г. Вологда |
|
24 января 2023 г. |
Дело N А13-4850/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 24 января 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Болдыревой Е.Н. и Докшиной А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Парфеновой А.С.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Вологда" Сысоева Е.И. по доверенности от 14.12.2022 N 204,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Вологда" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 23 сентября 2022 года по делу N А13-4850/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Вологда" (ОГРН 1023502295442, ИНН 3523011161; адрес: 162602, Вологодская область, город Череповец, улица Пролетарская, дом 59; далее - общество, ООО "Газпром теплоэнерго Вологда") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к администрации Череповецкого муниципального района (ОГРН 1033500887562, ИНН 3523001928162605, Вологодская область, город Череповец, улица Первомайская, дом 58; далее - администрация) о признании недействительным постановления от 27.01.2022 N 149 "Об утверждении актуализированной схемы теплоснабжения Ирдоматского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области" (далее - Постановление N 149).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие "Водоканал Череповецкого муниципального района" (ОГРН 1193525027255, ИНН 3523023311162700; адрес: 162700, Вологодская область, Череповецкий район, поселок Суда, улица Гагарина, дом 35, помещение 16; далее - предприятие).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 23 сентября 2022 года по делу N А13-4850/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Газпром теплоэнерго Вологда" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, а также на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Администрация в отзыве считает решение суда законным и обоснованным.
Предприятие отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Администрация и третье лицо надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации Ирдоматского сельского поселения от 05.12.2013 N 337 утверждена схема теплоснабжения Ирдоматского сельского поселения. Постановлением от 27.03.2014 N 52 гарантирующей организацией, осуществляющей на территории Ирдоматского сельского поселения деятельность по теплоснабжению, определено ООО "Вологдагазпромэнерго" (ныне ООО "Газпром теплоэнерго Вологда").
С 2013 года актуализация схемы теплоснабжения Ирдоматского сельского поселения не осуществлялась.
Постановлением N 149 администрацией утверждена схема теплоснабжения Ирдоматского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области, актуализированная на период до 2033 года, согласно разделу 10 которой ООО "Газпром теплоэнерго Вологда" является единой теплоснабжающей организацией (далее - ЕТО).
Не согласившись с этим постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
При рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций общество последовательно ссылается на отсутствие правовых оснований для наделения его статусом ЕТО.
Проанализировав приведенные участвующими в деле лицами доводы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта в связи со следующим.
В силу статей 198 и 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ, Закон о теплоснабжении) организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов и утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации отнесены к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях.
В силу пункта 11 статьи 2 Закона о теплоснабжении, теплоснабжающей организацией является организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергией.
В соответствии с пунктом 3 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808), статус единой теплоснабжающей организации присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации решением федерального органа исполнительной власти (в отношении городов с населением 500 тысяч человек и более) или органа местного самоуправления при утверждении схемы теплоснабжения поселения, городского округа.
В проекте схемы теплоснабжения (проекте актуализированной схемы теплоснабжения) должны быть определены границы зоны (зон) деятельности единой теплоснабжающей организации (организаций). Границы зоны (зон) деятельности единой теплоснабжающей организации (организаций) определяются границами системы (систем) теплоснабжения (пункт 4 Правил N 808).
В силу пункта 14 статьи 2 Закона о теплоснабжении под системой теплоснабжения понимается совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 N 154 "О требованиях к Схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения" (далее - Постановление N 154), под зоной действия системы теплоснабжения определена территория поселения, городского округа, города федерального значения или ее часть, границы которой устанавливаются по наиболее удаленным точкам подключения потребителей к тепловым сетям, входящим в систему теплоснабжения.
Схема теплоснабжения состоит из разделов, разрабатываемых в соответствии с пунктами 4 - 22 настоящего документа, и обосновывающих материалов к схемам теплоснабжения, разрабатываемых в соответствии с пунктами 23 - 87 настоящего документа (пункт 3).
Актуализированная схема теплоснабжения в части 1 главы 1 содержит описание изменений, произошедших в функциональной структуре теплоснабжения поселения, городского округа, города федерального значения за период, предшествующий актуализации схемы теплоснабжения (пункт 27).
В схему теплоснабжения включаются следующие разделы, в том числе и раздел 10 "Решение об определении единой теплоснабжающей организации (организаций)", который содержит: а) решение о присвоении статуса единой теплоснабжающей организации (организациям); б) реестр зон деятельности единой теплоснабжающей организации (организаций); в) основания, в том числе критерии, в соответствии с которыми теплоснабжающей организации присвоен статус единой теплоснабжающей организации; г) информацию о поданных теплоснабжающими организациями заявках на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации; д) реестр систем теплоснабжения, содержащий перечень теплоснабжающих организаций, действующих в каждой системе теплоснабжения, расположенных в границах поселения, городского округа, города федерального значения.
