г. Владивосток |
|
25 января 2023 г. |
Дело N А59-5035/2022 |
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Е.Л. Сидорович,
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области,
апелляционное производство N 05АП-8174/2022
на решение от 23.11.2022
судьи Е.С. Логиновой
по делу N А59-5035/2022 Арбитражного суда Сахалинской области,
принятое в порядке упрощенного производства,
по иску Государственного учреждения - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области (ИНН 6500005551, ОГРН 1026500532960)
к обществу с ограниченной ответственностью "Опора" (ИНН 6501286136, ОГРН 1166501057580)
о взыскании ущерба в размере 26 756 рублей, причиненного в результате несвоевременного предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета
третьи лица: Коромыслова Л.Е.,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области (далее - истец, пенсионный фонд, учреждение, Фонд) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Опора" (далее - ответчик, общество, ООО "Опора") о взыскании ущерба, причиненного в результате несвоевременного предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, в размере 26 756 рублей.
При принятии искового заявления определением суда от 04.10.2022 в порядке статьи 51 АПК РФ суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора застрахованное лицо - Коромыслову Людмилу Евгеньевну (далее - третье лицо, Коромыслова Л.Е.).
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии со статьями 226 - 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и по его результатам 237.11.2022 вынесено решение в виде резолютивной части, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
08.12.2022 судом составлено мотивированное решение в виду поступления апелляционной жалобы истца.
Не согласившись с принятым по делу решением, пенсионный фонд обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить.
С 01 января 2023 года наименование Государственного учреждения - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области изменено на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области.
Согласно доводам жалобы апеллянт настаивает на том, что общество не представило в установленный законом срок сведения в отношении застрахованного лица Коромысловой Л.Е. за январь 2021 года, что повлекло необоснованную выплату пенсионеру в виде фиксированного платежа как неработающему в сумме 26 756 руб. за период с 01.01.2021 по 30.04.2021. По мнению Фонда, указанное обстоятельство свидетельствует о наличии вины страхователя, в связи с чем учреждение обязано возместить соответствующий ущерб.
В установленный судом апелляционной инстанции срок ООО "Опора" и третье лицо отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
Поскольку апелляционный суд не усмотрел оснований для вызова сторон в судебное заседание, рассмотрение апелляционной жалобы осуществляется без вызова сторон по имеющимся в деле письменным доказательствам.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Опора" является страхователем в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ).
По заявлению Коромысловой Л.Е. от 10.08.2007 Решением ПФР N 3157 от 16.08.2007 назначена пенсия.
10.01.2021 Государственным учреждением - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области в отношении третьего лица - Коромысловой Людмилы Евгеньевны, вынесено решение о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии) с 01.01.2021: страховая пенсия 24 148,93 руб. и 8 462,27 руб. фиксированная выплата к страховой пенсии с учетом индексации как неработающему пенсионеру.
Сведения персонифицированного учета в отношении застрахованного лица Коромысловой Л.Е. за январь 2021 года страхователь ООО "Опора", в пенсионный фонд в установленные законом сроки, не предоставил.
22.03.2021 ООО "Опора" представил сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М "исх." за январь 2021 года.
Пенсионный фондом на основании представленной обществом отчетности "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М в период с января по апрель 2021 года проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
13.04.2021 центром пенсионного фонда по выплате пенсий в Сахалинской области составлен протокол о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии и социальных выплат N 148563, которым установлен факт излишней выплаты пенсии за период с 01.01.2021 по 30.04.2021 года в размере 26 756 руб.
13.04.2021 Государственным учреждением - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области в отношении третьего лица - Коромысловой Л.Е. вынесено решение об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии.
Посчитав, что ответчик несвоевременно представил отчетность по форме СЗВ-М "исх." за январь 2021 года, истец произвел расчет излишне выплаченных сумм за период с 01.01.2021 по 30.04.2021 на основании Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ (далее - Закон N 350-ФЗ), в соответствии с которым, сумма излишне выплаченных третьему лицу сумм составила 26 756 руб.
По мнению истца, в результате неправомерных действий ответчика - страхователя по обязательному пенсионному страхованию, который несвоевременно представил сведения о работающих у него застрахованных лицах, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, работающему пенсионеру (Коромысловой Людмиле Евгеньевне) выплачена за период с 01.01.2021 по 30.04.2021 повышенная фиксированная сумма страховой пенсии по старости с учетом индексации как неработающему пенсионеру, чем истцу причинен ущерб на сумму 26 756 руб.
