г. Ессентуки |
|
25 января 2023 г. |
Дело N А63-20214/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.01.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.01.2023.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Жукова Е.В., судей: Семенова М.У., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Афанасовым К.Б., при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Кисловодск" - Сафоновой О.А. (по доверенности 29.12.2022 N 01-23), от управления Ставропольского края - государственной жилищной инспекции - Тараули И.Г. (по доверенности от 28.12.2022 N 02-04/6676), от товарищества собственников жилья "Березка" - Захаръящева М.С. (по доверенности от 07.02.2022), в отсутствии представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании в режиме веб-конференции апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Кисловодск" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.10.2022 по делу N А63-20214/2021, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Кисловодск", г. Кисловодск, ОГРН 1162651059559, к управлению Ставропольского края - государственной жилищной инспекции, г. Ставрополь, ОГРН 1082635013670, ИНН 2636055320, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Туркина Л.А., г. Кисловодск, товарищество собственников жилья "Березка", г. Кисловодск, о признании незаконным предписания от 06.10.2021 N 1415,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Ставропольского края поступило заявление общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Кисловодск", г. Кисловодск (далее - общество), к управлению Ставропольского края - государственной жилищной инспекции, г. Ставрополь (далее - управление), о признании незаконным предписания от 06.10.2021 N 1415.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Туркина Л.А., товарищество собственников жилья "Березка" (далее - ТСЖ).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 26.10.2022 по делу N А63-20214/2021 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Ставропольского края от 26.10.2022 по делу N А63-20214/2021 общество с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Кисловодск" обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы, апеллянт ссылается на то, что при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права и не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В отзыве на апелляционную жалобу управление Ставропольского края - государственной жилищной инспекции, товарищество собственников жилья "Березка", ссылаясь на законность и обоснованность вынесенного судебного акта, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Кисловодск" поддерживал доводы изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители управления Ставропольского края - государственной жилищной инспекции и товарищества собственников жилья "Березка" поддерживали доводы, изложенные в отзывах на апелляционные жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Также представитель общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Кисловодск" просил приобщить к материалам дела дополнительные документы.
Судебной коллегией рассмотрено ходатайство и отклонено, поскольку данные документы имеются в материалах дела.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились, явку представителей не обеспечили.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте http://kad.arbitr.ru/ в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Правильность решения Арбитражного суда Ставропольского края от 26.10.2022 по делу N А63-20214/2021 проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, считает, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.10.2022 по делу N А63-20214/2021 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании поступившего от Туркиной Л.А. в прокуратуру г. Кисловодска обращения от 03.08.2021 N 5292/02-05-Т, в связи с тем, что обращение Туркиной Л.А. содержало информацию о нарушении прав и законных интересов собственника жилого помещения, а также иных собственников МКД при предоставлении коммунальной услуги соответствующего вида, в том числе обоснованности расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, а также технического состояния узла тепловой энергии и горячего водоснабжения в МКД N 77/1, расположенном по ул. Набережной в г. Кисловодске, должностным лицом управления, на основании мотивированного представления от 07.09.2021 было издано распоряжение от 07.09.2021 N 2819 о проведении в отношении общества.
Пунктом 13 распоряжения N 2819 должностными лицами управления у общества были запрошены необходимые для проведения внеплановой проверки документы, касающиеся существа обращения, а именно:
- акты поверки узла учета тепловой энергии и горячего водоснабжения;
- акты проверки узла учета тепловой энергии и горячего водоснабжения;
- акты демонтажа узла учета тепловой энергии и горячего водоснабжения;
- копия договора на обслуживание теплового узла и горячего водоснабжения;
- свидетельство о поверке прибора учета тепловой энергии;
- информация о заявлениях от ТСЖ о вводе в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии и горячего водоснабжения, поступившие за период с 01.01.2021 по время проведения проверки;
- информация о принятых мерах по обращениям ТСЖ (при наличии) за период с 01.01.2021 по время проведения проверки;
- выписка из лицевого счета жилого помещения N 19 о начисленных, оплаченных денежных средствах за коммунальную услугу по отоплению;
- иная информация, касающаяся данной проверки.
