г. Челябинск |
|
24 января 2023 г. |
Дело N А76-16767/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 января 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Лукьяновой М.В., судей Бабиной О.Е., Махровой Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Дроздовой К.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Вагонная ремонтная компания-2" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.10.2022 по делу N А76-16767/2022.
В судебном заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Российские железные дороги": Минеева Н.А. (паспорт, доверенность N 74 АА 5077299 от 17.12.2020 сроком действия по 24.11.2023, доверенность N 648-Д от 25.11.2020 сроком действия на три года),
акционерного общества "Вагонная ремонтная компания-2": Смирнова О.А. (паспорт, доверенность N 121 от 11.07.2022 сроком действия по 30.06.2023, диплом).
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, ОАО "РЖД"), 24.05.2022 обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Вагонная ремонтная компания-2" (далее - ответчик, АО "ВРК-2", податель жалобы), о взыскании убытков в размере 18 806 руб. 00 коп.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 11.10.2022 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, АО "ВРК-2" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что суд первой инстанции необоснованно принял в качестве преюдициального судебный акт по делу N А40-141466/2021, поскольку ответчик не был участником данного дела.
По мнению подателя жалобы, ОАО "РЖД" не имеет предусмотренного статьей 1081 ГК РФ права регрессного требования к АО "ВРК-2" и не может требовать возмещения взысканных с него убытков.
С позиции ответчика, оснований для удовлетворения иска не имеется, поскольку обществом "ВРК-2" обоснованно произведен средний ремонт, что исключает противоправность поведения ответчика.
Также ответчик ссылается на принцип эстоппель, указывая на непоследовательное и противоречивое поведение истца.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" (заказчик) и АО "ВРК-2" (подрядчик) заключен договор N 4076603 на выполнение работ от 07.10.2020 (далее - договор; документ направлен в электронном виде через систему "Мой арбитр" 23.05.2022; л.д. 4), в соответствии с пунктом 1 которого заказчик поручает и обязуется оплатить, а подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по ремонту запасных частей грузовых вагонов и передаче заказчику их результатов.
Работы выполняются на ремонтных предприятиях подрядчика, указанных в Приложении N 1 договора.
Содержание работ и связанных с ними услуг установлены п. 1.2. договора.
Согласно п. 3.3. договора сдача подрядчиком выполненных работ и определение ремонтопригодности запасных частей их приемка получателем производится на основании акта формы ФПУ-26.
В соответствии с пунктом 1.3 договора подрядчик обязан производить ремонт запасных частей в соответствии с требованиями: Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524 мм), утвержденного Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (протокол от 19-20 октября 2017 года N 67), "Грузовые вагоны железных дорог колеи 1520 мм. Руководство по деповскому ремонту", "Общее руководство по ремонту тормозного оборудования вагонов" N 732-ЦВ-ЦЛ, утвержденных на 54 Совете по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, "Инструкция по ремонту и обслуживанию автосцепного устройства подвижного состава железных дорог", утвержденная на 53 Совете по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества и иными действующими нормативными документами МПС России и документами Заказчика.
При поступлении колесных пар в ремонт осмотр и дефектация производится в соответствие с "Руководящим документом по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524 мм)" (далее - Руководящий документ). Согласно Таблице Б. 1 Приложения Б к Руководящему документу способом устранения выщербин любого типа и тонкого гребня является восстановление профиля поверхности катания колес (п. 2.11, 2.12, 2.13 2.3 указанной таблицы).
Пунктом 12.4.1.2. Руководящего документа установлено, что при восстановлении профиля поверхности катания колес без демонтажа буксовых узлов производится текущий ремонт колесных пар.
Согласно п. 9.8. договора подрядчик несет ответственность за определение необходимого вида ремонта для запасных частей.
Подрядчиком осуществлён средний ремонт колесных пар N N 5-82527-1977, 39-321001-1981, что подтверждают подписанные акты выполненных работ N5610 от 17.11.2020, 6029 от 30.11.2020 (документы направлены в электронном виде через систему "Мой арбитр" 23.05.2022; л.д. 4).
Указанные колесные пары собственности ООО "Транспортные технологии" установлены под вагоны, находящиеся в собственности ООО "Транспортные технологии", которое оплатило ремонт вагонов ОАО "РЖД" по стоимости среднего ремонта колесных пар.
Не согласившись с проведением среднего ремонта колесных пар вместо регламентированного текущего ремонта, собственник вагонов обратился к ОАО "РЖД" с претензией N 658/ТТ-21 от 20.02.2021 с требованием оплатить убытки в виде разницы стоимости среднего и текущего ремонта. Ввиду неоплаты претензии ООО "Транспортные технологии" обратилось в суд с исковым заявлением N2511-ТТ-21 от 25.06.2021 за взысканием убытков в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-141466/2021 от 14.10.2021 исковые требования ООО "Транспортные технологии" удовлетворены, судом признаны обоснованными доводы истца о необоснованном проведении среднего ремонта колесным парам, в том числе спорным колесным парам NN25-82527-1977, 39-321001-1981 (N1, 55 расчета в исковом заявлении), взыскана разница по каждой колесной паре в стоимости среднего и текущего ремонтов в размере 18 806 руб. 00 коп.
Инкассовым поручением N 116 от 18.11.2021 решение по делу N А40-141466/21 исполнено в полном объеме.
Исковые требования мотивированы тем, что у ОАО "РЖД" возникли убытки в размере 18 806 руб. 00 коп. в сумме разницы между стоимостью среднего и текущего ремонтов колесной пары.
Истцом в адрес АО "ВРК-2" направлена претензия N 1271/ЮУрДИ от 09.02.2022, которая была оставлена ответчиком без удовлетворения.
