город Томск |
|
24 января 2023 г. |
Дело N А03-10095/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.01.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.01.2023.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Аюшева Д.Н.,
судей: Назарова А.В.,
Чикашовой О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кирсановым В.С., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (N 07АП-1082/2022(2) общества с ограниченной ответственностью "Барнаульский водоканал" на решение от 02.11.2022 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-10095/2021 (судья Ситникова И.В.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Барнаульский водоканал" (656037, Алтайский край, Барнаул город, Калинина проспект, 116, ОГРН 1042201872800, ИНН 2221064060)
к федеральному казенному учреждению "Лечебное исправительное учреждение N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю" (656023, Алтайский край, Барнаул город, Заводской 9-й проезд, дом 44, ОГРН 1022201390166, ИНН 2223031158)
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
от истца: Скорых Е.А., доверенность от 01.01.2023,
от ответчика: без участия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Барнаульский водоканал" (далее - общество, водоканал, ООО "Барнаульский водоканал") обратилось к федеральному казенному учреждению "Лечебное исправительное учреждение N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю" (далее - ответчик, учреждение, абонент) с иском о взыскании задолженности, уточненным в порядке статьи АПК РФ о взыскании 191251 руб. 88 коп задолженности по государственному контракту водоотведения N3015/618 от 20.11.2019 за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов по составу сточных вод за период с марта по апрель 2021 года.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 14.12.2021, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2022, иск удовлетворен в полном объеме, с ФКУ "ЛИУ N 1 УФСИН России по Алтайскому краю" в пользу ООО "Барнаульский водоканал" взыскана задолженность в размере 191 251 руб. 88 коп.
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.06.2022 решение Арбитражного суда Алтайского края от 14.12.2021 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2022 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Алтайского края.
При этом суд кассационной инстанции указал на то, что не принято во внимание существо применяемого в расчетах между сторонами декларируемого состава сбрасываемых сточных вод, являющего собой, в том числе опровержимую презумпцию. В целях установления обстоятельств, свидетельствующих об опровержении данной презумпции, следует учитывать также поведение сторон энергетического правоотношения. При осуществлении последовательной хозяйственной деятельности подобное изменение не является обычным, однако водоканал, являющийся профессиональным участником отношений по водоснабжению, принимая корректировочную декларацию, не усомнился в представленных сведениях, в связи с чем, судам следовало поставить на обсуждение сторон вопрос относительно причин такого изменения, оценить их поведение на предмет добросовестности. При этом в целях проверки обоснованности столь значимого изменения декларируемой величины загрязняющего вещества суды могли принять во внимание результаты контроля, осуществленного водоканалом за иные периоды, особенности осуществляемой учреждением деятельности и т.п. Подобные обстоятельства, в том числе свидетельствуют о возможном указании абонентом недостоверных значений концентрации сбрасываемых вредных веществ, что также может быть учтено в целях опровержения презумпции, установленной ранее поданной декларацией.
При новом рассмотрении дела, истец исковые требования в заявленном размере поддержал по тем же основаниям, как и при первоначальном рассмотрении дела.
Решением от 02.11.2022 Арбитражного суда Алтайского края в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением, ООО "Барнаульский водоканал" в апелляционной жалобе просит его отменить, требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование указано следующее: начисления за март и апрель 2021 г. произведены не в связи с изменением заявленных абонентом в первичной декларации концентраций, а как следствие изменения показателей допустимых нормативов в соответствии с Постановлением администрации города Барнаула от 25.02.2021 N 258 "Об утверждении нормативов состава сточных вод для объектов абонентов централизованной системы водоотведения города Барнаула" (далее - Постановление N 258) и несвоевременностью предоставления корректировочной декларации, проведенных в октябре 2021 г. и в августе 2022 г. не могут иметь отношение к заявленному спорному периоду и подтверждать наличие/отсутствие превышения фактических концентраций в отводимых сточных водах
Учреждение в отзыве просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда оставить без изменения как соответствующее законодательству.
Ответчик явку представителя в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не обеспечил.
Апелляционная жалоба в соответствии со статьей 156 АПК РФ рассмотрена в отсутствие представителя указанного лица.
