г. Владивосток |
|
25 января 2023 г. |
Дело N А24-4830/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 января 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.А. Бессчасной,
судей А.В. Пятковой, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н.Мамедовой
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Камчатского края апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Заозерный", апелляционное производство N 05АП-8337/2022
на решение от 21.11.2022
судьи Е.Ю.Лебедевой
по делу N А24-4830/2022 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Заозерный" (ИНН 4101192867, ОГРН 1204100002590)
к Министерству сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края (ИНН 4101121200, ОГРН 1084101000059)
о признании действий Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края по письму от 31.08.2022 исх. N 29.03/3772 в непринятии расходов в размере 14 693 835,19 руб. незаконными,
при участии:
от Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края: министр Черныш В.П. (лично), предъявлен паспорт; Кудиевская О.А. по доверенности от 09.01.2023, сроком действия до 31.12.2023, паспорт, диплом,
от общества с ограниченной ответственностью "Заозерный" - представитель не явился,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Заозерный" (далее - заявитель, ООО "Заозерный", общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании действий Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края (далее - заинтересованное лицо, Минсельхозпищепром Камчатского края, Министерство) по письму от 31.08.2022 исх. N 29.03/3772 в непринятии расходов в размере 14 693 835,19 руб. незаконными.
Решением суда от 21.11.2022 в удовлетворении требований общества отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 21.11.2022, общество просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований ООО "Заозерный". В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на предоставление в Министерство документов, предусмотренных Соглашением о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение затрат N 03/284 от 26.05.2022, заключенным между обществом и Министерством, подтверждающих расходы, связанные с производством реализованного и отгруженного на собственную переработку коровьего молока, в том числе дополнительное соглашение N 05/20 от 03.09.2022, непредставление которого явилось основанием для непринятия сумм, указанных в Отчете о достижении значений результатов предоставления субсидии..
Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края по тексту представленного в материалы дела отзыва на апелляционную жалобу, поступившего через канцелярию суда и в порядке статьи 262 АПК РФ приобщенного к материалам дела, поддержанного в судебном заседании его представителями, выразило несогласие с изложенными доводами жалобы, считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
ООО "Заозерный", надлежащим образом извещено о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечило, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
26.05.2022 между Министерством сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края и ООО "Заозерный" (Получатель) заключено соглашение N 03/284 о предоставлении из краевого бюджета субсидии юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (далее - Соглашение N03-284).
В соответствии с подпунктом 1.1.1 Соглашения предметом настоящего соглашения является предоставление из краевого бюджета в 2022 году субсидии в целях финансового обеспечения затрат Получателя, связанных с производством реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего молока.
Согласно пункту 2.1 Соглашения субсидия предоставляется Получателю на цели, указанные в разделе 1 настоящего соглашения, в общем размере 8 805 120 руб., в том числе в 2022 году 8 805 120 руб. по коду БК 807 0405 092 02 09990 813.
С сопроводительными письмами от 15.06.2022 вх. N 29/1762, от 15.07.2022 вх. N 29/2130, 29/2131, от 10.08.2022 вх. N 29/2440 ООО "Заозерный" направило в Минсельхозпищепром Камчатского края отчеты по субсидии на финансовое обеспечение затрат, связанных с производством реализованного и/или отгруженного на собственную переработку коровьего молока соответственно по состоянию на 01.06.2022, 01.07.2022, 01.08.2022, а также подтверждающие документы.
Письмом от 31.08.2022 N 29.03/3772 Минсельхозпищепром Камчатского края сообщило ООО "Заозерный", что по состоянию на 31.08.2022 общество не предоставило в составе Отчета о достижении значений результатов предоставления субсидии вышеуказанные договоры (дополнительные соглашения) с поставщиком АО "Камчатская мельница". По тексту письма Министерством указано на отсутствие возможности принять к учету суммы, указанные в отчетах о расходах ООО "Заозерный", по форме, установленной в приложении 3 к Соглашению, позволяющие подтвердить целевое использование средств субсидии. В соответствии с пунктом 4.2.4 раздела 4 Соглашения, а также в целях устранения нарушений условий и порядка предоставления субсидии, Министерство предложило обществу в срок до 05.09.2022 представить договоры (дополнительные соглашения) с поставщиком АО "Камчатская мельница". В случае предоставления вышеуказанных документов Министерство считает возможным принять к учету расходы, подтверждающие целевое использование средств субсидии в общем размере 5037886 тыс. руб.
