административного наказания от 03.03.2022 N 18ОН002421 признано не подлежащим исполнению в сумме, превышающей 10 000 руб. штрафа.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить. Заявитель настаивает на том, что вина общества в совершенном правонарушении не доказана, поскольку обязанность по расчистке крыши от снега и наледи возложена не на общество, а на управляющую компанию по договору управления многоквартирным домом от 18.06.2018 N 40лп64/2017.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве.
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 08.02.2022 путем непосредственного обнаружения признаков состава административного правонарушения членом административной комиссии при осмотре объекта благоустройства, в том числе кровли, крыши здания магазина "Магнит" и магазина "SALMO" по адресу: г. Ижевск, ул. 40 лет Победы, 64, установлено, что не проведены работы по очистке кровли, карниза, крыши здания от снега. На момент осмотра работы по очистке кровли от снежных навесов не проводились.
Из представленных в материалы дела доказательств, в том числе выписок из ЕГРН, следует, что собственником здания является ООО "АКМ".
Выявленные административной комиссией нарушения зафиксированы в акте осмотра от 08.02.2022 с приложением фототаблиц и схемы места осмотра.
Извещение-вызов от 11.02.2022 на составление протокола об административном правонарушении получено обществом 17.02.2022 согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80081969073027.
25.02.2022 по факту нарушения пунктов 3.1, 3.1.3, 4.5., 4.5.11 Правил благоустройства города Ижевска, утвержденных Решением Городской думы г. Ижевска от 28.06.2012 N 308 (далее - Правила благоустройства N308), административной комиссией в присутствии представителя общества Матросова К.И. (доверенность от 09.02.2022 N3), составлен протокол об административном правонарушении N 18РН002421.
Протокол от 25.02.2022 N 18РН002421, содержащий сведения о времени и месте рассмотрения материалов административного дела, получен представителем ООО "АКМ" Матросовым К.И., о чем свидетельствует его подпись в протоколе.
Постановлением Административной комиссии при Администрации Устиновского района города Ижевска от 03.03.2022 N 18ОН002421 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.2 Закона Удмуртской Республики от 13.10.2011 N 57-РЗ "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений", с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000 руб.
При рассмотрении материалов административного дела и вынесении постановлении присутствовал представитель общества Стефанидин А.С. (доверенность от 02.03.2022 N 4). При рассмотрении дела на комиссии представитель пояснил, что общество контролирует снежные навесы (шапки) на крыше здания, делает заявки на их уборку, последний раз крышу чистили 22.02.2022. Снежные навесы на вывесках магазин должны убирать сами и соответственно нести ответственность за них. В настоящее время снежные навесы убраны силами ООО "АКМ".
Несогласие заявителя с постановлением от 03.03.2022 N 18ОН002421 послужило основанием для обращения ООО "АКМ" в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводам о наличии состава административного правонарушения, отсутствии существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении. Между тем, отметив, что Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (вступившим в силу 06.04.2022) были внесены изменения в КоАП РФ, которые в значительном ряде случаев смягчают или устраняют административную ответственность, ООО "АКМ" по состоянию на момент совершения административного правонарушения включено в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, суд признал оспариваемое постановление не подлежащим исполнению в сумме, превышающей 10 000 руб. штрафа.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 11.2 Закона N 57-РЗ непроведение предусмотренных муниципальными правовыми актами работ по содержанию и уборке территорий и объектов благоустройства, повлекшее их загрязнение и засорение, либо нарушение установленных сроков и порядка проведения указанных работ, не повлекшие нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований, в том числе работ по уборке (очистке) территорий, очистке кровель, карнизов, водостоков и иных поверхностей от снега, сосулек, ледяных наростов и удалению зимней скользкости, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до четырех тысяч рублей, на должностных лиц - от семи тысяч до пятнадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Решением Городской Думы г. Ижевска от 28.06.2012 N 308 утверждены Правила благоустройства города Ижевска.
В соответствии с пунктом 3.1.3 Правил благоустройства в целях благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в городе Ижевске юридические лица, физические лица в соответствии и в пределах, установленных настоящими Правилами, обязаны обеспечивать содержание территорий, уборку мест общего пользования зданий, сооружений, очистку территорий от мусора, снега, скоплений дождевых и талых вод, технических и технологических загрязнений, ликвидацию зимней скользкости, гололеда, удаление обледенений.