В судебном заседании представитель истца поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам.
Выслушав представителя истца, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что между ООО "Барнаульский водоканал" (водоканал) и ФКУ "ЛИУ N 1 УФСИН России по Алтайскому краю" (абонент) подписан государственный контракт на водоотведение N 3018/618 от 20.11.2019 (далее - контракт).
На основании пункта 1.1 контракта водоканал обязуется осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему сточных и нормативы водоотведения по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, лимиты на сброс загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим контрактом, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Согласно пунктам 3.4, 3.6 контракта абонент оплачивает водоканалу дополнительно к стоимости принятых сточных вод в том числе, за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением абонентом нормативов по объему и составу отводимых в централизованной системе водоотведения (далее - ЦСВ) сточных вод, которые оплачиваются абонентом в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Ответчик осуществляет сброс сточных вод в централизованную систему канализации, которой владеет истец.
В соответствии с пунктом 4.3.18. обязанностью абонента является подача декларации о составе и свойствах сточных вод и уведомлении водоканала в случае нарушения этой декларации. Учреждением представлена декларация на период действия с 01.01.2021 по 31.12.2021, принятая на контроль ООО "Барнаульский водоканал" 02.11.2020 (т.1 л.д. 35).
В декларации заявлены показатели свойств сточных вод, отводимых (планируемых к отведению) абонентом в централизованную систему водоотведения: алюминий - 1,4 мл/дм3; аммоний ион - 148 мл/дм3; СПАВ неионогенные - 10 мл/дм3; сульфат-ион - 119 мл/дм3; фосфаты - 3,4 мл/дм3; хлорид-ион - 292 мл/дм3; цинк - 0,16 мл/дм3; железо -1,1 мл/дм3, то есть не превышающие на момент подачи декларации показатели, установленные в постановлении администрации г. Барнаула N 1236 от 22.06.2016.
Постановлением администрации города Барнаула от 25.02.2021 N 258 "Об утверждении нормативов состава сточных вод для объектов абонентов централизованной системы водоотведения города Барнаула" (далее - Постановление N 258) утверждены новые нормативы состава сточных вод, старые нормативы утратили свою силу с 01.03.2021.
Ссылаясь на сброс загрязняющих веществ в период с марта по апрель 2021 года сверх установленных Постановлением N 258 нормативов по составу сточных вод, истец произвел начисление по формулам, приведенным в пункте 197, 199 Правил N 644.
Неисполнение требования об оплате задолженности, выраженного в претензии, послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для начисления задолженности.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
В силу части 10 статьи 7 Закона о водоснабжении в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу ЦСВ, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в ЦСВ, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в ЦСВ, предусмотренным приложением N 3 к Правилам N 644 (пункт 114 Правил N 644).
В соответствии с пунктом 111 Правил N 644 абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в ЦСВ, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу ЦСВ (в том числе ее отдельных объектов).
Пунктом 124 Правил N 644 регламентировано, что в целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов абонентов, а также иные абоненты, имеющие самостоятельные выпуски в ЦСВ, среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов которых составляет более 30 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам, обязаны подавать в организацию водопроводно-канализационного хозяйства декларацию.
Из содержания пунктов 125, 128 Правил N 644 следует, что декларация содержит фактические концентрации загрязняющих веществ в сточных водах и фактические показатели свойств сточных вод, отводимых (планируемых к отведению) абонентом в централизованную систему водоотведения, характеризует состав и свойства сточных вод, которые абонент отводит в централизованную систему водоотведения и параметры которых обязуется соблюдать в течение срока действия декларации, составляющий не менее одного года Согласно пункту 194 Правил N 644 в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в ЦСВ, содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.
В Пункте 195 Правил N 644 предусмотрено, что расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, а в случаях непредставления декларации и случаях, предусмотренных пунктами 130 - 130(3) и 198 названных Правил, - на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение.
Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета.
