г. Санкт-Петербург |
|
23 января 2023 г. |
Дело N А56-51331/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жуковой Т.В.,
судей Поповой Н.М., Смирновой Я.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: до перерыва - секретарем Барахтян Д.С., после перерыва - секретарем Шалагиновой Д.С.,
при участии:
от истца: представитель Выборнова Е.Д. по доверенности от 22.12.2022,
от ответчика: представитель Подоляк Е.С. по доверенности от 17.10.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-35517/2022) НО "ФКР МКД СПб" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.09.2022 по делу N А56-51331/2022, принятое
по иску некоммерческой организации "Фонд-региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах"
к государственному унитарному предприятию "Водоканал Санкт-Петербурга"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" (далее - истец, НО "ФКР МКД СПб", Фонд) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к государственному унитарному предприятию "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее - ответчик, ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", Предприятие) о взыскании 16 623 рублей 09 копеек пени за просрочку оплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных по адресам, указанным в приложении N 1 к исковому заявлению.
Решением суда от 20.09.2022 исковые требования удовлетворены частично, а именно: с ответчика в пользу истца взыскано 1 743 рубля 64 копейки неустойки, 2 000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины по иску, в удовлетворении остальной части иска отказано.
Истец, не согласившись с вынесенным решением, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что отсутствуют правовые основания для исключения из расчета пени сумм задолженности за периоды после 11.12.2019, а представленный ответчиком уточненный контррасчет, удовлетворенный судом первой инстанции, является некорректным.
В жалобе указано также на несоответствие фактическим обстоятельствам дела вывода суда первой инстанции о том, что в отсутствие квитанций ответчик не имел возможности уплачивать взносы на капитальный ремонт.
16.11.2022 от ответчика в электронном виде поступил отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
30.11.2022 ответчиком через систему "Мой Арбитр" представлены дополнения к апелляционной жалобе.
Определением Председателя шестого судебного состава Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2022 ввиду болезни судьи Жуковой Т.В. дата и время судебного разбирательства с 01.12.2022 в 14 час. 30 мин. были изменены на 12.01.2023 в 16 час. 30 мин.
12.01.2023 в судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель ответчика против удовлетворения жалобы возражал.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Некоммерческая организация "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" (далее - Фонд, региональный оператор) создана Правительством Санкт-Петербурга на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 10.10.2013 N 765 "О создании некоммерческой организации "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах", во исполнение норм Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона Санкт-Петербурга от 11.12.2013 N 690-120 "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге" (далее - Закон СПб N 690-120).
Пункт 1 части 1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации и статья 6 Закона СПб N 690-120 устанавливают, что одной из функций Фонда является аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах (далее - МКД), в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора.
В соответствии с частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере, установленном в соответствии с минимальным размером взноса на капитальный ремонт, который установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Минимальные размеры взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге в 2014, в 2015, в 2016, в 2017, в 2018, в 2019, в 2020 годах установлены постановлениями Правительства Санкт-Петербурга от 31.01.2014 N 49, от 22.12.2014 N 1205, от 26.11.2015 N 1081, от 31.10.2016 N 952, от 12.12.2017 N 1007, от 23.10.2018 N 824, от 20.12.2019 N 939 соответственно.
При этом, в соответствии с частью 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт МКД распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме, а при переходе права собственности на помещение в МКД к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт МКД, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в МКД при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора ежемесячно вносят в установленные сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
В силу части 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не менее чем в течение трех месяцев и не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта
Согласно части 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме в установленный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта либо выбранный способ не был реализован, уполномоченный орган в течение 30 дней со дня получения от органа государственного жилищного надзора соответствующей информации принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Факт принятия решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора подтверждается Приложением N 5 к исковому заявлению.
Помещения, расположенные по адресам, указанным в Приложении N 1 к исковому заявлению, принадлежат Ответчику на праве хозяйственного ведения.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Частным случаем несения бремени содержания имущества является установленная статьями 158 и 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность собственника помещения в многоквартирном доме участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения вносов на капитальный ремонт.
Согласно статье 294 Гражданского кодекса Российской Федерации, государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Гражданский кодекс Российской Федерации не предусматривает сохранения за собственником имущества, переданного в хозяйственное ведение, бремени его содержания. Более того, в соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений", эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.
Таким образом, государственное унитарное предприятие обязано нести бремя содержания переданного ему в хозяйственное ведение имущества с момента такой передачи, в том числе, уплачивать взносы на капитальный ремонт общего имущества в МКД.
