г. Пермь |
|
25 января 2023 г. |
Дело N А60-21559/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2023 года.
Постановление в полном объёме изготовлено 25 января 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лихачевой А.Н.,
судей Назаровой В.Ю., Яринского С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Шималиной Т.В., при участии от истца: Чуракова С.С. по доверенности от 16.01.2023, диплом, паспорт;
от ответчика, третьего лица представители не явились (извещены);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца - муниципального унитарного предприятия Артемовского городского округа "Управляющая Компания "Наш Дом"
на решение Арбитракжного суда Свердловской области
от 25 октября 2022 года,
по делу N А60-21559/2022
по иску муниципального унитарного предприятия Артемовского городского округа "Управляющая Компания "Наш Дом" (ИНН 6677010413,ОГРН 1176658037797)
к государственному автономному учреждению здравоохранения Свердловской области "Артемовская центральная районная больница" (ИНН 6602007519, ОГРН 1026600581215),
третье лицо: муниципальное унитарное предприятие Артемовского городского округа "Прогресс" (ОГРН 1126677002275, ИНН 6677002412).
о взыскании долга по внесению платы за содержание общего имущества в МКД, неустойки,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие Артемовского городского округа "Управляющая Компания "Наш Дом" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к Государственному автономному учреждению здравоохранения Свердловской области "Артемовская центральная районная больница" о взыскании 270 372 руб. 93 коп. долга по внесению платы за содержание общего имущества в МКД, 132 330 руб. 27 коп. неустойки, начисленной в соответствии с п.14 ст.155 ЖК РФ, за период просрочки с 11.07.2018 по 01.05.2022, с последующим начислением неустойки по день фактической оплаты долга.
На основании ч. 1 ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с тем, что судебный акт, которым заканчивается рассмотрение настоящего дела, может повлиять на права и охраняемые законом интересы МУНИЦИПАЛЬНОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ АРТЕМОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ПРОГРЕСС" (ОГРН: 1126677002275, ИНН: 6677002412), суд первой инстанции посчитал необходимым привлечь его к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 25 октября 2022 года (резолютивная часть от 18.10.2022) в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, истец обратился в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт; взыскать с ответчика 270 372,93 рубля долга по оплате услуг за содержание и ремонт общего имущества, оказанных в период с 16 мая 2018 по 31.08.2021, 132 330,27 рублей неустойки, начисленной за период просрочки с 11.07.2018 по 01.05.2022 в соответствии с п.14 ст.155 Жилищного кодекса РФ.
По мнению истца, суд первой инстанции необоснованно, без учета сложившейся судебной практики и обстоятельств дела, указал на то, что истец, являясь управляющей организацией МКД, должен доказать, что осуществлял ремонт и содержание общего имущества МКД и понес соответствующие затраты; ссылается на то, что расчет стоимости услуг (платы за содержание общего имущества в МКД) произведен правомерно, исходя занимаемой ответчиком площади помещения и соответствующих ставок платы за содержание общего имущества, установленных органом местного управления.
Истец не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что ГАУЗ СО "Артемовская ЦРБ" в спорный период самостоятельно несла расходы по содержанию здания, поскольку все работы, которые указаны в решении суда, выполнены в отношении имущества, которое использует сам ответчик и его посетители, данное имущество не имеет отношения к общему имуществу собственников помещений в МКД, и не может служить основанием для освобождения ответчика от внесения платы за содержание общего имущества МКД; поясняет, что истцом произведен отдельный анализ по каждому виду работ, произведенному ответчиком, с указанием основания, по которому данный вид работ не относится к работам, выполненным в отношении общего имущества МКД.
Истец также поясняет, что вопреки выводам суда первой инстанции, расходы по статье на тепловую энергию по ОДПУ, в том числе за места общего пользования, требование ответчику в данном иске не предъявлено, начисление платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании мест общего пользования, производит РСО; делая акцент на выполнение работ по предписания Главного управления МЧС России по СО N 236/1/1 об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности в отношении ответчика ГАУЗ СО "Артемовская ЦРБ" (расходы по обработке крыши противопожарной пропиткой), суд первой инстанции не учитывает, что такая обязанность в рамках содержания общего имущества МКД (крыши) у УК отсутствует, т.к. данный перечень работ не входит в минимальный перечень услуг, обработка крыши противопожарной пропиткой предусмотрена лишь в отношении медицинских учреждений, которым является ответчик, несение этих расходов не входит в состав установленного размера платы (тарифа) и не может быть возложено на собственников помещений в МКД; несение собственником расходов по содержанию своего имущества, не освобождает ответчика от внесения платы за содержание общего имущества МКД.
