город Москва |
|
29 февраля 2024 г. |
дело N А40-138752/23 |
Резолютивная часть постановления от 26.02.2024.
Полный текст постановления изготовлен 29.02.2024.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Сумина О.С., Лепихин Д.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества г. Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.12.2023 по делу N А40-138752/23
по заявлению: ООО "Кобрис"
к Департаменту городского имущества г. Москвы
третье лицо: Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве
о признании незаконным решения;
при участии:
от заявителя - Гаджиагаев Р.Ш. - генеральный директор, Васильева Т.Н. по доверенности от 19.04.2022;
от заинтересованного лица - Глоов А.К. по доверенности от 11.12.2023;
от третьего лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 05.12.2023 признан незаконном отказ Департамента городского имущества г. Москвы, оформленный письмом от 16.02.2023 N 33-5-8471/23-(0)-1 об отказе в предоставления государственной услуги и на Департамент городского имущества г. Москвы возложена обязанность в течение 14 дней с даты вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав ООО "Кобрис" путем направления проекта договора аренды сроком на 49 лет земельного участка, расположенного по адресу: Москва, Ломоносовский проспект, вл. 5А, кадастровый номер 77:06:0003006:62 в установленном законом порядке.
Департамент не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить по мотивам, изложенным в жалобе.
В качестве третьего лица в деле участвует Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве, представитель в судебное заседание не явился, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте суда и в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители Департамента и общества в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ООО "Кобрис" обратилось в Департамент городского имущества г. Москвы с заявлением о предоставлении государственной услуги в отношении земельного участка с адресными ориентирами: г. Москва, ул. Ломоносовский проспект, вл.5А, кадастровый номер 77:06:0003006:62.
Письмом от 16.02.2023 N 33-5-8471/23-(0)-1 Департаментом отказано в предоставлении услуги в соответствии с п. 2.10.1.33 Административного регламента предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества г. Москвы, утвержденного постановлением Правительства г. Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП.
Не согласившись с выводами Департамента, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
В силу п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено названной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Пунктом 1 ст. 39.16 названного Кодекса предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Согласно п. 5 ст. 4.1. Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в г. Москве", основанием для принятия до 01.01.2020 решения об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов наряду с основаниями, предусмотренными ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе является, включение расположенного на земельном участке объекта недвижимого имущества в утвержденный Правительством г. Москвы перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, когда такой объект недвижимого имущества снесен либо завершены судебные разбирательства, связанные с размещением такого объекта недвижимого имущества.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" одним из основных принципов предоставления государственных услуг является правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги.
В силу действия п. 1 ч. 1 ст. 6 указанного Федерального закона органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны предоставлять государственные услуги в соответствии с административными регламентами.
Из материалов дела следует, что ранее на земельный участок с кадастровым номером 77:06:0003006:62, площадью 181 кв.м. по адресу: Ломоносовский проспект, вл. 5В стр. 1 заключен договор аренды N М-06-504484 от 06.12.2000 сроком действия на 5 лет для эксплуатации торгового павильона.
Согласно свидетельству о государственной регистрации серии 77АМ N 709681 ООО "Кобрис" является собственником здания по адресу: Москва, Ломоносовский проспект, вл. 5А, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 20.10.2000 сделана запись регистрации N 77-01/00-160/2000-67417.
Действующее законодательство обязывает собственника недвижимого имущества заключать договор аренды на земельный участок необходимый для использования недвижимого имущества.
Исходя из системного толкования ст. ст. 35, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, собственник здания, строения, сооружения вправе испрашивать в собственность или в аренду земельный участок с целью эксплуатации таких объектов. Пунктом 3 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлено, что собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом. По желанию собственника объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, относящемся к государственной или муниципальной собственности, соответствующий земельный участок может быть предоставлен ему в аренду на срок не более чем 49 лет, а если объект недвижимости расположен на земельном участке в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, - на срок, не превышающий срока резервирования земель, если иное не установлено соглашением сторон. Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Следовательно, законодателем, установлена обязанность собственника объектов недвижимого имущества оформить права на земельный участок, занятый принадлежащими ему объектами недвижимого имущества и предусмотрена корреспондирующая обязанность органов государственной власти по предоставлению таким собственникам прав на земельные участки в исключительном порядке. Исключение составляет для объектов признанных самовольной постройкой.
В данном случае, основанием для отказа является включение здания, расположенного по указанному адресу в Перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, утвержденный постановлением Правительства г. Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП.
Таким образом, в указанном перечне объектов недвижимого имущества, содержатся данные об объектах, созданных на земельных участках, не предоставленных для целей строительства (реконструкции) и (или) при отсутствии разрешения на строительство.
Департаментом указано, что земельный участок по адресу: Москва, Ломоносовский проспект, вл. 5А для целей строительства не предоставлялся, в связи с чем включен в Перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, утвержденный постановлением Правительства г. Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП.
Доказательств того, что здание по адресу: Москва, Ломоносовский проспект, вл.5А является самовольной постройкой не представлено.
Решением Московского городского суда от 22.11.2022, признан недействующим п. 425 приложения 2 к постановлению Правительства г. Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП согласно которого в перечень включен павильон с адресным ориентиром: Москва, Ломоносовский проспект, вл. 5А, принадлежащий ООО "Кобрис".
Довод Департамента на обстоятельство, что в запросе услуги идет речь о земельном участке, хоть и поставленном на государственный кадастровый учет, но границы, которого не идентифицированы на местности в соответствии с действующим законодательством, отклоняется, с учетом вступившего в законную силу судебного акта по делу N А40-58765/11.
Общество указано на то, что Департаментом решение суда не исполнено, что создает препятствия для реализации прав заявителя для оформления земельного участка в аренду.
Согласно п. 9 ч.2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных ст. 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
Согласно п. 1. п. 2 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с п. 6. ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.
Заявитель является собственником здания и обратился за оформлением прав на землю в соответствии с нормами федерального законодательства.
Оценив в соответствии с требованиями ст. ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства и доводы сторон, приведенные в обоснование заявленных требований и возражений на них, установив, что действия Департамента противоречат законодательству в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и нарушают права и законные интересы заявителя, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в данном случае имеются основания, предусмотренные ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решений или действий незаконными. Кроме того в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом правомерно возложена на Департамент обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке.
Довод апелляционной жалобы о том, что заявителем пропущен срок, установленный ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отклоняется, течение трехмесячного срока начинается с момента, когда заявителю стало известно о принятии такого отказа, то есть с 26.03.2023.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и отклонены, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нормы процессуального законодательства при рассмотрении дела не нарушены.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.12.2023 по делу N А40-138752/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-138752/2023
Истец: ООО "КОБРИС"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