30.03.2022 отделением пенсионного фонда в адрес общества направлено письмо N 5673-04 с предложением добровольного погашения возникшей переплаты страховой пенсии в отношении третьего лица, возникшей по вине страхователя.
Направленная ответчику претензия оставлена им без удовлетворения, ущерб истцу не возмещен, что явилось основанием обращения истца с исковым заявлением в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 272.1 АПК РФ, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в силу следующего.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" Федеральный закон от 28.12.2013и N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) дополнен статьей 26.1, определяющей порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Согласно части 1 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5-8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 названного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 названного Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5-8 статьи 18 названного Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с названным Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 названного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 названного Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
В силу части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1-3 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Положения части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ корреспондируют с положениями части 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), которым установлена обязанность страхователи представлять предусмотренные пунктами 2-2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 названной статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
Из пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ следует, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа каждого месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности осуществляется с 01.01.2019 на основании пункта 5 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" (далее - Закон N 350-ФЗ).
Согласно пункту 6 статьи 10 Закона N 350-ФЗ размер страховой пенсии в 2019-2024 годах корректируется с 1 января каждого года.
Статьей 8 Закона N 350-ФЗ установлен размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, предусмотренной частью 1 статьи 16 Закона N 400-ФЗ, с 01.01.2019 устанавливается в сумме, равной 5 334,19 руб., с 01.01.2020 - 5 686,25 руб., с 01.01.2021 - 6 044,48 руб., с 01.01.2022 - 6 564,31 руб., с 01.01.2023 - 6 931,91 руб., с 01.01.2024 - 7 313,17 руб. (в ред. Федерального закона от 28.01.2022 N 1-ФЗ "О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и статью 10 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий").
В соответствии с частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1-3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
На основании части 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1-3 названной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность 6 сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В соответствии с частью 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, в случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 названного Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, названные законоположения устанавливают ответственность страхователя по возмещению Пенсионному фонду РФ причиненного ущерба, если к возникновению такого ущерба привели его виновные действия.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статьи 1064 ГК РФ для возникновения обязанности по возмещению убытков в действиях причинителя вреда должен быть установлен полный состав гражданского правонарушения, состоящий из таких элементов, как: наличие вреда, причиненного потерпевшему; противоправность поведения причинителя вреда; причинно-следственная связь между причиненным вредом и противоправным поведением причинителя вреда; вина причинителя вреда.
Таким образом, лицо, требующее возмещения ущерба, должно доказать противоправность поведения причинителя вреда, его вину, наличие и размер убытков, а также причинно-следственную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками. При этом отсутствие одного из перечисленных условий влечет отказ в удовлетворении требования о взыскании убытков.
При этом действующее законодательство не допускает возложения на гражданина обязанности по возмещению возникшего в результате необоснованного назначения трудовой пенсии перерасхода средств на выплату трудовых пенсий Пенсионному фонду Российской Федерации при отсутствии недобросовестности со стороны получателя пенсии и счетной ошибки.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из материалов дела судом установлено, что 22.03.2021 ответчиком представлена в пенсионный фонд отчетность на Коромыслову Л.Е. по форме СЗВ-М "исх." за январь 2021 года, за февраль 2021 - 11.03.2021.
10.01.2021 пенсионным фондом в отношении Коромысловой Л.Е. принято решение о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), согласно которому третье лицо не работает по состоянию на январь 2021 года, общий размер страховой пенсии по старости составляет 24 148,93 руб.
13.04.2021 пенсионным фондом в отношении Коромысловой Л.Е. принято решение о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), согласно которому третье лицо работает по состоянию на январь 2021 года, общий размер страховой пенсии по старости составляет 19 195,05 руб.
При этом следует учесть, что размер страховой пенсии в 2019-2024 годах, согласно пункту 6 статьи 10 Закона N 350-ФЗ, корректируется с 1 января каждого года.
Выплаты производят пенсионным фондом в указанном размере с января по апрель 2021 года, поскольку сведения персонифицированного учета, в том числе за указанный период, отчетность по форме СЗВ-М представлена в пенсионный фонд ответчиком 22.03.2021.
Судом первой инстанции, как верно отмечено, что принципиальное значение имеет дата вынесения пенсионным фондом решения о выплате сумм страховой пенсии с учетом индексации.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в соответствии с частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения о застрахованных лицах, представленные страхователем.
Согласно пункту 88 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 885н (действовавших в рассматриваемый период), в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона N 400-ФЗ сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
В случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил).
В свою очередь, частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что при выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
На основании пункта 101 названных Правил излишне выплаченные пенсионеру суммы пенсии в случаях, предусмотренных частями 2 - 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, определяются за период с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникло обстоятельство, являющееся основанием для прекращения выплаты пенсии в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 25 указанного Федерального закона, по дату устранения указанного обстоятельства включительно.
Аналогичные положения содержатся и в части 5 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Таким образом, основанием для принятия органом пенсионного обеспечения решения о выплате страховой пенсии с учетом индексации или без таковой является представление страхователем сведений индивидуального персонифицированного учета о застрахованных лицах. При этом такие решения принимаются в месяце, следующем за месяцем, в котором возникли обстоятельства, как для установления индексации, так и для прекращения ее выплаты.
Как установлено арбитражным судом и подтверждается материалами дела, 22.03.2021 ответчиком представлена в пенсионный фонд отчетность по форме СЗВ-М "исх" за январь 2021 года в отношении застрахованного лица Коромысловой Л.Е.
Данные действия регионального отделения способствовали проведению органом пенсионного обеспечения процедуры индексации пенсии в сторону увеличения указанному пенсионеру в отсутствие правовых оснований для таких выплат и принятию решений о выплате страховой пенсии с учетом индексации за период с 01.01.2021 по 30.04.2021 в общей сумме 26 756 руб.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что причиной выплаты страховой пенсии в завышенном размере явилось именно представление предпринимателем неполных (недостоверных) сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь 2021 года.
При этом, учитывая, что корректирующие сведения были представлены страхователем 22.03.2021, решение о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), вынесено Пенсионным фондом ранее даты предоставления ответчиком сведений по форме СЗВ-М за январь 2021 года, а выплата пенсии в повышенном размере на основании решения от 10.01.2021 осуществлена третьему лицу по платежному документу от 29.03.2021, судебная коллегия приходит к выводу, что перерасчет размера страховой пенсии в марте 2021 произведен в увеличенном размере уже при наличии у Фонда сведений по форме СЗВ-М (исходная) в отношении указанного физического лица.
Следовательно, с учетом представления ответчиком надлежащих сведений индивидуального учета пенсионный фонд не был лишен возможности на основании указанных сведений принять решения о назначении выплаты пенсии в размере, установленном законом для работающих пенсионеров.
Вместе с тем, пенсионный фонд продолжил начисление и выплату пенсии застрахованному лицу в индексированном размере, несмотря на наличие у него информации о факте работы застрахованного лица в учреждении.
Таким образом, учитывая, что выплата страховой пенсии в увеличенном размере произведена пенсионным фондом уже тогда, когда у истца имелись актуальные сведения о факте работы Коромысловой Людмилы Евгеньевны, суд первой инстанции правомерно заключил о том, что пенсионный фонд не доказал, что выплата пенсии Коромысловой Л.Е. в завышенном размере, произошла именно в результате неправомерных действий ответчика, материалы дела также не содержат.
С учетом изложенного коллегия отмечает, что при вынесении решений о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) не были предприняты меры для уточнения факта осуществления третьим лицом трудовой деятельности на дату принятия решения - 10.01.2021. Повышенная выплата в период с 01.01.2021 по 30.04.2021 производилась без принятия соответствующего решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в связи с чем, вина ответчика в убытках истца, выразившихся в излишне выплаченной пенсии третьим лицам, отсутствует.
Указанная позиция подтверждается определением Верховного Суда Российской Федерации от 13.11.2019 N 303- ЭС19-20197.
При таких обстоятельствах, исковые требования в части взыскании ущерба, причиненного несвоевременным предоставлением ответчиком сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении Коромысловой Людмилы Евгеньевны в размере 26 756 руб. удовлетворению не подлежат в связи с недоказанностью истцом наличия причинно-следственной связи между причиненным вредом и противоправным поведением ответчика.
Выводы арбитражного суда по настоящему делу соответствуют нормам материального права и имеющимся в материалах дела доказательствам. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Соответственно оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы судом не рассматривался, поскольку заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины в силу положений статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 23.11.2022 по делу N А59-5035/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Судья |
Е.Л. Сидорович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-5035/2022
Истец: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "Опора"
Третье лицо: Коромыслова Л. Е.