Согласно положениям пункта 2 статьи 8.1, пункта 1 статьи 131 и пункта 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения возникает с момента государственной регистрации (такой вывод содержится в пункте 5 совместного постановления Пленума Верховного суда РФ N 10 и Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010). Следовательно, с учетом положения части 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязанность предприятия уплачивать взнос на капитальный ремонт возникает с момента государственной регистрации права хозяйственного ведения.
Частью 4 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливается обязанность регионального оператора начислять пени собственникам помещений в соответствие с расчетом согласно части 14.1 статьи 155 ЖК РФ в случае несвоевременной и (или) неполной уплаты взносов на капитальный ремонт.
Согласно части 14.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты.
Между тем, в соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Общий срок исковой давности устанавливается в три года (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" (далее - Постановление N 43) разъяснено, что если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 статьи 202 Гражданского кодекса Российской Федерации, если стороны прибегли к предусмотренной законом процедуре разрешения спора во внесудебном порядке (процедура медиации, посредничество, административная процедура и т.п.), течение срока исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения такой процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", течение срока исковой давности приостанавливается, если стороны прибегли к несудебной процедуре разрешения спора, обращение к которой предусмотрено законом, в том числе к обязательному претензионному порядку. В случае соблюдения сторонами досудебного порядка урегулирования спора ранее указанного срока течение срока исковой давности приостанавливается на срок фактического соблюдения такого порядка.
При этом из системного толкования пункта 3 статьи 202 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует диспозитивное правило, в соответствии с которым течение срока исковой давности приостанавливается на срок фактического соблюдения претензионного порядка. Если ответ на претензию не поступил и иное не оговорено в договоре, исковая давность приостанавливается на 30 дней.
С учетом обращения с претензией 17.01.2022 срок исковой давности приостанавливался до 16.02.2022. В суд с исковым заявлением Истец обратился только 23.05.2022.
Удовлетворяя частично заявленный иск на сумму 1 743 рублей 64 копеек, судом первой инстанции не было учтено следующее.
Как пояснял истец, по ряду помещений (например, по лицевому счету 502857141 помещения по адресу г. Санкт-Петербург, Народная улица, д. 2 литера А, пом. 11-Н), принадлежащих Ответчику, в октябре 2019 действительно был произведен перерасчет.
В расчете в отношении таких помещений датой начала начисления пеней указано 11.12.2019:
Согласно части 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, взносы на капитальный ремонт уплачиваются до десятого числа месяца, следующего за истекшим, согласно части 14.1. данной статьи, пени начисляются с 31 дня просрочки. Таким образом, при начислении взносов на капитальный ремонт в октябре 2019 срок уплаты взносов на капитальный ремонт - до 10.11.2019, а 31-м днем просрочки является 11.12.2019.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 05.10.2016 N 303-КГ16-13655 по делу N А73-11580/2015, несвоевременное выставление квитанций за капитальный ремонт препятствует формированию фонда капитального ремонта, а также неправомерно возлагает бремя оплаты собственниками жилых помещений за период невыставления квитанций по вине организации на добросовестного потребителя, такие действия являются нарушениями порядка формирования фонда капитального ремонта.
Согласно пункту 3 статьи 405 Гражданского кодекса Российской Федерации должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.
Таким образом, отсутствуют правовые основания для исключения из расчета пени сумм задолженности за периоды после 11.12.2019.
Представленный ответчиком уточненный контррасчет, на основании которого суд удовлетворил исковые требования, является некорректным.
Иное означало бы, что несвоевременное доведения до плательщика квитанций дает ему право на сколь угодно длительные просрочки в исполнении обязательства по уплате взносов на капитальный ремонт и навсегда освобождает его от пени.
Апелляционная коллегия судей сочла арифметически верным первоначальный контррасчет ответчика с учетом пропуска срока исковой давности, приведенный в отзыве на исковое заявление ( л.д. 8), с которым согласился истец.
Ввиду изложенного решение суда первой инстанции подлежит изменению с удовлетворением иска в размере 2 707 рублей 90 копеек.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Принимая во внимание частичное удовлетворение иска, судебные расходы по уплате государственной пошлины и по апелляционной жалобе подлежат возмещению истцу за счет ответчика в пропорциональном размере.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.09.2022 по делу N А56-51331/2022 изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
"Взыскать с государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" в пользу некоммерческой организации "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" 2707 рублей 90 копеек неустойки, 326 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
В удовлетворении остальной части требований отказать".
Взыскать с государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" в пользу некоммерческой организации "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" 488 рублей 70 копеек судебных расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Жукова |
Судьи |
Н.М. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-51331/2022
Истец: НО "ФКР МКД СПБ"
Ответчик: ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга"