г. Пермь |
|
24 января 2023 г. |
Дело N А60-44438/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 января 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М.А.,
судей Гуляевой Е.И., Семенова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Марковой И.А.,
при участии:
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 11 ноября 2022 года
по делу N А60-44438/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Протон" (ИНН 6626022330, ОГРН 1116626000677)
к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области (ИНН 6661089658, ОГРН 1026605251287)
о признании незаконным действия государственного органа
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Протон" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее заинтересованное лицо, Министерство) о признании незаконным действия государственного органа по отказу в проведении аукциона.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 11 ноября 2022 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, заинтересованное лицо обжаловало решение суда в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе указывает, что судом не дана правовая оценка доводам Министерства об отсутствии возможности повторного использования проектной документации лесного участка при организации аукциона, выводы суда ошибочны. Ссылается на приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ N 54 от 03.02.2017 "Об утверждении требований к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки", согласно которому подготовка проектной документации лесного участка должна осуществляться при проектировании лесных участков при предоставлении лесных участков в аренду, наличие в материалах дела проектной документации, утвержденной приказом Министерства N 511 от 27.04.2021, на основании которой лесной участок по результатам аукциона был в 2021 году, фактической заготовки ООО "Никрес" древесины за период с января по апрель 2022 года, что повлияло на таксационные характеристики лесного участка, в связи с чем проектная документация на обозначенный лесной участок на текущий день не актуальна. Также указывает на несоответствие заявления обязательным требованиям, установленным приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 29.06.2018 N 303 " Об утверждении требований к содержанию документов_", отсутствие документов, содержащих технические характеристики и параметры объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, расчета потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры. Полагает решение неисполнимым, так как в резолютивной части решения отсутствует указание на проектную документацию, утв. Приказом Министерства N 511 от 27.04.2021. Ссылается на изменения законодательства, часть 10 статьи 29 Лесного кодекса РФ, согласно которой предоставление лесных участков в целях использования лесов для заготовки древесины не допускается, если таксация лесов, предусмотренная статьей 69.1 настоящего Кодекса, в отношении соответствующего лесного участка проведена более десяти лет назад (исходя из года подготовки имеющейся лесоустроительной документации соответствующего лесного участка). В отношении лесного участка с КН 66:16:0000000:5334, входящего в состав Нижне-Сергинского лесничества, Бардымского участкового лесничества, Бардымского участка, таксация лесов проводилась в 2000 году.
До начала судебного разбирательства от заявителя поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому последний полагает судебный акт законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей в заседание суда апелляционной инстанции не направили, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Протон" 12.07.2022 обратилось в Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области с заявлением об организации и проведении торгов на право заключения договора аренды лесного участка лесного участка, расположенного: Свердловская область, Нижне-Сергинское лесничество, Бардымское участковое лесничество, Бардымский участок, лесные кварталы 106-108, 109 (выделы 1-9, 11- 24), 110- 114, 116-121, 127-134, 140-146, 152-158, 162, 164-170, 174, 177-182, 186, 189- 194, 197, 198, 200-207, 210, 213-220, 223, 224, 227-232, 236, 239-244, 248-256, 260-267, 271-278, 282-289, 293-299, 303-319, площадь 30 256,2 га (302 562 000 кв.м). Кадастровый номер 66:16:0000000:5334.
Письмом N 12-04-10/14503 от 05.08.2022 Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области отказало ООО "Протон" в организации аукциона.
Полагая, что данный отказ не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя, последний обратился в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из противоречия оспариваемого отказа требованиям закона, нарушения прав и законных интересов заявителя.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 4 ст. 200 АПК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 71 Лесного кодекса РФ установлено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду. Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
По договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса (ст. 72 ЛК РФ).
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 73.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса.
Заявитель оспаривает правомерность отказа заинтересованного лица в проведении аукциона, изложенного в письме N 12-04- 10/14503 от 05.08.2022.