На основании пунктов 4.1, 4.2 Правил благоустройства физические и юридические лица обязаны осуществлять содержание (в том числе очистку и уборку), а также обеспечивать благоустройство объектов благоустройства самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств. Ответственными за благоустройство и содержание объектов благоустройства являются физические и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе на территориях земельных участков и зданиях многоквартирных домов - организации, осуществляющие управление жилищным фондом, либо собственники многоквартирного жилого дома, выбравшие непосредственный способ управления.
Мероприятия по содержанию территорий общего пользования, объектов благоустройства, в том числе включают в себя: очистку территорий объектов благоустройства, а также улиц, дорог, проездов, тротуаров, бульваров и площадей от снега; удаление снежно-ледяных образований и уплотненного снега (пункт 4.5.1 Правил).
Согласно пункту 4.3 Правил благоустройства N 308 содержание объектов благоустройства (в том числе территорий) в городе Ижевске осуществляются, в т.ч. в осенне-зимний период - с 1 ноября по 14 апреля.
На основании пункта 4.5.1 Правил благоустройства N 308 мероприятия по содержанию территорий общего пользования, объектов благоустройства, в том числе включают в себя очистку территорий объектов благоустройства, а также улиц, дорог, проездов, тротуаров, бульваров и площадей от снега; погрузку и вывоз снега; в случае скользкости - посыпку песком, обработку противогололедными материалами; удаление снежно - ледяных образований и уплотненного снега; рыхление снега и организацию отвода талых вод (в весенние месяцы).
Пунктом 4.5.11 Правил благоустройства N 308 установлено, что очистка крыш от снега и удаление сосулек, ледяных наростов на карнизах, крышах и водосточных трубах производится ежедневно с обязательным соблюдением мер безопасности, в том числе во избежание несчастных случаев с пешеходами и повреждений воздушных сетей, светильников, зеленых насаждений, объектов благоустройства, а именно: назначение дежурных, ограждение тротуаров, оснащение страховочным оборудованием лиц, работающих на высоте. Собственники (владельцы) зданий (сооружений), организации, осуществляющие управление жилым фондом, либо собственники многоквартирного жилого дома, выбравшие непосредственный способ управления, обеспечивают в этот же день уборку сброшенного, упавшего на тротуар, пешеходную дорожку, проезд и (или) проезжую часть снега и льда.
На проездах, убираемых специализированными организациями, снег сбрасывать с крыш до вывозки снега, сметенного с дорожных покрытий, и укладывать в общий с ними вал.
Все работы по уборке и содержанию территорий общего пользования, объектов благоустройства (в том числе территорий) в осенне-зимний период должны быть закончены к 8 часам утра. В результате выполнения мероприятий по содержанию и уборке должны быть обеспечены порядок и чистота. При невозможности выполнения работ в указанный срок в связи с погодными условиями уборочные работы могут быть продолжены в течение дня (пункт 4.5.23 Правил благоустройства). Все работы по уборке и содержанию территории многоквартирного дома должны быть закончены к 10 часам утра. При невозможности выполнения работ в указанный срок в связи с погодными условиями, уборочные работы могут быть продолжены в течение дня (пункт 4.6.3.8 Правил благоустройства).
В соответствии с частью 1 статьи 11.2 Закона N 57-РЗ непроведение предусмотренных правилами благоустройства территорий муниципальных образований работ по содержанию и уборке территорий и объектов благоустройства, повлекшее их загрязнение и засорение, либо нарушение установленных сроков и порядка проведения указанных работ, не повлекшие нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований, а именно работ: по очистке от мусора, опавшей листвы, порубочных остатков деревьев и кустарников; по кошению травы и удалению поросли деревьев и кустарников, а также их сбору и вывозу; по поддержанию систем водоотвода (закрытой и открытой) в исправном состоянии, в том числе по очистке, промывке, ремонту коллекторов ливневой канализации, дождеприемных и смотровых колодцев, водопропускных труб, водоотводных лотков, дренажных и ливневых канав; по уборке (очистке) территорий, объектов благоустройства, в том числе кровель, карнизов, водостоков и иных поверхностей от снега, сосулек, ледяных наростов и удалению зимней скользкости; по установке, содержанию и очистке урн у входа в предприятия торговли, бытового обслуживания населения, предприятия общественного питания, у киосков, павильонов, палаток, холодильных прилавков, летних кафе, нестационарных торговых объектов, у каждого подъезда в жилых домах, у входов в нежилые помещения здания, строения, сооружения, на остановках общественного транспорта; по содержанию и уходу за зелеными насаждениями (травой, кустарниками, деревьями, газонами, цветниками), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что собственником нежилого помещения N 64 по ул.40 лет Победы г. Ижевска является ООО "АКМ".