В связи с изложенным истец полагает, что его требование о взыскании с ответчика задолженности в сумме 270 372,93 руб. за период с 16.05.2018 по 31.08.2021 заявлено правомерно, является обоснованным, а также настаивает на взыскании законной неустойки в соответствии с п.14 ст.155 ЖК РФ, начисленной за период с 11.07.2018 по 01.05.2022, в сумме 132 330,27 рублей.
Отзыв на апелляционную жалобу истца ответчиком, третьим лицом не представлен (ст.131,262,9 АПК РФ).
Ответчиком, третьим лицом явка представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечена, что рассмотрению апелляционной жалобы не препятствует (ст.123,156 АПК РФ).
Представителем истца в судебном заседании поддержаны доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и указал истец, МУП АГО "УК "Наш Дом" является управляющей организацией многоквартирного дома N 3 по улице Черемушки в поселке Сосновый Бор Артемовского района.
В многоквартирном доме N 3 по улице Черемушки в поселке Сосновый Бор Артемовского района расположено нежилое помещение общей площадью 625,4 метра квадратных принадлежащее на праве оперативного управления ответчику, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 02.09.2021.
По расчету истца, ответчик имеет задолженность по внесению платы за содержание и ремонт общего имущества МКД на 10.09.2021 года за период с 16.05.2018 года по 31.08.2021 года в размере 270 372,93 рублей.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим исковым заявлением о взыскании долга и неустойки.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, признал требования истца к ответчику не подлежащими удовлетворению, поскольку пришел к выводу о том, что документы, представленные истцом в обоснование заявленных требований, не подтверждают факт оказания истцом услуг по содержанию и ремонту именно общего имущества и не позволяют установить размер понесенных обществом затрат на его содержание.
При этом суд первой инстанции указал на то, что ГАУЗ СО "Артемовская ЦРБ" самостоятельно несла расходы по содержанию здания, выполняя следующие работы:
28.02.2018 г. - вывоз ЖБО (в соответствии с договором N 104 от 01.03.2018 г., на основании акта N 000400 от 28.02.2018 г., выполнены работы на сумму 8599,97 руб. за февраль 2018 г.).
В марте 2018 года были произведены следующие работы: 22.03.2018 г. - замена электрических розеток (на основании журнала трехступенчатого контроля); 22.03.2018 г. - замена патрона (на основании журнала трехступенчатого контроля); -22.03.2018 г. - замена люминисцентной лампы (на основании журнала трехступенчатого контроля); 22.03.2018 г. - установка выключателя (на основании журнала трехступенчатого контроля); 31.03.2018 г. - вывоз ЖБО (в соответствии с договором N 104 от 01.03.2018 г., на основании акта N 000532 от 31.03.2018 г., выполнены работы на сумму 7296,94 руб. за март 2018 г.).
В апреле 2018 года были произведены следующие работы: 13.04.2018 г. - замена дверного замка (на основании журнала трехступенчатого контроля); 13.04.2018 - замена рейки входной двери (на основании журнала трехступенчатого контроля); -13.04.2018 г. - замена электрической лампочки (на основании журнала трехступенчатого контроля); -19.04.2018 г. - замена смесителей (на основании журнала трехступенчатого контроля); -30.04.2018 г. - вывоз ЖБО (в соответствии с договором N 104 от 01.03.2018 г., на основании акта N 000643 от 30.04.2018 г., выполнены работы на сумму 8860,57 руб. за апрель 2018 г.).
