г. Тула |
|
24 января 2023 г. |
Дело N А09-8444/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.01.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.01.2023.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Волковой Ю.А. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акуловой О.Д., при участии в судебном заседании от истца - акционерного общества "Чистая планета" (г. Брянск, ОГРН 1093254008980, ИНН 3254505836) - Солодовниковой Е.А. (доверенность от 14.10.2022 N 92), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "КомаричиАгро" (Брянская область, Комаричский район, д. Апажа, ОГРН 1153256004692, ИНН 3245006975) - Полозовой Г.В. (доверенность от 28.01.2021), в отсутствие третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - индивидуального предпринимателя Левковича Николая Николаевича ОГРНИП 309325424600121, ИНН 323400411805), муниципального унитарного предприятия "Комаричский коммунальщик" Комаричского муниципального района Брянской области (Брянская область, Комаричский район, раб. пос. Комаричи, ОГРН 1133256014902, ИНН 3245512883), общества с ограниченной ответственностью "Чистый город" (Брянская область, Карачевский район, г. Карачев, ОГРН 1153256000292, ИНН 3245006140), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КомаричиАгро" на решение Арбитражного суда Брянской области от 14.09.2022 по делу N А09-8444/2021 (судья Ивашина Я.В.),
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Чистая планета" (далее - АО "Чистая планета", истец) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "КомаричиАгро" (далее - ООО "КомаричиАгро", ответчик) о взыскании 140 297 руб. 74 коп. долга за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) за период с января по декабрь 2020 года.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции истец неоднократно уточнял исковые требования и в результате просил взыскать с ответчика 1 670 957 руб. 61 коп. долга за оказанные услуги по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 по 30.04.2021 (т. 4 л.д. 7-15).
Уточнение исковых требований принято судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальный предприниматель Левкович Николай Николаевич, муниципальное унитарное предприятие "Комаричский коммунальщик" Комаричского муниципального района Брянской области, общество с ограниченной ответственностью "Чистый город".
Решением Арбитражного суда Брянской области от 14.09.2022 исковые требования удовлетворены, с ООО "КомаричиАгро" в пользу АО "Чистая планета" взыскано 1 670 957 руб. 61 коп. задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 по 30.04.2021.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, ООО "КомаричиАгро" обжаловало его в апелляционном порядке. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что истцом не представлено доказательств фактического оказания услуг ответчику, поскольку счета на оплату и универсальные передаточные документы в 2019, 2020 годах ответчику не направлялись, акты осмотра объектов недвижимости, подписанные между АО "Чистая планета" и ООО "КомСервис", на которые ссылается истец, были составлены в отсутствие представителя ООО "КомаричиАгро". Также отмечает, что все УПД (счета-фактуры и акты оказанных услуг) составлены и подписаны представителями транспортных компаний, оказывающих АО "Чистая планета" услуги по транспортированию ТКО, с общих контейнерных площадок. Объемы транспортируемых ТКО, отраженные в данных документах, содержат объемы ТКО, образуемые различными юридическими и физическими лицами и не могут являться доказательствами факта оказания услуг непосредственно ответчику в заявленном размере. Полагает, что в рассматриваемом случае подлежит применению норматив накопления ТКО для офисных и административных учреждений из расчета среднесписочной численности сотрудников.
АО "Чистая планета" возражало против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили, представителей в судебное заседание не направили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенного конкурсного отбора между АО "Чистая планета" и департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области заключены соглашения по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Брянской области N 1 (зона деятельности - районы северной, восточной и южной частей области) и N 2 (зона деятельности - районы западной части Брянской области), согласно которым АО "Чистая планета" присвоен статус регионального оператора, с датой начала выполнения обязанностей, предусмотренных соглашением, не позднее 01.01.2019.
АО "Чистая планета" на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: https://chplanet.ru/klientam, а также в газете "Брянский рабочий" от 24.05.2018 и Учительской газете от 25.05.2018 N 20 разместило уведомление о заключении соглашения с департаментом природных ресурсов Брянской области от 28.04.2018 N 1, а также предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО на типовых условиях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости ответчик является собственником объектов недвижимости, где осуществляет хозяйственную деятельность (т. 1 л.д. 32-82).