В силу пункта 7 Правил N 808 критериями определения единой теплоснабжающей организации являются:
- владение на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей емкостью в границах зоны деятельности единой теплоснабжающей организации;
- размер собственного капитала;
- способность в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения.
Применительно к рассматриваемой ситуации установлено, что с 2013 года на территории Ирдоматского сельского поселения статусом ЕТО обладало общество.
Приказом Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области от 03.07.2018 N 87-р "Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения ООО "Газпром теплоэнерго Вологда" обществу в сельском поселении Ирдоматское Череповецкого района на 2018-2022 годы установлены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую на границе балансовой принадлежности тепловых сетей заявителя.
Администрацией отмечено и обществом не отрицается, что схема теплоснабжения Ирдоматского сельского поселения актуализирована только в 2021 году.
В силу пункта 5 Правил N 808 сбор заявок на присвоение организации статуса ЕТО не осуществляется: в случае размещения в установленном порядке органами, указанными в абзаце первом настоящего пункта, проекта актуализированной схемы теплоснабжения; в случае изменения границы зоны (зон) деятельности единой теплоснабжающей организации, не влекущих за собой возникновение новой зоны (новых зон) деятельности единой теплоснабжающей организации; в случаях, указанных в пунктах 14 и 28 Постановления N 154.
В силу пункта 14 этого постановления при разработке проекта новой схемы теплоснабжения раздел 10 "Решение о присвоении статуса единой теплоснабжающей организации (организациям)", предусмотренный подпунктом "к" пункта 4 требований к схемам теплоснабжения, содержащийся в схеме теплоснабжения (актуализированной схеме теплоснабжения), включается в указанный проект в неизменном виде, за исключением: а) случаев, указанных в пункте 13 Правил N 808; б) случая возникновения новой зоны (новых зон) деятельности единой теплоснабжающей организации.
Поскольку ООО "Газпром теплоэнерго Вологда" не лишалось статуса единой теплоснабжающей организации по основаниям, указанным в пункте 13 Правил N 808, новых зон деятельности единой теплоснабжающей организации с 2013 года не возникло, то у администрации отсутствовали основания для сбора заявок на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации.
Система теплоснабжения Ирдоматского сельского поселения организована от источника тепловой энергии - газовой водогрейной котельной N 2, расположенной на территории города Череповца и находящейся в аренде у общества, что следует из договора аренды от 22.10.2012 N 188/2012. Тепловая энергия транспортируется по тепловым сетям, арендуемым обществом, до границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности с тепловыми сетями администрации, которые в настоящий момент находятся в хозяйственном ведении предприятия. Газовая водогрейная котельная N 2 является единственным источником тепловой энергии в системе теплоснабжения Ирдоматского сельского поселения.
Ранее действовавшая схема теплоснабжения также была организована от источника тепловой энергии - газовой водогрейной котельной N 2 и фактически схема теплоснабжения не изменялась.
Отсутствие у ООО "Газпром теплоэнерго Вологда" на территории Ирдоматского сельского поселения тепловых сетей и источника тепловой энергии не свидетельствует об отсутствии возможности поставить тепловую энергию (мощность) потребителям данного поселения.
Возможность наделения статусом ЕТО не ставится в зависимость от наличия (отсутствия) у организации на том или ином виде права тепловых сетей или источника тепловой энергии в границах того поселения, на территорию которого утверждается схема теплоснабжения. Источник тепловой энергии или тепловые сети должны входить в утверждаемую систему теплоснабжения.
Фактически статус ЕТО оставлен за обществом, то есть за единственной организацией, владеющей в спорной системе теплоснабжения источником теплоснабжения как до момента, так и в период актуализации схемы теплоснабжения и после ее утверждения.
В связи с изложенным суд правомерно отказал обществу в признании недействительным Постановления N 149.
Все заявленные в апелляционной жалобе доводы являлись предметом исследования Арбитражного суда Вологодской области и получили надлежащую правовую оценку.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Поскольку материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 23 сентября 2022 года по делу N А13-4850/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Вологда" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.Н. Болдырева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-4850/2022
Истец: ООО "Газпром теплоэнерго Вологда"
Ответчик: Администрация Череповецкого муниципального района
Третье лицо: МУП "Водоканал Череповецкого муниципального района", Администрация сельского поселения Ирдоматское, Департаменнт топлвно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области