В мае 2018 года были выполнены следующие работы: -09.05.2018 г. - побелка фундамента известью (на основании журнала трехступенчатого контроля); 17.05.2018 г. - ремонт вытяжки (на основании журнала трехступенчатого контроля); 23.05.2018 г. - ремонт бочка (на основании журнала трехступенчатого контроля); 23.05.2018 г. - замена дверного замка (на основании журнала трехступенчатого контроля); 23.05.2018 г. - устранение неполадки подачи воды (на основании журнала трехступенчатого контроля); 31.05.2018 г. - вывоз ЖБО (в соответствии с договором N 104 от 01.03.2018 г., на основании акта N 000798 от 31.05.2018 г., выполнены работы на сумму 2606,05 руб. за май 2018 г.).
В июне 2018 года были выполнены следующие работы: 27.06.2018 г. - скошена трава на территории ОВП (на основании журнала трехступенчатого контроля); 30.06.2018 г. - вывоз ЖБО (в соответствии с договором N 104 от 01.03.2018 г., на основании акта N 000926 от 30.06.2018 г., выполнены работы на сумму 10424,20 руб. за июнь 2018 г.).
В июле 2018 года были выполнены следующие работы: 04.07.2018 г. - замена светильника (на основании журнала трехступенчатого контроля); 11.07.2018 г. - замена кафельной плитки (на основании журнала трехступенчатого контроля); 11.07.2018 г. - замена электрических ламп (на основании журнала трехступенчатого контроля); 24.07.2018 г. - скошена трава на территории ОВП (на основании журнала трехступенчатого контроля); 31.07.2018 г. - вывоз ЖБО (в соответствии с договором N 104 от 01.03.2018 г., на основании акта N 000977 от 31.07.2018 г., выполнены работы на сумму 8339,36 руб. за июль 2018 г.).
В августе 2018 года были выполнены следующие работы: 02.08.2018 г. - замена смесителей (на основании журнала трехступенчатого контроля); 08.08.2018 г. - ремонт забора на территории ОВП (на основании журнала трехступенчатого контроля); 08.08.2018 г. - замена электрических ламп (на основании журнала трехступенчатого контроля); - 09.08.2018 г. - ремонт электрической проводки в подвале (на основании журнала трехступенчатого контроля); 16.08.2018 г. - скошена трава на территории ОВП (на основании журнала трехступенчатого контроля); 31.10.2018 г. - вывоз ЖБО (в соответствии с договором N 6/КУ от 10.09.2018 г., на основании акта N 001106 от 31.08.2018 г., выполнены работы на сумму 9902,99 руб. за август 2018 г.).
В октябре - декабре 2018 года были выполнены следующие работы: вывоз ЖБО (в соответствии с договором N 6/КУ от 10.09.2018 г., на основании счета N 883 от 31.10.2018 г., выполнены работы на сумму 1563,63 руб. за октябрь 2018 г.); уборка снега на территории ОВП (на основании журнала трехступенчатого контроля).
В январе - марте 2019 года были выполнены следующие работы: вывоз ЖБО (в соответствии с договором N 6/КУ от 10.09.2018 г., на основании счета N 883 от 31.10.2018 г., выполнены работы на сумму 1563,63 руб. за октябрь 2018 г.): уборка снега на территории ОВП (на основании журнала трехступенчатого контроля); 28.02.2019 г. - замена электрических ламп в коридорах в количестве 13 шт. (на основании журнала трехступенчатого контроля).
В мае-августе 2019 года были выполнены следующие работы:- 05.06.2019 г. - скошена трава на территории ОВП (на основании журнала трехступенчатого контроля).
В сентябре 2019 года были выполнены следующие работы:-30.09.2019 г. - вывоз ЖБО (в соответствии с договором N 15/19 от 01.07.2019 г., на основании актаN 186 от 31.10.2019 г., выполнены работы на сумму 1260,00 руб. за сентябрь 2019 г.).
В октябре 2019 года были выполнены следующие работы: 09.10.2019 г. - замена электрических ламп (на основании журнала трехступенчатого контроля); 31.10.2019 г. - вывоз ЖБО (в соответствии с договором N 15/19 от 01.07.2019 г., на основании акта N 279 от 31.10.2019 г., выполнены работы на сумму 2100,00 руб за октябрь 2019 г.).