МКД N 77/1 оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии с межповерочным интервалом до 26.10.2020. При наличии прибора учета, расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению осуществляется в соответствии с пунктом 42 Правил 354, исходя из показаний прибора учета за расчетный период.
ТСЖ как лицо, ответственное за содержание общего имущества в МКД, 22.03.2021 направило в адрес общества заявление о вводе в эксплуатацию прибора учета тепловой энергии после проведения плановой поверки
Письмом от 05.04.2021 обществом был дан ответ о предоставлении ТСЖ не полного перечня необходимых документов.
Перечень документов в полном объеме направлен ТСЖ в адрес общества 14.04.2021, получен обществом 15.04.2021, что подтверждается входящим номером общества на сопроводительном письме.
27 апреля 2021 года в адрес ТСЖ направлен ответ о невозможности введения прибора учета в эксплуатацию в связи с окончанием отопительного периода 21.04.2021.
Таким образом, обществом не проведены мероприятия по вводу в эксплуатацию прибора учета. Управлением установлено, что окончание отопительного сезона в соответствии с требованиями Правил N 1034 не является основанием для отказа во вводе прибора учета тепловой энергии в эксплуатацию.
По итогам проверки выявлены нарушения Правил N 1034, статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункта 42.1 Правил N 354 (размер платы за отопление за период с мая по сентябрь 2021 года определен исходя из норматива потребления коммунального ресурса).
Результаты проверки оформлены актом от 06.10.2021 N 2819-08/01. По результатам проверки обществу выдано предписание об устранении выявленного в ходе проверки нарушения путем осуществления перерасчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению за период с мая по сентябрь 2021 года в соответствии с пунктом 42(1) Правил N 354 по всему МКД.
Не согласившись с вынесенным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований суд первой инстанции, правомерно исходил из следующего.
В силу положений статей 200, 201 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными, необходимо установить совокупность обстоятельств, свидетельствующих как о несоответствии оспариваемого акта, решения или действий (бездействия) закону, так и нарушение этим актом, решением или действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок расчета размера платы за предоставленные коммунальныр услуги установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06 мая 2011 г. (далее - Правила N 354).
Указанные Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Пунктом 4 Правил N 354 называют виды коммунальных услуг, которые могут быть представлены потребителю, а именно: холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, отопление.
Исполнителем коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению в многоквартирном доме N9 77/1, расположенном по ул. Набережной в г. Кисловодске, является ООО "Газпром теплоэнерго Кисловодск".
Пунктом 13 распоряжения N 2819, должностным лицом управления у общества был запрошен перечень документов, представление которых юридическим лицом было необходимо для достижения целей и задач проведения внеплановой проверки.
В ходе проверки, должностным лицом управления, в ходе рассмотрения поступившей по распоряжению информации, представленной ООО "Газпром Теплоэнерго Кисловодск", согласно п. 13 распоряжения, было установлено следующее.
Указанный выше многоквартирный дом N 77/1, оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии (далее - ОДПУ), с межповерочным интервалом до 26.10.2020. Учет поставляемой тепловой энергии осуществляется через узел учета тепловой энергии, который производит расчет теплопотерь в закрытой системе теплоснабжения и на нужды отопления и на нужды горячего водоснабжения.
При наличии прибора учета, расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению осуществляется в соответствии с п. 42 Правил N 354, исходя из показаний прибора учета за расчетный период.
Товарищество собственников жилья "Березка", как лицо, ответственное за содержание общего имущества в МКД, в марте 2021 года, а именно 22.03.2021 направило в адрес ООО "Газпром Теплоэнерго Кисловодск" заявление о вводе в эксплуатацию ОДПУ после проведения плановой поверки.