АО "Чистая планета" направило в адрес ответчика письмо от 03.06.2021 N 9712 с подписанным со своей стороны проектом договора с условием расчета объема ТКО по нормативу для подписания. Указанное письмо получено ответчиком 11.06.2021, что подтверждается отчетом об отправке/доставке почтового отправления (т. 1 л.д. 97).
Ответчик договор на предложенных условиях не подписал.
Согласно пункту 1.1 указанного договора региональный оператор обязался принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель - оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утверждённого в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора.
Пунктом 1.2 договора установлено, что объем твердых коммунальных отходов, места (площадки) их накопления, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза, а также информация о размещении мест (площадок) накопления и подъездных путей к ним определяются согласно приложению N N 1, 2 к договору.
Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО определена в пункте 1.4 договора - 01.01.2019.
Сроки и порядок оплаты услуг по договору согласованы сторонами в разделе 2 договора.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 договора под расчетным периодом по договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг, оказанных в расчетном периоде, по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора и составляет на 01.01.2019 по 31.12.2019 - 526 руб. 76 коп., с 01.01.2020 по 31.12.2020 - 473 руб. 06 коп., с 01.01.2021 по 31.12.2021 - 455 руб. 66 коп., с учетом НДС за 1 куб.м. Информация об изменении тарифов, нормативов накопления ТКО, применяемых для расчета стоимости оказываемых услуг по договору доводится до сведения потребителя путем опубликования в средствах массовой информации, в сети "Интернет", в том числе на сайте регионального оператора http://www.cplanet.ru/, информационных стендах, в счетах-квитанциях на оплату услуг, при этом любой из способов признается сторонами надлежащим уведомлением об изменениях. Изменение тарифов на услугу регионального оператора, нормативов накопления ТКО в период действия договора не требует заключения дополнительных соглашений.
Приложением N 1 к договору определено место накопления ТКО: Брянская область, Комаричский р-он, д. Апажа, ул. Озерная, д. 15.
Региональный оператор в период с января 2019 года по апрель 2021 года оказал ответчику услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, что подтверждается универсальными передаточными документами (счетами-фактурами) от 27.05.2021 N 44752 на сумму 1 613 557 руб. 54 коп. за период с января 2019 года по декабрь 2019 года, от 27.05.2021 N 44759 на сумму 140 297 руб. 74 коп. за период с января 2020 года по декабрь 2020 года, от 27.05.2021 N 44760 на сумму 11 366 руб. 89 коп., от 27.03.2021 N 44761 на сумму 11 366 руб. 89 коп. за февраль 2021 года, от 27.05.2021 N 44762 на сумму 11 366 руб. 89 коп. за март 2021 года, от 27.05.2021 N 44763 на сумму 11 366 руб. 89 коп. за апрель 2021 года.
Оплата оказанных услуг в размере 1 670 957 руб. 61 коп. ответчиком не произведена.
Истец направил в адрес ответчика претензию от 24.06.2021 N 10859 с требованием в течение 30 дней с момента направления претензии произвести оплату за фактически оказанные услуги по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 по 30.04.2021, кроме того предложил оформить в письменном виде договор на оказание услуг по обращению с ТКО (т. 1 л.д. 18-24).
Ответчик, рассмотрев претензию, письмом от 09.07.2021 N 249 сообщил, что к основным видам деятельности ООО "КомаричиАгро" относятся: выращивание зерновых (кроме риса), зернобобовых культур и семян масленичных культур, разведение крупного рогатого скота и питьевого молока, предоставление услуг в области растениеводства, предоставление услуг в области животноводства. При указанной выше деятельности, ответчик руководствуется санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами, установленными Росприроднадзором и Россельхознадзором по утилизации, переработке и компостированию побочных продуктов, получаемых при выращивании растений, разведении сельских животных, работе предприятий сферы АПК. Поскольку в процессе осуществления ООО "КомаричиАгро" деятельности не образуется отходов, соответствующих определению ТКО, ответчик указал, что отказывается от подписания договора (т. 1 л.д. 29-31).