В ноябре 2019 года были выполнены следующие работы:- 28.11.2019 г. - уборка снега на территории ОВП (на основании журнала трехступенчатого контроля и должностной инструкции от 01.10.2018 г.).
В декабре 2019 года были выполнены следующие работы: - 03.12.2019 г. - замена электрических ламп (на основании журнала трехступенчатого контроля); -18.12.2019 г. - уборка снега на территории ОВП (на основании журнала трехступенчатого контроля и должностной инструкции от 01.10.2018 г.); -24.12.2019 г. - чистка канализации (на основании журнала трехступенчатого контроля).
В январе 2020 года были выполнены следующие работы: 13.01.2022 г. - уборка снега на территории ОВП (на основании журнала трехступенчатого контроля и должностной инструкции от 01.10.2018 г.); 20.01.2022 г. - замена электрических лампочек (на основании журнала трехступенчатого контроля).
В феврале 2020 года были выполнены следующие работы: 04.02.2020 г. - уборка снега на территории ОВП (на основании журнала трехступенчатого контроля и должностной инструкции от 01.10.2018 г.); 29.02.2020 г. - вывоз ЖБО (в соответствии с договором N 14/20 от 14.02.2020 г., на основании акта N 67 от 29.02.2020 г., выполнены работы на сумму 1680,00 руб, за февраль 2020 г.).
В марте 2020 года были выполнены следующие работы:-26.03.2020 г. - чистка наледи и посыпка от гололеда (на основании журнала трехступенчатого контроля и должностной инструкции от 01.10.2018 г.).
В апреле 2020 года были выполнены следующие работы: 02.04.2020 г. - ремонт бочка в туалете (на основании журнала трехступенчатого контроля);
23.04.2020 г. - чистка канализации (на основании журнала трехступенчатого контроля);- 30.04.2020 г. - уборка территории (субботник), побелка фундамента, затирка раствором микротрещин на здании (на основании журнала трехступенчатого контроля и должностной инструкции от 01.10.2018 г.); -30.04.2020 г. - вывоз ЖБО (в соответствии с договором N 14/20 от 14.02.2020 г., на основании акта N 233 от 30.04.2020 г., выполнены работы на сумму 1680,00 руб. за апрель 2020 г.).
В мае 2020 года были выполнены следующие работы: 13.05.2020 г. - замена шпингалета на окне (на основании журнала трехступенчатого контроля); 31.05.2020 г. - вывоз ЖБО (в соответствии с договором N 14/20 от 14.02.2020 г., на основании акта N 290 от 31.05.2020 г., выполнены работы на сумму 1680,00 руб. за май 2020 г.).
В июне 2020 года были выполнены следующие работы:-10.06.2020 г. - скошена трава на территории ОВП (на основании журнала трехступенчатого контроля);-30.06.2020 г. - вывоз ЖБО (в соответствии с договором N 14/20 от 14.02.2020 г., на основании акта N 323 от 30.06.2020 г., выполнены работы на сумму 4620,00 руб. за июнь 2020 г.).
В июле 2020 года были выполнены следующие работы: 02.07.2020 г. - замена электрической лампочки (на основании журнала трехступенчатого контроля); 31.07.2020 г. - скошена трава на территории ОВП (на основании журнала трехступенчатого контроля).
В августе 2020 года были выполнены следующие работы:-31.08.2020 г. - вывоз ЖБО (в соответствии с договором N 14/20 от 14.02.2020 г., на основании акта N 393 от 31.08.2020 г., выполнены работы на сумму 5040,00 руб. за август 2020 г.).
В сентябре 2020 года были выполнены следующие работы: - 09.09.2020 г. - скошена трава на территории ОВП (на основании журнала трехступенчатого контроля).
В октябре 2020 года были выполнены следующие работы: - 30.10.2020 г. - вывоз ЖБО (в соответствии с договором N 14/20 от 14.02.2020 г., на основании акта N 440 от 30.10.2020 г., выполнены работы на сумму 1680,00 руб. за август 2020 г.).
В ноябре 2020 года были выполнены следующие работы:- 25.11.2020 г. - замена труб в системе отопления (на основании журнала трехступенчатого контроля).