Однако, письмом от 05.04.2021 г. ООО "Газпром Теплоэнерго Кисловодск" был дан ответ о предоставлении ТСЖ "Брезка" полного перечня необходимых документов. Перечень документов был направлен ТСЖ "Березка" в адрес ООО "Газпром Теплоэнерго Кисловодск" сразу после получения письма, а именно
14.04.2021 г. и получен обществом 15.04.2021 г., что подтверждается входящим номером ООО "Газпром Теплоэнерго Кисловодск" на письме.
Однако, в адрес ТСЖ "Березка" только 27.04.2021 был направлен обществом ответ о невозможности введения ОДПУ в эксплуатацию, в связи с окончанием отопительного периода 21.04.2021
Таким образом, обществом не были проведены мероприятия по вводу в эксплуатацию ОДПУ, в связи с окончанием 21.04.2021 г. отопительного периода 2020-2021 годов. Вместе с тем, данные обстоятельства не препятствовали во вводе эксплуатацию ОДПУ и в соответствии с требованиями Правил N 1034 не является основанием для отказа во вводе ОДПУ тепловой энергии в эксплуатацию.
В соответствии с требованиями ч. 12 ст. 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ (далее - Закон N 261-ФЗ) "Обеспеченце учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы", организации, указанные в ч. 9 настоящей статьи, а именно организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и не устранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета или лица, являющиеся собственниками объектов, на которых установлены эти приборы учета, обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
В рассматриваемом случае, заявитель не предпринял никаких мер, установленных требованиями ч. 12 ст. 13 Закона N 261-ФЗ, согласно которым, при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и не устранении такого невыполнения, заявитель был обязан до истечения двух месяцев с момента его выявления приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета.
Таким образом, на случай неисполнения названной обязанности в установленный срок, часть 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ возлагает на организации, которые осуществляют снабжение водой, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования многоквартирного дома, обязанность совершить действия по оснащению (введению в эксплуатацию) в многоквартирном доме приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют. При этом лица, не исполнившие в установленный срок обязанности по оснащению (введению в эксплуатацию) данных объектов капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета, и не должны препятствовать вводу их в эксплуатацию.
Кроме того, в указанном выше многоквартирном доме, заявитель осуществляет поставку тепловой энергии как на нужды отопления, Так и на нужды горячего водоснабжения. Учет поставляемой тепловой энергии, как было указано управлением ранее, осуществляется через узел учета тепловой энергии, который производит расчет теплопотерь в закрытой системе теплоснабжения и на нужды отопления и на нужды горячего водоснабжения. Из изложенного следует, что прекращение отопительного периода не означает прекращение подачи теплоносителя на нужды горячего водоснабжения в указанный выше многоквартирный дом, так как подаваемый теплоноситель одновременно используется и на нужды горячего водоснабжения.
Оспариваемым предписанием обществу обоснованно указано на необходимость устранения выявленного в ходе проверки нарушения путем осуществления перерасчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, исходя из норматива потребления коммунальной услуги в соответствии с пунктом 42 Правил N 354.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела в порядке апелляционного производства по представленным доказательствам считает, что решение суда первой инстанции при рассмотрении дела не имеет нарушений процессуального характера. Судом правильно применены нормы материального, процессуального права, верно дана оценка доказательствам с точки зрения относимости, допустимости и достоверности. Исходя из сложившейся судебной практики по единообразию в толковании и применении норм права, вынесено законное и обоснованное решение.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 ст. 270 АПК РФ) не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.10.2022 с учетом определения об исправлении опечатки от 14.11.2022 по делу N А63-20214/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Жуков |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-20214/2021
Истец: ООО "ГАЗПРОМ ТЕПЛОЭНЕРГО КИСЛОВОДСК"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ
Третье лицо: ТСЖ "БЕРЕЗКА", Туркина Л. А., АССОЦИАЦИЯ СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ "ПАРТНЕР"
Хронология рассмотрения дела:
27.11.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11913/2023
26.09.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4731/2022
25.01.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4731/2022
26.10.2022 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-20214/2021