Полагая, что действия Министерства по вынесения указанного письма от 31.08.2022 N 29.03/3772 являются незаконными и нарушающими права и законные интересы ООО "Заозерный", общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе общества и в отзыве Министерства на нее, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу заявителя - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, между сторонами сложились договорные отношения, связанные с государственной поддержкой в виде субсидии, которые подлежат регулированию положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
В статье 34 БК РФ закреплен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
В соответствии со статьей 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Пунктом 1 статьи 78 БК РФ определено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по их возврату.
Но в случае нарушения получателями предусмотренных названной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи (пункт 3.1 статьи 78 БК РФ).
Установленная БК РФ необходимость возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий их предоставления направлена, прежде всего, на стимулирование добросовестного исполнения получателями субсидий условий предоставления средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также на обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению.
Таким образом, для возврата субсидии необходимо установить факт недобросовестного поведения получателя бюджетных средств при решении вопроса о ее выплате.
В соответствии с пунктом 24.3 Положения о Министерстве сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края, утверждённого постановление Правительства Камчатского края от 25.04.2011 N 153-П, (далее - Положение N 153-П) Минсельхозпищепром Камчатского края реализует государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия посредством осуществления целевых программ, иных мероприятий в области развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
В целях реализации государственной программы Камчатского края "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Камчатского края", утвержденной Постановлением Правительства Камчатского края от 29.11.2013 N 523-П, приказом Минсельхозпищепрома Камчатского края от 13.01.2014 N 29/1 утверждён Порядков предоставления и распределения субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям Камчатского края, связанных с развитием животноводства в рамках реализации государственной программы Камчатского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Камчатского края" (далее - Порядок N 29/1).
В соответствии с пунктом 1 Порядка N 29/1 настоящий Порядок разработан в целях достижения результата основного мероприятия 2.2 "Развитие производства продукции животноводства" подпрограммы 2 "Развитие животноводства" государственной программы Камчатского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Камчатского края", утвержденной Постановлением Правительства Камчатского края от 29.11.2013 N 523-П, и определяет цели, порядок и условия предоставления за счет средств краевого бюджета субсидии на финансовое обеспечение затрат (без учета налога на добавленную стоимость), связанных с производством реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего молока (далее - субсидия).
Для получателей субсидии, использующих право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, и предоставивших сведения, подтверждающие такое право, финансовое обеспечение затрат, связанных с производством реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего молока, осуществляется исходя из суммы расходов на приобретение товаров (работ, услуг), включая сумму налога на добавленную стоимость.
Судом установлено, что соглашение от 26.05.2022 N 03/284 о предоставлении из краевого бюджета субсидии юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг заключено между Министерством и ООО "Заозёрный" (получатель) в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядком N 29/1.
В соответствии с пунктом 1.1 Соглашения N 03/284 предметом Соглашения является предоставление из краевого бюджета в 2022 году субсидии в целях финансового обеспечения затрат получателя, связанных с производством реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего молока.
Условия и порядок предоставления субсидии согласован сторонами в разделе 3 соглашения, пунктом 3.1 которого закреплено, что субсидия предоставляется в соответствии с правилами предоставления субсидии, в том числе при соблюдении иных условий (пункт 3.1.2), а именно принятие обязательств о предоставлении в срок не позднее 15 числа, в январе не позднее 25 числа, начиная с месяца, следующего за месяцем заключения Соглашения, отчета о достижении значений результатов предоставления субсидии, об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которого является субсидия, по форме установленной Соглашением, с приложением пояснительной записки и документов, подтверждающих расходование средств субсидии и достижение результатов предоставления субсидии, заверенных получателем (пункта 3.1.2.2), в том числе договора (ов) с поставщиками товаров, работ, услуг, содержащих принятие обязательства о запрете приобретать за счет полученных их краевого бюджета средств иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением результатов предоставления этих средств иных операций (пункт 3.1.2.2.4).
Из материалов дела следует, что основанием для направления Минсельхозпищепром Камчатского края в адрес ООО "Заозерный" оспариваемого письма послужило выявление в период предоставления субсидии неполного пакета документов в составе отчета о достижении значений результатов предоставления субсидии по состоянию на 31.08.2022, что, по мнению Министерства, является нарушением пункта 3.1.2.2.4 соглашения.
Так по тексту письма от 31.08.2022 N 29.03/3772 Министерством указано на непредставление в составе Отчетов договора или дополнительного соглашения с поставщиком АО "Камчатская мельница".