В декабре 2020 года были выполнены следующие работы:- 23.12.2020 г. - уборка снега на территории ОВП (на основании журнала трехступенчатого контроля и должностной инструкции от 01.10.2018 г.).
В январе 2021 года были выполнены следующие работы:-11.01.2021 г. - уборка снега на территории ОВП (на основании журнала трехступенчатого контроля и должностной инструкции от 01.10.2018 г.).
В феврале 2021 года были выполнены следующие работы: - 10.02.2021 г. - замена стартеров в количестве 10 шт. (на основании журнала трехступенчатого контроля).
В марте 2021 года были выполнены следующие работы: 16.03.2021 г. установка доводчика на входную дверь (на основании журнала трехступенчатого контроля); 25.03.2021 г. - чистка наледи и посыпка от гололеда (на основании журнала трехступенчатого контроля и должностной инструкции от 01.10.2018 г.).
В апреле 2021 года были выполнены следующие работы: 06.04.2021 г. - замена смесителя (на основании журнала трехступенчатого контроля); 29.04.2021 г. - уборка территории (субботник), побелка фундамента (на основании журнала трехступенчатого контроля и должностной инструкции от 01.10.2018 г.);- 30.04.2021 г. - монтаж таблички "Режим работы" на входе (на основании журнала трехступенчатого контроля);- 30.04.2021 г. - вывоз ЖБО (в соответствии с договором N 6Б/21 от 18.01.2021 г., на основании акта N 203 от 30.04.2021 г., выполнены работы на сумму 1260,00 руб. за апрель 2021 г.).
В мае 2021 года были выполнены следующие работы:-18.05.2021 г.- установка светодиодных светильников в количестве 16 шт. (на основании журнала трехступенчатого контроля).
В июне 2021 года были выполнены следующие работы:-22.06.2021 г. - скошена трава на территории ОВП (на основании журнала трехступенчатого контроля).
В июле 2021 года были выполнены следующие работы: 02.07.2021 г. - замена электрических лампочек (на основании журнала трехступенчатого контроля); 27.07.2021 г. - скошена трава на территории ОВП (на основании журнала трехступенчатого контроля).
В августе 2021 года были выполнены следующие работы:- 11.08.2021 г. - установка светодиодных светильников на территории (на основании журнала трехступенчатого контроля).
В сентябре 2021 года были выполнены следующие работы: - 13.09.2021 г. - ремонт системы канализации (на основании журнала трехступенчатого контроля).
В ноябре 2021 года были выполнены следующие работы:-19.11.2021 г. - замена электрических лампочек в количестве 5 шт. (на основании журнала трехступенчатого контроля).
В декабре 2021 года были выполнены следующие работы:- 01.12.2021 г. - уборка снега на территории ОВП (на основании должностной инструкции от 01.10.2018 г.); 28.01.2021 г. замена электрических лампочек в количестве 7 шт. (на основании журнала трехступенчатого контроля); 31.12.2021 г. - вывоз ЖБО (в соответствии с договором N 6Б/21 от 18.01.2021 г., на основании акта N 517 от 31.12.2021 г., выполнены работы на сумму 1680,00 руб. за декабрь 2021 г.).
В январе 2022 года были выполнены следующие работы: 10.01.2022 г. - уборка снега на территории ОВП (на основании должностной инструкции от 01.10.2018 г.); 31.01.2022 г. - вывоз ЖБО (в соответствии с договором N 6Б/22 от 01.01.2022 г., на основании акта N 30 от 31.01.2022 г., выполнены работы на сумму 1680,00 руб за январь 2022 г.).
В феврале 2022 года были выполнены следующие работы: -28.02.2022 г. - вывоз ЖБО (в соответствии с договором N 6Б/22 от 01.01.2022 г., на основании акта N 65 от 28.02.2022 г., выполнены работы на сумму 3360,00 руб. за февраль 2022 г.).
В апреле 2022 года были выполнены следующие работы:- 14.04.2022 г. - замена стальной трубы в системе отопления (на основании журнала трехступенчатого контроля); 15.04.2022 г. - замена смесителя (на основании журнала трехступенчатого контроля); 30.04.2022 г. - вывоз ЖБО (в соответствии с договором N 6Б/22 от 01.01.2022 г., на основании акта N 107 от 30.04.2022 г., выполнены работы на сумму 1680,00 руб. за апрель 2022 г.).