В отсутствие добровольного исполнения ответчиком изложенных в претензии требований истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Выводы суда первой инстанции основаны на надлежащей оценке доказательств и правильном применении норм материального права.
Согласно пункту 1 статьи 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
В соответствии со статьями 12, 1064 ГК РФ возмещение убытков является одним из способов защиты гражданских прав.
В силу пункта 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно пункту 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" по смыслу статей 15 и 393 ГК РФ, кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. Должник, опровергающий доводы кредитора относительно причинной связи между своим поведением и убытками кредитора, не лишен возможности представить доказательства существования иной причины возникновения этих убытков. Вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Статья 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве одного из способов возмещения вреда указывает на возмещение причиненных убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (пункт 1). Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2).
Исходя из указанных норм права, истец, заявляющий требование о возмещении убытков, обязан в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказать факт причинения ему убытков, их размер, виновность и противоправность действий причинителя, наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими убытками. В свою очередь ответчик должен доказать, что вред причинен не по его вине.
Из разъяснений, изложенных в пункте 12 постановления N 25, следует, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ). Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Из содержания вышеуказанных положений, следует, что основанием для взыскания убытков является наличие состава гражданского правонарушения, включающего в себя следующие условия: противоправное деяние (действие или бездействие) причинителя вреда, наличие вреда, причинную связь между противоправным деянием и причиненным вредом, вину причинителя вреда. При этом удовлетворение исковых требований, по общему правилу, возможно при доказанности всей совокупности условий деликтной ответственности.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
Как сказано выше, исковые требования мотивированы тем, что у ОАО "РЖД" возникли убытки в размере 18 806 руб. 00 коп. в сумме разницы между стоимостью среднего и текущего ремонтов колесной пары.
Как установлено судом первой инстанции, в соответствии с пунктом 1.3 договора подрядчик обязан производить ремонт запасных частей в соответствии с требованиями: Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524 мм), утвержденного Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (протокол от 19-20 октября 2017 года N 67), "Грузовые вагоны железных дорог колеи 1520 мм. Руководство по деповскому ремонту", "Общее руководство по ремонту тормозного оборудования вагонов" N 732-ЦВ-ЦЛ, утвержденных на 54 Совете по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, "Инструкция по ремонту и обслуживанию автосцепного устройства подвижного состава железных дорог", утвержденная на 53 Совете по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества и иными действующими нормативными документами МПС России и документами Заказчика.
Согласно п. 9.8. договора подрядчик несет ответственность за определение необходимого вида ремонта для колесных пар.
Подрядчиком осуществлен средний ремонт колесных пар N N 5-82527-1977, 39-321001-1981, что подтверждают подписанные акты выполненных работ N5610 от 17.11.2020, 6029 от 30.11.2020.
В ходе проведения ремонта АО "ВРК-2" был неправильно выбран способ ремонта колесных пар, тем самым ответчик нарушил условия договора и требования законодательства.
Поскольку ответчиком был неправильно выбран способ ремонта колесных пар, а именно был проведен средний ремонт спорных колесных пар вместо регламентированного текущего ремонта, истец возместил разницу между стоимостью среднего и текущего ремонтов колесных пар собственнику. Несение истцом расходов по возмещению убытков подтверждено инкассовым поручением N 116 от 18.11.2021.
Наличие причинно-следственной связи между возникшими убытками ввиду неправомерного среднего ремонта колесных пар и расходами на возмещение разницы в стоимости среднего и текущего ремонта колесных пар состоит в том, что если бы ответчиком был проведен регламентированный текущий ремонт, то у истца не возникли бы расходы на возмещение разницы между ремонтами собственнику.
Таким образом, совокупность условий для применения меры гражданско-правовой ответственности как возмещение убытков истцом доказано.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции необоснованно принял в качестве преюдициального судебный акт по делу N А40-141466/2021, поскольку ответчик не был участником данного дела, подлежат отклонению.
Факты, которые входили в предмет доказывания, были исследованы и затем отражены в судебных актах по ранее рассмотренному делу, приобретают качество достоверности и не подлежат переоценке до тех пор, пока не отменены или не изменены такие судебные акты. Преюдициальность предусматривает не только отсутствие необходимости повторно доказывать установленные в судебном акте факты, но и запрет на их опровержение.
Таким образом, поскольку ответчик в отсутствие оснований, предусмотренных договором на выполнение текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов, произвел средний (более технически сложный и дорогой вид ремонта), а не текущий ремонт вагонов, что привело к несению им убытков в виде разницы между стоимостью среднего и текущего ремонтов колесных пар вагонов, то суд первой инстанции верно установил, что данные убытки подлежат возмещению.
Указанное согласуется с правовой позицией Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Верховный суд Российской Федерации в определении N 305-ЭС19-4081 от 16.04.2019
При этом следует указать и о том, что факт оплаты ремонта не может свидетельствовать о согласии с проведением более дорогостоящего среднего ремонта колесных пар и не лишает заказчика права на предъявление иска, связанного с этим ремонтом.
В этой связи оснований для применения к спорным правоотношениям принципа эстоппель не имеется.
В целом доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводов суда, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно, нарушение норм материального и процессуального права, повлекшее вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.10.2022 по делу N А76-16767/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Вагонная ремонтная компания-2" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.В. Лукьянова |
Судьи |
О.Е.Бабина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-16767/2022
Истец: ОАО "РЖД"
Ответчик: АО "ВАГОННАЯ РЕМОНТНАЯ КОМПАНИЯ - 2"
Третье лицо: ОАО "Российские Железные Дороги", ООО "Транспортные технологии"