В силу положений ст. 78 ЛК РФ решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений (далее также - аукцион) принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, в том числе по заявлениям граждан и юридических лиц о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины или договора купли-продажи лесных насаждений, заключаемого в соответствии с частью 4 статьи 29.1 настоящего Кодекса (далее - заявление о проведении аукциона) (ч. 1).
Согласно ч. 6 ст. 78 ЛК РФ решение об отказе в проведении аукциона принимается в следующих случаях: 1) заявление о проведении аукциона подано в отношении лесного участка, который уже предоставлен другому гражданину или юридическому лицу; 2) заявление о проведении аукциона подано в отношении лесных насаждений, право собственности на которые уже передано другому гражданину или юридическому лицу; 3) заявление о проведении аукциона подано в отношении лесного участка, который не может быть предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду в соответствии с законодательством Российской Федерации; 4) заявление о проведении аукциона подано заявителем, с которым в соответствии с настоящим Кодексом не может быть заключен договор купли-продажи лесных насаждений по результатам аукциона; 5) заявление о проведении аукциона не соответствует требованиям к порядку и способам подачи или формату такого заявления, установленным в соответствии с частями 4 и 5 настоящей статьи.
Отказ в проведении аукциона мотивирован изменением качественных и количественных характеристик лесного участка, п.п. 3 и 5 ч. 6 ст. 78 ЛК РФ.
В ч. 4 ст. 78 ЛК РФ указано, что заявление о проведении аукциона подается на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок и способы подачи заявления о проведении аукциона, а также требования к его формату, если оно подается в форме электронного документа, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 5).
Доказательств отнесения лесного участка к категории лесов, которые не могут быть предоставлены гражданину или юридическому лицу в аренду в соответствии с законодательством Российской Федерации, в частности к защитным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам материалы дела не содержат.
Приказом Минприроды России от 29.06.2018 N 302 утверждены порядок и способы подачи заявления о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора купли-продажи лесных насаждений, заключаемого в соответствии с частью 4 статьи 29.1 Лесного кодекса Российской Федерации, требования к формату указанного заявления в случае подачи в электронной форме.
В частности указано, что заявление подается в уполномоченный орган на бумажном носителе либо в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, направляемого в уполномоченный орган посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг, региональных порталов государственных и муниципальных услуг или с использованием официального сайта уполномоченного органа.
В заявлении о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, указываются следующие сведения: а) наименование, организационно-правовая форма заявителя, его местонахождение - для юридического лица; фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя, адрес места жительства (временного пребывания), данные документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) - для гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя; б) местоположение и площадь лесного участка; в) цель, вид (виды) и срок использования лесного участка; г) кадастровый номер лесного участка; д) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем, телефон (п. 2).
В соответствии с требованиями п. 5 вместе с заявлением заявитель вправе представить следующие сведения: а) о наличии заявителя в Едином государственном реестре юридических лиц - для юридического лица; б) о наличии заявителя в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей - для индивидуального предпринимателя; в) о наличии заявителя в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (в случае подачи заявления о проведении аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины субъектами малого и среднего предпринимательства); г) об отсутствии заявителя в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений.
Согласно п. 6 в случае, если заявителем не представлены сведения, указанные в пункте 5 настоящего Порядка, уполномоченный орган запрашивает их путем межведомственного информационного взаимодействия.
В случаях, предусмотренных частью 6 статьи 78 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2018, N 1, ст. 55), уполномоченным органом принимается решение об отказе в проведении аукциона (п. 9).
Доказательств несоответствия заявления требованиям ст. 78 ЛК РФ и Приказа Минприроды России от 29.06.2018 N 302 заинтересованным лицом также не приведено.
Оценив представленные доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемый отказ незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя в связи с недоказанность заинтересованным лицом предусмотренных частью 6 статьи 78 ЛК РФ основания для принятия решения об отказе в проведении аукциона.