Ввиду того, что требования истца в добровольном порядке ответчиком не исполнены, АО "Чистая планета" обратилось в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Положениями статей 309, 310 ГК РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 ГК РФ).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505).
В соответствии с частью 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Закона 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
В силу пункта 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Пунктом 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
В соответствии с пунктами 8(1), 8(4), 8(5), 8(10), 8(12), 8(17) Правил N 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном разделом I(1)..
Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Законом N 89-ФЗ договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) данных Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В силу пункта 8(18) Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Исходя из буквального толкования приведенных норм, правом на обращение с ТКО на территории отдельных субъектов Российской Федерации наделено обладающее статусом регионального оператора по обращению с ТКО лицо, которое осуществляет свою деятельность непосредственно на основании заключенных договоров с потребителями. В отсутствие надлежаще оформленного договора между региональным оператором и потребителем к фактически складывающимся отношениям между ними по обращению с ТКО применяются положения типового договора, который носит публичный характер. Отсутствие подписанного договора не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором и получать за это соответствующую оплату.
Довод ответчика о том, что возникающие в ходе его деятельности отходы, утилизировались обществом самостоятельно, иные ТКО не образовывались, обоснованно отклонен судом первой инстанции на основании следующего.
В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации; твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;
Виды отходов, относящиеся к ТКО, определены в Федеральном классификационном каталоге отходов (далее - ФККО), утвержденном приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242.
В соответствии с ФККО к твердым коммунальным отходам относятся отходы растениеводства (включая деятельность по подготовке продукции к сбыту) с кодом 1 11 000 00 00 0, отходы животноводства (включая деятельность по содержанию животных) с кодом 1 12 000 00 00 0.
Приказом Росприроднадзора от 13.10.2015 N 810 утвержден Перечень среднестатистических значений для компонентного состава и условия образования некоторых отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов (далее - Перечень N 810).
Если при осуществлении хозяйственной деятельности у юридического лица помимо ТКО образуются иные виды отходов, то в соответствии с действующим законодательством потребитель обязан заключить договор на вывоз соответствующего класса отходов с иной организацией, а также договор с региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО.
Ответчик настаивает на том, что в ходе его деятельности ТКО не образуются.
В то же время образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978), следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов (презумпции продуцирования ТКО (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.03.2021 по делу N А70-19349/2019)).
Таким образом, действующим законодательством и сложившейся судебной практикой предполагается, что при осуществлении деятельности, в результате жизнедеятельности персонала, при санитарной уборке помещений и т. д. образуются ТКО, что объективно требует их складирования в контейнер в местах (площадках) накопления ТКО.
В отсутствие каких бы то ни было доказательств приостановления ответчиком деятельности в спорный период, доказательств самостоятельного вывоза и утилизации отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства, а также неиспользования контейнерных площадок, включенных в территориальную схему в спорный период, доводы ответчика о том, что истцом не представлено доказательств фактического оказания услуг ответчику, являются несостоятельными.
Также следует принять во внимание отсутствие в материалах дела доказательств обращения ответчика в адрес регионального оператора с заявлениями о неоказании услуг по вывозу мусора.
На сегодняшний день АО "Чистая планета" является единственным надлежащим субъектом на территории Брянской области, которому присвоен статус регионального оператора и имеющим законные основания на обращение с ТКО.
Более того, в настоящее время между истцом и ответчиком заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 07.10.2021 N N НФ-063270, по условиям которого региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы (далее - ТКО) в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 1.1 договора).
Согласно пункту 1.2 договора объем ТКО, места (площадки) накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза ТКО, а также информация о размещении мест (площадок) накопления ТКО и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно Приложению N N 1, 2 к договору.
Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО: 07.10.2021 (пункт 1.4 договора).