В мае 2022 года были выполнены следующие работы:-24.05.2022 г. - скошена трава на территории ОВП (на основании журнала трехступенчатого контроля).
В июне 2022 года были выполнены следующие работы:20.06.2022 г. - скошена трава на территории ОВП (на основании журнала трехступенчатого контроля); 27.06.2022 г. - вывоз ЖБО (в соответствии с договором N 6Б/22 от 01.01.2022 г., на основании акта N 198 от 27.06.2022 г., выполнены работы на сумму 3360,00 руб. за июнь 2022 г.).
В июле 2022 года были выполнены следующие работы: - 26.07.2022 г. - скошена трава на территории ОВП (на основании журнала трехступенчатого контроля).
Помимо изложенного суд первой инстанции также указал на то, что ответчик понес расходы на тепловую энергию по ОДПУ за все помещение, в том числе за места общего пользования, а также на то, что Главным управлением МЧС России по Свердловской области вынесено предписание N 236/1/1 об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности в отношении ответчика ГАУЗ СО "Артемовская ЦРБ" в отношении общего имущества; несение расходов по управлению домом в заявленный период истцом не доказано.
Исходя из изложенных обстоятельств и документов, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответчиком представлены доказательства самостоятельного несения расходов по содержанию общего имущества, а истцом не доказано наличие права на взыскиваемую сумму, в связи с этим в иске отказано.
Исследовав материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы истца, суд апелляционной инстанции считает, что доводы апелляционной жалобы истца являются обоснованными в связи со следующими обстоятельствами, которые не учтены судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п.1 ст.296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества, и если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Право оперативного управления наряду с правом собственности имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию и ремонту имущества.
Согласно статье 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно п. 1, 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации в структуру платы за жилое помещение для собственника помещения в многоквартирном доме входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Аналогичные нормы содержатся в пунктах 28, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно пункту 31 Правил N 491 размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений, независимо от того, жилое это или нежилое помещение и в чьей собственности оно находится.
Согласно части 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Согласно пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Таким образом, собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества в размере, определяемом соотношением площадей жилого дома и нежилого помещения.
При этом отсутствие заключенного с организацией, оказывающей услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, соответствующего договора либо признание его незаключенным, недействительным, не освобождает собственника помещения от обязанности возместить управляющей организации затраты, понесенные на ремонт и содержание общего имущества.
В соответствии с произведенными истцом расчетами, у ответчика за период с 16.05.2018 года по 31.08.2021 года имеется задолженность по внесению платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД по адресу: N 3 по улице Черемушки в поселке Сосновый Бор Артемовского района в сумме 270 372,93 рублей.
Как следует из материалов дела и ответчиком не оспаривается в многоквартирном доме N 3 по улице Черемушки в поселке Сосновый Бор Артемовского района расположено нежилое помещение общей площадью 625,4 метра квадратных, принадлежащее на праве оперативного управления ответчику, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 02.09.2021.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (статья 310 ГК РФ). В силу статьи 408 ГК РФ надлежащее исполнение прекращает обязательство.
Обязанность по внесению платы возникает у собственника (законного владельца) помещения с момента возникновения права на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса (пункт 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Расчет стоимости расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома представляет собой простую арифметическую операцию умножения суммы установленного тарифа (платы) на площадь помещения и соответствующее число месяцев.
Как следует из пояснений истца, расчет стоимости услуг (платы за содержание общего имущества в МКД), подлежащей оплате ответчиком, произведен истцом, исходя занимаемой ответчиком на праве оперативного управления площади помещения и соответствующих ставок платы за содержание общего имущества, установленных органом местного управления, что соответствует материалам дела и приведенным нормам материального права.
Относимых доказательств внесения установленной платы за содержание общего имущества МКД ответчик не представил (ст.65,67,68,9 АПК РФ).