Согласно п. 130(3) Правил N 644 в течение 3-х месяцев с даты опубликования в установленном порядке нормативного правового акта органа местного самоуправления городского поселения, городского округа или муниципального района (для городов федерального значения (в случае, если законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения полномочия по установлению нормативов состава сточных вод не отнесены к перечню вопросов местного значения) и в случае перераспределения полномочия по установлению нормативов состава сточных вод между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 6.1 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" - органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации) (далее - орган, уполномоченный на установление нормативов состава сточных вод) об установлении или корректировке нормативов состава сточных вод (в части изменения перечня загрязняющих веществ, в отношении которых установлены нормативы состава сточных вод) абонентом вносятся соответствующие изменения в декларацию в части изменения перечня загрязняющих веществ, в отношении которых в декларации указаны фактические концентрации загрязняющих веществ, и подать измененную декларацию в организацию водопроводно-канализационного хозяйства. В случае если измененная декларация не была подана в организацию водопроводно-канализационного хозяйства, декларация прекращает действие по истечении 3 месяцев со дня опубликования в установленном порядке нормативного правового акта органа, уполномоченного на установление нормативов состава сточных вод, об установлении или корректировке нормативов состава сточных вод.
В данном пункте прямо указывается, что абонентом вносятся соответствующие изменения в декларацию в части изменения перечня веществ после утверждения нормативов состава сточных вод, то есть в случае, если у абонента на момент утверждения НССВ уже имелась декларация, то он обязан в уже имеющуюся декларацию (в перечень) внести соответствующие изменения в течение 3 месяцев и только по истечении этих 3 месяцев, в случае если абонент не внес изменения, декларация прекращает свое действие.
Постановление администрации города Барнаула от 25.02.2021 N 258 "Об утверждении нормативов состава сточных вод для объектов абонентов централизованной системы водоотведения города Барнаула" опубликовано в Газете "Вечерний Барнаул" N 27 - 27.02.2021.
Соответственно первичная декларация (т.1 л.д. 35) о составе и свойствах сточных вод истца действовала по 27.05.2021 включительно и подлежала применению с нормативами, установленные постановлением администрации г. Барнаула N 1236 от 22.06.2016 в течение трех месяцев со дня опубликования нового нормативного правового акта, если абонентом не внесены в нее изменения ранее.
Иной расчет платы может производится исключительно по результатам отбора проб сточных вод в соответствии с пунктами 130(1) Правил N 644.
При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункты 3, 4 статьи 1 ГК РФ).
Пунктом 3 статьи 307 ГК РФ в развитие общегражданского принципа добросовестности реализации гражданских прав (статьи 1, 10 ГК РФ) предусмотрено, что при установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.
Ответчик, действуя добросовестно, в рамках действующего законодательства представил в установленный 3-х месячный срок корректировочную декларацию 14 мая 2021 года с указанием распространения периода действия с 01.05.2021 по 31.12.2021, водоканалом действие корректировочной декларации признано с 01.05.2021.
В ситуации изменения установленных нормативов, осуществление расчета платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод на основании результатов проведенного организацией водопроводно-канализационного хозяйства контроля состава и свойств сточных вод осуществляется по истечении трехмесячного срока, отведенного на подачу измененной декларации. В пределах данного срока расчет платы производится на основании ранее поданной декларации.
Соответственно, в данном случае (до 01.05.2021) действовала первичная декларация (т.1 л.д. 35) с нормативами, установленными постановлении администрации г. Барнаула N 1236 от 22.06.2016 и расчет платы производится на основании ранее поданной декларации. Таким образом, начисление платы за март-апрель 2021 года согласно вновь утвержденным нормативам с учетом значений, указанных в декларации от 02.11.2020 необоснованно, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Основания для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 02.11.2022 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-10095/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Барнаульский водоканал" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
Д.Н. Аюшев |
Судьи |
А.В. Назаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-10095/2021
Истец: ООО "Барнаульский водоканал"
Ответчик: ФКУ "Лечебное исправительное учреждение N 1" УФСИН России по АК
Хронология рассмотрения дела:
03.05.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3142/2022
24.01.2023 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1082/2022
02.11.2022 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-10095/2021
28.06.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3142/2022
24.03.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1082/2022
14.12.2021 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-10095/2021