Данное здание является пристроем к МКД по адресу: г. Ижевск, ул. 40 лет Победы, д. 64 и имеет общие системы водоснабжения и теплоснабжения с МКД.
Таким образом, ООО "АКМ" является лицом, ответственным за организацию и надлежащее содержание данного здания.
Актом осмотра территории (объекта) от 08.02.2022 с приложенными к ним фототаблицами, картами-схемами, протоколом об административном правонарушении от 03.03.2022 N 18РН002421 подтверждается, что по состоянию на 08.02.2022 ООО "АКМ" не проведены работы по очистке кровли (крыши) нежилого здания по адресу: г. Ижевск ул. 40 лет Победы, д. 64 от снежных навесов.
Указанные действия (бездействие) образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.2 Закона N 57-РЗ. Доказательств иного в материалы дела заявителем не представлено.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения исследован административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности. При этом в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности указано, что у общества имелась возможность для соблюдения требований Правил благоустройства, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению очистки от снежных навесов кровли, карниза, водостоков многоквартирного жилого дома.
Доказательств принятия заявителем всех зависящих от него мер по соблюдению Правил благоустройства, а также отсутствия возможности для их соблюдения, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях (бездействии) заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.2 Закона N 57-РЗ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а также о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении общество извещено надлежащим образом.
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности (2 месяца).
Оснований для замены административного штрафа на предупреждение суд первой инстанции не усмотрел. При этом суд правомерно исходил из того, что непринятие мер по очистке крыши от снежных наростов создает угрозу жизни и здоровью граждан; кроме того, административным органом представлены доказательства, что общество привлекается к административной ответственности по части 1 статьи 11.2 Закона N 57-РЗ не впервые. Данные следует из справки от 21.03.2022, представленной в материалы дела.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Как верно установлено судом и подтверждается сведениями общедоступного ресурса https://rmsp.nalog.ru/#pnlSearchResult, ООО "АКМ" является субъектом малого предпринимательства, отнесено к микропредприятиям с 10.09.2017 и по состоянию на момент совершения административного правонарушения включено в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу части 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ (введенной в действие Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ) при назначении административного наказания в виде административного штрафа юридическим лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Согласно части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ в случае, если этой санкцией не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф юридическим лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица.
При этом размер административного штрафа, назначаемого в соответствии с частью 2 настоящей статьи, не может составлять менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса для должностного лица (часть 3 статьи 4.1.2 КоАП РФ).
Частью 1 статьи 11.2 Закона N 57-РЗ не предусмотрено специальное наказание в виде административного штрафа для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Следовательно, административный штраф юридическим лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, подлежал назначению в соответствии с частью 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ - в размере от половины минимального до половины максимального, то есть от 10 000 рублей до 50 000 рублей.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемое постановление не подлежащим исполнению в части взыскания штрафа в размере, превышающем 10 000 руб.
Доводы заявителя о том, что услуги по управлению МКД, в том числе и пристроя, по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества собственников МКД осуществляет управляющая компания ООО "Аргон 19" по договору управления многоквартирным домом от 18.06.2018 N 40лп64/2017, в связи с чем именно она обязана проводить уборку снега, осуществлять очистку фасада, навесов, козырьков, оконных и иных конструкций от снега, наледи и др., отклоняются. Наличие соответствующих условий в договоре не исключает обязанности ООО "АКМ" как собственника помещений, находящихся в пристрое к зданию N64 по ул.40 лет Победы г. Ижевска, в соответствии с Правилами благоустройства N308 соблюдать обязательные для исполнения требования, и не является обстоятельством, освобождающим его от ответственности.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела, доказательства получили надлежащую правовую оценку, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судом обстоятельств по делу не свидетельствует о неисследованности материалов дела судом и не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы не разрешается, с учетом положений части 4 статьи 208 АПК РФ, в соответствии с которой заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16 ноября 2022 года по делу N А71-13320/2022, принятое в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья |
Ю.В. Шаламова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-13320/2022
Истец: ООО "Аренда квадратного метра"
Ответчик: Административная комиссия при Администрации Устиновского района г. Ижевска