Также судом учтены положения ч.ч. 7-9 ст. 70.1 ЛК РФ, в силу которых проектная документация лесного участка утверждается решением органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющих полномочия по предоставлению лесных участков в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, выполнение работ по подготовке проектной документации лесных участков может быть обеспечено заинтересованным лицом, сроки действия проектной документации 2 года, пояснения заявителя о том, что на момент подачи заявления о проведении аукциона срок действия проектной документации лесного участка, утвержденной приказом Министерства N 511 от 27.04.2021, не истек.
Доказательств изменения качественных и количественных характеристик лесного участка заинтересованным лицом также не приведено.
Приведенные в обоснование апелляционной жалобы доводы о несоответствии заявления требованиям приказа Минприроды России от 29.06.2018 N 303 отклоняются, поскольку ст. 80.1 ЛК РФ и данный приказ регламентируют процедуру проведения открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины, участниками которого являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, владеющие на праве собственности или на ином законном основании объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры, предназначенными для производства изделий из древесины и иной продукции переработки древесины. В данном случае заявитель обратился с заявлением о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений в порядке ст. 78 ЛК РФ.
Приказом Минсельхоза России от 24.02.2009 N 75 утверждены Методические указания по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений.
Согласно Методическим указаниям именно органы государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении полномочий, предусмотренных частью первой статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, определяют порядок проведения аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - договоры аренды), принимают решение о проведении аукционов по продаже права на заключение договоров аренды, выступают организаторами аукциона по продаже права на заключение договора аренды. При проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений организатор определяет лесные участки, право аренды которых подлежит продаже, а при продаже права на заключение договора купли-продажи - местоположение лесных насаждений и объем подлежащей заготовке древесины; готовит документацию об аукционе.
Таким образом, именно заинтересованное лицо определяет порядок проведения аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков и готовит соответствующую документацию.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Доводы о неисполнимости судебного акта заслуживают внимания в силу следующего.
Частью 10 ст. 29 ЛК РФ установлен запрет на предоставление лесных участков в целях использования лесов для заготовки древесины, если таксация лесов, предусмотренная статьей 69.1 настоящего Кодекса, в отношении соответствующего лесного участка проведена более десяти лет назад (исходя из года подготовки имеющейся лесоустроительной документации соответствующего лесного участка).
Запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок (ч. 5 ст. 29 ЛК РФ).
Согласно ст. 69.1 ЛК РФ таксация лесов проводится в границах лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков в целях получения актуальных и достоверных сведений о лесах и лесных ресурсах, об их состоянии, о количественных и качественных характеристиках, используемых в качестве информационной основы для осуществления мероприятий по сохранению лесов, лесного планирования, для ведения государственного лесного реестра, оценки лесов, для обеспечения устойчивого управления лесами, многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов, для улучшения их качества и повышения их продуктивности. При проведении работ по таксации лесов наземными методами производится фотофиксация соответствующих лесных насаждений, материалы которой включаются в состав лесоустроительной документации.
Поскольку осуществляя функции судебного контроля за законностью решений, действий (бездействий) органов государственной власти, арбитражный суд не вправе подменять орган, наделенный полномочиями по принятию соответствующих решений, ни в письме N 12-04- 10/14503 от 05.08.2022, ни в отзыве на заявление заинтересованным лицом не были приведены доводы о несоблюдении в случае принятия решения о проведении аукциона ч. 10 ст. 29 ЛК РФ, судом указанный вопрос не исследовался, в порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя заинтересованному лицу надлежит повторно рассмотреть заявление и принять по нему решение в установленный ч. 3 ст. 78 ЛК РФ срок.
При названных обстоятельствах решение Арбитражного суда Свердловской области от 11 ноября 2022 года подлежит изменению в части способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя на основании п. 1 ч. 1 ст. 270 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 11 ноября 2022 года по делу N А60-44438/2022 изменить в части способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя.
Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Протон" путем повторного рассмотрения заявления о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка от 12.07.2022 N 13/2 и принятия по нему решения в установленный ч. 3 ст. 78 Лесного кодекса РФ срок.
В остальной части судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
М.А. Полякова |
Судьи |
Е.И. Гуляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-44438/2022
Истец: ООО "ПРОТОН"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