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 договора под расчетным периодом по договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг, оказанных в расчетном периоде, по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора и составляет с 07.10.2021 по 31.12.2021 - 455,66 руб. с учетом НДС за 1 куб. м. Информация об изменении тарифов, нормативов накопления ТКО, применяемых для расчета стоимости оказываемых услуг по договору доводится до сведения потребителя путем опубликования в средствах массовой информации, в сети "Интернет", в том числе на сайте регионального оператора http://www.cplanet.ru/, информационных стендах, в счетах-квитанциях на оплату услуг, при этом любой из способов признается сторонами надлежащим уведомлением об изменениях. Изменение тарифов на услугу регионального оператора, нормативов накопления ТКО в период действия о договора не требует заключения дополнительных соглашений.
Пунктом 2.3 договора установлено, что потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
Согласно пунктам 2.5, 2.6 договора региональный оператор выставляет потребителю, а потребитель получает первичные учетные документы за расчетный период: акт сдачи-приемки оказанных услуг в двух экземплярах, счет-фактуру или универсальный передаточный документ в двух экземплярах, а также счет на оплату. В случае отсутствия указания потребителя о желаемом виде первичных учетных документов, потребителю выставляются универсальный передаточный документ, счет на оплату. Потребитель обязуется вернуть региональному оператору не позднее трех рабочих дней с момента получения подписанный со своей стороны экземпляр акта сдачи-приемки оказанных услуг или универсального передаточного документа, либо в тот же срок направить в адрес регионального оператора мотивированный отказ от подписания, в противном случае услуги считаются надлежаще оказанными и подлежат оплате в полном объеме.
В пункте 4.1 договора установлено, что стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", расчетным путем, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, по количеству и объему контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов или исходя из массы твердых коммунальных отходов - согласно Приложению N1.
Договор заключается на срок по 31.12.2021, вступает в силу с момента его подписания и распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с даты начала оказания услуг региональным оператором по обращению с ТКО.
В части взаиморасчетов договор действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по договору. Истечение срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за неисполнение обязательств по договору (пункт 9.1 договора).
В соответствии с пунктом 9.3 договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении, либо о заключении нового договора на иных условиях.
Учитывая, что в договоре не согласовано условие о начале его действия с 01.01.2019, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в спорный период правоотношения между истцом и ответчиком были регламентированы типовым договором.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 утверждены Правила, устанавливающие порядок коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, или расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 505).
Согласно пункту 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов; б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
В целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 названных Правил (пункт 6 Правил N 505).
Таким образом, как верно указал суд, в отношении объектов ответчика коммерческий учет твердых коммунальных отходов может осуществляться только расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов по категориям объектов, на которых образуются коммунальные отходы, на территории Брянской области установлены приказом департамента природных ресурсов и экологии Брянской области от 09.02.2018 N 85 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Брянской области". Для предприятий иных отраслей промышленности (производственные предприятия) норматив накопления ТКО составляет 0,29 куб.м/год на 1 кв.м общей площади, для административных зданий, учреждений, контор (административные, офисные учреждения) норматив накопления ТКО составляет 0,96 куб.м/год на 1 сотрудника, для предприятий общественного питания (кафе, рестораны, бары, закусочные столовые) норматив накопления ТКО составляет 0,84 куб.м/год на 1 кв.м общей площади, для предприятий транспортной инфраструктуры (гаражи, парковки закрытого типа, автостоянки, автомойки, автомастерские, шиномонтажные мастерские, станции технического обслуживания) норматив накопления ТКО составляет 0,72 куб.м/год на 1 кв.м общей площади.
Приказом департамента природных ресурсов и экологии Брянской области от 13.12.2019 N 419 изменены нормативы образования отходов на 2020, 2021 годы и составляют для иных объектов 0,01 куб.м/год на 1 кв.м общей площади (для предприятий иных отраслей промышленности), для предприятий торговли 0,09 куб.м/год на 1 кв.м общей площади (склады, строительные базы и т. д.), для административных зданий, учреждений, контор 1 куб.м/год на 1 сотрудника (административные, офисные учреждения, организации), для предприятий общественного питания 1,17 куб.м/год на 1 куб.м общей площади (кафе, рестораны, бары, закусочные, столовые), для предприятий транспортной инфраструктуры 0,58 куб.м/год на 1 кв.м общей площади (гаражи).
Единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на 2019 год утвержден приказом управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 19.12.2018 N 35/16-тко "Об установлении предельных единых тарифов на услуги регионального оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Брянской области на 2019 год" на период с 01.01.2019 по 30.06.2019, составляет 526 руб. 76 коп. с НДС за 1 куб.м.
Единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на 2020 год утвержден приказом управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 20.12.2019 N 37/176-тко "Об установлении предельных единых тарифов на услуги регионального оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Брянской области на 2020 год" на период с 01.01.2020 по 30.06.2020 составляет 473 руб. 06 коп. с НДС за 1 куб.м.
Единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на 2021 год утвержден приказом управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 18.12.2020 N 31/1-тко "Об установлении предельных единых тарифов на услуги регионального оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Брянской области на 2021 год" на период с 01.01.2021 по 30.06.2021 составляет 455 руб. 66 коп. с НДС за 1 куб.м.
Согласно представленной схеме размещения мест накопления твердых коммунальных отходов региональным оператором осуществлялся вывоз отходов с мест (площадок) накопления для складирования ТКО, которые находятся в непосредственной близости от зданий ответчика.
Оказание региональным оператором услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов всем без исключения образователям отходов предполагает, пока не доказано иное, что данной услугой пользуются все образователи.
Факт оказания истцом услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в спорный период подтверждается материалами дела.
Согласно расчету истца размер платы за оказание услуг за обращение с ТКО, подлежащей уплате ООО "КомаричиАгро" за период с января 2019 года по апрель 2021 года, составляет 1 670 957 руб. 61 коп.
Довод ответчика о том, что в рассматриваемом случае подлежит применению норматив накопления для офисных и административных учреждения из расчета среднесписочной численности сотрудников, подлежит отклонению на основании следующего.
Как уже указывалось выше, Правилами N 1156 и N 505 предусмотрен коммерческий учет ТКО для собственников ТКО с применением альтернативных способов учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов.
Ответчик осуществляет производственную деятельность (является производственным предприятием), а также оптовую торговлю, что следует из сведений Единого государственного реестра юридических лиц, а именно: выращивание зерновых (кроме риса), зернобобовых культур и семян масличных культур (ОКВЭД 01.11), разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока (ОКВЭД 01.41), предоставляет услуги в области растениеводства и животноводства, производство мяса в охлажденном виде (ОКВЭД 10.11.1), производство животных жиров (ОКВЭД 10.11.5), производство субпродуктов, непригодных для употребления в пищу (ОКВЭД 10.11.6), производство молока (кроме сырого) и молочной продукции (ОКВЭД 10.51), осуществляет торговлю оптовую зерном, необработанным табаком, семенами и кормами для сельскохозяйственных животных (ОКВЭД 46.21), торговлю оптовая зерном (ОКВЭД 46.21.11), торговлю оптовую кормами для сельскохозяйственных животных (ОКВЭД 46.21.14) и прочие, аренду и лизинг сельскохозяйственных машин и оборудования (ОКВЭД 77.31), у ответчика имеется лицензия на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами (АН 32-000681 от 08.04.2021).
Как следует из материалов дела, при осуществлении деятельности ответчик использует принадлежащие ему объекты недвижимости по адресу: Брянская область, Комаричский р-н, д. Апажа: телятник, площадью 646 кв.м с кадастровым номером 32:14:0380201:409, инв. N 7562; сарай (железобетонный), площадью 1247 кв.м с кадастровым номером 32:14:0380201:416, инв. N 7560; свинарник (кирпичный), площадью 1465,4 кв.м с кадастровым номером 32:14:0380201:388, инв. N 7551; зерносклад (деревянный), площадью 335,2 кв.м с кадастровым номером 32:14:0380201:387, инв. N 7549; кормоцех (кирпичный), площадью 257,3 кв.м с кадастровым номером 32:14:0380201:389, инв. N 7546; телятник (двухрядный, кирпичный), площадью 1113,2 кв.м, с кадастровым номером 32:14:0380201:386, инв. N 755; административное здание (деревянное), площадью 189,4 кв.м с кадастровым номером 32:14:0380201:374, инв. N 00025; мастерская (кирпичная), площадью 385,4 кв.м с кадастровым номером 32:14:0380201:414, инв. N 7567; коровник (кирпичный 4-хрядный), площадью 1871,2 кв.м, с кадастровым номером 32:14:0380201:410, инв. N 7563; склад строительных материалов, площадью 248 кв.м, с кадастровым номером 32:14:0380201:412, инв. N 7566; телятник (кирпичный, арочный), площадью 627 кв.м, с кадастровым номером 32:14:0380201:415, инв. N 7564; склад (кирпичный), площадью 843 кв.м, с кадастровым номером 32:14:0380201:413, инв. N 7565; сторожка (кирпичная), площадью 21,1 кв.м, с кадастровым номером 32:14:0380201:411, инв. N 7561; столовая в общежитии с кадастровым номером: 32:14:0380201:251, инв. N 25; склад (железобетонный), площадью 673,6 кв.м, с кадастровым номером 32:14:0380201:384, инв. N 7548; склад (кирпичный), площадью 178,7 кв.м с кадастровым номером 32:14:0380201:385, инв. N 7550; гараж (кирпичный), площадью 225,3 кв.м с кадастровым номером 32:14:0380201:390, инв. N 7547.
Ответчиком не представлено доказательств того, что данные нежилые здания им в коммерческой деятельности не используются и ТКО в них не образуются.
Использование указанных объектов подтверждается актами осмотра, составленными представителем АО "Чистая планета" и представителем перевозчика ТКО ООО "КомСервис" (т. 1 л.д. 110-126).
Определением Арбитражного суда Брянской области от 06.04.2022 по делу N А09-8444/2021 у департамента природных ресурсов и экологии Брянской области запрошены сведения о возможности применения норматива накопления твердых коммунальных отходов, установленного для предприятий иных отраслей промышленности (производственных предприятий) в размере 0,29 (0,01) куб.м/год на 1 кв.м общей площади к сараям, свинарникам, зерноскладам, кормоцеху, телятникам, мастерской, коровникам, складам предприятия сельскохозяйственного комплекса; о возможности применения норматива накопления ТКО, установленного для предприятий торговли (склады, строительные базы) в размере 0,09 куб.м/год общей площади к зерноскладам и складам сельскохозяйственного комплекса; о возможности применения норматива накопления ТКО, установленного для предприятий транспортной инфраструктуры (гаражи, парковки закрытого типа, автостоянки, автомойки, автомастерские, шиномонтажные мастерские, станции технического обслуживания) в размере 0,72 (0,58) куб.м/год на 1 кв.м общей площади к гаражу предприятия сельскохозяйственного комплекса.
Согласно ответу департамента природных ресурсов и экологии Брянской области от 15.04.2022 N 2735-ДПРи приказом департамента от 09.02.2018 N 85 утверждены нормативы накопления ТКО на территории Брянской области на 2019 год по различным категориям объектов, в том числе для производственных предприятий, использующих объекты недвижимости в различных сферах деятельности, норматив накопления ТКО установлен в объеме 0,29 куб.м на 1 кв.м общей площади. Для предприятий транспортной инфраструктуры (гаражи, парковки закрытого типа, автостоянки, автомойки, автомастерские, шиномонтажные мастерские, станции технического обслуживания) норматив накопления ТКО установлен в объеме 0,72 куб.м на одно машино-место, в том числе и для гаражей сельскохозяйственных предприятий. Для предприятий торговли (склады, строительные базы) норматив накопления на 2019 год не устанавливался.
Приказом департамента от 13.12.2019 N 419 внесены изменения в действующий приказ от 09.02.2018 N 85 в части расширения перечня категорий объектов, которым установлены действующие в настоящее время нормативы накопления ТКО. Для отраслей промышленности, использующих объекты недвижимости в различных сферах деятельности, норматив накопления ТКО установлен в объеме 0,01 куб.м на 1 кв.м общей площади. Для предприятий транспортной инфраструктуры, категории гаражи, норматив накопления ТКО установлен в объеме 0,58 куб.м на одно машино-место, в том числе и для гаражей сельскохозяйственных предприятий. Для предприятий торговли (категории склады, строительные базы) норматив накопления ТКО установлен в объеме 0,09 куб.м на 1 кв.м общей площади, в том числе и для с/х складов.
Таким образом, установленные нормативы накопления ТКО применимы к объектам недвижимости ответчика и расчет задолженности истца выполнен в соответствии с условиями договора, требованиями закона и является обоснованным.
Варианты расчета платы за оказанные услуги по вывозу и утилизации ТКО, предложенные ответчиком не могут быть прияты судом на основании следующего.
Альтернативный способ расчета объема ТКО - по фактическому объему вывезенных контейнеров для складирования ТКО - в рассматриваемом случае не применим, поскольку у ответчика в спорный период отсутствовала отдельная огражденная контейнерная площадка, согласованная с органом местного самоуправления и истцом (региональным оператором), с которой вывозились бы индивидуально отходы ответчика от производственной, торговой и иной коммерческой деятельности, по согласованному с истцом графику; условия договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 07.10.2021 N НФ-063270 не распространяют свое действие на правоотношения сторон, возникшие до 07.10.2021 (пункт 1.4 договора), в связи с чем с 01.01.2019 по 06.10.2021 сторонам надлежит руководствоваться условиями типового договора.
Способ расчета платы за услуги регионального оператора исходя из применения к правоотношениям только норматива накопления для офисных и административных учреждений из расчета среднесписочной численности сотрудников также не применим, поскольку ответчик осуществляет оптовую торговлю, производство пищевой продукции, аренду сельхозтехники и иную коммерческую деятельность, используя склады, мастерские и иные нежилые здания, то есть деятельность осуществляется не только в административных зданиях ответчика. Доказательств отсутствия ТКО при ведении коммерческой деятельности по оптовой торговле, производственной и иной предпринимательской деятельности ответчика не представлено.
Ответчик, приняв оказанные истцом услуги, не произвел их оплату; задолженность составляет 1 670 957 руб. 61 коп.
Доказательств, подтверждающих погашение заявленной ко взысканию задолженности полностью или в части, суду не представлено.
Исходя из того, что с 01.01.2019 истец обеспечивает и осуществляет прием всех твердых коммунальных отходов, образующихся у пользователей, находящихся на территории Брянской области, и обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации, правилами обращения с отходами, территориальной схемой обращения с ТКО; учитывая обязанность ответчика оплачивать услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по утвержденным тарифам и нормативам накопления, суд правомерно признал требования истца обоснованными.
Доказательств того, что услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в рассматриваемый период оказывал иной оператор, ответчиком в материалы дела не представлено (статьи 9, 65 АПК РФ).
Доказательств того, что ответчик не принимал услуги истца по вывозу мусора, не представлено, как и не представлено доказательств не использования спорных объектов или обоснованности применения иного расчета для данных объектов недвижимости.
При таких обстоятельствах суд по праву удовлетворил исковые требования о взыскании с ответчика долга в сумме 1 670 957 руб. 61 коп. за оказанные услуги по обращению с ТКО за период с января 2019 года по апрель 2021 года.
Доводы жалобы проверены судом апелляционной инстанции и не могут повлиять на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 14.09.2022 по делу N А09-8444/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.В. Большаков |
Судьи |
Ю.А. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-8444/2021
Истец: ОАО "Чистая планета"
Ответчик: ООО "КомаричиАгро"
Третье лицо: Левкович Николай Николаевич, МКП "Комаричский коммунальщик" МО Комаричского городского поселения, МКП "Комаричский коммунальщик" МО Комаричского городского поселения, ООО "Чистый город", ООО "Чистый город", Администрация Комаричского муниципального района, Быховская сельская администрация Комаричского райога Брянской области, Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области, Управление по вопросам миграции УМВД России по Брянской области