Судом установлено, что между АО "Камчатская мельница" (поставщик) и ООО "Заозерный" (покупатель) 20.11.2020 заключен договор поставки комбикорма для сельскохозяйственных животных.
В соответствии с пунктом 3.1.2.2. Соглашения ООО "Заозерный" представлены в Министерство отчеты о достижении значений результатов предоставления субсидии, в составе которых был и вышеуказанный договор от 20.11.2022, оценив который, коллегия соглашается с доводами Министерства об отсутствии в нем условий, предусмотренных пунктом 3.1.2.2.4 Соглашения N 03/284 от 26.05.2022, что не позволило Министерству принять к учету суммы, указанные в отчетах о расходах общества по форме, установленной в приложении N 3 к Соглашению, позволяющие подтвердить целевое использование средств субсидии.
В соответствии с пунктом 4.2.4 Соглашения, согласно которому Министерство вправе запрашивать у получателя документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за соблюдением получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, установленных правилами предоставления субсидии, и в соответствии с пунктом 4.1.6 Соглашения Министерство запросило у ООО "Заозерный" как получателя субсидии дополнительные документы.
Так по тексту оспариваемого письма указано на необходимость предоставления в срок до 05.09.2022 договора (дополнительного соглашения) с поставщиком АО "Камчатская мельница". А также указано, что в случае предоставления вышеуказанных документов, Министерство считает возможным принять к учету расходы, подтверждающие целевое использование средств субсидии в общем размере 5 037, 886 тыс. руб.
Также дополнительно сообщено, что в соответствии с пунктом 4.1.7 Соглашения при повторном нарушении условий и порядка предоставления и субсидии обществу будет направлено требование о возврате средств субсидии в краевой бюджет в полном объеме.
Поскольку предоставление договора или дополнительного соглашения, содержащих условия пункта 3.1.2.2.4 Соглашения, является одним из обязательных документов при предоставлении заявителем отчета о расходовании средств, соответственно только при предоставлении указанных документов Министерство может оценить соблюдение обществом условий о целевой использовании денежных средств.
Непредоставление в составе отчетов дополнительного соглашения, содержащего принятие обязательства о запрете приобретать за счет полученных из краевого бюджета средств иностранной валюты ООО "Заозерный" не оспаривается. Следовательно, на момент вынесения оспариваемого обществом письма, содержащиеся в нем требования являлись законными и соответствовали пункту 4.2.4 Соглашения.
Письмо Министерства от 31.08.2022 N 29/03/3772, а также действия по его вынесению соответствуют вышеуказанным Положению N 153-П, Порядку N 29/1, а также требованиям действующего законодательства. Заявитель не лишен права предоставить дополнительно испрашиваемые заинтересованным лицом документы в целях подтверждения обоснованности использования предоставленных средств субсидии, что не свидетельствует о нарушении прав заявителя.
Оспариваемое письмо заинтересованного лица отвечает всем признакам акта, охватываемого положениями главы 24 АПК РФ, а именно: принято заинтересованным лицом как органом государственной власти, порождающее правовые последствия для заявителя.
Доводы ООО "Заозерный" о неправомерном непринятии Министерством расходов, подтверждающих целевое использование средств субсидии, не подтверждены документально, поскольку обществом с отчетами об использовании средств субсидии, не представлен полный пакет документов в соответствии с условиями заключенного Соглашения о предоставлении из краевого бюджета субсидии от 26.05.2022 N 03/284.
Предоставление дополнительного соглашения N 05/20 от 03.09.2020 к договору N 05/20 от 20.11.2020 в адрес Министерства 02.09.2020 и суду первой инстанции не свидетельствует о незаконности письма от 31.08.2022 исх. N 29.03/3772, поскольку на дату предоставления отчетов и вынесения оспариваемого письма указанного дополнительного соглашения в Министерство представлено не было.
При таких обстоятельствах письмо Министерства от 31.08.2022 исх. N 29.03/3772 соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы общества.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Принимая во внимание указанные выше нормы права, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что доводы апеллянта, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются несостоятельными, поскольку не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии с пунктом 1 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы, исходя из отсутствия оснований для ее удовлетворения, судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 рублей, понесенные обществом при подаче апелляционной жалобы, на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на общество.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 21.11.2022 по делу N А24-4830/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.А. Бессчасная |
Судьи |
А.В. Пяткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-4830/2022
Истец: ООО "Заозерный"
Ответчик: Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края
Третье лицо: Пятый арбитражный апелляционный суд