Таким образом, по мнению апелляционного суда, суд первой инстанции неправомерно отклонил требования истца по иску о взыскании долга по внесению платы за содержание общего имущества МКД, признав их необоснованными, поскольку приведенные ответчиком и судом в обжалованном решении расходы ответчика, вопреки позиции ответчика и выводам суда первой инстанции, таковыми не являются, на что обоснованно указал истец в своей апелляционной жалобе.
Исходя из произведенного анализа перечня работ и представленных в их обоснование документов, на которые ссылается ответчик, следует согласиться с доводами истца о том, что все работы, которые указаны в решении суда, выполнены в отношении имущества, которое использует сам ответчик и его посетители и которое не имеет отношения к общему имуществу собственников помещений в МКД (обратного из материалов дела не следует, ответчиком не доказано, ст.65,9 АПК РФ), т.е. указанные ответчиком обстоятельства не могут служить основанием для освобождения ответчика от внесения платы за содержание общего имущества МКД; позиция ответчика по иску опровергается основанными на материалах дела и нормах материального права пояснениями истца, которым произведен отдельный анализ по каждому виду работ, с указанием основания, по которому данный вид работ не относится к работам, выполненным в отношении общего имущества МКД.
Согласно положениям статьи 155 ЖК РФ плата за помещение вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за расчетным, если иной срок не установлен договором управления МКД.
В связи с допущенной ответчиком просрочкой по внесению платы, истец просит взыскать с ответчика 132 330,27 рублей неустойки, начисленной на основании ч.14 ст.155 ЖК РФ за период с 11.07.2018 - 01.05.2022.
Проверив расчет неустойки на соответствие материалам дела и положениям ст.155 ЖК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что данное требование истца подлежит частичному удовлетворению в сумме 123 439 руб.16 коп., с начислением неустойки на основании ч.14 ст.155 ЖК РФ за период с 11.07.2018 по 31.03.2022, в связи с применением моратория на начисление неустойки, установленного Постановлением Правительства РФ N 497 от 28.03.2022.
Согласно ч. 1 ст. 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права (ч. 2 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 1-4 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство оценивается арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что требования истца подлежат частичному удовлетворению, а именно, в пользу истца подлежит взысканию с ответчика 270 372 руб.93 коп. долга, 123 439 руб.16 коп. неустойки, начисленной за период с 11.08.2018 по 31.03.2022. В удовлетворении остальной части иска следует отказать.
Поскольку выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, приведенным нормам материального и процессуального права при оценке представленных в дело доказательств, обжалуемое истцом решение подлежит отмене на основании п.3,4 части 1 ст.270 АПК РФ, судебные расходы распределяются судом согласно положениям ст.110 АПК РФ, госпошлина по апелляционной жалобе истца относится на ответчика.
Руководствуясь статьями ст. 110,176, 258, 266-270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 25 октября 2022 года по делу N А60-21559/2022 отменить.
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области "Артемовская центральная районная больница" (ИНН 6602007519, ОГРН 1026600581215) в пользу муниципального унитарного предприятия Артемовского городского округа "Управляющая Компания "Наш Дом" (ИНН 6677010413, ОГРН 1176658037797) 270 372 руб.93 коп. долга, 123 439 руб.16 коп. неустойки, начисленной за период с 11.08.2018 по 31.03.2022. В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области "Артемовская центральная районная больница" (ИНН 6602007519, ОГРН 1026600581215) в доход федерального бюджета 10 811 рублей госпошлины по иску.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия Артемовского городского округа "Управляющая Компания "Наш Дом" (ИНН 6677010413, ОГРН 1176658037797) в доход федерального бюджета 244 руб. 00 коп. государственной пошлины по иску.
Взыскать с государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области "Артемовская центральная районная больница" (ИНН 6602007519, ОГРН 1026600581215) в пользу муниципального унитарного предприятия Артемовского городского округа "Управляющая Компания "Наш Дом" (ИНН 6677010413, ОГРН 1176658037797) 3 000 рублей в возмещение госпошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
А.Н. Лихачева |
Судьи |
В.Ю.Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-21559/2022
Истец: МУП АРТЕМОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ НАШ ДОМ
Ответчик: ГБУЗ "Артемовская центральная районная больница"
Третье лицо: МУП АРТЕМОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ПРОГРЕСС"